Психодиагнотика сознания личности методикой Ф.Е. Василюка
Тема 14. Психодиагнотика сознания личности методикой Ф.Е. Василюка «пиктограмма» («структура образа»)
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Общая характеристика методики.
Назначение методики «Пиктограмма» («Структура образа») Ф.Е. Василюка. История создания методики. Методологическая основа методики. Характеристика образов у различных авторов.
Аспекты анализа образов. Уровни анализа образов. Психосемиотический тетраэдр как инструмент интерпретации результатов методики «Пиктограмма» Ф.Е. Василюка. Различные измерения интерпретации образов данной методики.
Диагностическая процедура.
Подготовительный этап. Инструкция. Получение информации о рисунках (образах). Вопросы испытуемому. Обсуждение различных ситуаций после опроса. Сведения об испытуемом.
Рекомендуемые материалы
Интерпретация полученных результатов.
Анализ структуры рисунков (образов). Анализ особенностей графических презентаций отдельных образов. Анализ особенностей графических презентаций отдельных частей каждого образа. Анализ процесса рисования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
14.1. «Пиктограмма» («Структура образа») Ф.Е. Василюка: общая характеристика
Назначение методики: исследование образной структуры сознания клиента.
История создания методики: большая клиническая и научно-исследовательская деятельность Ф.Е. Василюка в ходе его профессиональной активности в качестве клинического психолога в отделении психиатрической больницы при работе с неврозами у здоровых людей.
Методологическая основа методики: развивающаяся концепция сознания А.Н. Леонтьева. Три основные «образующие» сознания: 1) личностный смысл; 2) значение; 3) чувственная ткань.
Психологическая характеристика трёх «образующих» сознания:
1) личностный смысл – в образе звучит личное чувство, пристрастность, персональные биографические обертоны, сознание явно ориентировано на отражение и выражение субъективного отношения к миру;
2) значение – общепринятое культурное значение слова;
3) чувственная ткань – всегда есть некое впечатление, т.е. некий чувственный отпечаток предметного мира, порождаемый в процессе практической деятельности с этим миром. Всегда сохраняя «свою изначальную предметную отнесённость» чувственная ткань выполняет функцию придания чувства реальности сознательным образам. Эта образующая сознания рассматривается как «чувственный состав конкретных образов реальности», материал, из которого строится перцептивный образ. Сам материал не обладает спонтанной активностью и внутренней осмысленностью, он извне кроится и организуется перцептивной деятельностью, которая придаёт ему форму и разумность. (А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. С. 133, 148).
Целостный человеческий образ осмыслен, но осмысленность, разумность образа вносится в него значениями, а не чувственностью. Значения и чувственная ткань соединяются в образе, но это достаточно внешнее, взаимопроникающее соединение: «сами по себе значения лишены чувственности» (А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. С. 148), а чувственность лишена имманентной осмысленности и значимости. Значения бесчувственны, чувственность незначима. Чувственность, можно сказать, только дольнее, только безжизненный материал, значение – только горнее, животворящий и формообразующий дух (А.Н. Леонтьев).
Чувственная ткань а) порождается в практическом взаимодействии с внешним предметным миром как непосредственное впечатление от него; б) она служит материалом, из которого строятся сознательные, предметные («значимые») образы; в) она выполняет функцию свидетельствования о внешней реальности. Функцию «придания реальности сознательной картины мира» (А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. С. 134).
Сознание личности детерминируется внешним миром, внутренним миром (мотивами человека, его потребностями, ценностями и т.д.), культурой, в которой он живёт и, наконец, языком (люди, говорящие на одном языке, могут относиться к разным культурам, и, соответственно, их сознание будет различаться, также будет различаться и сознание людей, живущих в одной культуре, но говорящих на разных языках).
Внешний мир представлен предметным содержанием, мир культуры – значением, представителем языка является слово.
Психосемиотический тетреэдр Ф.Е. Василюка – модель образа сознания:
1) предметное содержание образа (П);
2) чувственная ткань предметного содержания (п);
3) личностный смысл (Л);
4) чувственная ткань личностного смысла (эмоция) (э);
5) значение (З);
6) чувственная ткань значения (з);
7) слово или знак (С);
8) чувственная ткань слова (знака) (с).
14.2. Диагностическая процедура
Инструкция испытуемому: нарисовать за ограниченное время «узелок на память». Предлагается 12 конкретных и абстрактных образов:
1) мечта;
2) справедливость;
3) тёмная ночь;
4) тёплый ветер;
5) дружба;
6) счастье;
7) вкусный ужин;
8) ревность;
9) дом;
10) развитие;
11) любовь;
12) «абракадабра».
После рисования образов ведётся беседа с испытуемым о том, как ему рисовалось данные образы (мысли, чувства, идеи и т.д.).
14.3. Интерпретация результатов
Психологическое значение каждого из образов психосемиотического тетраэдра Ф.Е. Василюка:
1. Полюс предмета. Сознание направлено на внешнепредметный мир. В образе отражается внешний мир, предметная реальность. Это реалистические образы.
2. Чувственная ткань предмета. Сознание может быть направлено на предмет, но в то же время, сфокусировано не на самом предмете, а на впечатлении от предмета. Это субъективное впечатление от предмета. Это импрессивные образы.
3. Личностный смысл. Мышление и воображение молчат, говорят только память и аффект. Слово воспринимается лишь как относящееся ко мне, лишь как вещь-для-меня. Это эгоцентрические образы.
4. Чувственная ткань личностного смысла. Беспредметная страстность, аффективность – доминанта этого образа. Это явно «эндогенное» чувство, ищущее выхода и использующее любые внешние предметные формы только как поводы и каналы своего обнаружения. В обычных состояниях сознания эмоция составляет непосредственную чувственную прокладку личностного смысла. В их соединённости эмоция осмысленна, а смысл эмоционален. Но эмоция способна отделяться, а то и отрываться от смыслов и обнаруживать своё самостоятельное бытие. В образе доминирует аффективно-эстетическое отношение. Это экспрессивные образы.
5. Значение. Общественное культурное значение слова. Стандартный символ. Всё это лишь средства выражения и утверждения некой общезначимой формы или идеи, всё это лишь средства направить ум испытуемого в сторону главной идеи. Это идейные, символические образы.
6. Чувственная ткань значения. Значение понятия фокусируется на тех чувственных впечатлениях, которые вызывает удержание в уме мысли об образе и связанных с ним ассоциациях. Встречается очень редко (около 4 % случаев). Это интуитивно-пластические образы.
7. Слово (знак). Сознание задерживается на самом слове, на его «звуковой форме». Оно начинает играть со звуковой оболочкой слова, разбирая его на части и собирая из него новые слова, в «сумме» созвучные первому. Это абстрактные образы, значащие формы.
8. Чувственная ткань слова (знака). Реагирование не на смысл слова, а на его звучание. Сознание останавливается на звучащем слове, не проникая сквозь него к его содержанию, значению, связанным с ним ассоциациям, но предметом своего внимания делает не само слово как таковое, как единицу языка, а чувственное впечатление, вызываемое произнесением или слышанием этого слова.
Литература
1. Василюк Ф.Е. Структура образа / Фёдор Ефимович Василюк // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 5 – 19.
2. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности / Владимир Николаевич Колесников. – М.: Издательство «Институт психологии», 1996. – 224 с.
3. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / Алексей Николаевич Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. 511 с.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Алексей Николаевич Леонтьев. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.
5. Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды. / Составители Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – СПб.: Изд-во института образования, 1996. – 175 с.
6. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005.
Обратите внимание на лекцию "4 Семантика орнаментальных мотивов".
7. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования / В.С. Мерлин. – Пермь, 1988.
8. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.И. Непомнящая. – М.: ВЛАДОС, 2001.
9. Никишина В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко. – М., 2004.
10. Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалёва и В.В. Столина. − СПб.: Речь, 2003. 440 с.
11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Даниил Яковлевич Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 640 с.
12. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Даниил Яковлевич Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.