Сущностная характеристика религии
Тема 1. Сущностная характеристика религии
План
1. Происхождение религии и ее корни.
2. Религиозное сознание, его особенности и структура.
3. Религиозная деятельность и религиозные организации.
4. Функции религии.
1. Происхождение религии и ее корни.
С религией каждый из нас сталкивался в обыденной жизни и потому имеет свое, сложившееся в повседневной практике, представление о ней. Религия как элемент духовной культуры тесно связана с политикой. Поэтому суждения о религии всегда зависят от подхода к ней. В науке выделяют три основных подхода к объяснению феномена религии и ее роли в жизни человека и общества: теологический (богословский), научный и философский. Нас будет интересовать научно-философский анализ религии и ее конкретных форм.
Рекомендуемые материалы
Научный подход к религии свидетельствует, что она есть социальный феномен, а ее форма и содержание зависят от социальных условий и каждая конкретная религия несет на себе существенные черты различных исторических эпох. Поэтому можно сказать, что религия есть универсальное духовное явление в жизни общества, которое объединяет с помощью вероучения, моральных и других ценностей определенные группы людей в религиозные организации.
Исключительная роль религии в истории общества несомненна. Атеизм как массовое, официально насаждаемое явление - это детище культуры XX века, причем только ее европейской формы. Подавляющее большинство современного человечества - это религиозное человечество. Источники, религиозные и светские, называют разное количество людей, исповедующих те или иные религии, но примерное их число таково:
Христиане - около 1500 млн.чел.;
Мусульмане - около 1000 млн.чел.;
Буддисты - около 300 млн.чел.;
Индуисты - примерно 700 – 900 млн.чел.;
Др. национальные религии - около 350 млн.чел.;
Новые религии - более 100 млн.чел.;
Атеисты и неверующие - 1100 млн.чел.
Всего же население Земли превышает 6 млрд. чел. Как видите, большинство современного населения планеты - верующие. Тем более в прошлые эпохи, когда все население было верующим, а атеистические взгляды были достоянием лишь отдельных представителей образованных слоев общества. Можно сказать, что вся сознательная история человечества, сохранившаяся в письменных памятниках культуры, - это история религиозного человечества. Но ведь религия возникла раньше письменности. Как можно судить о древних верованиях, о том, когда они возникли и что собой представляли, если человечество их не зафиксировало в памятниках письменной культуры?
О наличии у древнего человека религиозных представлений можно судить лишь косвенно, на основании археологических данных, в основном по характеру захоронений. До неандертальца признаков религиозности не обнаружено, а вот у кроманьонца уже были развитые религиозные представления. На их стоянках найдены фигурки женщин-прародительниц - первые произведения искусства религиозного характера. Поэтому мы можем сказать, что религия возникла 30 - 50 тыс. лет назад. Именно в это время возникает чисто человеческая форма коллективности и сознание человека становится способным к абстрактному мышлению, без которого невозможны религиозные представления.
Религия - сложное социальное явление, порождаемое целой группой причин, которые принято подразделять на социальные, гносеологические и психологические предпосылки религии.
Социальные причины религии. Религия - социальное явление, присущее только человеку, поэтому ее корни следует искать в условиях общественного бытия. Главная причина - бессилие человека перед стихийной силой общественного развития, силой объективных социальных закономерностей. В первобытном обществе - это бессилие перед силой природы и рода, в развитом обществе - перед стихией общественного развития. Это бессилие может быть реальным, связанным с низким уровнем общественного развития, или мнимым, иллюзорным, когда человек не осознает своих реальных сил.
С возникновением классов и государства социальные корни религии подкрепляются классовыми: появляются господствующие религии, которые поддерживаются государством. Социальные корни - главные среди причин, поддерживающих и воспроизводящих конкретную религию, или способствующие появлению новой.
Гносеологические причины религии - причины, коренящиеся в особенностях и закономерностях процесса познания. Познание имеет свои закономерности, которые ведут к правильному или ложному отражению объекта. Существует возможность отрыва фантазии от действительности, абстракции от реальности. Наше мышление смотрит на продукт своей деятельности как на самостоятельную реальность. Нам трудно, а подчас и невозможно установить земные корни абстрактных представлений. Идеальное начинает мыслиться как самостоятельная реальность. К тому же деятельность человека носит целеполагающий характер, т.е. любому деянию всегда предшествует идеально поставленная цель. Проблема взаимоотношения материального и идеального не всегда решается в пользу первичности материального, а религиозные представления всегда исходят из примата идеального над материальным. Поэтому они могут быть результатом тех действительных трудностей, которые предстают перед человеком в силу закономерностей человеческого познания: активности сознания, абстрагирующей деятельности сознания, целеполагающего характера человеческой деятельности.
Психологические предпосылки религии являются главными среди причин, порождающих индивидуальную религиозность. Люди не только фиксируют отражаемый мир в сознании, но и переживают его. Так возникает религиозное чувство. Одним из главных чувств, порождающих необходимость в религиозном утешении, является страх - перед смертью, потерей близких, социальными неурядицами и т.п. Это имеет в виду известное выражение, что страх породил богов.
2. Религиозное сознание, его особенности и структура.
Из курса философии вы знаете, что процесс отражения общественного бытия в общественном сознании не является зеркальным, а осуществляется в определенных формах, которые называются формами общественного сознания. Нас интересует особенности религиозного сознания. На уровне общественного бытия оно порождает религиозную идеологию и религиозную психологию и имеет специфические черты: особая форма отражения /бытие отражается в фантастическом виде/ и особый объект отражения /наиболее активно отражаются силы и процессы, гнетущие человека/.
Среди особенностей религиозного сознания следует указать следующие:
- фантастическое отражение действительности, удвоение мира на мир реальных и сверхъестественных сущностей;
- признаки реальности сверхъестественного;
- идея Бога и др.
Все формы общественного сознания ведут к обоснованию своего познания и понимания мира. Но религия - единственная, признает главной ценностью не познание мира, а веру. Поэтому главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Под сверхъестественным религия понимает все то, что стоит над миром реальных вещей и явлений. Каким образом в религиозном сознании осуществляется признание реальности сверхъестественного? Только верой. Поэтому религиозная вера - обязательный признак религиозного сознания и главная его ценность.
Вера является компонентом всякого, а не только религиозного сознания, как выражение высокой степени убежденности. Но религиозная вера может исходить не только из знания, но и из отрицания своей связи с ним. Вера рассматривается как переживание, а ее аргументация - как нечто низшее по отношению к ней, ибо вера не испытывает нужды в аргументации. Христианский Катехизис, написанный митрополитом Филаретом, говорит, что знание строится на опыте, а вера - на доверии к изрекаемой истине, знание принадлежит уму, а вера - сердцу. Апостол Павел указывал, что вера есть уповаемое извещение вещей, уверенность в невидимом как бы в видимом. Вопрос о структуре религиозного сознания в современной науке является спорным. Существует несколько точек зрения на этот вопрос, поэтому он может быть по-разному изложен даже в учебниках.
Мы будем исходить из того, что в религиозном сознании можно найти группы идей и чувств, имеющих общность, т.е. идей и чувств, имеющих место во всех религиях. Именно они и составляют структуру религиозного сознания.
Вера в комплекс идей и эмоций, связанных с представлением о реальности сверхъестественных существ и сущностей, утверждающая возможность общения человека с ними, называется анимизмом. В каждой религии есть анимистические идеи и чувства. Они составляют анимистический элемент религиозного сознания.
Идея реальности сверхъестественного находит выражение в мифах, отражающих явления природы и общественной жизни. Это мифологический элемент религиозного сознания.
В религиозном сознании имеются представления о сверхъестественных качествах отдельных предметов и явлений - это фетишистский элемент религиозного сознания.
Представления о сверхъестественном характере действий, культа составляют магический элемент религиозного сознания.
Следует отметить также, что степень зрелости, развитости религиозных представлений у разных людей и даже разных слоев общества не одинакова. Поэтому различают в религиозном сознании два уровня: обыденный, включающий повседневные религиозные представления рядовых верующих, и богословский, или теологический, где положения вероучения рассматриваются и аргументируются с помощью философии.
3. Религиозная деятельность и религиозные организации.
Религия - сложный социальный комплекс, включающий не только представления, но и реальные действия и организации. Религиозные отношения - не только отношения людей к богу, а своеобразные отношения людей друг к другу. Религиозная деятельность имеет раздвоенный характер: во-первых, она направлена на реальный мир с целью удовлетворения реальных потребностей, а во-вторых, на сверхъестественный мир, с целью раскрытия представлений о загробной жизни и т.п. Такая деятельность выступает как культ - совокупность религиозных действий в виде разного рода обрядов и церемоний, связанных с отношением людей к сверхъестественному. Цель культовых действий – связь человека со сверхъестественным и воображаемое влияние человека на потусторонний мир. В культе применяются различные искусства, что усиливает его эмоциональное воздействие. Для рядовых верующих различия между религиями проявляются именно в области культа.
На основе религиозных представлений и культа происходит обобщение верующих, формируются религиозные организации, через деятельность которых осуществляется постоянное воспроизводство религии. В пределах религиозных организаций возникает стабильность вероучений и культов.
В процессе исторического развития религиозные организации приобрели разнообразные формы. В условиях первобытного общества религиозная организация совпадала с политической. На фазе классового развития выделяются локальные религиозные направления. В ранних государствах возникают храмовые организации, в более развитых общественных системах образуется церковь, которая занимает особое место в государстве. Развитие церквей сопровождалось появлением монастырей, монашеских орденов, политических религиозных партий. На сегодняшний день наибольшее единодушие исследователей получило признание трех основных типов организаций – Церковь, Секта и Деноминация.
"1. Понятие делового общения" - тут тоже много полезного для Вас.
Осуществление религиозного культа тоже имеет свою историю. В доклассовом обществе культ носил характер коллективного деяния. С усложнением общественной жизни появляются жрецы, маги. В развитых классовых обществах появляется специфическая профессиональная группа - духовенство, которая монополизирует культовую деятельность.
4. Функции религии.
Поскольку религия, прежде всего, выступает как форма общественного сознания, главной ценностью которой является вера в сверхъестественное, основной функцией религии является мировоззренческая. Религия прежде всего влияет на принципы деятельности человека. Мировоззрение - обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место человека в нем и отношения человека к нему и своим собственным возможностям. Религиозное сознание включает, как было указано выше, религиозную идеологию и психологию, которые обрабатывают материал других форм общественного сознания и создают на базе их религиозную философию, религиозную этику и эстетику, религиозное правовое и политическое сознание, религиозную картину мира. На основе этого возникает установка деятельности верующих, религиозное понимание ценностей. Поэтому они ищут в священных книгах ответы на все вопросы.
Религия создает определенную систему норм и ценностей, которые призваны закреплять веру в сверхъестественное. Ассимилировав многие общечеловеческие ценности, религия выполняет регулятивную функцию.
На основе общности вероучения человек приходит к осознанию своего единства с определенной группой. Т.е. религия объединяет людей по религиозному признаку /или разъединяет/ - в этом состоит ее интегративная функция (или дезинтегративная).
Религия формирует определенные нормы общения людей и восприятия ценностей культуры - нормативная функция, - а также определяет на их основе формы общения верующих - коммуникативная функция религии. Но центральной, специфической для религии остается компенсаторная функция - религия призвана дать утешение и воздаяние за страдания человека в земной жизни.