Популярные услуги

Культура Англии XVII века

2021-03-09СтудИзба

Лекция № 4

Культура Англии XVII века

1. Англия накануне революции.

2. Пуританство.

3. Пресвитериане и индепенденты.

4. Стюарты и пуританизм.

5. Обострение классовых противоречий.

6. Начало культурного возрождения.

В экономике Англии буржуазные отношения к XVII веку стали преобладающими, но в сельском хозяйстве феодальный уклад оставался прочным. В Англии к началу столетия дворянский абсолютизм исчерпал свои прогрессивные возможности. Острый конфликт между абсолютизмом и буржуазией, завоевавшей экономическое господство и предъявившей свои претензии на политическую власть, привел страну к революции.

Рекомендуемые материалы

XVII в. для Английской культуры переломный, исполненный драматизма переход английской истории. Противоречия между набиравшей силы буржуазией и старым феодальным строем привели Англию к буржуазной революции 1640-х годов, которая явилась одной из решающих битв       буржуазии против европейского феодализма, предвещавшей победу нового политического строя в Европе.

Если в XVI веке английский абсолютизм сыграл положительную роль в объединении и укреплении страны, то в XVII в. он стал тормозом на пути ее дальнейшего развития. Отживший феодальный правопорядок, паразитизм двора и церкви, рост налогов и пошлин, предназначенных для пополнения вечно пустой королевской казны, препятствовали развитию торговли и экономики, вызывали недовольство буржуазии и нового дворянства. Нужда и голод были уделом тружеников Англии, крестьянства и ремесленников. Даже в период кажущегося затишья брожение в стране не прекращалось. Парламент умело использовал общее недовольство для борьбы против абсолютизма. Разногласия королевской власти с палатой общин, выражавшей интересы трех сословий, начались при Елизавете I и резко обострились после воцарения династии Стюардов (1603 г.). Ожесточенные конфликты возникали при обсуждении более важных, имевших стратегическое значение вопросов, - о правах парламента, о контроле над церковью, финансами, армией и судом.

В 1629 году Карл I распустил непокорный ему парламент, но 11 лет спустя война с Шотландией и вызванные ею финансовые затруднения вынудили короля вновь созвать депутатов обеих палат и обратиться к ним за помощью. Встретив с их стороны решительный отпор, Карл начал готовиться к вооруженной борьбе. Страна раскололась на два враждебных лагеря. Оплотом короля стала феодальная аристократия и церковь, на стороне парламента выступили буржуазия, новое дворянство, широкие слои крестьян и городской бедноты. Политическая борьба в Англии XVII века протекала в теснейшей связи с борьбой религиозной. В средние века европейский феодализм проводился через католическую церковь. Еще при Генрихе VIII церковь в Англии была реформирована, стала подчиняться не папе, а королю. Английская церковь продолжала выступать в качестве синтеза феодально-монархического строя и не отвечала интересам буржуазии.

Пуританизм.

С конца XVI в. в стране начал распространяться пуританизм (от лат. purus — чистый) — протестантское движение, участники которого призывали к завершению Реформации во всех областях религиозной и общественной жизни, иными словами, ратовали за очищение церкви от установлений католицизма, за упразднение епископата и избавление церковной службы от дорогостоящей обрядности, за чистоту общественных и личных нравов и т. д.

Теоретическую основу пуританства составило религиозное и моральное учение вождя швейцарской Реформации Жана Кальвина. Из Женевы кальвинизм проник во Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию, Англию (пуритане). Основой кальвинизма была доктрина о предопределении, согласно которой Бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, других — к погибели. Человек оказывался один на один с суровым кальвинистским Иеговой и обязан был всей своей жизнью доказать, что ему предопределено спасение. Учение Кальвина звало к активности. Примечательно, что, согласно этому учению, одним из признаков «избранности» становилось экономическое процветание: «избранник божий», преуспевающий буржуа получал от кальвинизма как бы религиозную санкцию на руководящую роль в обществе. Интересам буржуазии как нельзя лучше отвечало и устройство кальвинистской церкви, основой которой провозглашалась религиозная община, возглавляемая выборными старейшинами. Английская буржуазия нашла в кальвинизме «готовую боевую теорию», необходимую ей для сокрушения старого строя. Пуритане верили, что ведут священную войну за торжество религиозных и нравственных идеалов, которые они в изобилии черпали в Библии. Объективно же основные принципы пуританизма определялись нуждами завершавшегося первоначального накопления капитала и задачами борьбы буржуазии против политического и морального авторитета монархии, феодального дворянства и церкви. Не случайно пуританская этика противопоставляла буржуазные добродетели— бережливость, умеренность, прилежание—аристократическому культу роскоши и наслаждений. Не случайно пуританские идеологи с особым усердием развенчивали постулат о божественном происхождении королевской и церковной власти.

31 октября 1517 года канун Дня Всех Святых традиционно считается началом Реформации. Оба реформатора были объявлены еретиками и отлучены от католической церкви. Мартин Лютер, вероятно, являл собой антипод Иоанна Крестителя, антикрестителя Антихриста Жана Кальвина. Под знаменем учения Кальвина, вывернувшего наизнанку доктрину Абсолютной Предопределенности Святого Августина, прошли буржуазные революции 16 века в Голландии и XVII века в Англии.

"Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие". Знамя учения Кальвина заключалось в преодолении этого положения Христианства, которое никоим образом не вписывалось в намерения нарождающейся буржуазии. Кальвин придумал отмычку, с помощью которой открывались двери в рай для всех грешников и нехристей. Суть отмычки в том, что все люди от сотворения мира и до скончания веков определены Всевышним либо в праведники, либо в грешники. Умысел божий непостижим, но есть подсказка от антихриста Кальвина. Если человек получил богатство и успех в этой жизни, то в загробной жизни он имеет автоматически индульгенцию на все грехи и обретает место в раю. Неудачники и жалкие люди без обсуждения в чистилище зачисляются в ад, т.к. и в этой жизни они были ничтожествами, так и далее судьба их печальна. Для обоснования этого мошенничества пришлось доказывать, что Иисус Христос принес себя в жертву не для спасения всего человечества, а только его лучшей части, нации сверхчеловеков. Эту идею сверхчеловеков подхватили и активно развили пуритане из добропорядочной Англии. Наиболее реакционная часть их назвала себя сепаратистами или конгрегационалистами. Пуританская идеология создала понятие Нации - Искупительницы, которой стали прикрываться деяния имперской Великобритании. Проводником этой доктрины в политике стал Кромвель, вершивший суд и расправу с несогласными англичанами и католиками. За время борьбы английских протестантов против католической церкви в XVI - XVII веках были убиты около 600 католиков. Например, часть католиков была казнена лишь за получение от Папы разрешения на брак. 40 католиков были канонизированы католической церковью и известны как 40 Мучеников Англии и Уэльса.

Идеи пуритан Англии развили и активно стали воплощать в жизнь Отцы-Пилигримы, перебравшиеся на американский континент в 1620 году. Эта колония постепенно пополнялась вновь прибывшими пуританами из Англии, а затем из остальных частей Западной Европы. Пуритане Новой Англии пополнились квакерами в конце 17 века. Для подготовки своих кадров пуритане учредили высшие школы в Гарварде в 1639 г. и Йеле в 1701 г.

Главным достижением пуритан является учреждение в XVI - XVII веках Тайного Общества, которое воплотило в жизнь Всемирный Заговор. Заговор нашел воплощение в Теории Конспирации (Заговоров).

В 1620—30-х годах пуританизм превратился в идеологию масс. Чем глубже и шире пуританизм овладевал сознанием социальных низов, тем меньше оставалось в нем сходства с догмой, пробудившей его к жизни,— с ортодоксальным кальвинизмом. В крестьянско-плебейской ереси общая для всех протестантов проповедь равенства людей перед Богом почти неизменно сочеталась с демократическим требованием социального и имущественного равенства.

            Среди первых требований пуритан было удаление из церкви всяких украшений, образов, алтаря, покровов и цветных стекол. Пуритане также выступали против органной музыки, а вместо молитв по богослужебным книгам требовали введения свободной устной проповеди и молитв-импровизаций. В пении гимнов, по требованию пуритан, должны были участвовать все присутствующие на богослужении. Мало того, они настаивали на отмене обрядов, которые сохранялись еще в англиканской церкви от католицизма (осенение крестом при молитве, коленопреклонение и т. д.).

Отказываясь участвовать в официальном «идолопоклонстве» — культе государственной, англиканской церкви, многие пуритане стали отправлять богослужение в частных домах и в форме, которая, как они считали, «наименее затемняла бы свет их совести».

Что же касается быта самих носителей новой идеологии, то он вполне соответствовал условиям эпохи первоначального накопления. Стяжательство и скупость являлись их основными «добродетелями». А девизом их стало накопление ради накопления.

На первый взгляд казалось, что пуритане ставили перед собой задачи, которые были далеки от политики и непосредственно ничем не угрожали власти короля. Однако — и это явилось одной из главных особенностей буржуазной революции в Англии XVII века — идеологическая подготовка революции, «просвещение» масс — армии для будущих сражений — велось не в форме рационально изложенных политических и морально-философских учений, а в форме противопоставления одной религиозной доктрины другой, одних церковных обрядов другим, новых организационных принципов церкви старым. Характер этих доктрин, принципов и обрядов полностью отвечал требованиям рождающегося общества.

В преддверии революционного перелома роялистам противостояла единая оппозиция пуритан, включавшая различные сословия. Всех их сплотило стремление сокрушить старые, уже никого не удовлетворявшие общественные устои. Однако по мере нарастания революции в пуританском лагере происходило социальное размежевание. Неоднородность социально-политического состава пуританизма привела к выделению среди них умеренного (пресвитариане) и радикального (индепенденты) течений.

Вначале во главе антифеодальных сил выступили пресвитериане — умеренное пуританское крыло, представлявшее интересы крупной буржуазии и наиболее знатной части нового дворянства. Опасаясь прибегать к помощи народных масс, пресвитериане задерживали развитие революции и готовы были пойти на сговор с королем; в 1640-1648 гг. фактически у власти до так называемой Прайдовой чистки. Пресвитариане выдвигали требование очищения англиканской церкви от пережитков католицизма. Тем не менее, организационно они с ней не порывали. Пресвитериане добивались уничтожения епископата и замены епископов синодами (собраниями) пресвитеров (от греческого — старейшина; в раннехристианской церкви так назывались руководители местных христианских общин), которые были бы избраны самими верующими. Борясь за демократизацию церкви, пресвитериане ограничивали рамки внутрицерковной демократии только состоятельной верхушкой верующих.

Пуритане сформулировали и стали воплощать в жизнь доктрину Американской Мечты. В соответствие с ней только избранный Богом человек может добиться успеха в этой жизни. Успех может прийти любыми путями - убийством, насилием, мошенничеством, использованием рабов, похищением людей, ограблениями банков и поездов и т.д. Все семь смертных грехов не страшны Американской Мечте. Этика "помоги себе" и ярый индивидуализм - вот составляющие успеха пуритан. Фактически такое поведение оправдывается полной свободой. Свободой от морали, нравственных принципов и христианства. Эта пуританская идеология стала основой англосаксонского либерализма и построением государства США.

Чем больше оправданий и доктрин придумывали и воплощали в жизнь протестанты, тем дальше они уходили от Иисуса Христа. Суть Протестантства (Protestantism) в учении о спасении верой, а не добрыми делами. Слово "Протестант" появилось решением Шпееровского парламента (1529 г.). Протест заключался "в делах, касающихся славы Божьей и спасения и вечной жизни наших душ каждый должен предстать перед Господом сам и сам дать ему отчет". Протестанты додумались до крещения в зрелом возрасте (баптисты (Baptist), анабаптисты, секта учеников Христа). Пуритане вообще решили, что крещение необходимо принимать лишь в преклонном возрасте. В частности сторонниками этого являются члены Братства (Brethren). Конгрегационалисты (Congregationalism) или (индепендисты, Independent) проводят причастие один или два раза в месяц и в настоящее время обычно оно открыто для "всех верующих", тогда как ранее было обычной практикой проведение "закрытых" причастий. Что касается крещения, то его наличие не требуется для членства в их церкви.

Другим направлением пуританства стало нонконформизм. Нонконформисты отрицали значение государства, церкви и церковных священников. Они очень похожи на нигилистов 19 века. Вообще пуритане никогда не любили платить каких-либо налогов. Они считали единственным священником на земле Иисуса Христа и отрицали значение церкви вообще, считая, что коммуна или сообщество людей сами могут вырабатывать свои правила поклонения Богу. 24.05.1689 был принят парламентский акт о Веротерпимости (Toleration Act), даровавший свободу вероисповедания нонконформистам. Акт не касался католиков!

Самые ярые пуритане назвались квакерами (Quaker). Квакер - прозвище члена "христианского" общества ("Общества друзей" или "Церкви друзей"). Они отрицают церковные ритуалы и институт священников. Джордж Фокс, основатель квакеров в Англии, зафиксировал, что в 1650 году "Судья Беннет из Дерби впервые назвал нас квакерами, поскольку мы призываем их дрожать от слова Божьего". Так пуритане добились формирования позитивного общественного мнения о себе и теперь членство в общинах квакеров не вызывает никакого смущения.

Вершиной движения пуритан и протестантов за прошедшие 500 лет стали тайные общества, управляемые Князьями пуритан. Низшим звеном стали юношеские или студенческие тайные общества пуритан, наиболее известным из них является "Череп и Кости" Йельского Университета. Реформация (Reformation) была наречена Протестантами религиозной революцией, которая произошла в XVI веке. Само понятие "революция" связано с движением вперед в пути духовного, социального или экономического развития. Если движение от Иисуса Христа в противоположную сторону можно назвать революцией, то мы все ярые контрреволюционеры

Фактически проявлением сатанизма последние 500 лет служит развитие и пропаганда доктрины Кальвинизма в лице различных сект, групп, конгрегации и церквей протестантов, пуритан. Ступенью по приближению к Сатане являлось создание Тайных Обществ пуритан. Сатанист и Протестант слова синонимы.

Протестанты и пуритане решили приспособиться к христианству, как в дикой природе делают хамелеоны - приняв цвет предмета, на котором сидят. В противном случае они чувствовали, что могут быть просто физически уничтоженными. Пуритане теологическим способом ввели понятие Признания Веры, приняв облик христиан. Следующим шагом стал отказ от символики креста, так как Иисус Христос принял мучения только за избранных людей, а не за все человечество. Избранные сами знают кто они. Затем признание только двух таинств в церкви - причастия и крещения. Потом крещение возможно в зрелом, лучше преклонном возрасте. А лучше вообще не креститься и освободить свою душу от обязательств перед Иисусом Христом и Богом Вседержителем. Все эти мошеннические уловки направлены только на освобождение от морали и нравственных норм христианства, мусульманства и иудаизма.

Индепенденты (англ, independents, букв. независимые), приверженцы одного из течений пуритан в Великобритании и ряде других стран. В период Английской революции XVII века - политическая партия, выражавшая интересы радикального крыла буржуазии и нового дворянства. Индепенденты оформились в Англии в 1580-1590 годах как левое крыло пуритан.

Вождем индепендентов стал Оливер Кромвель, талантливый полководец, создатель армии «нового образца», будущий глава республиканского правительства. Индепенденты являлись противниками не только епископов, но также выступали против власти пресвитерианских синодов. Самих же пресвитеров они считали «новыми тиранами». О себе индепенденты говорили не иначе, как о «святых», «орудии неба», «стреле в колчане Бога» и т. п. Над собой индепенденты не признавали никакой власти, в делах совести, кроме «власти Бога», и считали себя освобожденными от каких-либо людских предписаний, если те противоречили «откровениям истины». Свою церковь представители левого крыла пуритан строили в виде конфедерации независимых друг от друга автономных общин верующих. Каждая из общин управлялась волей большинства.

В складывающейся буржуазно-дворянской оппозиции абсолютной монархии и господству англиканской церкви Индепенденты отличались радикальными взглядами. По имени основателя течения Роберта Брауна индепендентов называли браунистами, а также конгрегационалистами, сепаратистами. В противовес правому крылу пуритан - пресвитерианам - индепенденты выступали за полное самоуправление каждой общины верующих (конгрегации); отвергали любую церковную организацию, берущую свое начало в государстве.

В XVII веке, с началом английской революции Индепенденты встали во главе восстания против абсолютизма Стюартов. В 1646 году, после разгрома вооруженных сил короля произошло размежевание в лагере индепендентов. Против Оливера Кромвеля и его сподвижников, считавших, что цели революции достигнуты, выступили радикальные, демократически настроенные элементы, которые создали партию левеллеров. В 1649 году Индепенденты пришли к власти. Под давлением народных низов они были вынуждены пойти на революционные меры — казнь короля и ликвидацию палаты общин. В годы индепендентской республики (1649-1653) и протектората (1653-1659) были подавлены народные движения левеллеров и диггеров. После реставрации Стюартов в 1660 году партия индепендентов сошла с политической сцены. Индепенденты, как представители религиозно-философского течения, продолжают существовать в Великобритании и других странах, но больше известны под названием конгрегационалистов.

 1620-1630-е годы пуританизм превратился в идеологию масс. Чем шире овладевал пурита­низм сознанием социальных низов, тем меньше оставалось в нём сходства с догмой, пробудившей его к жизни,- с ортодоксальным кальвинизмом. В крестьянско-плебейской ереси общая для всех протестантов проповедь равенства всех людей перед Богом сочеталась с демократическим требо­ванием социального и имущественного равенства.

Роялистам противостояла оппозиция пуритан, включавшая различные сословия. С нарастани­ем революции в пуританском лагере происходило социальное размежевание. В начале во главе антифеодальных сил выступило умеренное пуританское крыло, представлявшее интересы крупной буржуазии и знатного дворянства. Они не прибегали к помощи народных масс и даже были гото­вы пойти на сговор с королём. В середине 40-х годов инициативой завладели радикально настро­енные дворяне и буржуазия, опиравшиеся на широкие массы городского и сельского населения (индепенденты). Их вождём стал Оливер Кромвель- полководец, будущий глава республиканско­го правительства.

На заключительном этапе гегемония (главенство, первенство) чуть было не перешла к представителям мелкой буржуазии и городских низов — левеллерам (уравнителям), которые ратовали за углубление революции и выдвигали требование политического равенства всех граждан, хотя и не решались посягать на право частной собственности. Индепендентам удалось удержать власть и использовать левеллеров для закрепления своей победы. В ходе революции возникло также подлинно демократическое движение диггеров, или «истинных левеллеров», выражавших чаяния беднейшего крестьянства и выступавших за превращение земли в общую сокровищницу народа. Однако это движение просуществовало лишь с 1649 по 1650 г.

Главным движущими силами английской революции, ее «боевой армией» были крестьяне (йомены) и городская беднота. Но если народ и завоевал победу, то не ему суждено было воспользоваться ее плодами.

Революция в Англии XVII века измотала нацию, а в 1642 г. она достигла апогея в процессе гражданских войн. Гражданская война в Англии длилась 7 лет (1642-1649) и закончилась тем, что короля за­хватили в плен и предали суду. Он был признан тираном, изменником, общественным врагом и 30 января 1649 года Карла I публично казнили. В Англии была провозглашена республика. В 1653 г., после жестокого подавления восстания в Шотландии и Ирландии, была установлена в стране военная диктатура во главе с Оливером Кромвелем. После его смерти в 1658 году страна стала разрушенной (росли налоги, неурожаи). Имущие классы Англии, опасаясь нового революционного взрыва, поспешили восстановить в стране старую власть, правда, в пользу парламента. Война с Испанией привела к застою в разных отраслях экономики. Судьба Англии находилась в руках армии. В 1660 г. командующий английскими войсками в Шотландии генерал Монк вступил в Лондон и добился роспуска парламента. Начав одновременно переговоры с Карлом II Стюартом (сын казненного короля), таким образом произошла реставрация монархии Стюартов, была установлена власть короля, который обещал сохранить завоёванные революцией свободы и не преследовать её участников. Но в Англии начались преследования, репрессии, гоне­ния на пуритан.

Во главе двора, привыкшего к разгулу, беспределу, стал Карл II. Исчезли набожные и благочестивые пуритане, их сменили светские кутилы и бездельники. Лондон стал центром праздной жизни. Социально-культурная жизнь страны постепенно возвращалась в свое русло: возродился театр, закрытый пуританами во время революции. Пуританские добродетели: деловитость, набожность, бережливость были объявлены нелепыми. Безнравственность и расточительство пришли им на смену. Буржуазию осмеивали и презирали , поэтому в художественных произведениях образ буржуа представал в самом смешном виде.

Старое дворянство требовало возврата привилегий и земель. Буржуазия не хотела мириться с полным бесправием. Партия буржуазии в 80-х годах XVII века, получив большинство голосов в Парламенте, осуществила государственный переворот, который получил название «славный переворот». Стюарты были отстранены от власти и престол занял штатгальтер Нидерландов Вильгельм Оранский.

После смерти Карла II на престоле воцарился Иаков II, который хотел увеличить свою власть, притесняя парламент. В 1689 году парламент избрал королем Англии Вильгельма III, т.е. произошла так называемая «славная, бескровная» революция. Она дала буржуазии привилегии, и страна быстро стала развиваться по капиталистическому пути.

Во второй половине XVII века значение слов «ум, остроумие» приняли антибуржуазный характер. Остроумие стало синонимом беззаботной жизни, посвященной пирушкам и развлечениям. В этот период было велико влияние материалистических идей Томаса Гоббса и его учение о материальном человеке, наделенном эгоизмом, повлияло на театр, литературу, и стало философской основой творчества писателей.

Английская литература XVII столетия — это литература эпоxи революционной ломки. Она развивается в обстановке ожесточенной идеологической и социальной борьбы, в тесной связи с событиями своего времени. Первые десятилетия века завершают эпоху Ренессанса; лишь с середины 20-х годов начинается новая историко-литературная эпоха, которая кончается к 1690-м годам, когда на литературную арену вступает Джонатан Свифт и другие деятели раннего Просвещения. В литературной жизни Англии этой поры различают в свою очередь три этапа, первый из которых приходится на предреволюционные десятилетия (20—30-е годы), второй охватывает годы революции и республики (40—50-е годы), третий совпадает с периодом Реставрации (60—80-е годы).

Английская литература периода Реставрации развивалась в духе классицизма, но английский классицизм отличался от французского своей прогрессивностью. История Европы в XVII веке характеризуется кризисностью. Необходимость и неизбежность перемен осознаются большим числом мыслящих людей. Для Европы XVII века характерно резкое обострение философской, политической борьбы. Если для Франции XVII век - век классицизма, для Испании и Германии - век барокко, то в Анг­лии та же эпоха не поддаётся сколько-нибудь однозначной характеристике: барокко сосуществует здесь с классицизмом. Художники этих направлений отвергают идею гармонии, лежащую в основе ренессансной концепции. Большое число произведений создавалось как отклик политические события эпохи (памфлет Мильтона). Лучшее создание века — поэма Джона Мильтона «Потерянный рай», кото­рая родилась на скрещении двух художественных направлений, господствующих в Западной Ев­ропе,- барокко и классицизма. Живой же литературный процесс этого времени богат и многосложен и не может быть сведен только к этим двум важнейшим направлениям искусства .

В первые десятилетия XVII века еще продолжает творить Шекспир, но в историко-литературном плане его творчество принадлежит не XVII веку, а предшествующей культурной эпохе. В первой четверти XVII в. английская литература развивалась еще главным образом под знаком Возрождения. Однако в ней все настойчивее давали знать о себе тенденции, свидетельствовавшие о кризисе ренессансного миропонимания. Рушились надежды гуманистов на близкое и неизбежное торжество общественной гармонии, обострялось ощущение сложности и трагической противоречивости бытия.

В 20—30-х годах XVII в. кризис ренессансной идеологии и эстетики углубляется, отражая обострение социальных противоречий в жизни английского общества: одни писатели демонстративно порывают как с художественными, так и с идейными традициями Возрождения, другие, не отрекаясь от гуманистических ценностей, стремятся приспособить их к новым, изменившимся условиям. Ведущим направлением в английской литературе этой поры становится барокко. В творчестве ряда писателей зреют ростки классицизма.

Господствующее положение в английской поэзии первой половины XVII в. занимает так называемая «метафизическая школа», представляющая одно из направлений европейской литературы барокко. Основоположником школы считается Джон Донн (1573—1631), творческий путь которого — от язычески-жизнерадостной идиллической лирики Ренессанса к лирике трагически окрашенной, исполненной искренней тревоги за судьбу человека в «вывихнутом мире», и далее к религиозной духовной поэзии — воспроизводит в общих чертах одну из основных линий в эволюции английской литературы этой переломной поры.

Материалистические идеи медленно проникали в сознание эпохи. Даже у передовых мыслителей этого времени элементы научного мировоззрения, как правило, сочетались с теистическими предрассудками. Широкому распространению материализма препятствовала в XVII в. вспышка религиозного «энтузиазма», связанная с теологическим облачением английской революции. Этот «исторический маскарад» привел в Англии к парадоксальной ситуации, при которой сторонниками светской культуры оказались представители реакционного класса, тогда как писатели класса революционного утверждали в литературе религиозный дух.

Огромную роль в культуре революционного периода сыграла Библия. Текст Библии стал известен широчайшим массам населения. В ней искали ответы на жгучие вопросы современности, ее заучивали наизусть, цитировали в парламенте и в крестьянских хижинах. Влияние библейских легенд и библейского строя речи обнаруживается и в трактатах Уинстенли, и в поэмах Мильтона, и в прозаических повествованиях Беньяна. Творчество этих писателей отмечено преобладанием религиозных сюжетов и мотивов, однако за традиционными библейскими сюжетами скрывается новое современное содержание.

Во имя религиозно-нравственных идеалов пуритане отвергали всякое светское искусство и, прежде всего, театр. С приходом пуритан к власти (1642) все театры в стране были закрыты. Почти на четверть века драма в Англии прекратила свое существование. Основное место в литературе стало принадлежать прозаическим жанрам с сильно выраженным публицистическим началом, а также жанрам поэтическим с нравственно-этической и религиозной философской проблематикой.

Таким образом, английская революция XVII века – важная страница как европейской, так и всемирной истории. Она повлияла на судьбы соседних стран - Ирландии, Шотландии, в это время окончательно включенных в систему Английского государства. Буржуазные отношения, победившие в Англии, распространились на ее североамериканские колонии. Французское Просвещение XVIII века демонстрирует идейную преемственность и близость с английской революционной мыслью XVII века. Культура 17 столетия - это культура эпохи революционной ломки. Литература и искусство развивались в обстановке ожесточённой революционной и социальной борьбы в тес­ной связи с событиями своего времени. Первые десятилетия века завершают эпоху Ренессанса. С середины 20-х годов начинается новая историко-культурная эпоха, которая заканчивается к 1690-м годам, когда на литературную арену вступают деятели раннего Про­свещения. В эту эпоху Англия ведёт колониальную политику, пуританство заметно влияет на английскую куль­туру. В литературном процессе господствуют барочная и классицистская художественные системы. К этому историко-литературному этапу относится поздний период творческой деятельности Мильтона, создавшего в последние годы жизни наиболее значительные свои произведения.

Вопросы для контроля:

1. Что явилось предпосылками распространению пуританизма в Англии в конце XVI века?

2. Каковы были основные требования пуритан?

3. Каковы были особенности пресвитарианского и индепендентского течений пуританизма?

4. Как проявили себя пуритане в английской буржуазной революции XVII века?

5. Какие  этапы различают в литературной жизни Англии в XVII веке?

6. Назовите характерные черты каждого из этапов развития английской литературы XVII века.

Список основной литературы:  

1. История зарубежной литературы XVII века. Под ред. М. В. Разумовской. -  М., 2001.

2. Адамчик В. В. «Краткая история. Англия: Пособие для старшеклассников. -Минск, 2003.

Список дополнительной литературы:

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М.Вебер Избранные произведения. – М., 1990.

Вместе с этой лекцией читают "Лекция 9".

2. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987.

3. Культурология. Под. ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1997.

4. Скотт В. Пуритане. – М., 1989.

5. Советский энциклопедический словарь. Под ред. А. М. Прохорова. – М., 1989.

           

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее