Личность и творчество
Модуль 7. Личность и творчество | Top Previous Next |
Творчество – творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего. Объективное и субъективное творчество. Для педагогики (в семейном воспитании) значимо не только объективное творчество, представленное оригинальными, новыми, общественно значимыми продуктами (новыми теориями, открытиями, произведениями искусства и т.д.), но и субъективное творчество обучающихся (детей), проявляющееся в овладении новыми для них самих способами познавательной деятельности, новыми смыслами уже известной деятельности. Инсайт (озарение) – это одна из самых распространенных гипотез протекания творческого процесса, суть которой в следующем: творческий процесс имеет четыре стадии: фаза собирания материала; фаза созревания, или инкубации; фаза озарения, или инсайта; фаза контроля или проверки. Ассоциативная гипотеза творчества – это гипотеза, согласно которой набор вариантов решения происходит вследствие появления ассоциаций, вызываемых конкретной постановкой задачи. Последующий отбор наиболее подходящих ассоциаций и представляется главным моментом творчества. ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач, разработанная Г.С. Альтшуллером; способ мышления с целью выявления и устранения технических противоречий в любых объектах. С помощью этого способа специалист вместо рассуждения и деятельности методом «проб и ошибок», отвечает на специально поставленные вопросы и синтезирует решение. | |
7.1 Творчество как педагогическая проблема | Рекомендуемые материалыFREE Шпаргалка по педагогике FREE Шпаргалка по возрастной психологии FREE Шпаргалка по психологии и педагогике FREE Шпаргалка по основам безопасности жизнедеятельности FREE Полный_зачет_шпаргалка_по_криминологии FREE Велби_шпаргалка_по_Шпаргалка_по_адвокатуре_и_нотариату Top Previous Next |
Сущность творчества относится к числу наиболее сложных междисциплинарных проблем, разрабатываемых философами, психологами, педагогами, социологами, антропологами, культурологами. Как происходит акт творчества? Можно ли научиться творчеству? Как должно быть организовано обучение, способствующее творчеству обучающихся? Ответы на эти вопросы и составляют сущность творчества как педагогической проблемы. Способностью к творчеству обладают в разной степени все люди в зависимости от семейного воспитания, методик обучения и характера тех видов деятельности, в которые преимущественно включается человек на протяжении всей своей жизни. Творчество является предпосылкой инноваций в любой профессии. Знания о сущности творчества, факторах, способствующих или тормозящих творческий процесс, эффективных методах организации творческого поиска в любой сфере деятельности объективно необходимы в настоящее время в любой профессии. Развивать творческий потенциал личности ребенка следует не только учителям в школе, но и родителям с самого раннего детства. Под творчеством понимается творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего. В процессе творчества человеком генерируется новая информация, не вытекающая напрямую из воспринятой. Этот процесс сопровождается не только рациональным, логическим мышлением, но и интуитивным, неформальным принятием решения. В процессе творческого мышления и деятельности всегда совмещаются творческий и репродуктивный компоненты. (Для психолого-педагогического анализа мы их условно разделим.) Отличительными признаками результатов творческой деятельности являются: 1) новизна или уникальность результатов; 2) научная, практическая, социальная значимость созданных творческих продуктов (степень красоты для произведений искусства). Нельзя назвать творческим изобретение, которое бесполезно; 3) простота и изящество творческих продуктов, которые придают стройность, системность, логичность процессам и явлениям, ранее отличающихся сложностью; 4) установление нового соотношения между прежде несвязанными элементами, которое может дать единственный в своем роде эффект. Особенностями самого процесса создания творческих продуктов (или творческой деятельности) выступают: 1) создание нового способа получения результата (пусть даже уже известного продукта). Этот способ отличается от простого перебора вариантов или действия по известному алгоритму; 2) необходимость этапа осознания и постановки новой проблемы. Творчество связано с умением взглянуть на проблему по-иному, сформулировать ее по-другому, чем принято; 3) наличие мотивации и интереса к творческой деятельности. Творческие продукты может получить только человек, которым движет интерес к проблеме и который получает удовольствие от самого процесса творческой деятельности. Творческая деятельность невозможна без мотивации; 4) сопровождение процесса творчества эмоциональным переживанием. Существенной предпосылкой творчества является сознательная или неосознанная неудовлетворенность человека тем, что уже существует и доступно ему в избранной сфере. Важное значение имеет критическое мышление личности, которое позволяет видеть противоречия и не принимать первое объяснение за единственно верное. Часто творческое и критическое мышление противопоставляют друг другу, хотя их разделение является условным. Объективное и субъективное творчество Для педагогики (в семейном воспитании) значимо не только объективное творчество, представленное оригинальными, новыми, общественно значимыми продуктами (новыми теориями, открытиями, произведениями искусства и т.д.), но и субъективное творчество обучающихся (детей), проявляющееся в овладении новыми для них самих способами познавательной деятельности, новыми смыслами уже известной деятельности. В процессе субъективного творчества востребованы и развиваются следующие важные умения:
Можно отметить, что субъективное творчество является необходимой предпосылкой творчества объективного. Задатки творческой деятельности присущи любому человеку. Проявление творческих способностей варьируется от крупных ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творчества одинакова для всех. Никакие указания на важность творческого подхода к решению проблемы, о красоте и элегантности творческих решений не заменят самого процесса творчества, в который должен включиться учащийся. Способность к творчеству развивается только в деятельности. Важным педагогическим требованием к деятельности педагога (родителей, научного руководителя и т.д.) является создание условий по стимулированию познавательной (научной) мотивации к творчеству, вовлечению обучающихся (работников) в творческую деятельность, в которой реализуются вышеуказанные умения. Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения
|