Генезис религии и ее исторические формы
Тема 2. Генезис религии и ее исторические формы
План
1. Классификация религий. Теории, объясняющие происхождение и формы религии.
2. Формы первобытных религиозных представлений и практики.
3. Религии раннеклассовых обществ.
1. Классификация религий. Теории, объясняющие происхождение и формы религии.
Вопрос о классификации религий требует обоснования принципа, который будет положен в ее основу. Признавая исторический характер религиозных представлений, мы исходим из того, что религии развивались и изменялись вместе с историческими условиями, их породившими. Поэтому, в зависимости от исторического типа общества различают: а) религии первобытного общества; б) религии раннеклассовых формаций; в) религии феодального общества; г) современные религии.
Развиваясь вместе с обществом, религия обладает определенной самостоятельностью, своей внутренней логикой развития. Различные вероучения могут различаться уровнем осмысления общезначимых для религии положений, прежде всего пониманием идеи бога. В зависимости от этого мы имеем дело с политеистическими религиями, которые были типичны для ранних обществ, и с религиями монотеистическими, которые характерны для обществ с высокоразвитыми идеологическими системами. Т.е. развитие идеи сверхъестественного идет от политеизма (многобожия) к монотеизму (единобожию).
Рекомендуемые материалы
Религия, как уже указывалось в предшествующей теме, ассимилирует в себе и общечеловеческие ценности. Поэтому, несмотря на многообразие существующих культов, невозможно не заметить, что ведущими становились те религиозные концепции, которые с помощью своей идеологии смогли объединить наибольшее число людей. Разумеется в основе объединяющих тенденций лежали не только религиозные начала, но и причины социально-культурного порядка, которые религия отражала и закрепляла. Поэтому среди многообразия современных религий можно выделить следующие их типы в зависимости от характера и широты распространения: а) мировые религии - религии, которые распространены практически по всему земному шару и исповедуются людьми независимо от их национальной или государственной принадлежности /мировых религий три: христианство, ислам, буддизм/; б) национальные или национально-государственные религии, которые распространены среди людей одной национальности или в пределах одного государства /иудаизм - национальная религия евреев; индуизм, сикхизм, джайнизм - религии Индии; даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии/; в) племенные культы - религии коренного населения тропической Африки, Океании, северных народов.
Изучение религии включает не только ее описание, но и вопросы ее происхождения и развития. В религиоведении сложилось несколько школ и направлений, оставивших свой вклад в решение этой проблемы. До ХУШ-Х1Х вв. господствовало теологическое направление, исходившее из идеи врожденной религиозности и прамонотеизма. Изучение религии отдельными великими мыслителями не шло дальше критики ее отдельных догм и деятельности церкви, поэтому не могло решить вопрос о происхождении и сущности религии.
В начале XIX в. сложилась мифологическая школа, основоположник которой Макс Мюллер (1823-1900) и его последователь в России Афанасьев /"Поэтические воззрения древних славян на природу"/ выдвинули концепцию происхождения религии из солярного мифа /поклонение солнцу/.
Сторонники антропологической школы, которую основал Э. Тейлор (1832-1917) видели в религии продукт развития самосознания человека. В книге "Первобытная культура" Э. Тейлора предстают анимистические идеи как результат одухотворения силой человеческого сознания природы, как доступный дикому человеку способ познать себя.
Большой вклад в уяснение причин потребности человека в религии внесла теория психоанализа 3. Фрейда (1856-1939).
Основатель магической школы в религиоведении Дж. Фрезер /1854-1904/ в книге "Золотая ветвь" показал, что религия - один из этапов развития человеческого мышления, которое идет от магии через религию к науке.
Марксистская школа - одна из влиятельнейших в современном религиоведении, рассматривает религию как закономерный этап жизни общества, который имеет свое начало, развитие и свой конец.
2. Формы первобытных религиозных представлений и практики.
В предшествующей теме уже указывалось, что ранние формы религиозных представлений могли сложиться лишь в верхнепалеолитическую эпоху. Но первобытность - очень длительный исторический период не только по хронологии, но и по содержанию. Религиозные представления неандертальца, очевидно, весьма туманны и примитивны, довольно существенно разнятся от религий, возникающих на основе земледельческой культуры. А ведь и те и другие культы мы называем первобытными религиями. Конечно, они очень многообразны, но здесь мы лишь укажем основные формы первобытных религиозных представлений, подробнее прочитать о которых можно в рекомендованной литературе. Следует однако, сказать, что материальные свидетельства первобытных религиозных представлений нам оставили лишь захоронения да памятники первобытной живописи и пластики. Содержание мифов может быть реконструировано лишь косвенно, через элементы, сохранившиеся в документах эпохи письменной культуры, но тогда царили уже совсем другие культы.
Бесплатная лекция: "Подготовка данных к дисперсионному анализу" также доступна.
Тотемизм возник из веры той или иной группы людей в их родство с определенным видом животных /реже растений/ - тотемом. Люди верили в то, что они произошли от предков, сочетающих в себе признаки людей и их тотема. Свой тотем способствовал осознанию своей социальной принадлежности к роду как сородичей и отличия от остальных - не родственников, поэтому в переводе тотем означает на языке индейцев оджибве "его род". В рамках тотемизма формировалась система норм и обычаев, которые являются законом для своих соплеменников. Эти нормы существовали как система запретов - табу. Тотемизм был одной из форм религиозных представлений первобытного общества, выполняющих интегрирующую, нормативную и коммуникативную функции религии.
Фетишизм – наделение неодушевленных предметов сверхъестественными свойствами и поклонение им. Данный термин происходит от французского fetiche – «идол, талисман» и был введен в научный оборот в начале XVIII в. голландским путешественником В. Босманом. Суть этой формы религиозных верований состоит в том, что отдельным предметам приписывались магические силы, способные влиять на ход событий и процессов. Фетишизм проявился в создании идолов – предметов из дерева, глины, камня и иных материалов и различного рода амулетов (обереги) и талисманов (предметы, приносящие удачу).
Компенсаторную функцию религии в первобытном обществе выполняли анимистические представления - вера в существование духов, одухотворение природы, наделение ее сил разумом и сверхъестественным могуществом. Анимистические представления могли не ограничиваться, в отличие от тотемизма, рамками рода, а восприниматься и быть общими для нескольких родов и племен. Поэтому сейчас у многих народов мы встречаем похожие сказки, песни, легенды.
Анимистические и тотемические представления существовали в едином комплексе и отражали нелегкую борьбу человека за существование. Помочь привести в действие сверхъестественные силы была призвана магия. Обычно магическими обрядами занимались специальные люди- шаманы, колдуны, из которых в последствии выделилось сословие жрецов, ставших главными действующими лицами в религиозном комплексе раннегосударственных религий.
3. Религии раннеклассовых обществ.
Первые очаги государственности и цивилизации появились на Востоке в IV-III тыс. до н. э. Центром их являлось поселение городского типа, окруженное сельской земледельческой периферией. Храмовые организации и культы выдвигаются на первый план не только как духовный, но и как политический и экономический центр. В политических представлениях выстраивается иерархия богов, отражающая уже не только экономическую, но и социальную структуру общества. К ранним национальным религиям относятся – религия Египта; религия Эллады; Древнеримская; Европейские религии (германцев, кельтов, славян); религии Америки (майя, ацтеки, инки) и др. В иерархической структуре богов нетрудно увидеть отражение иерархии общественных сословий, на вершине которой находится монарх. Поэтому внутри этих религиозных культов существует неосознанная потребность в монотеизме, единобожии, которая, впрочем, в эпоху рабовладения реализовалась лишь в древнем иудаизме, откуда перешла в основные мировые религии - христианство и ислам. Но случилось это уже в другую эпоху. Многие раннеклассовые религии сохранились в современной памяти благодаря высоким достижениям искусства, которое сложилось внутри их культа. Мы восхищаемся храмовой архитектурой, яркой самобытностью древних миров. На сегодня древние религии могут быть объектом чисто эстетического интереса, хотя особенности современных религий вызревали в более древних.