Литургия по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого
Л и т у р г и я по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого
Литургия условно разделяется на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.
Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей.
Входные молитвы
Перед началом литургии, утром, в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, совершив три поклона, читают входные, то есть приготовительные к совершению литургии молитвы, стоя с покрытой головой (в скуфье или камилавке) до чтения тропаря "Пречистому Твоему образу...".
Диакон: "Благослови, владыко".
Священник: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков".
Диакон: "Аминь. Царю Небесный... Трисвятое по "Отче наш".
Священник: "Яко Твое есть Царство... веков. Аминь".
Рекомендуемые материалы
После оба читают: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас... ".
"Слава: Господи, помилуй нас…".
"И ныне: Милосердия двери отверзи нам...''.
Потом, подойдя к иконе Христа Спасителя, молятся, читая тропарь:"Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий...''. Сделав поклонение иконе Спасителя они целуют ее. Затем, подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, совершают поклонение иконе и также целуют ее, читая тропарь: "Милосердия сущи источник... ".
Став снова пред царскими вратами и преклонив главы, они, в сознании своего недостоинства и немощи, устами возносят Господу молитву, прося укрепляющей и восполняющей помощи Божией к совершению Божественной литургии:[1]
"Господи, низпосли руку Твою с высоты Святаго жилища Твоего..."
По произнесении этой молитвы священнослужители кланяются друг другу и, обратившись лицом к молящимся, кланяются им, делают по одному поклону к северней и южной сторонам солеи (хорам певчих), произносят "Простите и благословите, отцы и братие", и входят в алтарь при чтении с 3-го по 13-й стихи 5-го псалма:
''Вниду в дом Твой, поклонюся ко xpамy святому Твоему в страсе Твоем...''
1. Чтением этого псалма они выражают свое благоговение пред святостью храма Божия, молясь, чтобы Господь исправил их путь к достойному совершению Святой Евхаристии. В дни недели Святой Пасхи и в отдание Пасхи после начального возгласа и троекратного "Христос воскресе... " принято читать "Предварившия утро...", "Во гробе плотски... ", "Слава" - "Яко живоносец, яко рая краснейший…", "И ныне" - ''Вышняго освященное... ", "Пречистому Твоему образу... "; далее - в обычном порядке. От антипасхи (Неделя о Фоме) до отдания Пасхи после начального возгласа и троекратного - "Христос воскресе...» следует читать Трисвятое по "Отче наш...", далее - обычный порядок.
"Царю Небесный... " в это время не читается - до дня Святой Троицы (Пятидесятницы).
В первый день Святой Пасхи входные молитвы читаются до так называемой Пасхальной полунощницы, когда пасхальные молитвословия читать еще рано, «Царю Небесный» на полунощнице не читается, - входные молитвы начинаются со «Святый Боже».
Последование облачения
Войдя в алтарь южной (правой) дверью после входных молитв, священнослужители благоговейно совершают троекратное поклонение пред престолом, целуют Евангелие, Крест, а также престол, воздавая честь этим Самому Господу. После этого они начинают облачаться в священные одежды.
Священник берет подризник, а диакон - стихарь, и, делая три поклона к горнему месту, каждый говорит про себя: "Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя".
Облачение диакона
Диакон подходит к священнику и, держа в правой руке стихарь и орарь, говорит ему, преклонив главу: "Благослови, владыко, стихарь с орарем".
Священник, благословляя, произносит: ''Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков".
Диакон говорить «Аминь», целует крест, изображенный на стихаре, и благоговейно облачается в стихарь, произнося: "Возрадуется душа моя о Господе..."
Затем он берет орарь и, поцеловав изображенный на нем крест, возлагает его на левое плечо. После целования креста на поручах диакон возлагает их себе на руки при чтении - на правую руку: "Десница Твоя, Господи, прославися в крепости...", на левую руку: "Руце Твои сотвористе мя и создасте мя... ".
Облачение священника
Держа в левой руке подризник (стихарь), священник, после троекратного поклонения к горнему месту; благословляет подризник, произнося: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".
Облачаясь в подризник, он читает ту же молитву, что и диакон (на стихарь): "возрадуется душа моя о Господе..." и также предварительно целует крест на подризнике. (Вообще, при облачении священника в каждую священную одежду он благословляет ее и целует изображенный на ней крест).
При возложении на себя епитрахили священник читает: "Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя...".
После епитрахили священник обычно надевает, если имеет на них благословение, набедренник и палицу со словами: "Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне..." Затем, опоясуя себя поясом, он читает: "Благословен Бог, препоясуяй мя силою...".
Обратите внимание на лекцию "4 Методы иммунокоррекции".
Надевая поручи, священник читает то же, что и диакон: "Десница Твоя, Господи, прославися в крепости...", "Руце Твои сотвористе мя и создасте мя... ". При облачении в фелонь священник читает: "Священницы Твои, Господи, облекутся в правду... ".
Во все одежды полностью, как для служения литургии, священник также облачается на пасхальную заутреню, на пасхальную вечерню, в вечерню великого пятка - перед выносом Плащаницы, на утрене Великой субботы, пред крестным ходом с Плащаницей, на утренях 1 августа, 14 сентября и Крестопоклонную Неделю (перед выносом Честнаго и Животворящего Креста).
Однако положенные при этом молитвы в то время не читаются, кроме как перед облачением на пасхальную заутреню, так как в данном случае это облачение есть и предлитургийное.
Не читаются молитвы на облачение и перед служением литургии Преждеосвященных Даров (только "Господу помолимся" перед каждой одеждой).
[1] Чинопоследование Божественной литургии изложено в Служебнике, но краткие и сжатые выражения Служебника часто требуют разъяснений, в которых указывалось бы на основании издревле существующей литургической практики, что именно, когда и как должен делать священнослужитель, совершающий литургию.
По сложившейся практике, приготовившийся литургисать священнослужитель входит в алтарь, совершает, по Уставу два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв. (Если совершают литургию несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные - в рясах).