Литургическое время
Тема: Литургическое время (продолжение)
Итак, у нас есть: суточный круг богослужения и несколько кругов праздников.
Что такое суточный круг богослужения?
По Уставу существуют такие службы, как: вечерня, утреня, часы и др. Т.е. службы разных времен дня.
Постоянное чередование этих служб называется Суточным кругом богослужения: вечером - вечерня и т.д.; на следующий день вечером опять Вечерня - и так круг замыкается.
Круги праздников. С одной стороны, круг праздников седмичных - седмичный круг: каждые 7 дней носят имена Воскресения Спасителя. Поэтому мы говорим: 7 лица (неделя - это Воскресение). Седмичный круг.
С другой стороны, 2 годовых круга: для подвижных праздников, связанных с Пасхой. Поскольку Воскресение связано с Пасхой, то между ними есть некоторая связь. И годовой круг неподвижных праздников - праздников, которые имеют четкую фиксированную дату, например, Рождество Христово 25 декабря (ст. ст.). Вот у нас 4 богослужебных круга.
Идеологию всех этих кругов - попытку придать им какое-то богословское осмысление - можно найти в книге Шмемана “Введение в литургическое предание”. Это единственная книга такого плана на русском языке.
Тема: Корпус богослужебных книг Православной Церкви
Мы выяснили 4 компонента, из которых складывается богослужебная система того или иного обряда.
Обряды могут отличаться одним из этих 4-х компонентов. Если все 4 компонента совпадают, то речь идет не о разных обрядах, а о вариациях внутри одного обряда.
Рекомендуемые материалы
4 основных компонента богослужебной системы христианской:
1) формуляр Евхология, т.е. порядок литургии и Таинств и других священнодействий в Требниках и Служебниках. Например, мы пользуемся Литургией Иоанна Златоуста, а в древнем Александрийском обряде встречаемся с Литургией апостола Марка. Соответственно, разные формуляры Литургии - разные компоненты
2) лекционарий, т.е. распределение чтений из Священного Писания по дням года. Например, мы читаем Евангелие от Иоанна в течение периода Цветной Триоди, а где-нибудь в Иерусалиме в древности читали, например, Евангелие от Марка.
3) система праздников. Мы отмечаем Рождество и Богоявление отдельно, а ариане отмечают их вместе.
4) порядок и набор (количество) служб суточного круга.
Соответственно этим 4-м компонентам возникают и богослужебные книги.
Первые богослужебные книги. Когда-то, в глубокой древности, в первые века христианства, система праздников еще не сформировалась. Соответственно, древнейшими книгами являются:
1) просто Библия (еще не разделили ее на зачала, чтобы читать круглый год). В первые века христианства был принят принцип... континуума - непрерывного чтения: открывали Библию, и чтец начинал читать, епископ все слушал и, когда он считал, что достаточно, он говори: “Мир тебе!”. Это осталось до сих пор в богослужении. Уже все знают, где прервут чтение Библии, но все равно епископ или священник говорит по-прежнему (традиционно) “Мир тебе! - т.е. “Давай, свободен”.
Пока не было лекционарной разбивки Библии, основной богослужебной книгой была сами Библия, а также
2) Евхологий: книга, содержащая молитвы Евхаристии и Таинств; эта книга, видимо, тоже появилась не сразу; по-видимому, сначала эти тексты передавались изустно, но уже в III в. примитивные какие-то Евхологии уже существовали (они сохранились). “Евхологий” (с греч) - “молитвослов”, но это не наш молитвослов для вечернего и утреннего чтения, а книга, содержащая литургию и Таинства. Затем появляется
3) Лекционарий в собственном смысле слова - т.е. Библия, приспособленная для богослужебного чтения. Видимо, с IV в. они появились; с V в. - наверняка: нам известны памятники Лекционариев, восходящие к V-VI вв. То есть это не просто Библия, а Библия, разбитая на зачала - кусочки для чтения, над каждым зачалом надписан праздник или день чтения этого зачала. Часто такие Лекционарии сопровождаются тропарями праздников - примитивной гимнографией: она еще не составляет отдельных сборников от Библии, - помещается непосредственно между чтениями. Такие Лекционарии V-VI вв. известны в грузинских переводах: Апостол и Евангелие Лекционарные.
Еще позже появляется Часослов - книга, содержащая порядок служб суточного круга. Около VI в. нам известны первые Часословы, м.б. они появились и раньше.
С VI в. начинается работа (даже с V в.) по составлению сборников гимнографических произведений: Ефрем Сирин писал гимны, но они не вошли в греческое богослужение, но вошли в сирийское богослужение, которое сейчас используют яковиты. Ефрем Сирин писал гимны и составлял сборники. Для нас более актуальны сборники, составлявшиеся Романом Сладкопевцем (в VI в.), сборник, составленный Севиром Антиохийским, хотя Севир Антиохийский - еретик, но его сборник достаточно серьезно повлиял на развитие Православной гимнографии; и другие гимнографические сборники. Первоначально (в VI, VII, VIII, IX вв.) песнопения в таких сборниках группировались по жанру:
- Кондакарь содержал кондаки,
- Стихирарь содержал стихиры,
- Параклитик - каноны и т.д.
В IX-X вв. в Византии происходит некоторая реформа корпуса богослужебных книг, и песнопения группируются уже не по жанрам, а по праздникам. Так появляются, например
- Минея, содержащая песнопения праздников неподвижных,
- Триодь, содержащая песнопения праздников подвижных,
- Октоих, содержащая песнопения праздников седмичного круга.
После Х в. Византийский корпус богослужебных книг практически не изменяется (изменяется очень мало). Мы оставляем в стороне всякие другие традиции, латинскую, например. Итак, корпус богослужебных книг Византийского обряда после Х в. Таким он остается до наших дней.
Итак, книгами Священного Писания являются (I-й класс богослужебных книг):
1) Богослужебное Евангелие
2) Богослужебный Апостол
3) Псалтирь
4) Паремийник (“Профитологий” по греч.).
- Евангелие и Апостол разбиты на зачала; для каждого зачала указано, когда, в какой день читать это зачало. В конце книги приводятся различные таблицы с праздниками. В Апостоле, кроме того, приводятся Прокимен и Аллилуарий.
Вообще говоря, существуют 2 типа Евангелия и Апостола: Апракосы - Лекционарии (с одной стороны) и Четьи (Тэтры) Апостола или Евангелия (с другой). У нас в Русской Церкви в настоящее время приняты Четьи Апостола и Евангелия; в греческой церкви приняты Лекционарии Апостола и Евангелия. Чем отличается один от другого: Вот у нас есть ... Библии - обычный текст, настоящий (не калькулярный не лекционарий). Тэтры - это 4 Евангелия подряд. В Четьи Евангелия (или Тэтры Евангелия) обычный текст евангельский отмечен на начала и зачала. А сам текст Евангелия такой, какой в обычном Евангелии. В Лекционарии Евангельские отрывки разделены друг от друга и отнесены к определенным праздникам. И зачала следуют не в порядке Евангелия, а в порядке праздников. Для богослужения такой тип Евангелия, очевидно, более удобен. На славянской почве он тоже существовал, был очень распространен. В последние века сменился Четьим текстом. В Греческой Церкви приняты Лекционарии Евангелия. Точно также и Апостола Лекционарии (или Апракосы). Итак, первые 2 книги: Апостол и Евангелие. Далее:
- Псалтирь богослужебная разбита на 20 кафизм. И в конце находятся очень важные Приложения.
- Профитологии (Паремиик) - это книга, которая содержит паремии, т.е. чтения из Ветхого Завета. Сейчас она отдельно не печатается. Хотя в рукописях очень много паремийников. Паремии вставлены в другие книги (ниже мы назовем их). Итак, это I-й тип богослужебных книг.
II-й класс богослужебных книг - это книги, которые содержат формуляры и Евхологий: Это и есть, собственно, сам Евхологий. В русской традиции его разделяют на 3 книги:
1. Служебник - книга для священника и диакона, содержащая литургию, Вечерню, Утреню и др. службы.
2. Требник - книга, содержащая все Таинства, кроме Руположения и литургии, а также разные важные священнодействия.
3. Чиновник архиерейского священнослужения: содержит архиерейский чин литургии, таинство рукоположения и разные другие архиерейские священнодействия.
Требник имеет различные редакции:
- Большой Требник (большого размера)
- Малый Требник (начиная с советского времени, почему-то не переиздается).
Переиздается зато новая редакция Требника, которой до революции не было, Требник в 2-х частях, который на самом деле содержит в себе 3 части: “Требник в 2-х частях”, часть I и II; и “Требник в 2-х частях”, часть III-я издано отдельно. Какое парадоксальное название! Сначала, когда издавали, не хотели III-ю часть издавать, потом все-таки издали. Получается парадоксальное несколько название: “Требник в 2-х частях”, часть III. Кроме этих Требников, есть разные редакции Требника: Дополнительный требник, Последования молебных пений, Воинский требник, Сербский требник и т.д. Еще есть такой Требник - “Требник Петра Могилы”. К богослужебному использованию Святейшим Синодом не разрешен, т.к. содержит некоторые латинствующие, а местами - просто чисто католические размышления. Несмотря на то, что сам святитель Петр причислен к лику святых (Киевской церковью Московской патриархии), в Требнике Петра Могилы содержатся некоторые прямо еретические мысли. Поэтому он не разрешается к употреблению. Его недавно переиздали, как чисто библиографический памятник, как памятник южно-российской словесности, - не для богослужебного использования.
III-й класс богослужебных книг - книги, содержащие последование праздников (напр. последование службы Рождества Христова или последование Пасхальной службы и т.д.). “последование” (греч.) - “аколуфия”. Последование праздников. Что имеется в виду?
- Наборы песнопений
- Паремии (если праздник имеет паремии)
- и некоторые уставные указания.
Соответственно 3-м кругам праздников есть 3 книги:
1) Октоих - книга, содержащая песнопения праздников седмичного цикла (т.е. для Воскресения, Субботы). Т.к. Воскресение (как и любой другой день седмицы) повторяется каждые 7 дней, то петь одну и ту же службу каждые 7 дней было бы утомительно. Поэтому в Октоихе приводятся по 8 вариантов служб для каждого дня седмицы. Каждый вариант - на свой глас. Соответственно, 8 гласов у церковной музыки. Поэтому книга называется Октоих - “8-гласник”. Там есть службы на каждый день седмицы 1-го гласа, службы на каждый день седмицы 2-го гласа и т.д. - на все гласы, т.е. на все 8 музыкальных вариантов есть службы на каждый день седмицы.
2) Триодь (“3-песнец”) - книга, содержащая песнопения праздников подвижного цикла. Характерным для нее гимнографическим жанром является трипеснец. (ниже мы о них будем говорить). Триодей в русской традиции 2: Постная, Цветная. Триодь Постная начинается в неделю мытаря и фарисея, а заканчивается в Великую Субботу. Цветная начинается в Пасху, а заканчивается в неделю Всех Святых. Когда-то это была 1 книга - Триодь, но она была слишком толстая, ее неудобно переплетать, поэтому ее разделили на две - Постную и Цветную. И греки тоже разделяют Триодь на 2 книги:
- Постная Триодь у греков называется просто Триодь,
- Цветная Триодь у греков называется Пентикостариум (т.е. пятидесятник).
3) Минея служебная: иногда мы встречаем название Минея месячная (напр. у Никольского). Но это не очень хорошо, т.к. само слово “Минея” означает “месяц”. Поэтому лучше говорить так, как принято в научной литературе (в описаниях рукописей и в других серьезных книгах) - Минея служебная. Состоит из 12 томов, каждый том содержит по 1 месяцу года, службу на каждый день месяца.
Существует несколько изданий Миней. Они между собой немного не согласны:
- есть старое, дореволюционное издание. Его недавно переиздал Сретенский монастырь, набрано славянским шрифтом
- есть издание Московской Патриархии. Так называемая “зеленая Минея”. В него внесено много служб и не всегда это оправдано.
- есть переиздание “зеленой Минеи” - с дополнительными службами, оно сейчас издается.
Итак, 3 издания Минеи немного разных составов. Минеи Московской Патриархии содержат больше 12 книг: так как обычно 1 том разделен на несколько частей; например, августовский том включает в себя 3 части, т.к. туда внесено много других служб, которых не было в дореволюционной Минее, то она разрослась.
Кроме служебной Минеи, существует еще Праздничная Минея (Анфологий, или Трефологий). Сокращенная служебная Минея. Состоит из 1 тома. Помещены наиболее важные праздники из Служебной Минеи: (Т.е. если в Служебной Минее напр. - в декабрьском томе содержатся службы на каждое число месяца декабря, то в Праздничной Минее в разделе декабрь будет служба 1: на 25 декабря - Рождества Христова, и может быть, будет еще одна служба: - Николая Чудотворца). Для чего нужна такая Минея? Для тех церквей, где служат не каждый день - только по праздникам, например, в какой-нибудь далекой деревне, и у них нет средств купить себе Полную Минею: и сейчас совсем недешево купить Полную Минею, а в те далекие времена, когда книги были рукописными, Полная Минея стоила совсем безумно много. Поэтому существует Праздничная Минея.
Кроме этих двух Миней есть еще особый тип Минеи – называется Общая Минея. В отличие от Служебной и Праздничной Миней, где службы подчиняются тому же принципу, что и сама система неподвижных праздников (службы распределены по датам), в Общей Минее службы распределены по ликам святых и праздников. Т.е. там есть служба:
- Господскому празднику - все равно какому;
- Богородичному празднику - тоже все равно, какому;
- Святителю одному;
- святителям нескольким;
- преподобному одному;
- преподобным нескольким и т.д.
В тех местах песнопений, где требуется указать имя святого или название праздника, например- Рождество, оставлен пропуск, написано “имярек”, т.е. нужно вставлять имя. Для чего нужна Общая Минея? Общая Минея нужна для совершения служб тем святым, у которых нет своей личной службы (не написали еще пока), напр. царевичу Готскому мученику Ермемингельду службы нет: - можно петь по Общей Минее: “святый мучениче Ерминингельд”. Или например какому-то Господскому празднику. Может быть в церковной библиотеке нет просто тома Служебная Минея. Например, август. А староста купил только до июля тома Служебной Минеи, а больше денег не хватило. Тогда в августе Преображенскую службу мы будем петь по Общей Минее. Вот что такое Общая Минея - общая служба. Кроме того, в Общей Минее содержатся некоторые уставные указания - достаточно важные. Итак, мы назвали все 3 книги - соответственно 3-м кругам праздников - Октоих, Триодь, Минея.
Теперь книги, содержащие последование служб суточного круга (IV класс богослужебных книг). Вообще говоря, последование служб суточного круга приводится в Следованной Псалтири - в Приложении (в том самом, о котором речь шла выше). Это Приложение издается также отдельно - в виде отдельной книжки, называемой Часослов. Нужно отметить, что Часослов содержит немного меньше служб, чем Приложение Следованной Псалтири, а именно: Часослов не содержит: 1) междочасья, 2) библейских песен на утрене. Есть книга, которая называется Велиий Часослов: это несокращенное, полное Приложение к Следованной Псалтири; т.е. можно сказать, что 2-й том Следованной Псалтири (если она издается в двух томах - как издание Московской Патриархии), изданный отдельно, - это Великий Часослов. Эта книга не очень распространенная.
Обычно распространенный, употребительный Часослов содержит все службы суточного круга, кроме междочасий, которые на самом деле не совершаются нигде, практически. Кроме того, ектении и молитвы Вечерни и Утрени содержатся в Служебнике. А некоторые тексты служб суточного круга, которые поются певцами, находятся в Ирмологии.
Можно сказать, что:
- Часослов предназначен для чтеца,
- Служебник - для священнодействующих,
- Ирмологий - для певцов.
Обратите внимание на лекцию "Общие сведения о бурении нефтяных и газовых скважин".
И, наконец, последняя богослужебная книга - это Типикон. В нем указывается Устав того или иного праздника или той или иной службы, т.е. Типикон пытается привести в согласие все выше названные книги. Типикон пытается согласовать их между собой и указать, как следует их соединять. Например, попадет Благовещение на Пасху: Сколько нужно взять песнопений из Благовещенской службы, а сколько - из Пасхальной. Если бы не было Типикона, все бы сделали по-разному. Но поскольку в Типиконе есть такая Благовещенская глава, то все, по крайней мере, в идеале, делают одинаково.
Кроме собственно богослужебных книг, существует также некоторое количество книг, предназначенных для келейного чтения, но обычно употребляющихся и за церковной службой. К таким книгам относятся:
- Канонники (они бывают разного состава, т.к. предназначены для келейного чтения)
- Акафистники
- Молитвословы. Все это книги не для богослужебного использования.
[По теме “Богослужебные книги” читайте, если хотите, Никольского “Руководство к изучению Устава Православной Церкви”; там есть соотстветствующая ссылка на его книгу “О богослужебных книгах”].