Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Гомилетика » Предмет проповеди и особенности раскрытия этого предмета

Предмет проповеди и особенности раскрытия этого предмета

2021-03-09СтудИзба

VIII.        Предмет проповеди и особенности раскрытия этого предмета.

Христианская проповедь есть продолжение благовествования апостольского о спасении человека, совершенного Господом Иисусом Христом.

Всякая проповедь есть призыв к спасению. А так как все дело нашего спасения совершено Господом Иисусом Христом и нет другого основания спасения, кроме положенного, «которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3:2), то поэтому главным предметом христианской проповеди является Сам Христос, Его дело и Его учение, а главной темой - учение о нашем спасении во Христе.

Но в отдельной проповеди нельзя раскрыть все учение о Спасителе, все Его дело, все Его учение. Поэтому и учение о нашем спасении разделяется в проповедях на ряд отдельных, но внутренне связанных между собою, предметов и тем.

Так естественно возникает деление проповедей по содержанию на догматические, нравоучительные, исторические и т.д.

Истины догматические как предмет проповеди.

Догмат (греч. δογμα ) – учение, установленное мнение, основное положение вероучения, являющееся непреложной истинной и обязательное для принятия всеми верующими[1].  Изучение этих истин обязательно для каждого христианина, об этом говорит  Святитель Иоанн Златоуст: «Пусть кто- либо будет скуден в слове и состав его речи прост и не искусен, но он не должен быть невеждою в познании и верном разумении догматов»[2].

Значение христианского учения и вера в истинность догматов являются основой мировоззрений, религиозной жизни и практической деятельности каждого члена церкви.

Догматические истины (о Боге, о Храме, о искуплении, о церкви, о будущей жизни и пр.), изложены и в Священном Писании, и в курсах, в системах богословия.

Храм - школа благочестия, а не школа богословствования. Поэтому догматические истины, например, о Боге, нужно предлагать в храме, исходя непосредственно из учения  Священного Писания, где это учение дано, как благая весть о живом Боге и Его участии в судьбах человека.

«Я - Бог Авраама и Исаака, отца твоего» (Быт. 28:13), -сказал Бог Иакову, явившись ему в ночном видении.

Рекомендуемые материалы

«Оказывая благодеяния твоим предкам и отцу твоему, Я окажу их и тебе» - как бы так говорит Господь любимому рабу  Своему.

С теми же словами обратился Бог к Моисею, явившись ему в купине (Исх.  3:6).

«Блажен ты, Израиль, - говорит Моисей, - кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя и меч славы твоей» (Втор. 33:29).

Еще более полное, живое, благостное и во многом новое учение о Боге дано в Новом Навете, в Евангелии.

«Бог есть любовь» (1Иоан. 4:8) - вот новое откровение в учении о Боге Нового Навета, - эта любовь, как и все в Божестве, безгранична, простираясь до предания на смерть Сына Божия, ради спасения людей и вечной жизни для них (Ин. 3,6)[3].

В трогательных, наглядных и утешительных словах излагается в Новом навете учение о боговоплощении и спасении людей земной жизнью, крестных страданиями, смертью, воскресением и вознесением Господа Иисуса Христа.

Тайна нашего спасения раскрывается здесь в действии, в наглядных картинах и образах, воздействующих на все существо человека: ум, сердце и волю. Также живо и действенно должно излагаться и догматическое учение в проповеди.

Знание, каких догматических истин наиболее потребно в наше время?

Истины о Боге и боговоплощении, о грехе и покаянии, о Церкви и ее таинствах, о будущей жизни и пр. Излагать их нужно, то приурочивая к евангельским и апостольским чтениям, то к особым церковно-богослужебным временам (праздникам Рождества Христова и Богоматери, дням Великого поста, и особенно Страстной седмицы, и дням св. Пасхи и др.).

Догматические истины содержат в себе немало таинственного, принимаемого нами на веру. Раскрывая догматическую истину, не следует пытаться изъяснить ее таинственную сторону: догматы - это нормы и основы веры. это пределы для__ христианской мысли, это. наконец, источник и основа для всей христианской нравственности.

Важнейшее значение догматических истин в жизни христианской требует и особого подхода к раскрытию их. Это раскрытие должно происходить на основе Слова Божия, с указанием значения для живой веры и нравственной жизни христианина.

Образцом правильного и действенного раскрытия догматических истин может служить Слово Митрополита Филарета в Великий Пяток «Тако возлюби Бог Мир». Здесь в художественной форме раскрыты истины о Боге, в самом возвышенном, доступном человеческому пониманию изложении («Бог есть любовь и все Его свойства - облачения любви, и все Его действия - проявление любви»), и о спасении мира крестной смертью Его Единородного Сына.

Нравственные истины, как предмет проповеди.

Догматические истины непосредственно связаны с нравственными нормами, правилами христианской жизни.

«Нравственность есть отношение человека к человеку и обществу»[4]. Нравственность есть деятельность или поведение человека определяемая его отношением к силе высшего Добра и высшего Блага[5] Догматы, определяя веру и религиозные убеждения христианина, переходят в нормы поведения, когда христианин живет по своей вере и по своим убеждениям. Одно (вера), таким образом, переходит в другое, и это другое (поведение) усиливает и укрепляет первое (веру).

Для живой души христианина не только должны быть близки и понятны нормы поведения и основы веры, но и ясна и понятна эта связь и важнейшая обусловленность их в каждом отдельном случае. Так, например, болезни, лишения, невзгоды предносятся нравственному сознанию человека как очищение или испытания ради того, чтобы приблизиться к Богу и Царству Небесному. Путеводителем здесь является вера во Христа, понесшего за нас крестную смерть и давшего в Своем Лице образ страдания.

Добродетель свое основание имеет в вере в Бога и, усиливаясь через эту веру, приобретает реальную жизненную силу. У христианина нет и быть не может ни одного поступка, который стоял бы вне оценки его и с точки зрения нормы христианского поведения. Вот почему и церковная проповедь, ставящая своей общей задачей спасение верующих, всегда содержала и будет содержать в себе и элементы нравственные и элементы вероучительные. Не может быть проповеди, в которой не было бы нравственного назидания (всякий догмат, уча, назидает), нравственного вывода или приложения[6].

В нравоучительной проповеди сегодняшнего дня особенно необходимо вскрывать самое существо и дух христианского образа жизни, устанавливать христианскую точку зрения на все поступки и события из жизни паствы, которое затронуты в данной проповеди.

Наивысшего расцвета нравоучительная проповедь достигла в 4 веке. К выдающимся представителям этого гомилетического направления следует отнести святителя Василия Великого. Его главная нравоучительная идея: человек является в мир ни добрым, ни злым от природы, но становится тем или другим по своей собственной воле. Вторая его мысль: нравственность христианина состоит в благочестивой направленности его души и настроенности сердца, в стремлении к внутреннему духовному самоусовершенствованию человека[7]. Христианская точка зрения имеет свои максимумы и минимумы в зависимости от того, с кем она имеет дело: «с младенцами» или с «взрослыми» по вере.

Первые «младенцы» преобладают в наших храмах, следовательно, и учить их надо минимальному, элементарному: не столько говорить о борьбе с помыслами, сколько о борьбе с грубым чревоугодием и т.д.

Такая неразрывность и единство в учении сообщит неразрывность и единство и в воспитании психики верующих этих истин, сообщит ей тот единый христианский дух, в котором вера созидает любовь, а оба вместе - надежду и преданность воле Божией.

По какому методу излагать христианское учение о добродетели? Основным методом здесь может быть метод наглядности психологической и, если можно так выразиться, образной.

Нравственные истины хорошо впечатлеваются, когда о них не столько говорят, сколько их показывают, живописуют, создавая у слушателей духовные ощущения, внутренние переживания (психологическая наглядность).

Эти переживания надо закрепить, связывая их с каким-либо образом из истории церкви, из житий святых, из среды благочестивых и чтимых людей, с примером того, как воплощаются в жизнь нравственные добродетели - образная наглядность.

Эти образы, приковывая к себе внимание слушателя, облегчают усвоение связанной с ними нравственную идеи или одухотворяющей их мысли.

Мало указать в проповеди на нравственные недостатки слушателей, недостаточно нарисовать для них образ добродетельного человека, надо ободрить и вдохновить их дополнительным указанием конкретных средств и путей к стяжанию добродетели. При раскрытии, например, мысли о необходимости молитвы, нужно указать и то, как должно молиться. Все это требует от проповедника большой опытности в духовной жизни и хорошего знания своей паствы.

Образец нравоучительной проповеди.

Беседа св. Василия Великого «О зависти»

(в большом сокращении)

1. Вступление. Бог благ и подает благо достойным; диавол лукав и способствует в грехах всякого рода. И как за Благим следует беззавистность, так и за диаволом всюду ходит зависть...

2. Изложение. Другой страсти более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих... Как ржавчина изъедает железо, так и зависть- душу... Она пожирает душу, которая  ею мучится... Зависть есть скорбь о благополучии ближнего... Мужественен ли кто, или хорошо сложен телом, - это поражает завистливого. Красив другой лицом - это новый удар завистнику...

Зависть есть самый непреодолимый род вражды.... Завистливого еще более раздражает сделанное ему добро. Чем больше видит он благодеяний, тем сильнее негодует или оскорбляется силою благодетеля.

Что сделало рабом благородного Иосифа? Не зависть ли братьев? Что предало на суд Судию мира? Не зависть ли иудеев на Спасителя. Завистливых можно узнать по сухим, тусклым глазам, впалым щекам, повисшим бровям. Душа их возмущена страстью и неверного суждения о предметах...

Как коршун, пролетая мимо луга..., стремится к чему-либо зловонному..., так и завистливые не смотрят на светлость жизни и наличие заслуг, нападают на одно гнилое.

1. Нравственное приложение.

Что же? Как можем избежать этой болезни? Во-первых, можем, если из человеческого не будет ничего почитать великим и чрезвычайным, ни богатство, ни сан, ни самую мудрость. Ибо все это оружие добродетели для тех, кто пользуется ими хорошо, но в самом себе не заключает блаженства, потому жалок тот, кто пользуется сим худо... Но если непременно желаешь славы..., то честолюбие твое направь к приобретению добродетели... Таким образом спасешь себя и при больших благах приобретешь большую знаменитость, потому что добродетель от нас зависит и может быть приобретаема трудолюбием.  Не видишь ли, какое зло лицемерие? И оно - плод зависти, побуждающей скрывать в глубине ненависть при показной наружной любви...

2. Заключение.

Поэтому, если из зависти проистекает для нас смерть..., то послушаем апостола: Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще (Гал. 5:26), но будем паче благи, милосердны, прощающие друг другу, якоже и Бог простил есть нас во Христе Иисусе, Господе нашем» (Еф. 4:12).

                                                                                                    Аминь».

Богослужение, таинства и обряды как предмет проповеди.

Православное богослужение, кроме собственной молитвы и таинств, ставит своей задачей духовно-нравственное воспитание молящихся. Чтобы достичь этой цели, оно должно быть для них вполне понятным. Но в действительности, этого нет. Верующие не всегда разбираются в том, что они видят и слышат за богослужением. Порядок, содержание и смысл церковных служб многим непонятен, как непонятен и церковно-славянский язык, на котором совершается богослужение. Отсюда рассеянность, скука, отсутствие благоговения и молитвенного настроения, столь обычных у наших верующих за богослужением.

Если верующие сами пытаются проникнуть в смысл богослужения, то они или находят таинственное и сверхъестественное там, где этого нет, или не хотят их видеть там, где это действительно есть. Все это создает обязанность объяснить богослужение.

1. Центральным, средоточным пунктом всего церковного богослужения является Литургия. Около нее группируется весь круг суточного богослужения. Поэтов она и должна быть главным предметом разъяснения.

Опыт показывает, что это изъяснение создает целый переворот в душе верующих, открывая им глаза на то, что они раньше видя не видели и слыша не разумели.

2.Как изъяснить богослужение в проповеди?

Указывая последовательно состав, порядок и смысл богослужения, нужно избегать произвольных толкований, руководствуясь святоотеческим и церковным толкованием. Отдельные моменты богослужения следует рассматривать в связи с общим смыслом и ходом всего богослужения. Это сообщит всему разъяснению высокую идейную назидательность и цельность. Не следует входить в подробное раскрывание догматического, исторического или таинственного смысла богослужения.

Эти подробности нужны постольку, поскольку содействуют пониманию богослужения и усилению благоговейного и молитвенного участия в нем.

В какой форме и когда изъяснить богослужение? Целесообразнее всего изъяснить, его в форме беседы после вечернего богослужения, например, после всенощного бдения, когда пастырь и пасомые связаны не службой и временем, а любовью и ревностью к раскрытию и усвоению богослужения.

Не в меньшей степени нуждаются в пояснении таинства и обряды.

1.       Тяжело видеть, во что превращается без пастырского научения массовое крещение младенцев в наших храмах при духовных отцах и матерях, мало что понимающих в делал: веры, вообще, и ровно ничего в своей роли духовных восприемников от купели св. Крещения. Немного пастырей, предваряющих Крещение кратким поучением о смысле Таинства и роли в нем восприемников. А, между тем, делать это необходимо. Пастырь обязан всегда и везде вести верующих к спасению, а тем более там, где им заведомо непонятен смысл и значение таинства или обряда.

Сначала вразумить и научить, а потом и совершить - вот правило, которому всегда и во всем должен следовать пастырь.

Опыт показывает, что восприемники после беседы с ними пастыря проникаются и ответственностью своего участия в таинстве.

2.       Таинство Покаяния и св. Причащения.

К сожалению, в наших храмах общая исповедь начинает преобладать над частной, с ней необходимо бороться. Но так как на частной исповеди не хватает времени для беседы с отдельными кающимися, то это создает необходимость в кратком, но сильном вступительном слове, имеющем задачей создать глубокое чувство у исповедающихся.

В этом вступлении словами глубокой скорби и сострадательной любви пастырь говорит о человеческой греховности, раскрывает смысл исповеди, напоминает, что ей должны предшествовать взаимное прощение обид, указывает основные виды грехов и завершает указанием на необходимость принятия твердого решения сегодня же оставить грехи.

Чтобы сильнее воздействовать на чувство скорби о грехах исповедников, пастырь указывает на связь Исповеди с Причащением. В Причащении подается благодатная помощь верующему, исцеляющая сокрушенных сердцем и врачующая их скорби. В Причащении верующий соединяется с Господом.

Это соединение будет тем полнее, чем глубже и искреннее будет покаяние и очищение сердца от грехов, т.к. Господь соединяется только с чистым сердцем.

Уместно в проповеди приводить примеры из жизни святых Например: во время совершения Евхаристии святым Феодором Сикеотом (память 15 июня) благодать Святого Духа в виде светлой порфиры покрывала Святые Дары. Однажды, когда преподобный приподнимал дискос с Божественным Агнцем и провозглашал «Святая Святым» Божественный Агнец поднялся на воздух, а затем снова опустился на дискос. 

Вступительное к исповеди слово пастыря носит характер, обращения к самой совести верующих, чтобы вызвать в ней покаянное чувство. Ни в каком другом проповедническом выступлении пастырь не чувствует такой действенности слова, как в этом выступлении.

3.Таинство Брака понемногу восстанавливается в своем великом значении в душах наших верующих. Пастырь и здесь не должен забывать о своей двойной роли совершителя таинства и учителя, назидающего брачущихся. Сказать поучение брачущимся - указано и в Требнике.

4.       Кроме таинства, в слове нуждаются обряды церковные. Отпевание умерших, панихиды, особенно в случаях невыразимого горя присутствующих, тоже располагает и обязывает пастыря принять участие в этой скорби словом утешения и вразумления.

Общие молебны, например, о помощи в скорбях, должны сопровождаться указанием проповедника на связь их с нашей греховностью и недостойной жизнью и призывом к исправлению и обращение за помощью Божией.



[1] См. Еп. Феодосий. – с. 234.

Рекомендация для Вас - 19. Система Renaissance CS.

[2]  Там же. - с. 237.

[3] Святитель Игнатий (Брянчанинов), пишет: «В раю было естественное состояние человека,  после грехопадения и до страшного суда – нижеестственное, в Царстве Небесном – сверхестественное».  (Цит. по проф. Андреев. – с. 31).

[4] Тареев, проф. Нравственное богословие. Конспект. – с. 6

[5] Нравственное христианское богословие. - с.3

[6] По образному выражению проф. Барсова, эта проповедь содержит наставления по анатомии и патологии , фармакологии и диетике души человеческой.Еп.Феодосий.-с.244 

[7] См. Еп. Феодосий.-с.245

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5168
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее