Историческое значение повествования Моисея о происхождении и образовании мира
Историческое значение повествования Моисея о происхождении и образовании мира, уясняемое из понятия о составе Священного Писания.
Библейское изображение истории первоначального происхождения и постепенно последовательного образования мира передано кратко и сжато. Но вместе с тем это изображение многозначительно и многосодержательно. О происхождении мира невидимого (указанного в Бытописании словом "небо") упоминается кратко.
Что же касается мира видимого или чувственного, то о его происхождении и образовании сообщены замечательные и содержательные сведения. С естественнонаучной точки зрения эти сведения далеко не подробны, но не нужно забывать той главной цели, какую имел здесь в виду Бытописатель.
Целию его было вовсе не то, чтобы преподать людям подробную геогонию и космогонию, а то, чтобы научить их вере в Бога, как истинного Творца всего мира. По отношению же к этой цели изложенная Моисеем история миробытия должна быть признана вполне достаточною. Здесь, как мы знаем, не только сделано одно общее указание на то, что Бог вначале сотворил мировое первовещество и Сам Своею силою приготовил его к произведению из него мира, но в главных - существенных чертах намечены самые процессы или ступени бытия. Чрез них под непосредственным действием Божиим непрерывно и последовательно проходило мировое вещество, пока наконец не достигло того окончательного, какой назначен был ему Богом. В определенные круги времени образовался мир - неорганический, органический и наконец – человек. Всего этого, конечно, вполне достаточно для того чтобы вызвать в верующей душе ясное и отчетливое представление о Боге-Творце, - представление не только о том, что Он создал все из ничего, но и о том что именно и когда Он создал, или чем начал и чем окончил Свое творение.