Популярные услуги

Главная » Лекции » Психология » История психологии » Философы эпохи просвещения

Философы эпохи просвещения

2021-03-09СтудИзба

Лекция 12 (22.11.10)

Философы эпохи просвещения сконцентрировали свое внимание на природе (метафизике уделяли внимания меньше). Магистральное направление научного знания – в естественнонаучном взгляде на вещи, концентрация на эмпирическом познании, на доказательности и опытности. За последние столетия такой взгляд на науку практически не изменился.

Иммануил Кант жил и работал в Кенингсберге (Калининград). Русская философская школа, и психологическая тоже во многом опиралась на кантиантское учение. Челпанов – основатель первого российского психологического института – был учеником кантинианской школы. С. Л. Рубинштейн тоже учился в Германии.

Иммануил Кант (1724 – 1804)

И. Кант – человек, который вводит в науку идею доказательности. Любое утверждение должно быть логически доказательно.

Выступает за преобразование философии, развивающейся в духе догматизма и скептицизма, в критическую философию, способную научить людей думать, рассуждать критически, т. е. доказательно. Критически – это значит ограничивающее. Сфера имеет критические значения, вне которых мы некомпентны. Для ученого важно знать границы своего познания – что он может (и не может) познать.

Юм говорил, что внешний мир непознаваем, познаваемы только впечатления, которые он нам несет. Кант считает, что любое познание эмпиричны. Но в человеке есть некоторые априорные формы знания, которые ограничивают познание человека.

Рекомендуемые материалы

Особенности философской системы Канта:

1. Она носит критический характер. Кант скептически относился к любым авторитетам, если их утверждения не доказательны. Вслед за Декартом важнейшим принципом познания он провозглашает критику, то есть способность ограничивать сферы своей компетентности, которые с точки зрения методологии вообще могут быть познаваемы. Ссылке на авторитеты он противопоставил опору на собственные мысли.

Кант отказывает в исторической приемственности науки, когда достижения предыдущих ученых просто принимались на веру. Сам факт традиции прекращается на Канте. Доверие к предыдущему поколению ставится под сомнение.

Ученого не интересуют метафизические построения, аппеляция к идеальным универсалиям (так как они не познаваемы), предмет познания – только внешний, физический мир.

В качестве эмпирического объекта выступают природные явления. В связи с таким взглядом в сложное положение попала психология. Она не исчерпывается физическими явлениями, физиологией. Влияние психологического на физиологию – именно через это мы имеем человека как некую культурную инстанцию.

2. Кант – сторонник научного естествознания. Он поддерживает взгляды И. Ньютона. Кант утверждает, что основа мира – не духовный атом (монада), а физический элемент – материальный атом. Ставит вопрос о материалистическом объяснении природы из нее самой: «Дайте мне материю, и я построю из нее мир… покажу, как из нее должен возникнуть мир».

Начиная с эпохи Просвещения, все ученые были деистами (теисты – Бог, сотворив мир, сохраняется в нем, присутствует). Деисты утверждают, что Бог, создав, мир, больше не присутствует. Сейчас ученые – атеисты. Креационизм – весь мир сотворен Богом, эволюционизм – мир эволюционирует.

Конвенциональное знание – это знание по соглашению. Шестоднев – то, что мир создан за шесть дней, эмпирически не доказуем. Психология со своим предметом вынуждена разрываться. Ее тянут в естественно-научную методологию. Но мы имеем риск редуцировать психологию в физиологию. Но у нас есть ряд духовных явлений, несводимых к физиологии.

Но Кант – представитель естественнонаучного подхода

3. Кант – сторонник эмпирических идей Дж. Локка, Д. Юма. Он считал, что опыт – важнейший метод научного познания (и определяющий метод научного познания), хотя при этом фактически разрывал связь между опытом, чувственностью и научными идеями, полагая, что сам по себе чувственный опыт не несет знания о предметах, они возникают благодаря доопытным, априорным формам, которые оформляют чувственный опыт. «Строгая всеобщность» – признак априорного знания.

У человека есть врожденный опыт, который и задает форму того или иного знания, «сырой» материал которого приносят ощущения.

4. Исходным методологическим положением в учении Канта является утверждение о существовании вне нас реальных предметов – «вещей-в-себе». Но, как он считал, о них ничего нельзя сказать, так как они непознаваемы. Нам же даны только явления сознания, которые производятся «вещами-в-себе», но не выражают их сущность. То, что нам представлено в сознании – это мир «явлений», не похожий на мир вещей.

«Критика чистого разума» (1781)

Выделяется два источника познания: чувства и рассудок, различные по своей природе.

Исходным пунктом познания, по Канту, является воздействие на нас предметов внешнего мира.

Чувственность обеспечивает восприятие объектов, их попадание в область нашего внимания. «Посредством чувственности предметы нам даются…»

С чувственностью (восприимчивостью) связана интуиция, определяемая как непосредственное проникновение в суть предметов.

В чувственном опыте имеет место не предмет как таковой, а способ, которым он предстает перед нами, ибо ощущение – это изменение, производимое предметом в субъекте. Это положение, которое в 20 веке будет поддержано и Рубинштейном, и Леонтьевым. Образ действительности – это не прямое отражение, а отражение искаженное, исходя из целей человеческих потребностей. Мы трансформируем мир под влиянием наших потребностей.

В феномене, или вещи, представленной в чувственном опыте, выделяется материя и форма.

Материя представлена в отдельных чувственных явлениях и всегда является результатом опытного познания. Ощущение – это «эмпирическое интуитивное знание».

Форма – это способ функционирования чувственности. Это упорядочивающая сырой сенсорный материал и предшествующие конкретным ощущениям априорные принципы, «чистая интуиция».

Они задаются субъектом и определяют содержание чувственного образа («явления»), чем обуславливают зависимость последнего не от объективных предметов, а от сознания человека.

Выделяются две априорные формы чувственности («чистой интуиции») – пространство и время.

Различие их состоит в том, что пространство – форма «внешнего чувства» (средство предоставления событий и внешних предметов как существующих в пространстве), а время – способ функционирования «внутреннего чувства» (охватывающего все внутренние события).

Являясь формами чувственности, пространство и время обладают  трансцедентальной идеальностью.

Их источник – сознание, в реальности их как свойств материи нет, они не существуют вне «субъективных условий созерцания».

Одновременно они представляют эмпирическую реальность (как способы, посредством которых осуществляется представление и о предмете, и о субъекте).

Представление Канта о пространстве – в действительности его нет, есть только наше априорное представление о нем.

Последовательность чувственной и рациональной ступеней познания описывается следующим образом:

  1. Сначала предметы действуют на чувства
  2. Затем происходит обдумывание результатов чувственного познания.

Чувственность и рассудок, несмотря на различие их природы, функционально связаны друг с другом. Чувственность дает исходные эмпирические знания об объекте, а рассудок позволяет их осмыслить и понять.

Описывая сферу интеллекта, Кант выделяет в ней «эмпирические понятия», включающие чувственные элементы, и «чистые понятия», утрачивающие чувственное содержание.

Восхождение от чувственной интуиции к «эмпирическим понятиям» и от них – к «чистым понятиям» отражает динамику познавательного процесса.

Переход чувственных интуиций к понятиям и категориям осуществляется посредством «трансцедентальной схемы», являющейся промежуточным звеном, рассудочным и чувственным одновременно.

Это продукт неэмпирического воображения, вид чувственных образных понятий. Она помогает понять суть вербальных формулировок.

Символ – это отражение какой-либо вещи в иной природе. В данном случае здесь символом было сочетание чувственных и априорных форм познания.

Систематизация и обобщение содержания, полученного опытным путем, обеспечивается априорными формами мышления, которые представлены категориями рассудка и идеями чистого разума.

Разум – высшая познавательная способность души. «Всякое знание начинается с чувств, переходит к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего».

Разум – это воплощение синтезирующей функции интеллектуального знания.

В разуме содержится главные априорные идеи: Бог, душа, мир, «вещь-в-себе». Эти идеи не даны в опыте, не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты им. Мы не можем экспериментально проверить качество этих идей. В психологии известна сейчас линия, которая выделяет эти изначальные общие когнитивные образы – это когнитивная психология (когнитивные науки). В ней есть линия, Которая утверждает, что у человека есть общие (изначальные) когнитивные схемы. Это не архетипы (архетипы рождаются не в результате познания, а в результате человеческих отношений, он действует вместо отношений, а не подтверждает реальность, это собирательные культурные образы).

Весь окружающий мир познаваем в явлениях только потому, что в человеческом разуме существует априорная форма «вещи-в-себе».

Наряду с чувствами и рациональной сферой, Кант выделяет волю, рассматривая ее как способность человека управлять своими поступками в соответствии с осознанными представлениями о законах.

В основе волевого акта – цель. Волевое действие всегда целенаправленно.

«Две вещи поражают меня больше всего – звездное небо над моей головой и моральный закон внутри меня».

«Основы метафизики нравственности» (1785)

«Критика практического разума» (1788)

«Метафизика нравов» (1797)

Отвергается богоустановленность нравственных правил, как и их социально-историческая природа.

«Моральный закон» находится в сознании всех людей как неизменная данность, одна из его априорий.

Стержень нравственности – «добрая воля», которая почти тождественна «моральному закону», и без нее невозможно совершение нравственных поступков.

Подлинно моральный поступок – тот, который человек совершает во имя нравственного долга, а не руководствуясь соображениями о личном и общественном интересе, субъективными склонностями.

«Энциклопендия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751 – 1780), 35 томов.

«Гражданин, способный суверенно действовать, должен иметь возможность участвовать в социальных процессах, руководствуясь знаниями, а не верой».

Это было общество философов-натуралистов. Авторы: Жан Лерон Д Аламбер, Этьен Бонно де Кондильяк, Дуабентон, Дени Дидро, Поль Анри Тири Гольбах, Луи де Жокур, Анн Роббер Жан Тюрго, Вольтер, Жан-Жак Руссо – это не все авторы, те, кто приложил руку в большей степени в создании этой энциклопедии. Для психологии важны некоторые имена.

Главным образом французские философы. Издавалась во Франции. Включала множество разделов, главным образом материалистических. Это была первая энциклопедия, положившая начало всем энциклопедиям.

Французские энциклопедисты – боролись с религиозными представлениями о действительности. Атеисты. Энциклопедия работала на идеи реформации. Подрывала основы католицизма.

«Не существовало никогда энциклопедии, политическая важность которой была бы так велика, равно как и энциклопедии, которая заняла бы такое видное место в жизни общества, истории и литературе своего века. Она не только давала информацию, но и навязывала мнение».

Кроме идеологической составляющей, энциклопедия служила справочником и кратким руководством по всем существующим на тот момент технологиям, описывая инструменты и способы их применения.

Но энциклопедисты не были единым обществом. «Несмотря на свою репутацию, они не были плотной группой радикалов, мечтающих свергнуть Старый Режим во Франции. Они были несравненной группой писателей, физиков, ученых, ремесленников, врачей. Даже тот факт, что немногие из них были наказаны за написание статей, выражающих неподобающее мнение … не говорит о том, что они были революционерами…»

Жан Лерон Д Аламбер (1717 – 1783)

Был математиком. Редактор «Энциклопедии», статьи по разделам математика, науки, философия, религия.

Основные работы:

«Очерк происхождения и развития наук» (1751),  в ней дана классификация наук.

В теории познания вслед за Дж. Локком Д Аламбер придерживался сенсуализма. В решении основных философских вопросах склонялся к скептицизму, считая невозможным что-либо достоверно утверждать о Боге, взаимодействии его с материей, вечности или сотворенности материи.

Сомневаясь в существовании Бога и выступая с антиклерикальной критикой, он не встал на позиции атеизма.

В отличие от французских материалистов, считал, что существуют неизменные, не зависящие от общественной среды нравственные принципы.

Этьен Бонно де Кондильяк (1715 – 1780)

Статьи раздела «философия».

Отвергает научные системы, в которых «мысли вертятся вокруг слов, лишенных определенного смысла» (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Надежны только те теории, которые опираются на точно установленные и проверенные факты.

Локк, по мнению Кондильяка, ошибается, допуская двоякий источник познания – ощущения и рефлексию.

Рефлексия не представляет ничего самостоятельного, а есть переработанное ощущение.

Из ощущений слагается и память

Множественность ощущений сама собой вызывает суждение.

Источник знаний – опыт, а ощущения являются единственным началом, определяющим все познание и развитие способностей души.

Познание трактуется как видоизмененное ощущение. Важной движущей силой развития психического мира чеповека являются чувства удовольствия и боли, «затрагивающие нашу способность чувствовать, порождающие внимание, от которого возникают память и суждения».

«Трактат об ощущениях» (1754)

Не только описывает различные душевные явления, но и дает и историю развития души. При изображении этой истории он исходит из чисто априористического построения – статуи живой, но не одухотворенной, которую он постепенно одаряет различными способностями ощущений и их них извлекает различные группы понятий.

Статуя рисуется им как аналогичная по своему устройству человеку, одушевленная, но лишенная идей. Единственная способность, которой она наделяется – чувство обоняния.

Стоит ей, однако, получить извне первое ощущение, как начинает действовать вся психическая механика и сознание получает все то, что Декарт относил к врожденным идеям, а Локк – к рефлексии. Сильное и неожиданное ощущение порождает внимание.

Возникают чувства: статуя начинает наслаждаться и страдать, воспринимая приятный или неприятный запах.

Почувствовав другие запахи, статуя сравнивает их и составляет суждения. Она начинает также воображать ощущения и т. д. Тем самым доказывается, что «ощущение содержит в себе все способности души».

Ощущения делятся на две группы:

1) обоняние, зрение, слух, вкус

2) осязание

Благодаря осязанию возникает чувство взаимодействия частей тела, осуществляется соприкосновение с внешним миром, познание его как причины всех ощущений.

В познании внешнего мира осязанию принадлежит руководящая роль.

Подобно тому, как все познание о внешнем мире выводятся из ощущений, состояния чисто субъективные также выводятся из того же источника.

«Трактат об ощущениях» выходит во Франции в состав элементарного философского преподавания.

Кондильяк считает, что душа существует отдельно от тела, тело не имеет никакого отношения к психическим явлениям.

Признается бессмертие души и существование Бога. То есть среди энциклопедистов были не атеисты.

Лекция 13 (29.11.10)

Продолжаем знакомиться с периодом 18 века (эпоха Просвещения). Были заложены основы психологии как самостоятельной дисциплины. К концу 18 в. – началу 19 в. сформировались некие идеи, такое учение, как ассоцианизм (на английской почве), которое будет мощным направлением в 19-20 в.

Также предвестник философии 19-20 в. – французский энциклопедический материализм. Реализовывал идеи Просвещения в конкретных продуктах (Энциклопедия).

Идеи Просвещения – просветить светом разума всех и вся – были не голословным. Люди взялись за титаническую работу, было создано 35 томов в течение 29 лет. Это уже некий институциональный продукт.

Мы сейчас пересматриваем критически философские направления с точки зрения их применимости сегодня. Но прошлые концепции адекватно работали в свое время.

Дени Дидро (1713 – 1784)

Французский энциклопедист, главный редактор Энциклопедии. Автор статей к разделам «Экономика», «Механика», «Философия», «Политика», «Религия». То есть тех ключевых тем, которые оставил после себя период Научной революции и воспринял период Просвещения.

В философских воззрениях Дидро был материалистом, отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала. По сути своей существует только материя, она обладает восприимчивостью к воздействиям. Все явления Космоса сводятся к результату движения частиц этой материи.

Это радикальный материализм. 18 век – еще не совсем век материализма. Идея была прогрессивна.

Ощущения являются всеобщим свойством материального мира. По всей материи рассеяны живые молекулы – носители чувствительности, которые в процессе развития образуют все более сложные образования.

Чем отличаются эти состояния от самого примитивного до самого высшего (разумного)? От молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от материального оцепенения до высшего состояния разума. Высшее существо – это человек, обладающий разумом.

Что дает эта идея выстраивания всей наблюдаемой природы в одну линию? Некий принцип развития. Все в материальном мире имеет некую непрерывную связь. Отличие форм состоит в линии развития природы, которая существует непрерывно.

Обосновывает необходимость развития с широкой биологической и исторической точки зрения. Принцип исторического развития. Рассматривает не только филогенез, но и онтогенетическое развитие человека.


Человек представляет собой только то, что делает из него общий строй воспитания и смена фактов. Каждое действие человека есть акт, необходимый в сцеплении актов. Каждый последующий акт имеет своей причиной прошлое, и поскольку причины есть, каждый последующий акт неизбежен в индивидуальной истории человека, как восход солнца.

Принудительное влияние среды на развитие человека. Это хорошо укладывается в идеологическую концепцию просвещения. Удобно считать, что среда принудительно влияет на развитие человека. Труды энциклопедистов имеют в таком случае некую принудительную силу. С другой стороны, Дидро пытается выстроить закономерность неких этапов развития (не конкретизируя их), последовательность и закономерность развития.

Поль Анри Тири Гольбах (1723 – 1789)

Статьи по разделам: «Химия и минералогия», «Политика» и «Религия».

Труды: «Разоблаченное христианство», «Карманное богословие», «Священная зараза», «Письма к Евгении», «Галерея святых», «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», «Здравый смысл». Последнее – некая кульминация его сочинений.

Один из самых противников религии, был активным атеистом, антиклирикалистом (клирик – служащий церкви).

Известен как автор многочисленных атеистических произведений, в которых он в простой и логичной форме, часто с юмором, критиковал как религию вообще, так и служителей культа.

Отстаивая принцип возникновения мира духовного из мира физического, трактовал наделенного психикой человека-машину как продукт внешних воздействий и естественной истории.

Духовность – продукт окультуренной материи. Человек еще машина, развитие человека происходит под влиянием внешних воздействий и естественной истории. Человек как таковой – продукт воздействия среды, истории.

Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771)

«Счастье», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», «Об уме».

Был соратником энциклопедистов, входил в их кружок.

Одна из задач – раскрытие природы и путей формирования идей. Он считает, что единственной основой психической жизни являются ощущения («физическая восприимчивость»). Именно они вызывают формирование всех идей (в этом спорит с Локком, который говорил еще и о рефлексии).

Наряду с ощущениями, к числу базовых психических явлений относится интерес, который выступает основанием нравственных представлений и социальных качеств человека. (У Адлера будет социальный интерес).

Ум человека рассматривается как совокупность идей, представляющих общественный интерес. Если идея не является общественно полезной и поучительной, она не вызывает интереса. Отсюда делается вывод: «интерес направляет все наши суждения»; «этот самый интерес является единственным раздатчиком  уважения или презрения по поводу наших идей».

Личный интерес определяет отдельные суждения, а общественный интерес – «суждения целых наций».

Мы здесь впервые видим некий вектор движения идей. Идеи – не статичные образования, ей предается энергетический потенциал. Гельвеций обращает нас к качеству этих идей. И мы можем судить по нашему внутреннему предпочтению идей о значимости их.

Все идеи разделяются на три класса:

  1. «Добродетельные», или «полезные», которые учат людей чему-либо или развлекают их
  2. «Порочные», или «вредные», оказывающие на людей негативное воздействие
  3. «Допустимые», или «безразличные», к которым относятся малоприятные или привычные идеи, не оказывающие серьезного влияния. Они лишены социального интереса, обладают некой статикой.

Важным разделением в понимании динамики мира является:

Физический мир подчиняется законам движения, мир морали – принципам интереса и самолюбия. Допускает инаприродность психической жизни человека. Поэтому Гельвеций до конца не примкнул к энциклопедистам.

Отдельный человек оценивает позитивно полезные для него поступки и действия других людей; для общества добродетельным являются те действия, которые приносят ему пользу.

Прогресс – это разумное сочетание частных интересов и общественных. Поэтому надо ставить вопрос не об искоренении и обуздании страстей, а об их ориентации на общественно значимые цели и интересы: «Разрушьте в человеке воодушевляющую его страсть, и в тот же миг вы лишите его света разума…» Эта точка зрения напрочь противоречит католической. В католицизме – акцент на пластике культуры, аскетическая тематика, акцент на смерти Христовой. Католический крест – тело спадает с него, православный крест – Христос как бы воспаряет вверх. Православный канон делает акцент на Воскресении. Посох Иоанна Павла Второго – в модернистском стиле был выполнен, похож на куриную лапу, пластика жутковатая. Роднит с ортодоксальным христианством. По Фрейду – это сублимация, инверсия.

Утверждает, что «страсти – тот небесный огонь, который оживляет мир нравственности, а именно с ним душа возвышается, а науки и искусства делают свои открытия. И если человечество обязано им своими пороками и бедами, то это не дает права моралистам осуждать страсти и считать их просто сумасбродством».

Человеку вменяется в ответственность вектор направления страстей – мотивирующей стороны поведения. Это камень в огород официальной церкви.

Доказывал решающую роль культуры (а не просто среды), общественного воспитания и моральных законов в развитии человека и общества.

Сила воспитания безгранична и обеспечивает формирование любых требуемых свойств человека. Интеллектуальные и нравственные качества выводились всецело из обстоятельств жизни человека. Важна, таким образом, и ситуативная составляющая. Это главный определяющий фактор, который ставит перед каждым человеком задачу его развития.

Гельвеций один из тех философов, который придавал магическую силу воспитанию.

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)

Выдвигает понятие «естественного человека», наделенного различными моральными совершенствами. Акцент именно на естественности.

Человек от природы добр, обладает нравственным здоровьем и чувством справедливости. Отсутствие равновесия с природой, вызванное социальными условиями, сделало его злым и несправедливым (тут он похож на Фромма). Отрыв от природных потребностей и наклонностей формирует у человека лицемерие, ложь, чувство отчуждения.

Идеи Руссо в 20 веке были поддержаны Фроммом. Чувство одиночества, отчужденности было впервые замечено Руссо. Известна фраза Владимира Эрна, который говорил о том, что «читая Руссо, хочется плакать от умиления и встать на карачки». Умильный язык презентации естественных идей рождает такое чувство.

Культура, по Руссо, исказила и обезобразила природу человека. Критический взгляд приводит его к отрицанию роли науки, знания, к утверждению, что они приносят человеку вред, являются источником высокомерия, социальных бед.

Не всякое незнание – зло. То незнание и невежество, которое заключается «в ограничении собственной любознательности до пределов полученных от природы способностей», оценивается им как «приятное и нужное невежество, сокровище чистой и добровольной собой души».

Здесь – предпосылки идеализма 19 века. Любое знание является неким посредством отношений людей. Есть отношения, которые требуют непосредственного участия. Если, например, в семейной жизни мы будем прибегать к наукообразным рассуждениям, ничего, кроме неудовлетворения. Есть отношения, которые не терпят оправданий и объяснений.

Невежество, которое не стремится оторваться от природы, для Руссо – нормальное, естественное, благостное состояние человека. Если человек в своем познании пытается перепрыгнуть через свою природу, это обернется впоследствии отчужденностью. Идеи Руссо живут и по сей день. Нормальное человеческое развитие идет в гармонии с природой.

Клирикализм утверждал культ абсолютной аскезы, оторванности от любых природных проявлений. Руссо им противоречит.

Под естественным человеком имеется в виду не конкретный исторический тип человека, а теоретическая модель – идеальный образ.

Она является точкой отсчета для понимания и описания испорченной природы современного человека. Таким образом, «естественное состояние» человека, его «природа» идеализируется и выступает как олицетворение доброты и благополучия, критерий высшей ценности, источник последующего развития. «Безрассудные, беспрестанно жалующиеся на природу, знайте, что все ваши беды приходят к вам от вас же самих».

Ещё посмотрите лекцию "42 Уравнение Лапласа" по этой теме.

Спасение человечества – в возвращении к природе, «ренатурализации» человека, создании социальных условий, которые искореняют зло и культивируют добро. (Последнее, конечно же, утопия…) Но идеи возвратного движения – нонсенс для обывательской точки зрения Франции 18 века с ее засильем католицизма. И здесь Руссо – самый известный автор эпохи просвещения. Был корреспондентом Екатерины Второй.

Пример. Стив Джобс (основатель компании «Эппл») прекратил свои занятия в колледже, жил на полу у своих сокурсников, ходил к кришнаитам поесть супу. Через 5 лет вывел «Эппл» на биржу. В этом случае человек понял, что то образование, которое он получает, смерти подобно. «Я понял, что просиживаю деньги своих приемных родителей». Одним из условием усыновления было то, что родители дадут ему образование. Им было трудно, но они собрали деньги на колледж, который он бросил на 1 курсе. 2009 г. – лучший топ-менеджер, гениальный управленец. Биография Джобса – позитивная иллюстрация идей Руссо.

Заслуга французских энциклопедистов-материалистов эпохи Просвещения состояла в развитии идей целостности человека, связи его телесно-духовного бытия с окружающей средой – природной и социальной, психических явлений и нервно-мозгового субстрата, в утверждении сенсуалистических взглядов на чувственный опыт как единственный источник и гарант рационального знания о внешнем мире.

Основная заслуга французских энциклопедистов – именно в систематизации знаний. Они не были революционерами. Их идеи не вылились в революцию просвещения. До замены религиозной идеологии дело не дошло… Сейчас есть шутка: во Франции второй религией является католицизм (первой – атеизм). Сейчас во Франции две религии – католицизм и ислам. Франция всегда отличалась критикой ортодоксальной церкви. В Европе во Франции, тем не менее, католическая церковь вторая по силе влияния.

Важно отметить массовый исход или возвращение к вопросам естественной природы человека. Если эпоха научной революции утверждает естественно-научный подход к изучению человека, космоса, природы, то этот подход имеет своим следствием механизацию всех явлений, в том числе человека. Долго такая точка зрения существовать не могла. У человека гораздо более сложный механизм жизни, более сложное строение, духовная природа, познавательная активность .. Неудовлетворительна была и отсылка к метафизическим теориям. И здесь на первыцй план выходит идея нравственной природы естественного состояния человека, возврата к его человеческой сущности.

И здесь мы переходим к эпохе романтизма, которая подготовлена эпохой Нового времени, Просвещения. К началу 19 века мы приходим к иным вопросам и проблемам, нежели были в начале 17 века, в эпоху научных революций.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5138
Авторов
на СтудИзбе
443
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее