Древнеиндийская философия
Лекция 3 (20.09.10)
Древнеиндийская философия (продолжение)
В индийской философии сочеталось много тенденций. И религиозные, и анархические тенденции, например.
Существовало две группы школ. Первая группа – образованная на основе вед.
1. Брахманы исходили из вед. Это книга индийских первооснов. Касты, сформированные из частей тела первочеловека. Это буддизм, джайнизм и чарвака.
2. Школа, не отвергающая авторитет вед. Ортодоксальные школы или астика. Две подгруппы. Одна подгруппа: школы, непосредственно основанные на ведах (школа Миманса – придавала значение ритуалам вед. Например, обряд сожжения после смерти. Интересные идеи, связанные с обучением женщин. Для вед это нонсенс, так как женщина – существо низшего вида). Также на тексте вед – школа, которая была названа Веданта, она целиком ориентирована на веды. Предъявляла требования жить и действовать на основе вед.
Вторая подгруппа – школы, образованные на независимых основах. Например, йога и вайшешика. Сотворение мира рассматривалось с точки зрения вед, но далее был свой путь.
В основном индийскую философию упрекают в том, что ее теории носят догматический характер (веданта и миманса), базируются на авторитете. Но, несмотря на это, школы эти достаточно стабильны и развиваются до сих пор и имеют множество приверженцев. Основная идея – вера – вечный моральный порядок. Порядок определяет все, это закон, который устанавливает упорядоченность и справедливость. Действие этого закона распространяется на все, на богов и землю.
Рекомендуемые материалы
Теорий много, в целом этот моральный порядок трансформируется следующим образом (три варианта)
1) Концепция Апурвы: гарантирует счастливое будущее, если человек соблюдает все ритуалы и законы (миманса).
2) Адришта: говорится о наличии невидимого начала, который влияет даже на материальные атомы и приводит предметы и события в соответствии с законом.
3) Концепция карм. Речь идет о морально-ценностном порядке. Карма как закон сохранения ценности. Все имеет некий ответ, все поступки и идеи вызывают последствия. Просто одни последствия наступают сразу, а другие – в следующем рождении. Закон кармы принимает большинство индийских школ. То, что одни бедные, а другие богатые – связано с законом кармы, значит, что-то надо отработать.
Буддизм. Его основателя в детстве воспитывали в достатке и счастье. Но он увидел несчастных и стал искать пути помощи себе и другим. Состояние нирваны. В школе буддизма впервые заговорили о личностном росте. Термин «личность» не употребляли, так как человек растворяется в пространстве. Это важный этап в развитии философской и психологической мысли. Психотерапевтическая практика была более совершенной, нежели теория. Это более древняя система.
Античность
Первые идеи психологической мысли (протофилософской мысли) в Европе. Восточная и Европейская мысль всегда отличались друг от друга. Мифы тоже отличаются. Восточные люди – это всегда путь внутрь себя. В китайской философии – порядок. В индийской философии – это и порядок, и свобода одновременно. Европейские идеи – движение вовне. Мифы: иллиада и одессея. Герой идет на подвиги, кого-то спасает. Что-то осмысливать он начинает в конце жизни, обычно это сопровождается потерями и депрессивными переживаниями.
Европейские философско-психологические идеи:
- Древнего Египта
- Вавилона
Идеи Вавилона. Идеи о сотворении мира. Герой всегда идет вперед и чего-то достигает.
Египет дал не только представление о человеке, о взаимоотношении человека и богов, но и дал очень интересные идеи, связанные с экзистенциальными переживаниями. Жизнь и смерть. Для египтян жизненный путь человека – рождение и жизнь. По берегам Нила на восточной стороне строили дома для жизни, а на западной – пирамиды. Смерть – путешествие на запад.
По мнению Египетской мифологии, путешествие к смерти – это та самая истина и реальность. А рождение жизни на востоке их не особенно интересовало. Египтяне больше заботились о том, как они будут совершать свое путешествие на запад. Поэтому такое большое число пирамид.
Женские и мужские архетипы в античной мифологии
Греция. На территории Древней Греции существовало много мифологических народных идей. В античной философии складывалась система, которая потом стала прообразом многих психологических систем. Важным фактором был расцвет культуры. Переработка идей, накопленных в древнем Восточном мире. Важным фактором было отсутствие жестких религиозных запретов. В античных персонажах мифов мы видим архетипы, которые имеют важную психотерапевтическую ценность.
С позиции юнгианского подхода, эти архетипы ложатся в основу психологических представлений о субличности. В современном психотерапевтическом мире можно оказывать человеку помощь с точки зрения его половых особенностей (мужчины и женщины). Например, семь античных богинь являются прообразами женских субличностей, которые в гармоничном сочетании друг с другом помогают женщине реализовываться, расти. У мужчин таких субличностей восемь.
Женские субличности. Самая архаичная – Афродита, связанная с сексуальностью. Она является теткой Зевсу, Гере и другим. Эта субличность отвечает за любовь, креативность, сексуальность. Несет интуитивный, творческий оттенок.
Следующая субличность связана с ролью жены и хозяйки. Прообраз – Гера. Зевс всегда возвращается к жене, хотя гуляет направо и налево.
Субличность, отвечающая за материнство. Не только за умение рожать детей, но и за безусловную материнскую любовь. Другое дело, кто на что ее распределяет. Архетип – Деметра. Она была симбиотично привязана к дочери – Персефоне, которую похитил Аид. Четыре месяца Персефона живет в царстве Аида (зима), оставшееся время – с матерью. Образ Деметры – матери, любящей своих детей.
Компонент, связанный с духовностью, нравственностью. Гестия или Веста. Богиня-девственница. Дает огонь новобрачным для домашнего очага.
Еще три субличности или богини-дочки.
Мудрость, интеллект – папина дочка Афина (родилась из головы Зевса). Богиня-девственница, личная жизнь не складывалась.
Вторая богиня – Артемида, отвечает за активность, целеустремленность и агрессию. Из близнецовой пары с Аполлоном. Мать у нее – Латона (низшего порядка). Гера попыталась вызвать у Латоны выкидиш, но Латона скрылась на острове и разрешилась двумя детьми. Артемида приняла на себя всю мужественную маскулинную часть. Это богиня-охотница, богиня-девственница. От нее все бегут, так как она опасна для окружающих.
Богиня, отвечающая за кокетство и манипуляцию – Персефона. Гибкая.
Эти семь субличностей в юнгианском подходе представлены в модели гармоничной личности.
Восемь мужских субличностей. Три – доминантные, пять подчиненные.
Доминантные – браться. Это та часть мужской личности, которая отвечает:
- за управление и власть (Зевс)
- связана с эмоциональной сферой (Посейдон)
- связана с рефлексией, погружением в себя (Аид)
Далее идут пять субличностей-сыновей:
- агрессия (Арес или Марс), если эта часть будет доминировать, будет патология;
- интеллект и эмоциональная сфера (Аполлон, он очень красивый, но не особенно маскулинный, отец Асклепия – бога врачевания. Асклепий родился из мертвого тела матери);
- связана с взаимодействием, коммуникациями (Гермес или Меркурий)4
- трудолюбие, ответственность, профессионализм (Гефест – единственный, законный сын Зевса и Геры. Гера представляет собой богиню с отсутствующим материнским инстинктом, она выпихнула Гефеста с Олимпа. Его воспитали нимфы. Он стал богом-кузнецом. Матери так и не простил. Соорудил золотой трон, посадил на него мать, трон оказался с секретом – Гера не смогла из него выбраться. Только когда Гефесту пообещали дать в жены Афродиту, он выпустил Геру).
- креативность и зависимое поведение (Дионисий).
Был кросскультурный семинар по мифам, разыгрывали психодраммы, потом среди женщин проводили социометрический выбор – каких богов они бы выбрали, а мужчин – каких богинь они выбрали бы.
Мужчины выбирали Афродиту, Геру и Персефону. Причем один участник говорил, что я понимаю, как она мною манипулирует. Но все равно мне нравится. Наши мужчины иногда еще выбирают Деметру, но в основном она пугает. Афины, Артемиды особой любовью не пользуются. А с Вестой вообще не знают, что делать. Мужское сообщество из разных стран было более или менее единодушно.
Выбор женщин – пошли различия. Дамы из Израиля выбирали Зевса, Аида, Гермеса и Гефеста. Немецкие женщины выбирали тоже Зевса, и Гефеста. Аид и Гермес их мало интересовали. Какому-то количеству нравился Аполлон. Наши женщины: Зевс, Арес, Аполлон и Дионисий.
Этапы развития античной философии и психологической мысли:
- протофилософский этап
- философский этап
Протофилософский этап – 6 век до н. э.:
- ионийская философия (школа Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и Гераклита. Построили первые теории, в которых искали первооснову мира и материи. Перебрали все стихии).
- италийская философия (Пифагор и Ко и школа элатов – Ксенофан, Парменид, Зенон)
- философия Эмпедокла, объединяющая в себе ионийскую и италийскую традиции.
Фалес
Признает наличие божества, но дает ему не антропоморфное, а рациональное объяснение. Бог – тот ум, который все создал из воды. Душа – это особое состояние воды. Душа бессмертна. Функция души – движение. Благодаря ей все движется. Считал, что души присущи всем явлениям мира, включая неживые материи (камень, железо). Душа связана с телом, более того, есть четкая зависимость от здоровья. У кого тело здорово, у того душевные способности выше. Ввел понятие необходимость – всеобщая причинность. Это зародыш детерминизма. Много сделал для этики. Есть универсальные постулаты. Какие услуги окажешь родителям, такие сам ожидай в старости от делей.
Анаксимен
Жил в 7-6 в. до н. э. Считал, что всеобщим субстратом является айпорн или предвестник атома – божественное начало, не имеющее качественных характеристик. Движущая сила развития мира – борьба и обособление противоположностей. Две противоположности, дающие начало всему – тепло и холод. Стоял у истоков эволюционной идеи. Живое происходит из неживого, а человек от животных. Доказывал невозможность существования первочеловека как предшественника всех живых существ.
Анаксимандр
Был учителем Анаксимена. Считал, что основа всего – это воздух, которых является бесконечным. Он и порождает все на свете. Камни – застывший воздух. Не отрицал существование богов, но считал, что не они сотворили воздух, а сами произошли из воздуха. При описании космических явлений использовал житейские аналогии. Звезды входят в небосвод как гвозди.
Вершиной самой ранней школы являлась школа Гераклита (530-540 г. до н. э. – 470- 480 г. до н. э.). Именно Гераклит вошел в историю как исследователь собственно психической деятельности. Ввел понятие «психея». Космос – это вечно живой огонь, который является субстратом всех вещей. Огонь неуничтожим, вечен, не создан ни кем. Обладает сознанием, волей, правит Вселенной под именем Перрон. Огонь – носитель космического правосудия. Также огонь – материальное явление и возник он в храме природы. Психея или душа испаряется из влаги и возвращаясь во влажное состояние – гибнет. Степень совершенства души определяется уровнем ее огненности. Душа ребенка сырая и влажная, потом она высыхает. В старости она снова пропитывается влагой, человек начинает слабо соображать. Огненному началу в человеке – душе – противопоставляется тело. Тело определяет познавательные способности души.
Второй этап античной философско-психологической мысли называют натурфилософией или философией природы.
Возникла в 5 в. до н. э. Была представлена многими мыслителями, в их числе Гиппократ (460-370 г. до н. э.), его называют отцом медицины. Его называют отцом психосоматики. Жизнь – изменяющийся процесс, в ее основе – воздух, воздух приносит в мозг разум. Различие между здоровым и больным человеком – в пропорциях жидкостей (кровь, желчь, слизь). Те или иные пропорции он назвал темпераментом:
- кровь – активный (сангвиник);
В лекции "Эмоции" также много полезной информации.
- слизь – устойчивый, инертный (флегматик);
- желчь – активный, агрессивный, неудержимый (холерик);
- черная желчь – вялый, чувствительный, мало активный (меланхолик).
Подчеркивается обусловленности психики образом жизни человека (пища, жилье, климат сильно влияют на здоровье). Обосновывает главную роль мозга в психической деятельности человека. Жизнь человека зависит от естественных причин, подвластных разуму, наблюдению.
Анаксагор
500-428 г. до н. э. Считал, что природа состоит из множества мельчайших частиц и искал в ней начало, благодаря которому из хаоса возникает космос. Это начало – нус, или разум. Он вносит порядок и становится принципом организации мира. Ум противопоставляется косной инертной материи. Душа – принцип существования живых существ. От того, насколько полно представлен в существе разум, настолько оно совершенно. Человек является самым разумным, так как имеет руки. Тело – причина разумных способностей. Рассматривая проблему познания, указывает – что сенсорные ощущения объект взаимодействия мира и органов чувств. Познаваемое не смешивается с познающим. Противодействие органа – основа сенсорного познания. Должна быть преграда.