Популярные услуги

Фрэнсис Бэкон

2021-03-09СтудИзба

Лекция 9 (01.11.10)

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626)

Будучи энтузиастом технического прогресса, Фрэнсис Бэкон ставит задачу реформирования науки, ее постановки  на службу человеку.

Идеалом научной мысли Бэкон считает естествознание. В связи с реформой науки ставит две задачи:

1) глубокое преобразование массива накопленных знаний (знание, которое было накоплено до эпохи Нового времени), его рациональная организация и упорядочивание;

2) разработка методов получения нового знания.

Три конфессии христианства, у них разные подходы к природе. Ортодоксальное христианство стремится одухотворить природу, католицизм стремится к господству над природой, а протестантизм стремится к эксплуатации природы. Англия эпохи Нового времени – это развитие протестантских идей.

«Успехи и развитие знания Божественного и человеческого» (1605)

Рекомендуемые материалы

В основу классификации знаний полагаются три познавательные способности человека: память, воображение, разум; история базируется на памяти; поэзия – на воображении; наука и философия – на рассуждении.

Выделяется два раздела философского знания: Божественная философия, изучающая Бога, и естественная философия, предметом исследования которой являются природа и человек. Человек представляется Беконом как природное существо.

Естественная (натуральная) философия, в свою очередь, дифференцируется на теоретическую философию (исследующую причину вещей, опираясь на «светоносные» опыты) и практическую (осуществляющую «плодоносные» опыты и создающую искусственные вещи).

К области философского знания Бэкон относит и учение о человеке, которое также разделяется на ряд областей, охватывающих разные уровни бытия человека: как индивида (объект антропологии), как гражданина (объект гражданской философии).

Задача новых методов утверждается в труде «Новый органон». Он выпускается как альтернатива Аристотелевскому «органону». Бэкон говорит о том, что новое состояние науки возможно при отказе от т. н. «идолов»: это некие химеры, искусственные образы, которые мешают прогрессу науки. Бэкон выделяет 4 вида «идолов», которые влияют на человеческий ум и препятствуют поиску истины:

1. «Идолы рода» – предрассудки, которые «вскормлены самой человеческой природой, человеческой семьей, или родом». Причина их – несовершенство органов чувств, ограниченность интеллектуальных способностей человека, наличие у него страстей.

Образ объекта (психический) неидентичен самому объекту. Основываться просто на ощущениях совершенно бессмысленно. Для этого у человека не существует совершенного аппарата. Далее, он говорит, что хотя разум и обладает большими познавательными возможностями, но он привносит некие субъективные представления, мы приписываем природе некие свойства антропоморфизма, объясняя, например, поведение животных.

Телеологические вопросы (вопросы о причинах) достаточно сомнительны. Фрейд в свое время сводил всю психологию к выявлению причин. Для Юнга главным была цель. Бэкон придерживался той точки зрения, что нам больше важны причины. Он говорил, что ум структурирует факты в более совершенный порядок, нежели есть на самом деле. Наблюдение, которое потом выльется в концептуализм, который поставит во главу угла просто видение человеком какого-либо порядка явления (Концептуализм – важно, что это значит для меня, а не то, в каком порядке все реально происходит).

Кроме того, разум выдвигает идеи и понятия, под которые стремится подгонять факты (позже Поппер сказал, что никакая повторяемость событий не дает нам право говорить о необходимости). По своей природе человеческий ум стремиться сделать стабильным то, что таковым быть не может (какие-то природные проявления, например).

У человека есть страсти, которые пятнают и портят разум. Страсти – это неконтролируемые побуждения человека, которые искажают реальную картину фактов, чтобы подвести их под свои предпочтения. Это наблюдение было суперпрогрессивным для своего времени. Схоластика была основана целиком на умозрении.

2. «Идол пещеры» – ложные представления, исходящие от отдельного человека. Каждый человек, помимо заблуждений, свойственных человеческому роду, имеет свою собственную «пещеру», в которой «свет природы рассеивается и гаснет». Это индивидуальные характеристики человека, которые чаще всего инициируются и проявляются в ситуации неопределенности. Произвольная когерентность: человек склонен в неопределенной ситуации поступать в соответствии со своим прошлым опытом. Мы склонны рационализировать свои действия, скрывая, что причиной действий является наш первый опыт.

Бэкон подчеркнул влияние прошлого опыта на принятие решений. Сделав что-то однажды, человек будет впоследствии делать это каждый раз. Избавиться от второго идола легче, чем от первого. Индивидуальный опыт – вещь, подвластная человеку.

3. «Идол площади или рынка» – влияние на сознание коллективного опыта людей. Язык – главное средство общения людей, но используемые людьми слова не всегда являются достаточно точными: « … имена даются вещам в соответствии с уразумением народа, и достаточно некритического и неадекватного применения слов, чтобы совершенно сбить с толку разум. Определения и объяснения, которыми часто пользуются ученые для самозащиты, также не способствуют восстановлению естественной связи разума и вещей».

Два типа идолов, которые воздействуют на нас с помощью слов:

Во-первых, наименование вещей не существующих, как то: судьба (суд Бога), рок, кризис (суд в переводе с греческого).

Во-вторых, неточное определение вещей, реально существующих.

Бэкон говорит о том, что преодолеть третий идол можно, отказавшись от отождествления слова и вещи. Слово не тождественность вещи, это только некий знак. Этим подчеркивается номинализм Бэкона. Термин «бессознательное» -- это тоже неверный перевод. Более точный перевод – неосознаваемое. Бессознательное – это существительное, существует само по себе. А неосознаваемое – прилагательное, это часть меня, она присваивается. А бессознательное действует самостоятельно, как отдельная ипостась.

4. «Идол театра» – результат слепой веры в авторитеты, философские доктрины. Особенно велико доверие людей к древним преданиям. Бэкон скептически оценивает некритическую приверженность к философским концепциям прошлого, которые он называет «сказками, предназначенными быть разыгранными на сцене, пригодными для создания выдуманных театральных миров».

Но: Бэкон не учитывает тенденцию к конвенционализму. Существует два типа наук:

- науки, которые базируются на строгих доказательствах (физика, математика) и

- конвенциальные науки, в которых ученые соглашаются с какой-либо доктриной, которая удобно решает некий круг проблем.

Бэкон выступает как радикальный практик, отвергающий конвекциальный принцип в развитии знаний. Наше отечественное гуманитарное знание больше базируется на ковенциальных принципах. Нам важно прийти к какому-либо согласию. Бэкон выступает как механицист, лоббирующий идеи прогресса, но не общественного единства.

В чем же состоит новый научный метод Ф. Бэкона? Он называется «эмпирико-индуктивный метод получения истинных обобщений из опыта» (отвергается впоследствие К. Поппером):

- объект познания – природа;

- задача познания – получение истинного знания;

- цель знания – господство над природой;

- метод – опытное изучение явлений мира.

У нас сейчас цель в науке тоже чисто практическая, про получение истинного знания никто давно не говорит. У нас экономическая модель, которая начинает тесниться информационной моделью. Может быть, информационная модель станет основой нового метода.

Бэкон предлагает разделять любой научный опыт на две части. Процедура индуктивного исследования:

- первая часть состоит в изучении аксиом из опыта;

- вторая часть состоит в выведении новых экспериментов из аксиом.

То есть первичные гипотезы извлекаются из опыта, а затем сами становятся руководством к дальнейшему исследованию через дедукцию и эксперимент.

Путь, которым надо следовать – путь индукции, но не голой, сводящейся к собирательству россыпи фактов, как это было у Аристотеля (и у него принимались во внимание только те факты, которые работают на объяснительную гипотезу, Бэкон же говорил, что нужно учитывать и факторы, опровергающие нашу гипотезу), а дающей «ключ  к интерпретации».

Главная задача метода – опираясь на конкретику отдельных фактов, постичь формы, суть явления.

Основой истинной индукции является анализ, представляющий «анатомирование» природы с целью раскрытия ее законов.

«Те, кто занимался наукой, были или эмпириками, или догматиками. Эмпирики, как муравьи, собирают и потребляют. Рационалисты, как пауки, ткут паутину из самих себя. Средний путь – это путь пчел, которые добывают пыльцу с садовых и полевых цветов и превращают ее в мед, насколько достает способностей. В работе истинного  философа важна не только сила разума; сырье, извлекаемое из естественной истории и механических экспериментов – не самоцель и должно перерабатываться».

Рене Декарт (1596 – 1650)

Главной задачей Декарта становится обоснование объективности разума и независимости  науки от религии. Этой проблеме он посвящает свой труд «Рассуждения о методе» (1637). Декарт ратует за создание строгой науки, базирующейся на бесспорных истинах. Именно на фундамеднте науки Декарт сосредотачивает свое внимание, утверждая, что от прочности основания зависят масштабы и прочность всего здания создаваемой им системы знания. Ее основой должно стать естествознание.

С 30-х гг. он живет в Нидерландах, эта страна более адаптивна к научным изысканиям. В 40-е гг., спасаясь от преследований радикально настроенных протестантов, переезжает в Стокгольм. Декарт оставил огромное наследие. В том числе, система координат (Х, У). Ему же принадлежит прорыв в области методологии, связанный с введением понятия точки, как основы математической модели (точка – это полная абстракция физической реальности. Все состоит из точек. Раньше основой была плоскость, отрезок).

Четыре главных правила, которыми должен руководствоваться исследователь, дабы достичь объективности, отличить ложное от истинного, постичь истину. Стремление к объективности впервые возникает у Декарта. Система координат была выработана из посылки: Бог – великий обманщик, создал мир и не раскрыл его тайны. Декарт попытался создать такую систему, которая объясняла бы все явления. Система координат может вобрать в себя все явления, наблюдаемы в мире. Математическая функция является здесь объясняющей.

1. Правило очевидности: «Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен … включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению». Любое сомнение – есть мифологие (миф – с греческого «бубнеж», отсутствие ясной, четкой мысли).

2. Правило простоты: «Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения». Тем самым обосновывается аналитический метод, состоящий в расчленении сложного явления на простые, избавлении от двусмысленности, неопределенности.

3. Правило перехода от простого к сложному: «Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступени, до познания наиболее сложных…» Речь идет о синтезе, процедуре дедукции. Человек с адекватной самооценкой видит алгоритм достижения своих идеальных целей. Он предполагает, что нужно сделать для их достижения. Есть цель, она существует в качестве идеи. Если я не вижу, как к ней подступиться, моя самооценка будет снижаться, так как у меня нет алгоритма ее достижения. Декарт предлагает видеть последовательность шагов достижения цели.

4. Правило контроля предполагает постоянный надзор со стороны мысли за ходом исследовательского процесса на всех его этапах. Декарт берет на себя ответственность за структурирование научного опыта.

Философско-психологическая система Декарта

Декарт – представитель рационализма. Признавая роль чувств и опыта в познании, в отличие от Ф. Бэкона, приоритет отдавал разуму, считая, что чувства и опыт основной источник ошибок и заблуждений.

Истина открыта только разуму: «Только один интеллект способен познать истину, хотя он и должен прибегать к помощи воображения, чувств и памяти».

Философия сомнения как основа методологического научного исследования

Что является основой истинного знания? В основе достоверности знания лежит интуиция. Интуиция – это состояние умственной самоочевидности. Истинно то, что воспринимается субъектом в наиболее ясном и отчетливом виде и выступает для него как нечто самоочевидное, не вызывающее сомнения: « … все, воспринимаемое ясно и отчетливо, одновременно и истинно».

А что же является несомненным, вызывающим доверие? Это сам акт сомнения, выступающий как очевидный для субъекта.

В свою очередь, сомнение есть деятельность мысли, а значит, и наличие мысли не вызывает сомнения. Отсюда вывод: «Если я сомневаюсь, значит, я мыслю ». Но мышление предполагает мыслящего субъекта – Я. Соответственно следующее заключение: «Все, что мыслит, существует, я мыслю, следовательно, существую».

Лирическое отступление: кутузовский принцип «В сомнении воздерживаюсь», поэтому он и оставил Москву.

Говоря о природе человеческого существования, Декарт определяет ее как мыслящую реальность. Он выделяет две природы в целостном человеке. Во-первых, мыслящая субстанция – мысль в действии, а мысль в действии – мыслящая реальность. То есть человек – первая несомненная определенность, именно потому, что он мыслит. Он – мыслящая реальность, и в этом состоит его сущность. Так Декарт приходит к выводу о наличии самостоятельной мыслящей субстанции, абсолютно независимой от тела – души. Душа для Декарта – это мышление. Он формулирует по сути новый предмет человеческого рассуждения – сознание.

Сущностью души, ее главным свойством является мышление, сознание. А так как никаких других свойств в душе нет, то, по сути, понятие души у Декарта замещается понятием «сознание».

Декарт, таким образом, завершает историю развития психологии как науки о душе и изменяет кардинально ее предмет, которым становится сознание, мышление. С него начинается второй период в развитии психологии – как науки о сознании.

Выделяет три вида идей, которые участвуют в познании:

1. Врожденные идеи, обнаруживаемые человеком в себе самом вместе со своим сознанием.

2. Приобретенные идеи, приходящие в сознание извне и обращающие его к вещам, отличным от самого человека.

3. Сотворенные идеи, сконструированные самим человеком.

Истины, по Декарту, не порождаются данными органов чувств, не выводимы из опыта; они врожденные, априорные. Врожденные идеи составляют исходное знание, которое осознается субъектом с помощью интуиции. К числу врожденных идей относятся идеи Бога, числа, телесности и структурности тел, свободной воли и др.

Рассматривая мышление и волю как атрибуты сознания, не выводимые из материального мира и механистических законов, Декарт выделяет в человеке вторую субстанцию – протяженную. То есть человек рассматривается им как состоящий из 2-х самостоятельных и независимых друг от друга субстанций – мыслящей (душа) и протяженной (тело).

Гетерогенность души относительно тела означает, что душа не отождествляется с жизнью. Душа непротяженна; это мысль, а не жизнь, и отделение ее от тела не означает смерть человека, которая обусловлена причинами физиологического характера.

Ориентировался на модель организма как механически работающей системы. Он видел сходство в строении и работе телесных органов и механических устройств; переносил физико-механические принципы на все жизненные функции живого организма.

Вводит новое понимание психического как непосредственно переживаемого и осознаваемого. Явления сознания как непосредственно переживаемые доступны для их познания только самому субъекту, и способ их познания только один – интроспекция как восприятие непосредственно переживаемого.

Принцип психофизического взаимодействия:

- тело влияет на душу, пробуждая в ней страдательные состояния («страсти») в виде чувственных восприятий, эмоций и т. п.

- душа, будучи носителем мышления и воли, возднействует на тело, стимулируя его активность и влияя на изменение хода работы телесной машины

- центром взаимодействия тела и души является «маленькая железа», находящаяся в «центре мозговой субстанции» -- шишковидная железа (эпифиз)

- именно в этой области «духи передних полостей вступрают в контакт с духами задних полостей».


Это первые зачатки локализации психических функций.

Учение о страстях души

Вместе с этой лекцией читают "Оглавление".

Страсти – не сильные и длительные чувства, а «страдательные состояния души», возникающие тогда, когда мозг сотрясают «животные духи», которые приносятся туда по нервным трубкам. Страсти возникают в результате взаимодейстувия на организм объекта.

Страсти подразделяются на три группы:

ü чисто физиологические – от восхищения до гнева, от радости до печали (здесь ощущение навязывает свой закон субъекту);

ü психологические, в которых душа и тело проявляются в единстве и которые могут определяться как субъектом, так и объектом – это желание, надежда, страх, любовь, ненависть;

ü моральные, связанные со свободой воли и несущие на себе печать души (одна из них – щедрость)

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5142
Авторов
на СтудИзбе
441
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее