Популярные услуги

Полифония второй половины XV века

2021-03-09СтудИзба

ПОЛИФОНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV века

Во 2-й половине XV века мелосная концепция сменяется комплементарно-контрапунктической. Складывается новая система средств музыкального письма, получившего название «строгое письмо». Смена концепций происходила очень постепенно. Заметное обновление музыкального языка происходит в позднем творчестве Дюфаи. Начиная с мотета Miranda parit в многоголосии Дюфаи появляется большая строгость в ритме, в интонациях. Голоса становятся более однородными, в них проникают точные имитации. Новое качество гармонии показывает вертикаль, приближающаяся к чёткой функциональности в тяготениях. За пределы мелосной концепции Дюфаи не выходит, но он становится достижимым. У Окегема ещё больше признаков строгого письма. Многоголосие Жоскена и Обрехта показывает концепцию строгого письма полифонии полностью сформированной.

Строгий стиль – это комплементарно-контрапунктическая концепция, воплощённая с помощью определённой системы средств музыкального письма. Строгий стиль объединяет творчество всех композиторов Европы конца XV-XVI веков, являясь стилем эпохи. Вместе с тем, в самом строгом стиле есть свои этапы, индивидуальные художественные формы, довольно существенно отличающиеся друг от друга.

Каков комплекс признаков строгого письма?

1. отношение к мелодии и приёмы работы с cantus prius factus характеризуется особым, практически разработочным  подходом. Заданный напев в виде полной, богато колорированной мелодии (cantus floridus) в строгом письме почти не встречается. Если используется полный напев, то в виде cantus firmus, в котором крупные длительности сильно раздвигают тоны мелодии. Для строгого стиля характерна работа с расчленённым напевом – от разделения его на отдельные фразы до вычленения из него отдельных мотивов. Колорирование, распевание напева постепенно уходят из строгого стиля, который представляет собой антитезу мелосной полифонии прежде всего в отношении колорирования. Изменилась и трактовка авторства, так как при уходе от колорирования мотивный материал, с которым работал композитор, не претендовал на авторскую индивидуальность. Авторская инициатива смещается в сторону приёмов развития и построения музыкальной формы. Сам материал при этом мог обладать максимальной обобщённостью, типичностью. Снятие «декора», упрощение интонаций было характерной тенденцией строгого письма.

2. в основе многоголосия строгого письма лежит не мелодия, но небольшие мотивы, представляющие мелодию хорала. Каждый голос в отдельности не является мелодией как таковой, но развивается по законам мелодии – плавно, волнообразно, с уравновешенными подъёмами и спадами, со скачками, заполненными поступенным движением в обратном направлении, с учётом скрытого голосоведения. Работая с мотивами и небольшими мелодическими фразами, композитор не упускает из виду линию каждого голоса. Условия формирования такой линии связаны с комплементарным взаимоотношением голосов в системе имитационной техники. При этом ни один голос нельзя оторвать от целого.

3. в строгом письме появляется представление о тематической значимости тех мотивов, которые многократно имитируются голосами. Выделять тематизм в определённую категорию до строгого письма не приходится, а в строгом письме требуется введение такого понятия как тематический мотив. Это сквозное имитационное письмо, что означает, что каждый раздел в музыкальной форме открывается новым тематическим мотивом, который имитационно проводится по всем голосам.

4. строгое письмо – это полифоническое искусство, предназначенное для хорового исполнения. Естественно, многоголосие, предназначенное для сольных голосов и сольных распевом, существенно отличается от многоголосия, предназначенного для хорового коллектива. Из хоровой специфики вытекают музыкальные свойства звукового материала и технические приёмы его многоголосной организации.

5. характерны широкое расположение голосов и звуковое поле с достаточно объёмным пространством. В мелосной полифонии не требовалось такого пространства. Там пространство ограниченное, основное различие заключено в тембрах голосов и инструментов. В строгом стиле у каждого голоса есть своё звуковое пространство, достаточно автономное. Размещаться в одном звуковом диапазоне, переплетаясь, накладываясь друг на друга, как это было в мелосной полифонии солистов, голоса в строгом хоровом письме не могут. Изменившийся объём звукового пространства потребовал новых взаимоотношений голосов, иных музыкальных форм и композиционных закономерностей. Пространственная диспозиция между голосами связана с установлением октавных и кварто-квинтовых отношений между ними. В унисон голоса могут вступать только тогда, когда количество их не размещается в допустимом для хора диапазоне звучания. Т.е. увеличение числа голосов ведёт не к расширению зоны звучания, а к возрастанию плотности хорового пространства.

Рекомендуемые материалы

6. голоса становятся однородными по мелосу. Строгое письмо не оперирует мелодиями, т.к. не мелодия есть импульс к творчеству, а короткие мелодические тезисы вплоть до повторения одного звука. Мелодическая линия в каждом из голосов слагается в результате взаимодействия голосов, является в большой мере «результативной». Она часто членится паузами, зависит от расположения текстовых фраз между голосами и т.д. каждый голос равен другому в общем ансамбле, полифоническая фактура однородна. В строгом письме много техники сложных контрапунктов – перестановок между голосами в разных комбинациях. Если в мелосной концепции м. было спеть один из верхних голосов в качестве самостоятельного произведения, то в строгом стиле это невозможно без потери смысла.

7. в строгом письме работа идёт с небольшими фразами, мотивами. В отличие от горизонтального развёртывания мелодической логики в мелосной полифонии в строгом письме задача заключается в насыщении многоголосной ткани мотивами, вступление которых должно быть хорошо расслышано. Поэтому внимание при прослушивании произведения идёт как бы по диагонали – от одного голоса, проводящего мелодический мотив, к другому. В момент звучания имитируемого мотива на первый план выступает голос, проводящий мотив, другие отходят на второй план, оттеняют его. Возникает особая, комплементарная дисциплина соотношения голосов. В строгом письме комплементарно-контрапунктическая концепция находит наивысшее художественное воплощение. Строгое письмо является эталоном совершенной контрапунктической техники. В этой строгой системе каждый отдельно взятый момент неразрывно ведёт к другому. Комплементарность проявляется не только в технике, но и в основных свойствах, напр., в употреблении приготовленных диссонансов. Строгий и лаконичный интонационный материал взывает к необходимости его многократного имитирования по всем голосам. Техника имитирования сопровождается комплементарной дисциплиной соотношения голосов. Ткань размещается в довольно широком звуковом пространстве и развивается благодаря эффектам разряжения и уплотнения тематического состава многоголосия, т.е. увеличения частоты имитаций и уменьшения их числа.

8. система диатонической модальной гармонии в строгом письме достигает «классической» стадии. Диагональная связь голосов многоголосной фактуры способствует замедлению гармонических смен. Длительное звучание одного аккорда позволяет использовать разное полифоническое движение – от опеваний аккордов до имитаций и канонических секвенций. Созвучия при этом могут меняться с минимальным отличием в звуковом составе, что даё1т ладовые перекраски, характерные для звучания многоголосия строгого письма.  То, что мелодия не является в строгом письме ведущим началом, сказалось на резком сокращении в вертикали трезвучий секундовых соотношений и секундовых кадансов. Напротив, гораздо чаще стали употребляться трезвучия кварто-квинтовых и терцовых соотношений.

Крупнейшие мастера полифонии строгого стиля

Описание: a1a

На фундаменте общих, свойственных строгому письму закономерностей развивается индивидуальное композиторское творчество. Творчество Палестрины и его школы от предыдущего расцвета нидерландской школы отделяет некий рубеж. В развитии строгого письма выделяют два этапа: 2-я половина XV века и начало XVI века, затем XVI век. Художественные способы интерпретации общих закономерностей строгого стиля на каждом из этих этапов имеют свои особенности.

         Комплекс особенностей строгого письма 2-й половины XV века и начала XVI века, времена Обрехта, Жоскена и их современников:

1. Большая роль остинатности. С наибольшей полнотой остинатный комплекс воплотился в сочинениях центрального периода творчества Жоскена (с конца XV века и 20-х годов XVI века), в мессах Hercules dux Ferrariae, La sol fa mi re, Malheur me bat… Он лежал в основе муз. форм: из исходного первоматериала вычленялась мелодическая фраза, она оформлялась в виде cantus firmus и несколько раз повторялась в пределах одной части мотета или одной части мессы. Обрехт пользовался специфическим приёмом, когда длительности cantus firmus при повторении последовательно уменьшались, ритмический вид основы определял фактуру многоголосия, ее изменения, полиф. приемы работы с голосами. Протяженность разделов и пауз между проведениями фраз cantus firmus в теноре определялась общей идеей сочинения и включала в себя нередко какой-либо символ, зашифрованный через число. У Обрехта это является характерной чертой стиля. В сочинениях Жоскена cantus firmus-остинато оформляется проще: оно короче, обычно остается неизменным, поэтому и повторений больше. Каждое повторение отделено одно от другого паузами, протяженность которых у Жоскена обычно упорядочена – или равна звучащему остинато или в 2 раза больше его. Кроме того, остинатный компонент входит в состав многоголосной фактуры в виде длительно протянутых cantus firmus тонов. Хотя протянутые тоны являются звуками заданного напева, в многоголосии они несут не мелодический смысл, а как основа гармонии. Голоса распевают эти тоны в соответствии с условиями вертикали, что способствует мелодической повторности, секвенциям по терциям, квартам и квинтам.

2. Повторение, подчас многократное, пронизывает мелодические линии голосов. Повторяются фразы, мотивы, мелодические линии голосов. Нанизывание повторяющихся звеньев на одну линию придает подчас мелодиям своеобразный вид – длительного восхождения в одном направлении или длительного, глубокого нисхождения.

Описание: a 1

Повторность мотивов, фраз ведет к расчленению мелодических линий, они состоят из коротких построений, в них много пауз. В многоголосие повторность вносит четкий пульс членения. Новая проблема связана с сочетанием четкости членения с общей пластичностью многоголосия. Краткость фразировок в каждом из голосов компенсируется несовпадением границ расчленения между голосами. Одновременное выключение 2 или трех голосов возможно только в кадансах.

Остинатнрая повторность небольших мотивов ведет к множеству секвенций, которые заметно отличают строгое письмо первого этапа от второго. У Палестрины такого количества секвенций не найти. Секвенции м. идти в 1, 2, 3 голосах. В сочетании с имитациями возникают бесконечные каноны и канонич. секвенции, представленные в изобилии у Жоскена и Обрехта. Их многоголосие можно назвать энциклопедией остинатно-имитационной мотивной техники. Здесь складываются определенные типы мотивов, приспособленные к имитационно-остинатному и имитационно-секвентному развитию:

Описание: a 2

Лекция "2.4. Двоичные числа в дополнительном коде" также может быть Вам полезна.

Описание: a 3

Многие сложные виды подвижного контрапункта (вертикально-подвижной, горизонтально-подвижной, вдвойне-подвижной, тройной, четверной, обратимый контрапункт в 2-,3-х,4-хголосии) впервые возникают у Жоскена и Обрехта. Этому способствовал весь комплекс особенностей стиля: остинатностью, отшлифованным мотивным материалом, типовыми рисунками линий, ясностью фразировки, имитационной техникой, позволяющей слуху фиксировать момент производного соединения.

В фактурном плане принцип точного повторения находит преломление в приеме антифонного противопоставления пар голосов в 4-хголосии.

Формируется один из общих законов полифонии: чем проще, короче, нейтральнее тематический импульс, тем более насыщенное, богатое имитационное развитие он м. получить. Более протяженные, законченные мелодические построения допускают только производные соединения.

В строгом письме периода Жоскена появляется диалогичный канонр, в котором в моменнт звучания риспосты выключается пропоста. Ткань в таком каноне разрежена, пульс членения периодичен, в него легко вписывается бесконечный канон или каноническая секвенция. Такой канон возможен в свободных голосах (на фоне cantus firmus), но и сам cantus firmus может звучать в виде диалогического канона.

Гармоническое движение сильно замедлено, т.к. остинатное письмо накладывает сдерживающий тормоз на скорость гармонических смен. У Жоскена наиболее выразительными оборотами являются плагальные, на них обычно звучит многоголосный бесконечный канон или полиостинато.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее