Популярные услуги

Полиелейная утреня

2021-03-09СтудИзба

Полиелейная утреня

Последование

Полиелей тесно связан с чтением Евангелия на утрене - со всеми подготовительными и последующими литургическими момен­тами (и сам служит вступлением, введением в это чтение); поэтому полиелей и Евангелие представляют единство, истори­чески связанное внутренним смыслом по форме и содержанию. Вследствие этого полиелей без Евангелия не имеет смысла и никогда не бывает.

По прочтении кафизм отверзаются царские врата и начинается торжественное пение избранных стихов из псалмов 134 и 135: "Хвалите имя Господне"... с припевом: "Аллилуиа".

При пении стихов священник, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение всего храма в знак того, что все просвещает свет Христов и на всех простирается Его милость. Сначала кадят икону праздника или святого, находящихся на аналое посреди храма, затем кадят весь алтарь. Далее выходят на солею, кадят сначала правую и левую сторону иконостаса затем священнослужителей, стоящих у иконы посреди храма, певчих на клиросе и всех молящихся в храме.

Полиелей (от двух греч. слов – «полис» - многий и «елеос» - милость) можно перевести так: "многомилостивый, или многомилостивое (пение)". Это происходит от того, что сам полиелей состоит в стихословии псалмов 134 и 135 с возвращающимся в конце припевом "Яко в век милость Его", где Господь восхваляется за многие милости человеческому роду и прежде всего за спасение его и искупление.

Пение полиелея сопровождается возжением многочисленных светильников (почему слово ''полиелей" производят от – «много, маслина, масло, елей, "многомаслие", много лампад с елеем»). В Типиконе об этом сказано так: ''в начале же полиелея подобает возжигати вся свещи и оставляти я (их) горети до окончания 5-й песни и тогда паки погащати" (Типикон, 24 гл.).

Типикон регулирует время пения полиелея следующим об­разом: в дни воскресные его полагается петь с 22-го сентяб­ря до 20 декабря  и с 14-го января до Сырной недели. Собст­венно о полиелее на воскресном бдении в Типиконе не упоми­нается, отмечается лишь пение «непорочных», т.е. 118 псалма с примыкающими к нему тропарями: "Ангельский Собор..." и др. Взамен припевов полагается характерный стих этого псалма: "Благословен еси, Господи, изучи мя оправданием Твоим". Нет никакого сомненья, что это и есть древнейшая форма этого отдела воскресной утрени.

Эти "непорочны" в воскресные дни поются:

Рекомендуемые материалы

1) от Недели мироносиц до Недели Пятидесятницы

2) от Недели всех святых до 22-гс сентября

3) от 20 декабря до 14 января,

4) в Не­делю мытаря и фарисея

5) в 1,2,3,4 и 5 неделю Великого поста.

Во все остальные воскресные дни, а также и в празднич­ные поется полиелей.  Если же в указанные воскресные дни, когда положены "непорочны", случится праздник Господний или Богородичный или святого с бдением или полиелеем, то "непорочны" оставляются, и поется полиелей. Так указывается Типиконом (см. 17 гл.). В современной практике в приходских церквах установилось правило круглый год на воскресных утренях петь исключительно полиелей.

Полиелей особенно типичен для служб под воскресенье и большие праздники (Господни, Богородичны и великого святого), ибо здесь особенно сказалась милость Божия и особенно побает хвалить Его имя в благодарность за эти милости.

Во время пения полиелея полагается раздача от настоя­теля свечей служащим с ним (Типикон, 2 гл.).

К псалмам 134 и 135, составляющим содержание полиелея, в подготовительные недели к Великому посту (блудного сына, сыропустную, мясопустную) полагается к полиелею прибавлять 136 псалом: ''На реках вавилонских…'' с ''Аллилуиа", т.е. на особый умилительный и сладкогласный напев.

За полиелеем следует величание (в дни праздников: Гос­подских, Богородичных, святых и храмовых). Тексты величания содержатся в Следованной Псалтири и Ирмологионе. Величание идет в таком порядке. Непосредственно вслед за полиелеем священнослужители всем собором поют величание один раз. Затем оба хора повторяют величание на тот же текст многократно. В это время священник и диакон  совершают каждение. После каждения священнослужители поют величание еще один раз.

После величания или тропарей бывает малая ектения. За нею следует возглас "Яко благословися имя Твое...".

Затем, по Уставу, полагается чтение. Перед чтением полагается особый седален, называемый ипакои, во время кото­рого не полагается сидеть.

В те воскресные дни, когда празднуется святой, которому полагается петь полиелей, Богородичный праздник или Сретение Господне, за ипакои полагается читать или петь седальны свя­того или праздника. За седальными (или ипакои) поются или читаются особые антифоны,  называемые степенны.

В воскресные дни поются антифоны настоящего гласа, а в праздники, кроме воскресения, поются антифоны 4-го гласа: "От юности моея мнози борют мя страсти". В двунадесятые Господни праздники, если случатся в воскресный день, также поются антифоны ''От юности моея...." (4-го гласа).

За степенным Антифоном следует особое подготовление к чтению Евангелия.

Диакон говорит: "Вонмем. Премудрость. Вонмем" Затем сле­дует прокимен того Евангелия, которое будет читаться. Прокимен бывает или гласа Недели, или, если случится праздник, гласа праздника.

После прокимна диакон возглашает: ''Господу помолимся".

Хор отвечает: "Господи, помилуй".

Священник "Яко свят еси, Боже наш".

Затем диакон возглашает: "Всякое дыхание да хва­лит Господа".

Певцы повторяют то же самое. И так два раза. В третий раз диакон произносит первую частью "Всякое дыха­ние", а певцы отвечают: "Да хвалит Господа".

Диакон: "И о сподобитися нам слышанию святого Евангелия Господа Бога молим"

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Затем диакон возглашает: "Премудрость, прости". Услышим святаго  Евангелия".

Священник: ''Мир всем".

Хор: ''И духови твоему".

Священник: "От (имя евангелиста) святаго Евангелия чтение".

Певцы славословят Господа, пришедшего возвестить благую весть о спасении народа человеческого: "Слава Тебе, Госпо­ди, Слава Тебе".

Затем, после диаконского приглашения: "Вонмем!" - следует чтение Евангелия священником.

В Недели (т.е. под воскресенье) полагается читать следую­щее по порядку из 11-ти воскресных чтений (если только не случится двунадесятый, Владычный или храмовой праздник). В седмичные дни полагается читать положенное для утрени празд­ничное Евангелие. В случае совпадения праздника с воскресеньем, преимущество отдается воскресному Евангелию.

Воскресное Евангелие должно читаться в алтаре, изображаю­щем в данном случае гроб Господень (см. Типикон, гл. 2-я). В другие праздники Евангелие полагается читать среди церкви, потому что среди церкви поставляется икона праздника, смысл которого возвещается Евангелием. После чтения воскресного Евангелия, священник выносит его из алтаря и дает целовать. Целовать же икону и получить помазание священника елеем (тем, который освящен на вечерне при благословении пяти хлебов, пшеницы, вина и елея) полагается после утрени перед первым Часом. Однако в многолетней практике приходских церквей вошло в обычай правило класть Евангелие на аналой рядом с иконой празднике, целовать Евангелие и икону и получать помазание или благословение от предстоятеля, а затем освященный хлеб. И происходит это не в конце утрени, а во время пения канона. Однако, надо все время иметь в виду, что здесь, ради удобства (множество молящихся и нежелание задерживать их в конце утрени) не нарушается Устав, а получает новое развитие.

По прочтении Евангелия хор поет: "воскресение Христово видевше...". Это песнопение установлено петь на утрене под воскресный день. Оно также поется и в следующие праздники: Воздвижение Креста Господня, Вознесение Господне, в субботу св. праведного Лазаря.

В день же Пасхи, во всю Пасхальную (Светлую седмицу), а также и во все воскресные дни, начиная с Пасхи до Вознесения, это песнопение поется трижды.

В Пятидесятницу, Рождество, Крещение и Преображение песнь "Воскресение Христово видевше... " на утрене не поется даже в том случае, если эти праздники придутся в воскресенье. В неделю Ваий ее тоже не поют.

После "Воскресение Христово..." читается 50-й псалом. Пятидесятый псалом заканчивается молитвенными призываниями заступничества апостолов и Божией Матери.

«Слава», «Молитвами Апостолов, Милостиве, очисти множест­во согрешений наших».

«И ныне», «Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти мно­жество согрешений наших».

Затем поется пять стих 50 псалма: "Помилуй, мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очис­ти беззаконие мое".

Пение на "Слава, и ныне" только что приведенное варьирует­ся в зависимости от праздника.

В Недели, приготовительные к Великому посту, т.е. мытаря и фарисея, блудного сына, мясную, сырную и в великий пост - до Недели ваий, после прочтения 50-го псалма поется на «Славу» покаянный тропарь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». На "И ныне" - второй тропарь: «Hа спасения стези настави мя, Богородице...'' Затем к стиху «Помилуй мя, Боже...» прибавляет­ся третий покаянный тропарь: "Множество содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшного дне судного..."

Под воскресенье (если с ним не совпадает двунадесятый или храмовый праздник) после стиха: "Помилуй мя, Боже...», полагается стихира воскресная: "Воскрес Иисус от гроба..."

В великие праздники - (Господние, Богородичные и храмовые - даже если они случатся в воскресенье) вместо воскресной стихиры поется праздничная. В праздники великих святых (с бдением или полиелеем), случившиеся не в воскресные дни, поется также стихира празднику или святому.

После этого читается литийная молитвах «Спаси, Боже, лю­ди Твоя...».

Далее следует "Господи, помилуй" (12 раз) и возглас: «Милостью и щедротами и человеколюбием...» После возгласа начинается пение канона.1 Катавасия положена после каждой песни.

На 3-й, 6-й и 9-й песнях канона совершается все также, как и на вседневной утрени.

После малой ектении и возгласа священника: "Яко Тя хва­лят вся силы небесныя...", полагается диаконский возглас: "Свят Господь, Бог наш". Хор: повторяет тот же текст. Затем диакон возглашает 1-й стих: «Яко свят Господь Бог наш», хор опять отвечает: «Свят Господь Бог наш», затем диакон воз­глашает 2-й стих: «Над всеми людьми Бог наш», а хор: "Свят Господь Бог наш".

Так как указанное стихословие является особым прославлением воскресения Господня и всемогущества Его всепобеждающей силы, то его полагается петь в субботу св. праведного Лазаря и в Великую субботу.

Далее положены светильны, или экзапостиларии. Порядок пения светильнов и экзапостилариев регулируется 16-й гла­вой Типикона.

После светильна-экзапостилария стихословятся, в неко­торых случаях антифонно, псалмы 148, 149 и 150. Перечислен­ные псалмы называются «хвалитными» , так как в них часто пов­торяется слово "хвалите" и восхваляется Господь, стихословие это соединено с пением стихир. Эти стихиры называются "сти­хирами на хвалитех" или "стихирами хвалитными". Они, как правило, поются в конце 149 псалма и за каждым стихом 150 псалма.

Если случается воскресенье, владычный праздник или праздник святых с великим славословием, то поется текст на соот­ветствующий глас: "Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. (Пс. 148, 149) Тебе подобает песнь Богу".

В другие дни поются (т.е. антифонно стихословятся) псалмы в следующем порядке.

Хор: "Хвалите Господа с небес. Тебе по­добает песнь Богу. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу".

Второй хор: "Хвалите Его солнце и луна" (Пс. 148, 3). "Воспойте Господеви песнь нову…» (Пс. 149).

Здесь начинаются стихиры "на хвалитех". "Сотворите в них суд написан..." (Пс. 149, 9) "Хвалите Бога во святых Его, хвалите..." (Пс. 150).

В этих псалмах прославляется всемогущество и правосудие Божие. Если же поются стихиры на 8, то к этим стихам присое­диняются другие стихи.

На "хвалитех" на “Славе” полагается (если случится вос­кресенье) стихира евангельская. Затем на "И ныне" поется Богородичен: "Преблагословенна еси, Богородице Дево..." (в воскресенья, кроме тех, с которыми совпадают великие праздники Господни, как то: Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение креста, Вход Господень во Иерусалим, Пятидесят-ница). В другие дни - другой Богородичен.

Кроме того, «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» поется еще в Субботу Лазареву (если она совпадает с празд­ником Благовещения) и в Страстную Субботу (даже если случится Благовещение).

Перед началом пения Богородична отверзаются царские врата, и по окончании Богородична священник возглашает: "Слава Тебе, показавшему нам свет". За этим возгласом поет­ся великое славословие: «Слава в вышних Богу...» А в конце: «Святый, Боже, Святый крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!» (трижды). Трисвятое не является частью великого славословия, но представляет примыкающую к нему самостоятельную часть.

За трисвятым, если случится воскресенье, поется тропарь воскресный или праздника. Если случится воскресенье, предпразднство, попразднство, отдание праздника и двунадесятые праздники Богородицы, то поется тоже воскресный тропарь. Но в праздник Господень поется тропарь праздника.

Тропарь воскресный в недели (1-го, З-го, 5-го и 7-го гласов): "Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба и Начальнику жизни нашея..."

Тропарь воскресный в недели 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов: "Воскрес из гроба, и узы растерзал еси ада, разрушил еси осуждение смерти... ".

Оба тропаря являются торжественным заключением великого славословия и с ними части утрени, центром которой яв­ляется радостная, благая весть Евангелия о воскресении.

После пения великого славословия полагается сугубая ектения, начинающаяся словами: "Помилуй нас, Боже..." Она примыкает к заключительному Трисвятому великого славословия и перечисляет лиц, о помиловании которых Церковь умоляет Господа.

После сугубой ектении произносится просительная ектения: "Исполним утреннюю молитву..." Затем следует возглас диакона: "Премудрость ". Далее совершается все в таком порядке, как и во время совершения службы святому с великим славословием.

Символика и история песнопений

На воскресной утрене всегда читаются 2-я и 3-я кафизмы, потому что в них заключаются псалмы, в которых св. пророк Давид подробно предсказывает о страданиях и распятии Спасителя, поруганиях над Ним и разделении Его одежд воинами (Пс. 21), смерти, сошествии в ад и воскресении (Пс. 15), победе над адом, разрушении власти диавола и вознесении на небо (Пс. 23). Этот псалом полон ликования. Господь По­бедитель отверзает двери рая, входит Сам и отверзает их для верных своих.

Во время полиелея открываются Царские врата в знак того, что отверст гроб Христов, и через воскресение Христово отвер­сты двери Чертога небесного. И свет, сияющий из алтаря, как будто свет блистающих во гробе ангелов, несущих весть воскресения.

В воскресный день после кафизм Церковь выражает торжест­во хваления воскресения Господня. Далее изображается ранний приход мироносиц ко гробу и возвещение нам радостной вести ангелами.

После тропарей «Благословен еси, Господи» (в воскресный день) и малой ектении поется особый седален, называемый ипакои - (послушание, ответ, отклик).

Термин «ипакои» возник в IV веке и известен св. Афанасию Великому и св. Иоанну Златоусту. На Западе ему соответ­ствует респонсорное пение, о котором упоминает блаж. Августин (X в.). Термин "ипакои" значит, собственно, "подпевание" (от глагола подпеваю). Затем поются антифоны или степенны. Эти антифоны составлены, по-видимому, прп. Феодором Студитом. Они состоят из стихов пятнадцати псалмов (от 119 до 133). Эти псалмы называются песни степеней (ибо пелись, как полагают; двумя хорами евреев, на ступенях - "степенях" Иерусалимского храма).

Появление степенных антифонов исторически можно объяснить здесь тем, что перед чтением Священного Писания Hовогo Завета первые христиане пели псалмы сообразно с тем, как пели их иудеи, и, по-видимому, руководствуясь их традиционными указаниями в технике исполнения, евреи же пели их на ступенях (степенях - отсюда «степенны») Иерусалимского храма, друг против друга стоящими хорами (отсюда - антифон  «противогласие»). Психологически же здесь степенны антифоны вполне уместны, ибо пос­ле того как в полиелее и сопровождающих его песнопениях явлена была слава и блеск небесного Отечестве, вполне естественна и понятна тоска по нем и печаль странника на земле греха и скор­би. Таким странником всегда чувствует себя подлинный христианин: "Не имамы бо зде града пребывающа, но грядущего взыскуем".

Степенны-антифоны изображают чувства сынов Израиля, возвращающихся из плена вавилонского в землю отцов. Христианин в этих псалмах выражает чувства души, желающей освободиться из плена греховного - рабства диаволу - и вселиться в оби­тели, открытые воскресением Христовым.

Далее поются прокимны. Воскресные прокимны возникли сравнительно поздно. Они находятся в памятниках XI-XII веков и то в виде далеко не полном и не для всех гласов.

Далее в порядке утрени следует чтение Евангелия. Подго­товительные возгласы к чтению Евангелия, аналогичны таким же возгласам на литургии, что указывает на древность этой части, восходящей к эпохе единства бдения и Литургии. В нынешнем виде эти возгласы появились в XI-XVI веках.

Славословием "Яко свят еси...'' и пением "Всякое дыхание да хвалит Господа" заканчивается полиелей, т.е. торжественно-хвалебное введение к слушанию св. Евангелия.

Утреннее Евангелие всегда читается священником, вообще предстоятелем. "Иерей глаголет утреннее Евангелие" - говорит архиеп. Вениамин, - для того, чтобы прежде напитать божест­венным словом тех, которых в следующем священнодействии (т.е. на литургии) будет питатъ таинственным хлебом. Долг питать верных прежде словом, а потом хлебом, иерей заимствует из примера Самого Христа, который питал Свою Церковь прежде учением , а потом таинством Тела Своего".1

Нынешний устав утренних Евангелий возник в VIII веке. Но место чтения этих Евангелий в древности отличалось от ны­нешнего. Именно: после великого славословия по Уставу великой Церкви, и после шестой песни канона (в древнейших редакциях Студийского Устава). Нынешнее место эти чтения занимают в более поздних редакциях Студийского Устава. По нынеш­нему Типикону великой Константинопольской Церкви, это чтение совершается после 8 песни канона.2

Hа воскресной утрене Евангелие всегда читается о явле­ниях воскресшего Спасителя мироносицам и апостолам, поэто­му Евангелие читается в алтаре, как бы над гробом Господним и потом выносится на средину храма для поклонений и лобызания.

Вo время выноса Евангелия из алтаря, верующие, взирая на него, как на Самого воскресшего Господа, поклоняются Ему и в умилении сердца поют торжественную песнь Воскресшему: "Воскресение Христово видевше...". Таким образом, вознесение св. Евангелия из алтаря на средину храма знаменует то, что Воскресший Господь является к нам недостойным подобно тому как Он явился по воскресении Своем женам-мироносицам и св. апостолам. О целовании Евангелия в воскресные дни, архиеп. Вениамин также говорит: "В воскресные дни сам иерей выносит Евангелие для целования, он выходит из алтаря, как от гроба, и держит Евангелие, показуя, как ангел, Христа, Которого проповедовал. Приходящие кланяются Евангелию, как ученики и целуют его, как мироносицы-девы, и все поют: "Воскресение Христово видевше...".[1]

С момента полиелея все возрастает торжество и радость этой части утрени. В нескольких местах оно достигает как бы самих небес, сияет ослепительным светом и людям верующим действенно дается познать, что в Лице Бога Слова небо сходит на землю. К числу таких мест надо отнести сам полиелей, величание, "Поклонение Отцу", и, наконец, высочайший момент победного торжества - "Воскресение Христово видевше...". Песнь эта иерусалимского происхождения и содержится в Иерусалимском пасхальном последовании IX века. Она, несомненно, возникла из древнейшего Страстного и Пасхального богослу­жения, составляя одно целое с Литургией, ибо часть этой песни мы видим в нынешнем латинском Миссале на Литургии Страстного Пятка.

Как известно, иногда в некоторых храмах во время полиелея выносится на средину храма иконы праздника или свято­го и пред нею поется величание празднику. Иконы, "износимые" на средину храма раскрывают перед ними ту мысль, что Церковь небесная и земная через воскресшего Христе состав­ляет едину, что святые с нами, как ходатаи наши перед Богом, они молятся вместе с нами и всегда спешат на помощь каждому из нас.

50 псалом с древнейших времен составляет необходимую принадлежность утрени. Это мы наблюдает в эпоху св. Василия Великого и в древнейших редакциях Устава Великой Константинопольской Церкви. Он входит почти во все инославные утрени.

Кроме того, следует иметь в виду, что целование Евангелия по Уставу полагается именно во время чтения этого псалма.

По окончании канона, заключаемого малой ектинией, диакон на воскресной утрене возглашает: «Свят Господь Бог наш» со стихами. Все эти стихи, взятые из 98 псалма, являются специфическими признаками праздника воскресения и относятся к пострадавшему на кресте и воскресшему Господу Иисусу Христу.  Поэтому это стихословие бывает только в те воскрес­ные дни, когда в них не случается другого праздника Господ­ня. "Свят Господь Бог наш" принадлежит к числу светильнов и встречается уже в Студийском уставе.

Воскресные экзапостиларии принадлежат авторству Константина VII Порфирородного (X в.), на нынешнем месте утрени экзапостиларии появляются в «Иерусалимском Последовании» (X-XII).

Потом поются хвалитные псалмы 148-150. Утреннее употреб­ление этих псалмов перешло в христианское богослужение из синагогального. Эти псалмы мы встречаем в конце утрени уже в V веке, о чем свидетельствует св. Вассиан. В нынешнем месте утрени эти псалмы мы встречаем в описании Синайского бдения VII века.

Далее следует пение стихир из "Хвалите". Эти стихиры встречаются в описании Синайской утрени XII веке. Там они называются тропарями.

В конце хвалитных стихир поется Богородичен: «Преблагословенна еси...» Хотя эта песнь была известна сравнитель­но рано в IX веке, но нынешнее месте она стала занимать с XIV-XV веков. Первоначально в Уставе Великой Константинопольской Церкви и по Синайскому Кановарю она является в качестве входного тропаря на литургии третьего дня св. Пасхи.[2]

Возглашение священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и ответ хора вместо народа: «Слава в вышних Богу...», говорит о том, что в древней Церкви, в катакомбах, бдение продолжалось до утра. Далее выражается благодарение Госпо­ду за то, что Он показал нам, христианам, свет Богопознания.

И текст и история великого славословия имеют огромное значение, ибо в этом тексте более, чем в каком-либо, обна­руживается единство всенощного бдения и Литургии, еще в древности отнесенной на утро. "Хвалим, благословим" заимствовано из утрени «Завещания» - памятника III века. Оно тесно связано с нынешним «Тебе поем...» на литургии. Центральный текст великого славословия в его нынешнем виде, равно как и текст "Сыне Божий, вземляй грех мира» входит целиком в состав сов­ременной латинской литургии.

Обратите внимание на лекцию "Гигиена содержания овец".

После великого славословия поется тропарь, в котором (в воскресенье) прославляется воскресший Христос, разрушивший смерть и освятивший мир светом Своим чрез проповедь святых апостолов. Согласно греческому евхологию, воскресные тропари принадлежат авторству св. Иоанна Дамаскина. В начале эти тропари употреблялись только в Пасхальном богослужении.



1 Устав о чтении канонов и о катавасии см. выше.

1  Лит. соч. стр.134.

2 См. Скабалланович, цит. соч. стр. 247-248.

[1] Цит. соч., стр. 134.

[2] Скабалланович, чит. соч., стр. 304-305.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее