Семантика орнаментальных мотивов
§4. Семантика (символика) орнаментальных мотивов в росписи по дереву.
4.1. Семантика в народной росписи.
Семантика (фр. sémantique от др.-греч. σημαντικός — обозначающий), также семасиология — наука о понимании (значении) определённых знаков, последовательностей символов и других условных обозначений; раздел семиотики. http://ru.wikipedia.org/wiki/Семантика.
Символика — совокупность символов, используемых той или иной группой лиц, организацией, общественным или политическим образованием, государством и тд. http://ru.wikipedia.org/wiki/Символика.
Чаще всего в росписи изображали цветы, плоды, листья, травы, фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт (изображения были сильно стилизованы). Несмотря на то, что в народной росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.
Рассмотрим сначала семантику самых простейших знаков, которые в дальнейшем помогут расшифровать нам любые народные орнаменты. Не вызывает сомнения, что знаки первоэлементов – стихии земли, воды, воздуха и огня – занимают очень большое место в мезенских орнаментах: прялки сверху донизу испещрены горизонтальными прямыми и волнистыми линиями, многочисленными штрихами и спиралевидными завитками.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх – низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Графически земля часто изображается квадратом.
Рекомендуемые материалы
Вода. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений. Текущая вода рек и ручьёв – символ течения времени, и перехода из одного состояния в другое (изменчивость). Вода являлась для наших предков источником самой жизни. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные, например, в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами – скорее всего означают воздух, ветер – один из первоэлементов природы. Ветер так же изображается в виде спирали – ветер-ураган или вьюга.
Огонь. Солнце (солярный знак). Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, – сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Солнце (солярный знак) мог изображаться в виде круга, креста, спирали. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен, как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Сжатая спиральная пружина – символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Спираль как знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери.
Описание семантики в панно «Гимн жизни» - мезенская роспись.
Панно условно делится на две части: верхняя олицетворяет небесный мир, а нижняя – земной. В центре композиции изображен знак “Плодородие”, объединяющий небесный и земной миры. В основе “Плодородия” красный крест – совмещение небесного и земного. Многократно повторяется круговая охрана этого важного символа в виде летящих птиц – человеческих душ. По сторонам четким строем вытянулись елочки – олицетворение мужской силы.
В основании “Плодородия” – вечное Древо Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками – родами. Четыре стороны света обозначены солярными знаками различной конфигурации. Вокруг них вьются уточки – души предков. Венчает знак “Плодородия” “окно” в небесный мир. В небесном мире царят оленихи-роженицы, подательницы жизни. В земном мире вереница красных коней означает движение солнца по небу. Тут же помещен орнамент вспаханной земли. Вся композиция заключена в орнаментальную рамку, означающую понятие “белого света”.
Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
4.2. Символы славянской орнаментации.
Славянские орнаменты отличались своим глубоким символическим смыслом. Орнаменты в виде оберегов наносились на предметы быта, утварь, посуду, одежду. Древние славяне считали, что через край одежды (подол, края рукавов, ворот) могут проникнуть злые силы, и поэтому эти части одежды необходимо было защищать вышивкой. Орнамент (от греч. «ornamentum») украшение. На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту.
Ромб - самый распространенный орнамент вышивки всех восточнославянских народов. Ромб имеет множество значений: солнце, плодородие, земледелие. Ромб с продленными сторонами – символ венца сруба деревянного дома. Ромб поделенный внутри на 4 части - вспаханное поле. Ромб с точками внутри – символ засеянного поля. Ромб с крючками вверху и в низу (ромб-лягушка) – символ женского начала в природе (плодородие, рождение детей).
Крест с загнутыми концами (солярный знак) - символ солнцеворота, смены дня и ночи. Существует большое разнообразие исполнения и два направления вращения.
· Горизонтальная волнистая линия - символ воды.
· Прямая горизонтальная линия - символ земли.
· Женская фигура с воздетыми к небу руками стоит в центре узора и главенствует над окружающими ее животными и растениями – символ Матери-Земли. У ее ног зубчатая линия – вода. Восточнославянская богиня Берегиня, или Мокошь (Макошь), считалась покровительницей воды, семейного очага, плодородия.
· «Жар-птица» - вешнее солнце.
· Конь – хранитель домашнего очага. По поверью конь участвовал в передвижении солнца по небу.
· Цветочные орнаменты – процветание, богатство, рождение детей. Разнообразные растения встречаются в вышивке в зависимости от местности. На юге – розы, барвинок. В средней полосе – василек, папоротник, на севере – хвойные веточки.
· Украинской вышивке присущи такие растительные орнаменты: «Виноград», «Хмель», «Дубовые листья», «Барвинок», «Розы», «Смородина», «Калина», «Лилия». «Барвинок» - символ неувядающей жизни. «Яблочный круг» разделенный на 4 части и противоположные части, выполненные в одном цвете – символ любви. «Виноград» - символ семьи. «Лилия» - символ девичьей чистоты и невинности. «Хмель» относиться к свадебной, молодежной символике.
· «Звезды» - символ Вселенной.
· Изображение священного дерева встречается у многих народов. На Руси священным деревом была береза. «Дуб» - символ мужской энергии, жизни. «Древо жизни» - древний символ изображался в виде стилизованных листьев и веток.
4.3. Образ птицы в народном искусстве.
ПТИЦА в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять солнце и солнечный свет, небо и воздух, душу, ветер, облако, молнию, грозу, бурю… Птиц можно увидеть на вышитых полотенцах и передниках, на расписных сундуках, на резных и расписных прялках; на стенах древнерусских соборов и в домовой резьбе, в народных игрушках и в посуде.
Птица счастья. Люди верили, что на своих крыльях птица приносит счастье, добро, охраняет покой дома, несут детишкам здоровье. Птица – красавица с пышным веерообразным хвостом и крыльями смотрится как лучезарное солнце. Щепную птицу стали называть птицей счастья.
Жар-птица (птица-солнце, огненная птица). Жар-птица – вешнее солце. У многих народов есть предания о волшебной птице с прекрасными золотыми перьями. В русских сказках - это жар-птица. Ее название указывает на связь с огнем. Жар - это и угли в печи, и знойная пора лета. Одно, перо из хвоста жар-птицы может, заменив собой свечи, озарить темную комнату. Считалось, что жар-птица, в глубокую полночь прилетая в сад, освещает его собою, как тысячи зажженных огней. Питается жар-птица золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие. Издавна было замечено, что многие словесные обозначения жара фонетически близки к словам, обозначающим журавлей.
Жеравик- журавль, раскаленные угли.
Жаравь - журавль.
Жарявый - раскаленный, горящий, жаркий.
Огненные свойства сакральной птицы, ее светящиеся перья могли возникнуть в лучах восходящего солнца. Прилет журавлей означал приток весеннего тепла: «Журавль прилетел и теплынь принес». Основой для сказки о жар-птице могло служить поверье, что счастье и удача выпадут тому, кто первый увидит журавлиные танцы. Журавли наравне с аистами, голубями и соловьями считались на Руси божьими птицами, приносящими добро человеку.
Птицы-девы.
Изображения птиц-дев -сирина и алконоста - украшают лубочные картинки, книги, ювелирные изделия, резные детали избы, сундуки и шкафы. Образ птицы сирина восходит к античным сиренам, а пение алконоста считалось настолько прекрасным, что услышавший его забывал обо всем на свете. Эти птицы изображаются сидящими на райском дереве, с которого свешиваются грозди винограда.
Орел, сокол, петух – в разных районах России эти три птицы символизировали собой огонь. «Пара птиц» - символ жениха и невесты или ипостаси утренней и вечерней зари.
Практическая работа №4.
- Составьте орнаментальную композицию с определённым символическим смыслом, используя для разработки «символической легенды» вышеизложенный материал.
- Композицию выполнить графически используя три цвета: а). белый, чёрный, красный; б). чёрный, красный, золотой (жёлтый, охра золотистая).
- Описание символического смысла орнамента «символическую легенду» приложить к композиции.
Рейтинговая оценка практической работы:
Параметры | Уровни освоения | |||
Передача условного объёма (плоскостности) в изображении декора предмета ДПИ. | 1 уровень – параметр не проявляется – «0» баллов | 2 уровень – параметр проявляется не всегда- «2» балла. | 3 уровень – параметр проявляется часто – «3» балла. | 4 уровень – параметр проявляется всег да + твор ческий подход – «4» +1 балл |
Грамотность композиционного решения | ||||
Аккуратность исполнения | ||||
Гармония формы и цвета (при копировании – соответствие стиля). | ||||
Креативность |
Рекомендуем посмотреть лекцию "Лекция 9".
Оценка результата:
n 20-25 баллов – «отлично».
n 15-19 баллов – «хорошо».
n 10-14 баллов – «удовлетворительно» - необходимо вернуться к изучению модуля.
n Менее 9 баллов – «неудовлетворительно» необходимо вернуться к изучению темы.
Рекомендуемая литература:
- С.И. Дмитриева. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера.
- Северные прялки: Каталог выставки. — Вологда: 1969.
- Тарановская Н. В., Мальцев Н. В. Русские прялки. — Л.: 1970.
- Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. — М.: 1974.
- Миловский А. С. Скачи, добрый единорог. — М.: 1983.