Цыгане
ЦЫГАНЕ
Первое документальное свидетельство о цыганах в Европе относится к Греции конца XIV века. Массовые свидетельства о небольших кочующих группах цыган относятся уже к первой четверти XV века. Их описывают как грязных, смуглых, бедно одетых людей с женщинами в вязаных шалях с большими серьгами и многочисленными детьми. Их не пускают в города, поскольку церковь очень враждебно отнеслась к занятиям цыган – гаданиям по руке и предсказаниям судьбы.
В Европе до недавнего времени не знали о происхождении цыганского народа. Названия, под которыми их знали в Европе, и даже самоназвание вносили еще больше неясности в представления людей об их корнях. Первые цыганские группы в Европе представляли себя беженцами из Нижнего Египта, отсюда происходят их названия в Греции – gyfti, Англии – gypsy, Венгрии – faraoni. Французское, итальянское, испанское, немецкое и русское названия цыган восходят к atsingani – названию одной из манихейских сект из Малой Азии, которая к собственно цыганам никакого отношения не имеет. Сами себя цыгане называют romani или roma, намекая на какое-то свое отношение к Восточной Римской империи – Византии. Лишь в XIX веке на основании лингвистических данных установлено, что цыгане эмигрировали в Европу из Индии. Значительный пласт греческих и славянских корней в их языке указывает на длительное пребывание цыган на Балканах.
Каждое из европейских государств, которого достигали кочевые цыганские группы, вынуждено было каким-то законным порядком регулировать их присутствие на своей территории. В Англии и Франции в XVII–XVIII веках были изданы специальные постановления, разрешающие цыганам кочевать по своей территории при условии, что они будут содержать себя своим трудом, а не попрошайничеством и гаданием. В Австрии в XVIII веке пытались законодательно принудить цыган к оседлому образу жизни, правда, безуспешно. В Нидерландах и некоторых других германских государствах проводилась политика полного изгнания цыган. Лишь в России при Екатерине II цыгане получили защиту и покровительство. Им был предоставлен статус «рабов Короны», что позволяло цыганам не работать, сохранять свою кочевую жизнь и обычаи. Единственное, что им запрещалось, впрочем как и евреям, – это въезд в столицу. В XIX – начале ХХ веков цыгане с их традиционной песенной и танцевальной культурой стали неотъемлемым атрибутом разгульной жизни русских аристократов.
Советская власть в России ХХ века, как и большинство социалистических режимов послевоенной Европы в целом не обращали на цыган никакого внимания, в отличие от нацистской Германии, где цыган подвергали преследованиям с исключительной жестокостью. Практически все немецкие цыгане были истреблены. Если за подвергшихся такой же участи германских евреев вступалось мировое еврейское сообщество, богатое и весьма влиятельное, то судьба германских цыган никого интересовала.
Сегодняшнее отношение к цыганам в Европе мало изменилось по сравнению с прошедшими столетиями. Везде их недолюбливают, везде относятся с опаской и неприязнью. Собственно кочевых цыган в Европе почти не осталось. Большинство цыганских групп находятся в стадии социального разложения и постепенно переходят к оседлости, хотя при этом и не утрачивают привычек, свойственных кочевникам, что отражается в их асоциальном образе жизни и поведении.