Гипотезы и условия протекания творческого процесса мышления
7.2 Гипотезы и условия протекания творческого процесса мышления | Top Previous Next |
Несмотря на то, что попытки выявить закономерности творчества уходят глубоко в древность, творчество остается еще малоизученной сферой. Трудность его изучения связана с исследованием сложных мыслительных процессов человека, высокой субъективностью самой творческой деятельности, а также со степенью углубленности творцов в решаемые проблемы. Одним из тех, кто наиболее подробно описал и проанализировал акт творчества, был известный французский математик, философ Анри Пуанкаре. В его труде «О науке» описан процесс математического творчества, при этом выделены фазы любого творческого процесса. (Глава из названной книги помещена среди фрагментов научных и научно-популярных текстов для этого модуля). Итак, одна из самых распространенных гипотез протекания творческого процесса – гипотеза инсайта (озарения). Суть ее в следующем – творческий процесс можно поделить на четыре стадии (фазы): 1) фаза собирания материала, накопления знаний, которые могут лечь в основу решения проблемы. На этом этапе формулируется задача, идет упорная работа с целью получить решение; 2) фаза созревания, или инкубации. На этом этапе человек отвлекается от задачи, которая не решается обычными традиционными методами, занимается совсем другой работой. Часто говорят, что на этом этапе над проблемой работает подсознание; 3) фаза озарения, или инсайта, когда решение часто совершенно неожиданно предстает в сознании; 4) фаза контроля или проверки, которая требует полной включенности сознания. На этом этапе работа доводится до конца, совершаются обобщение и оценка. Отметим, что озарение никогда не приходит без кропотливой и напряженной предварительной работы. Решение, полученное на фазе инсайта, может быть потеряно без адекватно проведенных контроля, оценки и доработки. «Случай говорит подготовленному уму». Рекомендуемые материалыFREE Шпаргалка по педагогике FREE Шпаргалка по возрастной психологии FREE Шпаргалка по основам безопасности жизнедеятельности FREE Шпаргалка по психологии и педагогике FREE Полный_зачет_шпаргалка_по_криминологии FREE Велби_шпаргалка_по_Шпаргалка_по_адвокатуре_и_нотариату Гипотеза инсайта не является единственной. Некоторые авторы (например, Ю.Г. Фокин) отмечают, что на ее основе трудно организовывать индивидуальную или коллективную творческую деятельность: «Непрерывно думай о задаче и жди озарения». Ю.Г. Фокин предлагает рассмотреть наряду с гипотезой инсайта более конструктивную ассоциативную гипотезу творчества. По этой гипотезе набор вариантов решения происходит вследствие появления ассоциаций, вызываемых конкретной постановкой задачи. Последующий отбор наиболее подходящих ассоциаций и представляется главным моментом творчества. Вот как осуществляется творческий поиск согласно ассоциативной гипотезе. На восприятие и накопление информации об объекте влияют не только объективные, но и субъективные факторы, например, мотивы, способности и опыт субъекта. В результате накопления информации субъект осознает проблему и формулирует задачу. Задача может быть поставлена извне, но тогда она должна быть обязательно осмысленна и принята субъектом. Именно четкая постановка задачи и управляет возникновением ассоциаций у субъекта творчества. Ассоциации тем богаче, чем разнообразнее личный опыт и эрудированность субъекта. Именно поэтому, загнав себя в рамки узкой специализации и ограничив свои интересы и деятельность только профессиональной сферой, специалист обречен находить только уже известные решения. Таким образом он обедняет свои возможности к творчеству. На появление ассоциаций влияет также и направленное изучение литературы. После появления ассоциаций производится их отбор, выдвижение гипотез, которые впоследствии подвергаются проверке. Если гипотеза выдерживает проверку, то этот вариант решения задачи может быть реализован; в противном случае – формулировка задачи уточняется, а при этом могут потребоваться и дополнительная работа с литературой, и обращение к опыту коллег и т.д. Схематично процесс творчества в соответствии с ассоциативной гипотезой представлен на рисунке 7.1. Рисунок 7.1 — Процесс творчества в соответствии с ассоциативной гипотезой Из ассоциативной гипотезы творчества вытекают условия успешной индивидуальной и групповой творческой работы. Разрабатывая решение индивидуально, целесообразно разделить по времени генерирование и отбор вариантов: вначале сосредоточить внимание на наборе вариантов, записывая все идеи решения, которые приходят в голову, не думая о цензуре или последующей их реализации. Только после накопления некоторого количества идей целесообразно переключиться приняв точку зрения критика, отбирающего наиболее рациональный вариант и записывая дополнительные идеи. Коллективная творческая работа тоже может быть реализована по указанному выше принципу. Наиболее ярко это нашло отражение в одном из методов коллективного поиска решений – «мозговом штурме». (Об этом и других методах можно прочитать далее в содержании этого модуля). О возможности обучения творчеству существуют противоречивые мнения. Большинство психологов считают невозможным обучение творчеству, поскольку, по определению, творчество – это деятельность, имеющая неалгоритмический характер. Однако можно создать внешние условия, которые будут способствовать более успешному протеканию творческого процесса (об этом более подробно можно прочитать в п. 7.3). Также можно особым образом организовать поиск решения творческой задачи и сделать его более плодотворным. Г.С. Альтшуллер обосновал возможность существования «алгоритма изобретения». Этот разработанный автором способ мышления с целью выявления и устранения технических противоречий в любых объектах называется теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ). С помощью этого способа специалист вместо рассуждения и деятельности методом «проб и ошибок» последовательно концентрирует свое внимание на узловых пунктах решения, характерных для многих изобретательских задач. ТРИЗ не предоставляет «простых рецептов» решения творческих задач (которые по определению не существуют), а помогает организовать поиск решений, активизируя мышление обучающегося (работника, ученого). В этом смысле заложенные в ТРИЗ положения универсальны и могут быть применены не только в технической, но и в гуманитарной, управленческой сферах деятельности, а также в обучении. При этом алгоритм изобретения представляет собой последовательность вопросов, которые относятся к наиболее существенным для решения элементам. Отвечая на них, изобретатель будто синтезирует решение. У данного алгоритма есть несколько особенностей: специальная направленность мышления на уточнение формулировки задачи; решение задачи осуществляется с конца, т.е. с учетом представления идеального конечного результата. Обучить такому алгоритму возможно. При этом процесс рассуждения над решением задачи становится более организованным и плодотворным. Основными постулатами ТРИЗ являются следующие:
В решении изобретательской задачи Г.С. Альтшуллер выделяет несколько этапов:
Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения
|