Популярные услуги

Проскомидия

2021-03-09СтудИзба

I. Проскомидия

Понятие о проскомидии

"Проскомидией называется первая часть литургии, на кото­рой, чрез особые священнодействия, из принесенных хлебов и вина приготовляется вещество для Святой Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой - Не­бесной и земной".

От древнего обычая приносить в храм хлеб и вино для таинства Святой Евхаристии первая часть литургии и называ­ется проскомидией - приношением. Хлеб, требуемый для Свято­го Таинство, должен быть чистый, пшеничный, замешенный прос­той водой, и квасным (т.е. не пресным, а вскисшим, приготовленным на дрожжах).

На проскомидии употребляются в настоящее время в Русской Православной Церкви пять хлебцев, именуемых просфорами. По внешнему виду просфора должна быть кругловидной и двухсоставной, в таинственное ознаменование двух естеств в Господе Иисусе Христе - Божеского и человеческого, с изображением на ней (обычно) креста, в знак того, что эта просфора назначена для священного употребления, по сторонам креста она имеет надпись:

ИС. ХС. = Иисус Христос

НИ. КА. = Победитель (побеждает)

Просфора со знаком креста употребляется для изъятия Агнца на проскомидии. На других просфорах могут быть изображения Божией Матери или святых.

Просфоры для проскомидии приготовляются несколько больше других просфор. Выпекаются просфоры особо назначенными для этого церковнослужителями.

Рекомендуемые материалы

Вино должно быть виноградным, красным. Вино соединяется с водой, в воспоминание Крови и воды, истекших из прободенного ребра Спасителя во время Его страданий. (Никаких фрук­товых соков вместо виноградного вина употреблять не положено).

Символика священнодействий проскомидии

На проскомидии вместе с воспоминанием о воплощении Гос­пода Иисуса Христа воспоминаются Его страдания и смерть, предсказанные прообразовательно ветхозаветными пророками. Вслед­ствие этого слова и действия проскомидии имеют двоякое значе­ние; с одной стороны, изображают Рождество Христово, с другой - страдания и смерть Его. Так, приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют рождение Иисуса Христа, жертвенник изображает вертеп, дискос - ясли, в которых был положен Младенец Христос, звездица - звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, покровцы - пелены, которыми был повит Спаситель. Чаша, кадильница и фимиам напоминает о дарах, принесенных волхвами. Молитвы и славословия, совершаемые священником и диаконом, изображают поклонение и славословие, которые воз­дали Спасителю вифлеемские пастыри и волхвы.

Крестообразное разрезание агнца и прободение его озна­чают распятие Иисуса Христа и излияние Его Крови, в это время читаются слова пророка Исаии, пророчески указывающие на страдания Спасителя: "Яко овча на заколение ведеся... ".

Соединение всех частей вокруг Святого Агнца на дискосе символизирует Церковь Божию, Глава которой -  Господь Иисус Христос.

Чинопоследование проскомидии.

По облачении священник и диакон при чтении 25-го псалма (стт. 6-12) умывают себе руки в знак духовной чистоты, с кото­рый они начинают богослужение. Словами этого псалма они выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы Господь не погубил их с творящими нечестие: ''Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи...''.

Далее диакон приготовляет все необходимое для соверше­ния Святой Евхаристии, снимает покрывала с престола и жерт­венника, зажигает на жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос (слева) и чашу (справа), а также копие, лжицу, покровцы, воздух; просфоры, вино, ковшичек, тарелочку и губку.

Приготовив для проскомидии все потребное, священник и диакон подходят к жертвеннику и, благоговейно совершив пред ним троекратное поклонение молятся об очищении своих грехов, читая: ''Боже, очисти, мя, грешного, и помилуй мя", и седален из службы Великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее - нашем искуплении: ''Искупил ны ecи от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием прободся, бессмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе".

По долгу благоговения к евхаристическим сосудам, священ­ник при чтении этого тропаря обычно целует их. При произне­сении слов ''Искупил ны еси от клятвы законныя" он целует дискос, при словах ''честною Твоею Кровию'' - чашу. Произно­ся ''на Кресте пригвоздився'', целует звездицу, "и копием прободся'' - копие и, наконец, при словах ''бессмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе'' - лжицу.

Чтение этого тропаря знаменует, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу - Евхаристии в воспоминание великой Господней жертвы на Голгофе. Затем диакон тихо говорит: "Благослови, владыко". Священник возглашает: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков''. Диакон: ''Аминь''.

Чтец после возгласа священника начинает на клиросе чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает 3-й и 6-й часы, которые по содержанию находятся в тесной связи с проскомидией. В псалмах, тропарях и других молитвах часов прообразовательно, как и на проскомидии, изображается земная жизнь Господа Иисуса Христа.

Священник по возгласе ''Благословен Бог наш... '' берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правой руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над печатью просфоры, и с троекратным же произнесением слов: "В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа''. И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя - с левой) со словами: "Яко овча на заколение ведеся. ''.

(Для удобства допускается повернуть просфору так, что­бы ее правая сторона была обращена к правой стороне соверши­теля).

Делая надрез с левой стороны (от себя - с правой), священник говорит: ''И яко Агнец непорочен, прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст Своих''.

Верхняя сторона просфоры надрезается со словами: ''Во смирении Его суд Его взятся".

Нижняя сторона надрезается со словами: "Род же Его кто исповесть?"

Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит: "Господу помолимся", держа орарь в руке, как при чтении ектений.

После надрезания просфоры диакон говорит: ''Возми, влады­ко". Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова: ''Яко вземлется от земли живот Его", и полагает его не дискос печатью вниз.

Диакон: "Пожри, владыко" (от слав. слова "пожрети" - принести в жертву).

При этих словах диакона священник делает на нижней сто­роне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), го­воря: "Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение".

Затем обращает Агнец печатью вверх.

Диакон: ''Прободи, владыко''.

При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой Его стороны, говоря: ''Един от воин копием ребра Его прободе, и абие (т.е. тотчас) изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его''.

Диакон: "Благослови, владыко, святое соединение".

Получив благословение, диакон вливает в потир (чашу) вино, соединенное с небольшим количеством воды.

Священник, взяв вторую просфору, говорит: "В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой Жертвенник".

Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя - с левой), вблизи от его средины, произнося: "Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна''.

Священник, взяв третью просфору (девятичастную) и вынимая из верхней частички, произносит:

1. "Честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна'', - и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дис­косе с левой стороны Агнца (от себя - с правой), ближе к верхней его части, начиная этой частицей первый ряд.

Затем священник говорит:

2. Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея: святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков", - и, отделив от просфоры вторую частицу, полагает ее ниже первой, на такое же расстояние от Агнца.

Далее священник говорит:

3. "Святых славных и всехвальных апостол Петра и Павла и прочих всех святых апостолов", - и, отделив от просфоры третью частицу, полагает ее ниже второй, оканчивая ею первый вертикальный ряд частиц.

Затем священник произносит:

4. "Иже во святых отец наших, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты, епископа Новгородского, Леонтия, епископа Ростовского, и всех святых святителей", и, отделив четвер­тую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй ряд.

Потом священник говорит:

5. "Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц", - и, отделив пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго ряда.

Затем священник говорит:

6. "Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Сера­фима Саровского и всех преподобных отец; и преподобных матерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египетской и всех святых преподобных матерей",- и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчи­вая второй ряд.

Продолжая, священник произносит:

7. "Святых и чудотворцев, бессребреник Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая и всех святых бессреб­реников", - и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд.

Далее священник говорит:

8. "Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, их же молитвами посети ны, Боже'', - и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда.[1]

Затем священник говорит:

9. "Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Конс­тантинопольского, Златоустаго (или: "Иже во святых отца на­шего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския",- если совершается его литургия), - и, отделив частицу девя­тую, полагает ее в конце третьего ряда, заканчивая ею этот ряд.

Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священник говорит:

      "Помяни, Владыко Человеколюбче, Святейшия православныя патриархи и великого Господина и отца нашего, Святейшего Пат­риарха Алексия, Господина нашего Преосвященней-шего (имя рек) и всякое епископство православных, честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита  или игумена нашего - имя рек), братию и сослужебники наша, священники, диаконы, и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение, Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко".

Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры, священник произносит:

      "Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православ­ных людей ея" - и потом; вынимая из нее же и затем из при­несенных народом на проскомидию просфор частицы, поминает живых членов Церкви с произнесением слов: "Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия" (или рабов Божиих) - имя рек.

(Пред тем как вынуть из поданной на проскомидию просфоры частицу, священник по обычаю знаменует просфору крестообразно копием).

Все вынутые о здравии частицы полагаются с нижней сторо­ны Агнца, причем две из них - за Святейшего Патриарха и епар­хиального епископа - полагаются выше остальных частиц, вы­нутых о здравии.

Наконец, взяв пятую просфору и вынимая из нее частицы, священник говорит:

"О памяти и оставлении грехов святейших патриархов пра­вославных, и блаженных создателей святаго храма сего (в обители: святыя обители сея)".

В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой же пятой просфоры или из просфор, поданных верующими, священник вынимает частицы о упокоении почивших: "Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия (или рабов Божиих), - имя рек".

Заканчивая поминовение, священник произносит: "Помяни, Господи, и всех в надежди воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи".

Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.

Закончив поминовение усопших, священник снова берет чет­вертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со слова­ми: "Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми вся­кое согрешение, вольное же и невольное".

После этого при помощи губки священник собирает с краев дискоса частицы, чтобы ни одна из них не могла упасть с него.

Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря: "Благослови, владыко, кадило. Господу помолимся".

Священник, благословляя кадило, читает молитву: "Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа".

Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит: "Господу, помолимся".

Священник, взяв развернутую звездицу, надносит ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным; постав­ляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова: "И пришедши звезда, ста верху, идеже бе Отроча".

Диакон: "Господу помолимся".

Священник надносит над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит: "Господь воцарися, в лепоту облечеся..."

Диакон: "Господу помолимся. Покрый, владыко".

Священник надносит над кадильницей второй покровец и покрывает им потир (чашу) со словами: "Покры небеса добро­детель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля".

Диакон: "Господу помолимся. Покрый, владыко".

Священник надносит над кадильницей воздух и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит: "Покрый нас кровом крилу Твоею..." Потом священник берет кадило и, покадив предложение, произносит (трижды): "Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе".

Диакон же каждый раз молитву священника заканчивает сло­вами: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".

Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоняют­ся при каждом славословии. Диакон глаголет: "О предложенных Честных Дарех Господу помолимся".

Священник, приняв кадильницу, читает молитву предложения: "Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, Пищу всему миру..." По прочтении этой молитвы священник оканчивает проско­мидию славословием, произнося: "Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе".

Диакон: "Слава..., и ныне... Господи, помилуй (трижды). Благослови".

В заключение проскомидии священник произносит краткий отпуст: "Воскресый из мертвых (только в день воскресный, в седмичные дни отпуст начинается прямо со слов:) "Христос, истин­ный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец".

На литургии святаго Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския.

Диакон: "Аминь".

Информация в лекции "4 Предмет механики разрушения" поможет Вам.

Частные просфоры

После совершения проскомидии священник вынимает частицы о живых и умерших из подаваемых мирянами просфор, причем он вынимает особую частицу за каждого из живых и умерших отдель­но, а не должен ограничиваться изыманием одной частицы за многих.

Изымание частиц о здравии и упокоении из одной и той же подаваемой кем-либо из молящихся просфоры нигде не запре­щается и допускается практикой. Когда на проскомидии по­даются одни помянники (записки) без просфор, тогда о здравии или упокоении вынимаются частицы из служебных просфор.

Священник может вынимать частицы за живых и умерших не только на проскомидии, но и на самой литургии до великого входа, до перенесения Даров с Жертвенника на престол, осо­бенно когда он служит литургию с диаконом и когда, следова­тельно, имеет свободное  для этого время. После же великого входа поминовение с изыманием частиц не может быть допускае­мое как действие, не оправдываемое смыслом проскомидии, древнехристианской практикой и противоречащее Уставу (см. в чине литургии молитву проскомидии - приношения по поставлении Божественных Даров на святой трапезе; сравни эту молит­ву с молитвой предложения в конце проскомидии).

Обычно при изымании частиц помянники читаются диаконами или церковнослужителями.



[1] Обычно здесь поминаются и другие святые, имена кото­рых не вошли в Служебник.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5184
Авторов
на СтудИзбе
435
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее