Человек в светской культуре Нового времени
Человек в светской культуре Нового времени. В Новое время появляется радикально иное понимание человека. Христианское представление о человеке лишает его божественного измерения. Идея бессмертия души, а затем и ее самостоятельное бытие ставится под сомнение, а затем и вовсе отвергается, как «не подтверждается научными данными».
Светская антропология зарождается в Европе эпохи Просвещения на развалинах христианской культуры. Ни одна религия, кроме христианства, не уделяет такого драматического внимания земной жизни человека. И этот драматизм, уникальность земных условий и их центральность сохраняются даже тогда, когда религиозная составляющая, учение о душе и ее земном задании, отбрасывается.
В католичестве, у идейных вождей Возрождения и среди лидеров Реформации человек понимался в его отношении к Богу, хотя и толковался совершенно различно. В Новое время он остается один на один с самим собой. Но предшествующие религиозные учения о человеке влияют и на его понимание в рамках светской культуры.
От классического монотеистического принципа «свободы воли» остается идея свободы как ценности. Но выбор здесь осуществляется уже не между Богом и сатаной, а между рассудочными и отвлеченно нравственными началами – справедливостью, добром, милосердием и т.д. Так возникает светская мораль – в ней есть выбор, но нет Бога. Рассудок человека здесь видится как инстанция нейтральная и способная выносить взвешенные суждения.
Развитие идей Возрождения в отрыве от религиозного начала дает представление о «естественном праве». Человек хорош сам по себе, учат теоретики «естественных прав» (в частности, Жан-Жак Руссо), особенно в его «диком состоянии» (отсюда теория «доброго дикаря», который еще не испорчен цивилизацией). И задача общества – вернуть человека к его естественности и природе, где все гармонично и прекрасно. В таком подходе человеческий разум наделяется «спасительным» качеством, считается доказательством возвышенной природы человека надо всеми остальными животными видами.
Протестантские теории легли в основу человека как эгоистического злодея, движимого жаждой наслаждения. В умеренной форме такое понимание человека легло в основу номинализма, либерализма, прагматизма и утилитаризма, озабоченных лишь тем, чтобы уберечь от проявлений злой природы одного человека других людей. Инструментами такой защиты сторонники данного понимания человеческой природы видят государство, право, представительскую демократию, общественный договор, гарантирующий всем «равенство возможностей», рынок. Природа человека здесь видится как нечто слепое и неразумное, организованное инстинктами и грубыми плотскими желаниями.