Направления социальной реабилитации
ЛЕКЦИЯ
Тема: «Направления социальной реабилитации»
Вопросы:
1. Социально-психологическая реабилитация.
2. Культурно-духовная реабилитация.
3. Профессионально-трудовая реабилитация в области изобразительного искусства.
Рекомендуемые материалы
В данной работе нами выделено несколько направлений (моделей) социальной реабилитации инвалидов, связанных с культурой, изобразительным искусством и творчеством, наиболее важных для нашего исследования.
Это социально-психологическая реабилитация, духовно-культурная и профессиональная.
Социально-психологическая реабилитация. Под социально-психологической реабилитацией понимается системный процесс восстановления (формирования) способностей инвалида, позволяющих ему успешно выполнять различные социальные роли и иметь возможность быть реально включенным в разные сферы социальных отношений и жизнедеятельности. Ее смысл заключается в восстановлении оптимального функционирования психологических механизмов социальной интеграции инвалидов, которые ответственны за процесс усвоения социальных норм и правил поведения, социокультурного опыта в целом и выполняют регуляторную функцию наиболее сложных форм поведения и деятельности, обеспечивают эффективность адаптации в различных средовых условиях.
Социально-психологическая реабилитация специфична, так как она является неотъемлемым элементом различных реабилитационных мероприятий.1 Это связано с наличием социального эффекта любого реабилитационного воздействия и с субъективным отношением к последнему со стороны инвалида. Важно, что ее потенциальные ресурсы за счет гибкости, пластичности механизма психической деятельности, их высоких компенсаторных возможностей являются практически неисчерпаемыми и их рациональное использование позволяет достигнуть необходимого эффекта и в тех случаях, когда результативность других реабилитационных мероприятий оказывается низкой.
Следует считать, что социально-психологическая реабилитация может рассматриваться в виде связующего элемента в отношении всего комплекса реабилитационных мероприятий, который придает и обеспечивает им системность и целостность. Это обусловлено наличием социально-психологического эффекта от любого реабилитационного воздействия и его непосредственной направленности на интеграцию инвалидов в общество.2
Составляя программы по различным направлениям изобразительного искусства, мы учитываем каждый элемент художественного творчества, возможности и особенности влияния его на ребенка-инвалида.
Арттерапия, как одно из направлений науки и практики, продвинулась дальше других реабилитационных наук. Поэтому во все наши проекты мы включаем арттерапевтические программы.
Культурно-духовная реабилитация (КДР). Культурно-духовная реабилитация – это восстановление способности детей-инвалидов воспринимать, а также воспроизводить культурные и духовные ценности общества. Находить через культуру, искусство, в том числеизобразительное, возможности не только восстановления, укрепления здоровья, но и свою
__________________________________________________________________
1. Yalomg. The theory and Practice if group Psychotherapy New York. Basic books, 1975, p. 11.
2. Добровольская Т. А., Шабалина Н. Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых. Социологические исследования 1993 №1, с. 56.
нишу и, в первую очередь, в активной социальной, трудовой, профессиональной деятельности.
Среди прочих форм реабилитации, КДР занимает особое место, т.к. не всегда зависит от заболевания, (исключение составляет инвалидность с мутацией мозга). Она тесно связана с психологической реабилитацией и, в известной степени, с профессионально-трудовой и медицинской. КДР зависит от возрастных особенностей человека, среды его обитания, обучаемости, восприимчивости и ряда других факторов. Вместе с тем, при известных условиях, она может стать базовой, особенно при сложных психофизических заболеваниях, когда духовное состояние начинает оказывать сильное, а, подчас, решающее воздействие на физическое. Процесс духовно-культурной реабилитации более длителен по времени и сложен по формам и методам работы реабилитолога.
Нами выделено несколько групп (категорий) инвалидов (в первую очередь в связи с заболеваниями), которые требуют специальных условий и программ при их реабилитации через изобразительное искусство. Это инвалиды-ампутанты, с ослабленным слухом, опорники, а так же инвалиды, требующие постоянного терапевтического вмешательства и наблюдения.
Для некоторых категорий, скажем, для ампутантов и опорников реабилитация через рисунок, изобразительное искусство, живопись, как бы изначально была заказана.
Вместе с тем они, как и другие т.н. здоровые люди могут обладать художественными способностями, обучаться, становиться художниками. В музее Московской духовной академии экспонируется икона, написанная инвалидом, (не имевшим верхних и нижних конечностей), зубами. В «Инва-Студии» разработана методика обучения опорников и ампутантов, которая дает положительные результаты, и дети имеют возможности не только приобщаться к культурным ценностям, но и к профессиональной художественной работе.
В студию часто обращаются врачи, специалисты других реабилитационных центров, родители с просьбой об оказании реабилитационной помощи. Студия провела работу в 3-х детских клиниках города Краснодара по арттерапевтическим программам, а так же с детьми-инвалидами, неспособными к самостоятельному передвижению (на дому). Уже второй год в соответствии с договором городская экспертная медицинская комиссия направляет в студию всех детей-инвалидов города, склонных к творческой, художественной работе. Совместно с городским ортопедическим предприятием «Протезный завод» студия организовала подготовительное отделение для инвалидов-ампутантов, поступающих в ВУЗы. В феврале 2004 года „Инва-Студия“ совместно с СРЦ „Отрадное“ (г. Москва) открыла совместное отделение для работы с социальными инвалидами.
Профессионально-трудовая реабилитация в области изобразительного искусства. Важным условием эффективности профессиональной реабилитационной работы с инвалидами, является определение медико-социальных критериев
В основе методики разработки критериев профориентации находится оценка трудового прогноза инвалида в качественном и количественном выражении и алгоритм ее построения применительно к степени нарушения в различных системах организма.1
Интересен опыт профессиональной трудовой реабилитации инвалидов в дореволюционных центрах народных промыслов и особенно иконописных мастерских.
Народное искусство выработало уникальные формы, а также методы творчества в различных его жанрах. Весь мир восхищался и восхищается работами мастеров Палеха, знаменитой Хохломой, Дымковской лепной игрушкой, Городецкой деревянной росписью, Хотьковской резьбой по дереву, кости, росписями из Жестово, Федоскино и др.
__________________________________________________________________
1. Малева Т., Васин С. Инвалиды в России – Узел старых и новых проблем, „Proetcontra“ 2001, т., 6 №3, с. 81.
В дореволюционной России в развитии прикладного искусства, когда превалировал, естественноисторический путь, интенсивно развивались центры народных промыслов, иконописные центры, социальная реабилитация инвалидов становилась естественной органической частью общего художественно-трудового процесса. В этом была ее сила и, что очень важно, процесс реабилитации инвалидов не только усиливал, интенсифицировал развитие народного творчества, но придавал ему высокий нравственный характер.
В студии за 10 лет мы по существу добились подобного. После посещения нашей выставки и встречи с детьми (на приеме в Кремле) супруга президента РФ Л.А.Путина сказала:
-Дети в студии перестают быть инвалидами-
В контексте арттерапии и социальной реабилитации населения в массовых ее формах, в том числе инвалидов, по-особому высвечивается опыт иконописных центров, а также центров народных промыслов России.
Сами центры народных промыслов начали формироваться и развиваться не только и не столько на базе народного искусства, но большое влияние на их самоорганизацию оказывали военные действия, которые велись на территории Руси, а затем России, начиная с татаро-монгольского нашествия. Из разрушенных, разоренных городов художники, ремесленники бежали в леса, где организовывали мастерские, исходя из возможностей и природных условий тех мест. Хохлома, знаменитая дымковская игрушка, хотьковская резьба, городецкие расписные кони и другая утварь – все это как бы синтетический результат, возникший в том жизненном котле, где жизнь сама предоставляет все необходимые художественные, творческие и социальные ингредиенты. Высокая культура, искусство народных промыслов восхищали многих иностранцев. Они (народные промыслы) шли, как бы, от земли. И процесс обучения в народных мастерских также основывался на народных традициях. С 17-го столетия, наряду с развитием мастерских в центрах народных промыслов стали формироваться и народные школы подготовки мастеров. Только в начале 20-го столетия, на основе их выросли государственные школы, но программы, главные традиции обучения «мастер-ученик» остаются до сих пор. Например, знаменитая акварельная школа Андрияки в Москве.
В советское время государство берет на себя художественную подготовку подрастающего поколения в центрах народных промыслов. Это было положительным примером и несмотря на негативы, связанные с чрезмерной идеологизацией в центрах народных промыслов велась серьезная системная комплексная образовательно-художественная работа. Культура творчества именно в советское время достигла высочайших результатов. Центры народных промыслов стали известны во всем мире. Искусство мастеров Палеха, Холуй, Мстеры, Семенова и др. отмечено на всех международных конкурсах и выставках самыми высокими наградами. Знаменитые художники И.И.Голиков, И.М.Баканов, А.И.Зубков, А.В. и В.В.Котухины, И.П.Вакуров, Д.Н.Буторин, Н.М.Зиновьев, Б.Н.Кукулиев и многие другие, вышедшие из центров народных промыслов стали гордостью отечественной культуры.1
Сходство и различие рефлексов 1-го и 2-го рода - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
__________________________________________________
1. Н.М. Зиновьев, Стилистические традиции искусства Палеха. Л., 1981 г., с.9