Виды проповеди
VII. Виды проповеди
По направлению и цели.
В начале настоящего курса уже рассматривалось различие отдельных проповедей по их форме (беседа, поучение, слово).
Но можно указать еще и другие основания для их различения - по направлению или цели.
1. Если проповедник ставит своей задачей научить слушателей истинам христианской веры, то такая проповедь будет учительно-просветительной. Ее основным содержанием будут догматические истины (напр., изъяснение Символа Веры и т.д.).
2.Если проповедник имеет целью повлиять на нравственное состояние слушателей, расположить их к нравственной христианской жизни, то ее принято называть нравственно-назидательной.
3.Если в проповеди указываются способы борьбы с греховными страстями, даются указания о внутренней духовной жизни, - такую проповедь можно назвать аскетической.
По способу составления и изложения.
Неодинаково работают над составлением проповеди отдельные проповедники, и даже один и тот же проповедник неодинаково составляет свои проповеди.
Спрашивается, писать проповедь или не писать[1]? Опытные ораторы говорят, что не исписав несколько сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи. Если только не гений вы, примите за аксиому - готовиться к проповеди с пером в руках.
1. Иногда проповеди составляются по такому же способу, как какие-либо научные статьи или рассуждения.
Проповедник обдумывает, изучает Слово Божие и другие материалы у себя дома и по ним составляет свою проповедь. Таким образом, часто составляются проповеди вероучительные, по форме приближающиеся к виду слова.
Рекомендуемые материалы
Частыми недостатками таких проповедей является их отвлеченность - схоластичность, при таком составлении имеется опасность отдалиться от живых конкретных слушателей. И тогда они могут превратиться в какое-либо богословское рассуждение, а не в живую проповедь.
2. Другая проповедь получается, если тема проповеди не берется отвлеченно, а переживается самим проповедником.
Проповедник исходит из убеждения, что нельзя проповедовать того, что он сам не пережил и не прочувствовал предварительно.
Поэтому, продумывая заранее тему ближайшей проповеди, пастырь стремится сам пережить основные истины (мысли) темы. Труд этот может продолжаться несколько дней, и чем глубже проповедник переживает тему своей проповеди, тем больше живое влияние будет иметь она на слушателей.
Составление проповеди происходит постепенно, иногда не сразу выявляется проповеднику вся последовательность мыслей. Постепенно он записывает отдельные мысли, цитаты, находит примеры. Вместе с составлением проповеди проповедник сам и молится, и представляет себе свою паству - тех конкретных слушателей, которых он должен научить избранной им истине.
Составленную так проповедь можно назвать органической по способу составления, живой, связанной с внутренним переживанием составителя, яркой и действенной - по языку и изложению.
3. Проповедь может быть вся написана, может быть составлен только план или конспект ее. В этом случае она будет приближаться к тому «Живому Слову», о котором учил архиепископ Амвросий (Ключарев).
Такую проповедь иногда называют импровизацией[2]. Импровизацию следует отличать от заученной наизусть заранее составленной проповеди.
Обратите внимание на лекцию "29 Зарождение древнерусской культуры".
Основная работа по обращению продуманного материала в слово совершается в храме во время самого произнесения. В это время проповедник как бы вступает в особое живое общение со своими слушателями. Это чувство общения сообщает проповеди особую искренность и живость, как бы подсказывает проповеднику отдельные слова и выражения.
4. Экспромт - это проповедь, произнесенная без приготовления, вызванная или необходимостью, или возникшей потребностью поделиться внезапно явившимися мыслями и переживаниями.
Следует заметить, что в большинстве случаев в экспромтах проповедник использует имеющийся у него общий запас знаний, мыслей и даже выражений. Образец: Св. Иоанн Златоуст «Беседа о милостыни»[3].
[1] См. «Живое слово». – с. 17
[2] Ср. Амвросий, архиеп. «Живое Слово».- стр.7-8,13. Ср. «Антология русской риторики». – стр. 64.
[3] См. «Избранные проповеди». – с. 173.