Богоустановленный порядок размножения людей
Богоустановленный порядок размножения людей. Мнение о происхождении душ
Образ происхождения человеческих душ и соединения их с телом составляет тайну. Человеческий разум давно стремился проникнуть в эту тайну, как и во многие другие, чтобы яснее представить себе существо человека. Еще в древности возникло несколько мнений по вопросу о происхождении душ, высказываемых и доселе. Мнения эти следующие:
мнение о предсуществовании душ,
мнение о творении душ и
мнение о происхождении душ от душ родителей.
Все эти мнения имеют свои достоинства и недостатки, однако их можно разделить на более вероятные и менее вероятные.
Первое мнение - о предсуществовании душ - языческого происхождения, оно поддерживалось Пифагором и Платоном.
В новейшее время оно повторено в философии и протестанском богословии. Большинство же известнейших пастырей и учителей это мнение отвергло. К Числу их принадлежали на востоке - Григорий Нисский, Григорий Богослов, Кирилл Александрийский, Феодорит, Дамаскин, на западе - Лактанирий, Иероним, Августин, Лев Великий.
В пользу этого мнения нельзя привести ни одного изречения из Св.Писания, но в нем есть места, которые противоречат этому мнению. Так, Св.Писание учит, что в мир человеческий грех вошел вместе с преступлением Адама, а не прежде его. Между тем, по данному мнению, душа человека греховна уже в зачатия тела и до соединения с телом.
Рекомендуемые материалы
Таким образом, это мнение не имеет оснований ни в Св.Писании, ни в Предании. Более того, Церковь осудила это мнение, как неправое на У Вселенском Соборе. В деяниях Собора сказано: "Кто говорит или думает, что души человеческие предсуществовали, что они были прежде умами и святыми силами, наслаждались полнотою Божественного созерцания, а затем обратились к худшему и чрез это охладели в любви к Богу ... и в наказание посланы в тело, тот будет анафема". Церковное же учение о происхождении душ в соборных актах выражено так: "Церковь, наученная Божестненными писаниями, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, что одно прежде другое после.
Мнение - о творении душ - разрывает духовную связь поколений человеческого рода между собою и делает необъяснимым переход нравственных свойств, а, следовательно, и греховной порчи от родителей к детям
Третьим мнением - о рождении душ - предполагается, что души переходят от родителей к детям, когда образуется тело.
Ещё посмотрите лекцию "2. Математическое описание процесса квантования" по этой теме.
Это мнение, как можно думать, более других согласуется со свидетельствами Св.Писания и данным опыта. Так, первоначальное благословение Божие - размножении людей выражено теми же словами, какими выражено оно и о размножении животных: «И благослови их Бог, глаголя: «раститеся и множитеся и наполните землю, и господствуйте ею» (Быт. 1.28). О размножении животных Господь сказал: "И благослови я Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните воды" (Быт. 1,22). Моисей о рождении Адамом Сифа говорит: "и роди сына по виду своему и по образу своему" (Быт.5,3). Слова эти можно понимать так, что Сиф - сын Адама по телу и по душе. Спаситель говорит, что "рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от духа дух есть" (Ин.3,6). Под плотию («сиркс») здесь разумеется вся чувственная природа человека, тело одушевленное. Отсюда можно сделать вывод, что человек рождается от родителей
И по телу, и по душе.
Мнение это находится в полном согласии с церковным учением о наследственности прародительского греха. Подтверждается оно и опытом, когда люди имеют сходства с родителями не только по телу, но и по душевным склонностям.
Несходство детей с родителями бывает не в духовном только отношении, но и в телесном, однако, при всех этих не сходствах признается единство человеческого рода по телу. Переход только одного первородного греха станет понятным, если мы будем различать греховность личную и греховное состояние природы.
В вопросе о происхождении душ "следует помнить", как замечает преосв.еп. Сильвестр, "что происхождение душ составляет тайну, ведомую только одному Богу, о которой гадать может отчасти наш разум, но которой вполне разгадать он не в силах, потому что она стоит выше всякого опыта и неясно открыта в слове Божием". По этому вопросу даже наши отечественные богословы не имеют полного согласия и единства.
Следует отметить, однако, что теория трехсоставности природы человека легче разрешает вопрос и о порядке происхождения душ. Принимая ее в том виде, как она изложена у преосв. Феофана, можно предположить, что душа как жизненное начало, образуется естественным действием заложенных в родителях, как и во всяких живых существах сил ; в этом смысле легко объясняется подобие в благословении на размножение, данное Богом животным и человеку: Духовная же сущность души, данная Богом как "дыхание жизни" и делающая человека образом Божиим, распространяется от Адама и проникает душа всех человеческих поколений, как непосредственное действие Божественной зиждительной силы.