Построение формы в ранне многоголосии
ПОСТРОЕНИЕ ФОРМЫ В РАННЕМ МНОГОГОЛОСИИ
Дискантовое многоголосие являлось основным видом многоголосия средневековья, на его основе складывались различные музыкальные формы.
Выделяют два класса – текстовые формы и композиционные.
В текстовых формах музыкальная форма соответствует построению текста и отвечающей ему хоральной мелодии. Так, если в напеве гимна были 4 фразы, то 4 раздела было и в многоголосном распеве гимна. Секвенция, имеющая форму «пар периодичностей» (аа бб вв и т.д.), сохраняла её и в многоголосной обработке. Обычно исполнялись такие формы респонсорно – фразы хорала распевались или одним голосом, или в унисон всеми голосами, а затем многоголосно. По принципу текстовых форм строились также кондукты.
Идея, лежащая в основе композиционных форм, не заложена ни в мелодии хорала, ни в его тексте. Она привносится композитором как продуманно организованная структура. Мотет был главным представителем таких форм.
Оба класса форм имеют богатую историю и сохранились до наших дней, хотя и предстают в модифицированном виде.
Мотетная форма XIII века – это форма, имеющая строго определённые условия сочинения. Для её построения брался не весь напев хорала, но лишь его первая мелодическая фраза. Она несколько раз повторялась – столько, сколько нужно для полного проведения текста в верхних голосах. Сам же тенор напев хорала уже не представлял, он являлся его символом, давая название мотету и определяя его место в богослужении. Мотетный принцип формы был первым принципом композиторского изобретения, направленного на структурное оформление тенора. Работа с тенором на протяжении нескольких веков была основой творчества в структурно-композиционном плане.
Выбранный мелодический фрагмент хорала ритмизовался остинатно повторяющимися фразами на основе модусной ритмики. Т.о., в основе муз. формы лежали 2 остинатных образования – мелодическое и ритмическое. Мелодическое остинато было более протяжённой структурной единицей, ритмическое – более мелкой. Эта остинатная система закладывалась в нижний голос – тенор. С тенора начиналась работа над мотетом, при этом имелось три основных способа:
1. выделенная из хорала начальная фраза в качестве мелодического остинато м. иметь разную протяжённость
Рекомендуемые материалы
2. мелодическое остинато м. иметь разное число повторений
3. мелодическое остинато м. иметь разное ритмическое оформление и, соответственно, содержать разное число ритмически остинатных фраз.
В XIII веке не существовало определённой терминологии по отношению структуры мотетной формы, она появилась в следующем веке в связи с изоритмическим мотетом. Тем не менее, структурные компоненты мотета XIII века аналогичны color и talea XIV века. В XIII веке голоса представляли собой мелодии, а тенор побуждал их к остинатных повторениям, поэтому работа композитора состояла в нахождении баланса между текущими мелодиями и продиктованными тенором повторениями, их координации.
Многоголосие при первом проведении мелодического остинато м. принять за первоначальное соединение, все последующие проведения мелодического остинато м. рассматривать как производные варианты. Благодаря этому, каждый раздел мотета предсталяет собой новую версию пропевания свободных голосов. Можно проследить вариантные изменения на примере мотета In Bethleem (т. 1-40; т. 41-82).
В лекции "3. Разновидности входных величин" также много полезной информации.
Внимательный анализ выявит тонкие детали. Так, одновременный каданс в первом разделе (т. 14) смещается во втором разделе на такт раньше (т. 53), при этом на бывший кадансовым тон тенора накладывается начало новых мелодических фраз в свободных голосах. Аналогичное смещение фразировок происходит в начале второго раздела по сравнению с началом первого.
Т.о., можно сделать следующие выводы:
1. Процесс создания многоголосия идёт по линиям, материалом которого являются мелодии, заимствованные или сочинённые (это повторяет в своём трактате Ars cantus mensurabilis теоретик XIII века Франко Кёльнский). Мелодический материал голосов подчиняется при этом вертикальной координации, имеет крепкую опору в виде каркаса нота-против-ноты. Вертикаль выступает как основа многоголосия, а горизонталь – как метод его формирования. Принцип создания муз. произведения был таким же, как принцип изобразительного воплощения сюжетов, где линеарность заключалась в наслаивании нескольких, связанных между собой темой, сюжетов. Аналогией живописи в музыке был мотет, аналогией храмовых форм был органум (именно в нём воплощались свойственные архитектуре законы большого пространства, пропорций, ритма чередования пропорций и др.).
2. Линейно-мелодическая природа многоголосия, а также свойство совершенных консонансов и их сочетаний допускают возможность перестановок голосов без нарушения художественного смысла и качества звучания. Поэтому в практике многоголосных распевов средневековья существовала традиция пропевания одного и того же многоголосия с разным расположением голосов – нижний перемещался вверх, а верхний вниз. Каждый такой вариант расценивался как самостоятельное произведений. В трёхголосии можно было поменять местами два верхних голоса, а также заменить один из них новым распевом при сохранении другого голоса. Новая версия воспринималась как самостоятельное произведение. В древнерусской музыке также известна такая практика.
3. Важнейшей характеристикой мотетного многоголосия является взаимное расположение голосов в звуковом пространстве, которое очень ограничено, оно озвучивается как бы в одной плоскости. Закономерна аналогия с плоскостной трактовкой пространства в живописи в духовных изображениях голоса древнего многоголосия размещены в одной плоскости, имеющей как бы множество глубинных измерений, что связано с тембровыми отличиями голосов. Мотеты не только пелись, но м. поддерживаться разными инструментами. Мотетное многоголосие – это вокально-инструментальное многоголосие.
4. Ритм и вертикаль в мелосном многоголосии Средневековья специфичны. Концепция ритма изучена достаточно глубоко, а концепция вертикали при ясности её норм сложения (по парам голосов с перфектными созвучиями в качестве опорных и кадансовых) не ясна. Неизвестно, например, переносилась ли ладовая организация на многоголосную ткань или лад образовывался суммарно, и т.д.