Популярные услуги

Литургия оглашенных

2021-03-09СтудИзба

II. Литургия   оглашенных

Понятие о литургии оглашенных.

Вторая часть литургии называется литургией оглашенных. Такое название эта часть службы получила от содержания в ее составе молитвословий, песнопений, священнодействий и поуче­ний, имеющих вероучительный, огласительный характер.

В Древней Церкви во время совершения этой части литургии могли присутствовать вместе с верными и оглашенные (оглашае­мые), то есть лица, готовившиеся ко Крещению, а также кающие­ся, отлученные от причастия.

Святая Церковь напоминает в это время молящимся о благо­деяниях Божиих людям и, испрашивая им милости Божией, приго­товляет верных к достойному, молитвенному участию при совер­шении Святой Евхаристии.

Чинопоследование литургии оглашенных

Начало литургии оглашенных.                                                                                                  Начальный возглас священника; великая ектения; антифоны.

После отпуста проскомидии и открытия завесы царских врат диакон совершает каждение. Он кадит сначала жертвенник, по­том крестовидно престол, обходя его со всех сторон и читая тихо: "Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный".

Затем диакон, читая 50-й псалом, кадит алтарь и, выйдя северными дверьми, кадит иконостас (сначала царские врата, образ Спасителя, затем Пресвятой Богородицы, правую и левую стороны иконостаса), храм и молящихся. Возвратившись в ал­тарь южными дверьми, диакон заканчивает каждение по обычаю, то есть кадит престол с лицевой (передней) стороны, горнее место и священника, затем отлагает кадильницу и совершает поклон на горнее место и предстоятелю.

Рекомендуемые материалы

После этого священник и диакон становятся пред престо­лом и, благоговейно совершая троекратное поклонение перед ним, молятся Господу Богу о ниспослании им благодати Святаго Духа для достойного совершения Божественной службы.

Священник, подняв руки горе, а диакон, держа орарь, как во время произнесения ектений, воссылают молитву Пресвятому Духу: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй..." (один раз) - и прославляет Господа ангельским славословием: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" (дважды).

Далее они испрашивают у Господа помощи и силы на совер­шение службы: "Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою".

Затем священник целует Евангелие (на практике - Еванге­лие и престол), а диакон - престол.

1. Со дня Святой Пасхи до ее отдания "Слава в вышних Богу..." предваряется чтением не "Царю Небесный", а "Хрис­тос воскресе..." (трижды), "Царю Небесный" читается со дня Святой Троицы.

2. При соборном служении эти молитвы читает только предстоятель, и он же (один) целует Евангелие, но все сослужащие молятся вместе с ним, делают троекратное поклонение пред престолом, целуют его и кланяются предстоятелю и друг другу взаимно.

Далее диакон, наклонив главу пред священником и держа орарь тремя перстами правой руки, говорит: "Время сотворити Господеви. Владыко, благослови". Священник, благословляя диакона, говорит: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Диакон, получив благословение от священника, испрашивает его молитв о себе: "Помолися о мне, владыко святый".

Священник: "Да исправит Господь стопы твоя".

Диакон: "Помяни мя, владыко святый".

Священник: "Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Диакон произносит: "Аминь". Поклонившись священнику, он выходит на солею северными дверьми. Став против царских врат на амвоне, он трижды благоговейно поклоняется, молясь тайно: "Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою".

И далее диакон, воздев руку с орарем, произносит возгласно: "Благослови, владыко".

Священник, изображая Евангелием знак креста над антимин­сом, произносит начальный возглас литургии: "Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

Этот начальный возглас (и одновременно изображение Еван­гелием знака креста над антиминсом) означает, что начинаемое священнодействие будет совершаться во славу Пресвятой Трои­цы и в благодарное воспоминание жизни, крестной смерти и Воскресения Христа Спасителя, описанных в Святом Евангелии.

В Светлую седмицу и в отдание Пасхи после начального возгласа поется "Христос воскресе..." со стихами "Да воскрес­нет Бог..." От Антипасхи же ("Недели о Фоме) до отдания Пас­хи поется "Христос воскресе..." (трижды) без стихов. На вре­мя пения "Христос воскресе..." царские врата открываются.

По начальном возгласе священника диакон произносит вели­кую, или мирную, ектению.

Ектенией называется ряд молитвенных прошений, которые являются распространением кратких прошений "Господи, поми­луй", "Подай, Господи". Ектении разделяются на несколько видов.

Великая, или мирная, отличается от других ектений особой полнотой содержания.

Малая ектения представляет собой сокращение великой ектении.

Сугубая ектения выражает прилежнейшее моление к Богу, начинается она словами "Рцем вси..." (с первого прошения) или "Помилуй нас, Боже" (с третьего прошения).

Просительная ектения состоит из ряда прошений, каждое из которых оканчивается словами "...у Господа просим". Она начинается словами "Исполним утреннюю (или: вечернюю) мо­литву нашу Господеви".

Ектения об усопших начинается с прошения: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей...", "Еще молимся о упокое­нии..."

3. Каждый раз перед выходом на солею (амвон) для произ­ношения ектении диакон, перекрестившись, поклоняется к гор­нему месту и затем предстоятелю. Так же совершает поклоны он и по возвращении в алтарь.

Диакон начинает следующими словами великую ектению: "Миром Господу помолимся..." (смотри Служебник).

1. В словах великой ектении "Миром Господу помолимся..." верующие призываются вознести общецерковную молитву Богу в мире, то есть примирившись друг с другом, простив взаимные обиды.

2. В великой ектении подробно перечисляются наши проше­ния к Господу, но главным содержанием всех ее прошений яв­ляется молитва о мире всего мира.

Священник к общей молитве ектении присоединяется в мо­литве первого антифона[1] и просит Господа, чтобы Он призрел на этот храм и молящихся и в нем исполнил их Своих щедрот и милостей: "Господи, Боже наш, Его же держава несказанна...".

При служении без диакона священник читает эту молитву после прошения "Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную..." (поэтому хор поет медленно "Тебе, Господи"), а не после возгласа, так как возглас есть заключительная часть тайной молитвы. Так же читаются молитвы 2-го и 3-го антифонов.

Молитва 1-го антифона заканчивается возгласом священника: "Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

Диакон после возгласа священника и поклона (во время пения 1-го антифона) отходит от царских врат и становится пред иконой Спасителя, держа орарь, как обычно, тремя пер­стами правой руки.

После великой ектении поются антифоны, которыми в вос­кресные и праздничные дни служат изобразительные псалмы 102-й и 145-й. Эти псалмы пророчески изображают милости Божии, явленные роду человеческому, особенно через Воплоще­ние Сына Божия.

Хор поет 1-й антифон 102-го псалма: "Благослови, душе моя Господа..."

По окончании пения антифона диакон снова становится про­тив царских врат, и, совершив поклонение, произносит малую ектению.

Диакон: "Паки и паки миром Господу помолимся".

Хор: "Господи, помилуй" (и т.д.)

Во время произнесения малой ектении священник в тайной молитве 2-го антифона просит Господа спасти людей Своих и сохранить Святую Церковь: "Господи, Боже наш...".

Священник заканчивает молитву 2-го антифона возгласом: "Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

Диакон во время пения 2-го антифона также отходит от цар­ских врат и стоит пред иконой Спасителя. Хор поет 2-й антифон (псалом 145-й): "Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Хвали, душе моя, Господа...".

Тотчас же после 2-го антифона поется песнь, в которой Церковь кратко выражает православное учение о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа, воплотившегося и пострадавшего ради нашего спасения: "И ныне... - Единородный Сыне...".

По окончании пения 2-го антифона и "Единородный Сыне..." диакон становится снова против царских врат и произносит вторую малую ектению: "Паки и паки миром Господу помолимся".

Хор: "Господи, помилуй".

По окончании ектении диакон, сделав поклон, уходит в алтарь южными дверьми, а священник в молитве 3-го антифона просит Господа исполнить прошения молящихся к познанию Его истины и дарованию им жизни вечной: "Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы...".

В заключение священник возглашает: "Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки ве­ков".

Хор: "Аминь". И далее - Блаженны, или 3-й антифон.

В это время открываются царские врата для малого входа.

Хор: "Во Царствии Твоем помяни нас, Господи...".

Примечание:

1. Помещенные здесь антифоны называются изобразительными и поются в дни воскресные, в дни всей Пятидесятницы (от Ан­типасхи до Пятидесятницы), в праздники с бдением, полиелеем и славословием, а также и в шестиричные, если в Минее показано: "песнь от канона на Блаженнах"; в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников.

2. 3-й антифон составляет Блаженны. Он начинается сло­вами исповедания благоразумного разбойника: "Во Царствии Твоем..." Затем евангельские стихи о блаженствах чередуют­ся с тропарями из песней утреннего канона празднику или святому или с особыми тропарями Блаженн из Октоиха.

3. Эти тропари служат подтверждением  примером и сви­детельством того, как христианские добродетели приводят людей к вечному блаженству.

4. В воскресные дни число тропарей Блаженн бывает не более двенадцати и не менее восьми. Если святому не поло­жены Блаженны, то тропари берутся на 8 из Октоиха: если святому или празднику положены Блаженны, то тропари читаются на 6 из Октоиха, и на 4 из Минеи; если два святых или два праздника, причем каждому указаны Блаженны, то - на 4 из Октоиха и на 8 из Минеи (каждому на 4).

5. Если святому не положены Блаженны, то тропари - на 6 из Октоиха, а если предпразднство или попразднство, то из Минеи - на 6.

Если случится святой со славословием, полиелеем, бдением, то тропари на восемь из Минеи.

1. Тропари на Блаженнах чередуются в следующем порядке:

На 12:      Блажени нищии духом... Блажени плачущии...

На 10:      Блажени кротции... Блажени алчущии и жаждущии...

На 6:        Блажении миротворцы... Блажени изгнани...

На 4:        Блажени есте, егда поносят вам... Радуйтеся и веселитеся...

"Слава"    тропарь канона.

"И ныне"  Богородичен канона.

7. В праздники Господни (двунадесятые): Рождество Хрис­тово, Богоявление, Вербное воскресенье (Неделя Ваий), Воз­несение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне и Воздвижение Честнаго Креста, а также в день Святой Пасхи и во все дни Светлой седмицы поются антифоны праздничные, помещенные в Минеях месячных или в праздничной, или же в Триодях.

8. Праздничные антифоны состоят из стихов, псалмов, избранных применительно к празднуемому событию, и припевов к ним.

Например: в первом антифоне за каждым стихом следует припев: "Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас"; во втором антифоне припев: "Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы... во Иордане крестивыйся..." и т.д., смотря по празднику. В праздник Пятидесятницы поется припев: "Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: аллилуиа" (один раз). На "Слава, и ныне" поется песнь "Единородный Сыне..." На третьем антифоне за каждым стихом - тропарь празднику.

9. В седмичные дни поются антифоны вседневные, помещен­ные в Ирмологии и в конце Апостола. Они поются, когда нет указаний в Уставе петь на Блаженнах из канона и состоят из стихов псалмов

91-го: "Благо есть исповедатися Господеви..." и

94-го: "Приидите возрадуемся Господеви..."

10. К стихам ветхозаветных псалмов вседневных антифонов присоединяются припевы новозаветных песней:

   к стихам 1-го антифона - "Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас";

2-го антифона - "Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас";

3-го антифона - "Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый, поющия Ти: аллилуиа".

Малый вход

Во время пения 3-го антифона, или Блаженн (если день воскресный или праздничный), отверзаются царские врата. Свя­щенник и диакон, стоящие пред престолом, совершают троекрат­ное поклонение и, по установившейся практике, священник це­лует Евангелие и престол, а диакон - престол. Затем священ­ник берет Евангелие, подает его диакону, и оба идут, обходя престол с правой стороны, проходят через горнее место и вы­ходят на солею северными дверьми, в предношении свещеносцем свечи.

Диакон несет Евангелие в обеих руках. Став на обычном месте на солее, оба священнослужителя преклоняют главы, и диакон тихо произносит: "Господу помолимся", а священник читает про себя молитву входа, в которой просит Господа, чтобы Он со входом священнослужителей сотворил и вход анге­лов, им сослужащих и сославословящих Божию благость: "Владыко Господи, Боже наш..."

По окончании молитвы диакон, держа левой рукой Еванге­лие, а в правой орарь и показуя правой рукой к востоку, говорит священнику: "Благослови, владыко, святый вход".

Священник, благословляя, произносит: "Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков".

После этого диакон подает священнику целовать Святое Евангелие и, поцеловав руку священника, держащую Евангелие, кланяется священнику.

По окончании пения антифона диакон, стоя впереди свя­щенника пред царскими вратами, возвышает Евангелие, изобра­жая им крест, и велегласно произносит: "Премудрость, прости".

Словом "Премудрость" молящимся дается указание о высоком значении и глубокой содержательности (премудрости) следующего далее пения и чтения, а словом "прости" (стойте прямо!) вну­шается стоять в это время с особенным благоговением и вни­манием, чтобы уразуметь в молитвословиях и священнодействиях литургии сокровенную в них Божию Премудрость.

Хор: "Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, воскресни из мертвых (в воскресенье), поющия Ти: аллилуиа (единожды).

1. В дни пения праздничных антифонов, а также в праздник Сретения Господня и в День Святаго Духа после "Премудрость, прости" диакон произносит еще "входное", то есть стих из пророческих псалмов, имеющий отношение к праздничному собы­тию, выражающий благоговейное приветствие Церкви Сыну Божию.

2. После входного стиха не поется "Приидите, поклонимся...", а поются тропарь и кондак празднику.

3. Вход с Евангелием служит изображением выступления Господа Иисуса Христа на проповедь.

4. Молящиеся взирают на Евангелие, как на Самого Господа Иисуса Христа, идущего на проповедь, и от лица молящихся хор воспевает: "Приидите, поклонимся..."

5. В седмичные дни вместо "...воскресый из мертвых..." поется "...во святых Дивен сый...", а в праздничные Богородичные (по широко распространенной практике, не подтвержда-емой, однако, Уставом): "Молитвами Богородицы..."; в попразднства Господних праздников, например Рождества Христова: "... рождейся от Девы...", Крещения Господня: "...во Иордане крестивыйся" и т.д.

Священнослужители во время пения "Приидите, поклонимся..." входят в алтарь, диакон полагает Евангелие на престол. Свя­щенник целует малую икону Спасителя, находящуюся сбоку цар­ских врат, обращается лицом к западу, благословляет свещеносца, целует такую же икону Богоматери у царских врат и, войдя в алтарь, целует престол.

Хор поет тропари и кондаки.

1. Вход с Евангелием называется малым, в отличие от ве­ликого входа, бывающего на литургии верных, когда совершает­ся перенесение Честных Даров с жертвенника на престол.

2. Кондак и тропарь - песнопения, кратко и образно выра­жающие сущность праздника или жизни святого.

Устав о пении тропарей и кондаков содержится в Типиконе (глава 52, а также главы: 2, 3, 4, 5, 12, 13, 15). Например, "Аще в неделю случится святой с бдением": тропарь воскресен и Богородице (если храм Ее) и святому, далее - кондак воскре­сен; на "Слава" - кондак святому; на "И ныне" - кондак Бого­родице (храма).

В воскресные и праздничные дни петь кондак "Со святыми упокой" не положено. Не полагается также во время пения тропарей и кондаков возглашать "Во блаженном успении" и петь "вечную память". Это можно сделать по заамвонной мо­литве или, лучше, на панихиде.

Трисвятое

По входе в алтарь священник во время пения тропарей и кондаков тайно читает молитву Трисвятого пения и от лица всех верующих просит Бога, чтобы Он, Трисвятою песнию от серафимов воспеваемый и от херувимов славословимый, принял Трисвятую песнь и от наших уст, от нас смиренных и грешных, простил нам всякое согрешение, освятил наши мысли, души и телеса и дал силы непорочно и праведно служить Ему до конца жизни.

"Боже Святый, Иже во святых почиваяй...". Эта молитва Трисвятого читается и тогда, когда вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся..." или "Кресту Твоему...".

Когда певцы оканчивают пение последнего кондака на "И ныне", диакон, приклонив главу и держа, как обычно, тремя перстами орарь, обращается к священнику со словами: "Благо­слови, Владыко, время Трисвятаго".

Священник, благословляя диакона, вслух произносит окон­чание молитвы Трисвятого пения: "Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно".

Диакон, испросив у священника благословение на время Трисвятого, становится в царских вратах лицом к молящимся и, показуя орарем на икону Спасителя, а затем обращаясь (от иконы Спасителя) к иконе Богоматери и далее к престолу, возгласно произносит, доканчивая возглас священника: "И во веки веков. "

Хор: "Аминь".

Далее диакон отходит от царских врат и становится рядом с священником, с правой стороны его, около престола.

Хор: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас" (трижды).

"Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь". "Святый Безсмертный, помилуй нас".

"Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, по­милуй нас" (За архиерейской службой Трисвятое поется семь раз).

1. В праздники Рождества Христова, Богоявления, в Лаза­реву и Великую субботы, во все дни Пасхальной седмицы и в Пятидесятницу вместо Трисвятого поется: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа".

2. Этот стих вместе с "аллилуиа" поется в воспоминание обычая Древней Церкви совершать таинство Крещения оглашенных в эти дни.

3. В праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня и в Неделю Крестопоклонную вместо Трисвятого поется: "Крес­ту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим".

Во время пения хором Трисвятого священнослужители также читают Трисвятое трижды (во время пения "Елицы" или "Крес­ту Твоему" надлежит читать эти песнопения), благоговейно совершая при этом троекратное поклонение пред престолом, после чего диакон, обращаясь к священнику, говорит ему: "Повели, владыко"; целует престол и отходит через южную (правую) сторону престола к горнему месту, становясь там лицом к молящимся.

Священник также целует престол и отходит к горнему месту, произнося: "Благословен Грядый во имя Господне".

Затем диакон обращается к священнику со словами: "Благос­лови, владыко, горний престол".

Священник, благословляя горнее место, говорит: "Благос­ловен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на херувимех, всегда, ныне и присно, и во веки веков". И становится с южной стороны престола также лицом к молящимся.

Чтение Апостола и Евангелия

В конце пения Трисвятого, когда предстоятель стоит на горнем месте, чтец получает от него благословение на чтение Апостола.[2]

Молящиеся призываются в это время к слушанию Апостола, а затем Евангелия особыми возглашениями.

Диакон возгласно произносит: "Вонмем" (будем внимательны).

Священник с горнего места, благословляя молящихся, говорит: "Мир всем" (как необходимое условие для слушания слова Божия).

Чтец: "И духови твоему" (то есть: "и тебе также мы желаем мира").

Диакон: "Премудрость" (будем внимательны, ибо следуемое чтение - премудрость).

Чтец и хор: (попеременно) (Прокимен, например, воскрес­ный 1-го гласа). "Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя".

1. Прокимном (греч.- "предлежащий") называется краткий стих, предшествующий чтению Священного Писания и взятый обычно из стихов псалма, применительно к суточному или праздничному богослужению, он указывает на содержание последующего чтения или на сущность праздника.

2. Прокимен полностью поется дважды, а в третий раз пер­вая половина прокимна произносится чтецом, а вторая поется хором.

3. Если положено петь два прокимна, то первый поется дважды, а второй - один раз.

4. В воскресные дни поется прокимен воскресный рядового гласа. Если случится в воскресенье двунадесятый Господний праздник, то поется только прокимен празднику.

5. Если же в воскресенье случится Богородичный праздник, или святого, или отдание двунадесятого праздника, то проки­мен воскресный поется дважды, а празднику - один раз.

6. В седмичные дни поется или один прокимен дню, или прокимны дню и святому, или же один прокимен празднику (дву­надесятому). Причем когда поется прокимен дню и святому, то в субботу сначала дважды поется прокимен святому, а потом один раз дню. В остальные дни седмицы, наоборот, сначала - дню (дважды), а потом (один раз) - святому. (Прокимны содер­жатся в конце Служебника и Апостола, а также в Минее, Триоди и Октоихе).

После пения прокимна диакон возглашает: "Премудрость".

Чтец произносит: "К Римлянам Послания святаго апостола Павла чтение", или: "Соборнаго Послания Иаковля чтение", или: "Деяний святых апостол чтение" и т.д. (смотря по тому, какое чтение положено).

Диакон: "Вонмем".

Чтец читает Апостол.

Чтение Апостола изображает проповедь апостолов по горо­дам и весям (селениям), куда они были посланы Спасителем.

Если Апостол читается из Деяний апостолов, то он предва­ряется словами: "Во дни оны..."; если же из посланий апостола Павла к Церквам, то начинается словом: "Братие..."; если - из Пастырских его посланий, то: "Чадо Тимофее..." или "Чадо Тите..."; если из Соборных посланий, то большей частью: "Возлюбленный"..., (иногда) "Братие...".

Во время чтения Апостола и пения аллилуария диакон, взяв кадильницу и получив благословения на каждение от священника, кадит престол, алтарь, иконостас, а также священника, затем читающего Апостол, лик (хор) и всех молящихся. Для каждения иконостаса, затем чтеца и молящихся диакон выходит из алтаря царскими вратами. Это каждение фимиама совершается в знаменование благодати Святого Духа, которая сходит в сердце моля­щихся, с благоговением слушающих слово Божие. По утвердившейся практике каждение совершается во время чтения самого Апос­тола. Но правильнее кадить на аллилуарии, который является своего рода прокимном к Евангелию. Поэтому и возглашать стихи аллилуария и петь "Аллилуиа" надлежит возгласно и тор­жественно. Как пред чтением Апостола поется прокимен, так пред чтением Евангелия на литургии поется "Аллилуиа". "Аллилуиа" есть песнь, прославляющая Господа и возвещающая о пришествии Его на землю.

Священник во время чтения Апостола сидит с южной стороны горнего места, как равный Апостолам по благодати учитель­ства.

Священник (по прочтении Апостола): "Мир ти".

Чтец: "И духови твоему".

Диакон: "Премудрость".

Чтец и хор: "Аллилуиа" (трижды). Чтец велегласно читает аллилуарий, а хор поет "Аллилуиа" после каждого стиха.

Во время пения аллилуария перед чтением Евангелия свя­щенник тайно читает молитву (испрашивая у Бога для себя и молящихся разумения евангельских слов, страха блаженных заповедей - к попранию похотей и утверждению в духовной жизни): "Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко...". По прочтении священником молитвы перед чтением Евангелия диакон подходит к нему, приклоняет главу и, показуя орарем на Евангелие (на престоле), говорит тихо священнику: "Бла­гослови, владыко, благовестителя Святаго апостола и еванге­листа (имя рек евангелиста читаемого Евангелия).

Священник, благословляя его, произносит тихо: "Бог, мо­литвами святаго, славного, всехвального апостола и еванге­листа (имя рек) да даст тебе глагол благовествующему силою многою во исполнение Евангелия Возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа".

С этими словами он передает диакону Евангелие и снова отходит к горнему месту.

Диакон, сказав: "Аминь", поклоняется Евангелию и, прини­мая Евангелие из рук священника целует его руку. Затем диакон обносит Евангелие вокруг престола чрез горнее место (на горнем месте он останавливается и подает Евангелие для целования предстоятелю) и царскими вратами выносит на ам­вон, где для чтения Евангелия поставляется аналой. (Однако, при чтении "Благослови, владыко, благовестителя..." и "Бог молитвами..." в алтаре, правильнее было бы выносить Еванге­лие на амвон прямо через царские врата, не обходя престол. Перед диаконом, несущим Евангелие, идет свещеносец со све­чой и ставит свечу перед аналоем (или становится с ней у аналоя), а хор заканчивает аллилуарий. На амвоне диакон по­лагает Евангелие на левое плечо, правой рукой полагает на аналой конец ораря, кладет на него Евангелие и раскрывает его.

1. В воскресные и праздничные дни диакон, приняв от предстоятеля Евангелие и по обычаю сделав с ним выход на амвон, ставит на аналой (на конец ораря) Евангелие и, дер­жа его обеими руками, на амвоне возглашает: "Благослови, владыко, благовестителя...", приклоняя на руки главу и оставаясь в таком положении до окончания возглашения предстоятеля. Предстоятель с горнего места вслух молящихся произносит: "Бог, молитвами святаго, славного..." и рукой благословляет диакона. Диакон говорит: "Аминь", полагает Евангелие на ана­лое и раскрывает его для чтения.

Если служба совершается соборне, то предстоятель стоит на горнем месте, второй священник подает Евангелие диакону, который несет Евангелие чрез горнее место, дав его целовать предстоятелю, и исходит на амвон.

Если служит один священник без диакона, то он читает Евангелие на престоле и по окончании чтения поставляет Еван­гелие на горней стране престола. Возглашения "Благослови, владыко" и "Бог молитвами... " при этом опускаются.

2. Слова "силою многою..." заканчивают моление о ниспос­лании силы свыше к действительному и благоуспешному принятию в сердца молящихся евангельского благовестия.

3. За чтением Апостола следует чтение на амвоне Евангелия, изображающее проповедь Самого Господа Иисуса Христа народу. Зажженная свеча знаменует свет евангельского учения.

4. На литургии в Великую Субботу поется не "Аллилуиа", а поется (на 7-й глас) стих 81-го псалма (обычно перед Пла­щаницей): "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех". (Во время этого пения священнослужители пере­облачаются в светлые одежды).

Священник, стоя на горнем месте, за престолом, на южном его углу, лицом к молящимся, произносит: "Премудрость, прос­ти, услышим Святаго Евангелия. Мир всем".

Хор: "И духови твоему".

Диакон: "От Матфея Святаго Евангелия чтения" (или из дру­гого евангелиста, - смотря по тому, из какого Евангелия поло­жено чтение).

Хор: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе".

Священник: "Вонмем".

1. Если служат два диакона, то диакон, который не читает Евангелие, произносит: "Премудрость, прости", и "Вонмем".

2. Пред чтением Евангелия священнослужители снимают скуфьи, камилавки и митры (надевают их по прочтении Еванге­лия). Диакон читает Евангелие.

Во время чтения Евангелия священнослужители и народ стоят с приклоненными главами, в знак глубокого благоговения к слову Божию.

Священник по окончании чтения Евангелия говорит диакону: "Мир ти, благовествующему". Хор: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе". По окончании чтения Евангелия диакон целует его, закрывает, берет его и орарь с аналоя, подносит Евангелие к царским вра­гам и передает его священнику, целуя его руку.

Священник, приняв Евангелие, целует его и поставляет на горней стране престола, выше антиминса. Далее он бла­гословляет свещеносца (и закрывает царские врата).

Сугубая ектения.                                                                                                                                                     Раскрытие антиминса и окончание литургии оглашенных.

Передав священнику Евангелие, диакон становится на амво­не и произносит сугубую ектению. (Если служит священник один, то он сам говорит ектению).

Диакон: "Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем".

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй".

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй".

 Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексие, и о Господине нашем Преосвященнейшем (имя рек правящего епископа), и всей во Христе братии нашей".

Хор: "Господи, помилуй".

Во время прошения о властях церковных священник читает молитву, в которой просит Бога, чтобы Он принял моление, к которому призывает ектения, и ниспослал людям щедроты Свои: "Господи, Боже наш, прилежное сие моление приими от Твоих раб..."

Затем священник развертывает илитон и антиминс с трех сторон, неразвернутой остается только верхняя сторона антиминса.

Диакон: "Еще молимся о Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных и создателех святаго храма сего (в монастыре: и создателсх святыя обители сея), и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Еще молимся о плодоносящих и доброделающих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и пред­стоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милос­ти".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Священник: "Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

По церковной практике к сугубой ектение добавляется (обычно после прошения о преждепочивших) особые прошения, например, поминовение о здравии (по просьбам прихожан): "О милости, мире, жизни, здравии, спасении рабов Божиих (имя рек) и всех зде предстоящих и молящихся и о еже умножити лета живота их" и др. Бывает также чтение молитв после сугубой ектении. Тогда диакон произносит: "Господу помолимся", хор: "Господи, помилуй", и читается священником молитва, например, о болящем.                                              

Во все дни церковного года (кроме воскресных дней, дву­надесятых и храмовых праздников) после сугубой ектений чита­ется ектения об усопших, при открытых царских вратах.[3]

Диакон: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Еще молимся о упокоении души (душ) усопшаго (шия, ших) раба (ы, ов) Божия (ей, их) (имена рек) и о еже проститися ему (ей, им) всякому прегрешению, вольному же и невольно­му".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Яко да Господь Бог учинит душу (души) его (ея, их), идеже праведнии упокояются".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Милости Божия, Царствия Небесного и оставления грехов его (ея, их) у Христа, Бессмертнаго Царя и Бога нашего, просим".

Хор: "Подай, Господи".

Диакон: "Господу помолимся".

Хор: "Господи, помилуй".

Священник читает (тайно или возгласно) молитву: "Боже духов и всякия плоти..."

Возглас: "Яко Ты еси Воскресение и живот, и покой усопшаго (шия, ших) раба (ы, ов) Твоего (ея, их) (имена рек), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и прис­но, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

Царские врата закрываются. Далее диакон произносит ектению об оглашенных: "Помолитеся, оглашеннии, Господеви" (см. Служебник).

Молитвой об оглашенных священнослужитель просит Господа, чтобы Он огласил словом истины тех, которые еще не вошли в полное общение с Церковью, готовясь к принятию Крещения, чтобы открыл им слово Евангелия, присоединил их к Святой Своей Церк­ви, помиловал и сохранил Своею благодатию.

Во время чтения этой ектении оглашенные приклоняют главы, чтобы принять благословение Божие, которое священник испраши­вает им в молитве об оглашенных. (Начиная с этой молитвы, тексты тайных молитв на литургиях святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого отличаются).

На литургии св. Иоанна Златоуста

На литургии св. Василия Великого

"Господи Боже наш, Иже на высоких живый и на смиренный призираяй..."

"Господи Боже наш, Иже на небесех живый..."

По окончании тайной молитвы священник возглашает: "Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков". Хор: "Аминь".

Молитвы об оглашенных имеют отношение и к верным: они вну­шают и им проверить свою совесть, достойны ли они присутство­вать в храме и молитвенно участвовать в совершении литургии верных.

В Служебнике после возгласа "Да и тии с нами..." есть указание: "Священник простирает антиминс", т.е. открывает верхнюю, оставшуюся еще не раскрытой, часть антиминса. По при­нятой в настоящее время практике, илитон и три стороны антимин­са раскрываются во время сугубой ектении - при прошении о влас­тях церковных, верхняя же сторона открывается на ектении об оглашенных - при прошении "Открыет им Евангелие правды", а во время возгласа "Да и тии с нами..." священник делает губкой (находящейся в антиминсе) крест над антиминсом и, поцеловав губку, отлагает ее в верхний правый угол антиминса, а затем целует антиминс.

Диакон: "Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите!; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся". Хор: "Господи, помилуй".

Возглашением диакона "Оглашеннии, изыдите..." заканчивает­ся вторая часть литургии - литургия оглашенных.



Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 5.1. Разные подходы к типологии культур.

[1] В великие Господние праздники (двунадесятые) вместо псалмов и Евангельских блаженств поются антифоны, или из­бранные из псалмов стихи, содержащие в себе пророчество о воплощении Сына Божия и сопровождающиеся припевами, указы­вающими на исполнение пророчеств о Нем, а также и на сущность праздника. Антифонами называются песнопения, которые исполняются попеременно двумя ликами (хорами). Существует три вида литургийных антифонов: вседневные, изобразительные и празд­ничные.

Вседневные поются в седмичные дни, с понедельника по пятницу включительно, когда в эти дни нет праздника с красным знаком (святой бденный, полиелейный или с великим славосло­вием), или предпразднства, или попразднства двунадесятых праздников и пения Цветной Триоди. Помещены эти антифоны на обороте последнего листа Апостола и Ирмология.

Изобразитель­ные антифоны поются во все субботы и воскресные дни, а также в седмичные дни, когда бывает Богородичный праздник или свя­того с бдением, или полиелеем, или великим славословием, а также в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников и пения Цветной Триоди. Помещены они в Часослове (в чине изобразительных и в Ирмологии).

     Праздничные антифоны поются во всю Неделю (седмицу) Пас­хи и в первый день двунадесятых Господних праздников: Возд­вижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Входа Господня во Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы и Преображения Господня. Помещены они в Апостоле, а также в Минее и в Триоди наряду. Устав об антифонах и пении их см. далее.

[2] Посвященный в стихарь читает Апостол на амвоне, иной чтец - за амвоном.

[3] Церковный устав допускает произношение заупокойной екте­нии только в те дни, когда разрешено "приношение о усопших", т.е. не в праздники и не в воскресные дни. Поэтому же в чине литургии св. Василия Великого, которая никогда не совершается в непраздничные дни, нет вовсе указания на произношение заупо­койной ектений. В приходской практике, где нет ежедневного богослужения, заупокойная ектения произносится и на воскрес­ной литургии, но в дни двунадесятых праздников ее произносить не следует. Тем более недопустимо произношение подряд несколь­ких заупокойных ектений. Правда, тот или иной день не является одинаковым для всех почивших: одни из них поминаются в духе постоянной молитвы о усопших, другие как новопреставленные, или в связи с исполнением их девятин, сорочин, или годин, или дней Ангела, и т.д. Имена таких усопших следует выделять не отдельными ектениями, а поминовением их на возгласе "Яко Ты еси Воскресение...", где они поминаются подряд.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее