Популярные услуги

Главная » Лекции » Психология » Диагностика и коррекция психических зависимостей » Основные подходы к профилактике и коррекции психических зависимостей

Основные подходы к профилактике и коррекции психических зависимостей

2021-03-09СтудИзба

Тема №5. Основные подходы к профилактике и коррекции психических зависимостей

1. Основные направления и формы профилактики зависимого поведения.

2. Система работы психолога по профилактике наркомании в школе.

3.Основные подходы к коррекции аддиктивных нарушений

4. Программа психологической коррекции аддиктивного поведения

Включить Мотв интервью и поянтие об Интервенции вместо АА

1. Основные направления и формы профилактики зависимого поведения.

История современной профилактики.  В странах, где наркомания как проблема существует уже несколько десятилетий, подходы к содержанию первичной профилактики прошли ряд этапов.

Первый этап профилактики зависимостей относится к 1950-70 годам. Тогда профилактика наркотиков сводилась к распространению представлений о риске, связанном с употреблением наркотических веществ, выработке у молодого человека страха и отрицательных установок по отношению к наркотикам.

Рекомендуемые материалы

Второй этап приходится на 1980-е годы, и его логика – в опоре  на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, статистические данные и суждения ученых становились основой  профилактической кампании в надежде на то, что знание беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Применение данной (информационной) модели профилактики позволило придти к следующему убеждению: возрастание объема знаний о наркотиках в принципе недостаточно для изменения социальных установок подростков; кроме того оно может способствовать пробуждению интереса и приобщению к психоактивным веществам.

На третьем  этапе  (1990-2000 годы)  развитие профилактики зависимостей связано с эффективным внедрением целого ряда программ, направленных на коррекцию  когнитивной, аффективной и деятельностно-практической сфер личности.

Виды профилактики. Ее цели и задачи. Выделяют три вида профилактики наркомании:

первичная профилактика имеет целью предупреждение приобщения к употреблению ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни. Мишенью профилактики являются все дети и подростки, их семьи. Работу проводят специалисты с любым базовым образованием.

 вторичная профилактика касается лиц, которые уже имели опыт употребления наркотиков, но  не обнаруживают признаков болезни. Ее цель – сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, предотвратить формирование хронического заболевания. Участвуют в этом виде профилактики квалифицированные специалисты с дополнительной подготовкой – психологи, психотерапевты, педагоги.

Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующие восстановлению личностного и социального статуса больного  наркоманией относятся к третичной профилактике. Осуществляет работу  специально подготовленный квалифицированный персонал – психиатры, психологи, социальные работники.

В условиях массовой школы можно заниматься только первичной профилактикой наркозависимости. Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде, являются:

- изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающие снижение спроса на ПАВ в детско-молодежной популяции;

- сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркологических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками ОУ.

Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

                Подходы к организации профилактической работы. В настоящее время существуют различные подходы к организации профилактической работы. Основные их них:

Ø предоставление информации – этот подход предполагает, что повышение уровня знаний о психоактивных веществах и последствиях их употребления является эффективным средством для отказа от наркотиков. К программам, построенным на этой основе, относится прежде всего школьный курс ОБЖ.

Ø эмоциональное «обучение» - этот подход базируется на предположении о том, что зависимость от наркотиков чаще развивается у людей, имеющих трудности в понимании и выражении собственных эмоций. Поэтому содержание программ эмоционального обучения сводится к оказанию помощи в преодолении «эмоциональной глухоты и немоты».

Ø апелляция к ценностям и знаниям – подход основывается на теориях об изменении поведения и связан с использованием методов поведенческой терапии. Проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем. На основе такой позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые фокусируются на повышении у подростков устойчивости к различным негативным социальным влияниям.

Ø воспитание противодействия наркотику – этот подход фокусируется на развитии таких социальных навыков, как умение сопротивляться влиянию сверстников  и умение сказать «нет» на предложение попробовать наркотики.

Ø предоставление альтернативы – развитие альтернативных социальных программ, в которых молодые люди могли бы реализовать стремление к риску, поиску острых ощущений, повышенную поведенческую активность.

Ø влияние социальной среды и сверстников – подход основывается на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в жизни подростков, способствуя или препятствуя началу употребления наркотиков.

Ø укрепление здоровья – этот подход сочетает личный выбор и социальную ответственность за здоровье, где укрепление здоровья является неким объединяющим понятием и представляет собой процесс «примирения» человека с окружающей средой.

Модели профилактической работы. В  литературе описан ряд моделей профилактической работы:

- медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье;

- образовательная модель направлена на предоставление детям и молодежи полной информации о проблеме наркомании и на обеспечение свободы выбора при максимальной информированности;

- психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтных ситуаций, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

Тем не менее, в последние годы по всему миру проводится активный поиск уни­версальной модели ПП. Сущность искомой модели такова, что ее можно применять вне зависимости от культурного кон­текста, уровня жизни, эпидемиологической ситуации и других характе­ристик, свойственных для той или иной территории. Безусловные различия в содержании деятельности и приоритетах имеют место, но в то же время построение системы все же основывается на общих принципах и подходах.

 Мировая практика показала, что наиболее приближенной по своим характеристикам к указанным выше требованиям явля­ется модель факторов риска и защиты. В основе этой модели лежит процесс определения показателей (фак­торов), влияющих на вероятность приобщения человека к сфере потреб­ления наркотиков и связанных с этим проблем, и работа с этими факторами.  На место прежней цели – достижение полного отказа от наркотиков, встает  иная – формирование здорового стиля жизни. В фокусе профилактической работы оказываются не химические вещества и вызываемые ими эффекты, а люди и анализ причин употребления ими наркотиков. Теоретическим основанием данной модели являются работы А.Бандуры (теория социального научения), Г.Селье (теория стресса), Р.Лазаруса (интегративная модель стресса и копинга).

По  мнению Р.Лазаруса, развитие различных форм поведения, приводящих к адаптации личности, определяется механизмами преодоления стресса. Р.Лазарус вводит понятие "копинга" – преодоление стресса, совладание с ним. Для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии на основе имеющегося у него  личностного опыта (личностных ресурсов). Успешность адаптации к стрессам определяется уровнем развития копинг-ресурсов.

К копинг-ресурсам, помогающим справиться со стрессогенными ситуациями, относятся:

Ресурсы личности:

· Я-концепция или представление человека о себе;

· интернальный локус контроля  - умение контролировать свою жизнь и принимать на себя ответственность за нее;

· умение общаться, определенная социальная компетентность;

· эмпатия - умение сопереживать окружающим;

· позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви, одиночеству, вере;

· духовность;

· ценностная мотивационная структура личности.

      Ресурсы социальной среды:

· система социальной поддержки – окружение, в котором живет человек (семья, общество);

· социально-поддерживающий процесс – умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку.

Рассчитывать на адекватное поведение детей и подростков можно только в случае высокого уровня  их личностных и социальных ресурсов. Взрослые люди не в состоянии обучить детей тем поведенческим моделям, которые им понадобятся в жизни. Мы не знаем , какие требования предъявит им среда, и не можем гарантировать успех. Будущие требования невозможно прогнозировать. Поэтому мы можем только  констатировать, что мы и наши дети находимся под интенсивным воздействием социального стресса, требований среды. В этой ситуации происходит хаотический  поиск наиболее простой модели поведения. При этом часто выбираются саморазрушающие пути совладания со стрессом – алкоголь, наркотики, другие психоактивные вещества.

Отсюда ясно, что наиболее эффективным путем профилактической активности  является путь формирования стрессоустойчивого жизненного стиля, работа с личностными и социальными ресурсами, снижение активности факто­ров риска и повышение действенности защитных факторов.

Факторы риска и защиты. Не каждый человек, испытавший на себе  воздействие наркотика, становится наркоманом. Существует много обстоятельств, от которых зависит, быть наркомании у подростка или нет.  Условно можно выделить  три группы факторов, способствующих  развитию отклоняющегося поведения в целом и наркотизации в частности (так называемые "факторы риска"): биологические, социальные и психологические.

В зависимости от возрастной принадлежности отношение детей и подростков к наркотикам  (психологический фактор риска) меняется.

8-11 лет – возраст появления любопытства к наркотикам. Знания о наркотиках отрывочны, употреблять их пробовали единицы; возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания).

11-13 лет. Основной возраст начала наркомании. Интерес у ребят вызывает возможность употребления так называемых "легких" наркотиков. Отношение  к наркотику если не позитивное, то с присутствием некоторого "ореола привлекательности". Опасность употребления недооценивается. Первые эпизоды наркотизации связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны  лекарственные и бытовые средства (бензин, клей и т.д.) и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно с них и начинается аддиктивное поведение.

14-16 лет. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми ПАВ. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, в компании друзей, в подворотне. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного вида наркотика, либо опосредованный – через близких знакомых или друзей.

Вместе с расширением информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется и все более определенное отношение к наркотику.

В этом возрасте формируется пять групп по отношению к психоактивным веществам:

· употребляющие и втягивающие других;

· употребляющие, но понимающие опасность;

· активные противники;

· равнодушные противники;

· не определившие свое отношение к наркотикам.

На возникновение наркомании в подростковом возрасте могут оказать влияние определенные акцентуации характера. А.Е.Личко выявил, что риск злоупотребления наркотиками наиболее высок  для эпилептоидного и истероидного типов акцентуаций. Гипертимы проявляют особый интерес к галлюциногенам и ингалянтам, которые способны вызывать яркие и красочные фантазии. При эмоционально-лабильном типе риск в целом значительно ниже. При шизоидном типе акцентуации преобладает тенденция к применению опийных препаратов и гашиша, т.е. желание вызвать у себя эмоционально-приятное состояние. Высокий риск наркомании у эпилептоидов  можно объяснить присущей им силой влечений. При циклоидной, сензитивной и психастенической акцентуации употребление ПАВ встречается редко.

Если семья сама по себе является фактором риска? Если ребенок растет в семье алкоголиков и наркоманов? Исследования показывают, что и в этом случае у ребенка есть шанс вырасти здоровым и социально благополучным, если:

· ребенок может научиться что-то одно делать очень хорошо, тогда он сам, его друзья, соседи будут относится к нему уважительно;

· ребенок способен просить окружающих о помощи;

· от ребенка в семье требуют, чтобы он помогал;

· способен присоединиться к каким-то социально ценным, положительным общественным структурам, как, например, школа, церковь, другая семья;

· способен вступать в контакт со взрослым, который о нем заботится;

· способен дистанцироваться от своей дисфункциональной семьи.

       На основе усиления факторов "защиты" и ослабления факторов "риска" и строится профилактическая работа. Но воздействовать на все факторы "риска и защиты" - задача, непосильная одному человеку. Поэтому вместо "точечных" ударов по отдельным сторонам жизни, необходимо сосредоточить  внимание на самом  главном - личностном росте и развитии подростка.

2. Система работы психолога по профилактике наркомании в школе.

               

   Даже беглого взгляда на перечень факторов риска достаточно, чтобы понять, что приобщиться к употреблению ПАВ или обнаружить какие-либо другие девиации может практически любой ребенок. Поэтому первичная профилактика (ПП) должна проводиться со всеми здоровыми детьми без исключения. Так же как для предупреждения инфекционных заболеваний делаются профилактические прививки, так и для предупреждения аддиктивного поведения необходима специальная деятельность – "психологическая иммунизация".

   Эффективная психологическая иммунизация имеет ряд признаков.

   Универсальность. Одни и те же факторы риска могут вызывать различные формы отклоняющегося поведения, частным случаем которого является  поведение аддиктивное. Узконаправленное воздействие, предупреждающее именно наркозависимое поведение, может привести просто к замене формы девиации: например, с аддиктивного на суицидальное. Поэтому психологическая иммунизация должна предупреждать отклоняющееся  поведение в целом.

   Конструктивный характер. Конструктивная ПП не преследует цели разрушения или изменения неблагоприятных установок, она изначально строит желательные. Решаемые ею задачи – развитие коммуникативности, построение ценностной сферы, моральное развитие, отношения, способствующие развитию эмпатии и дружбы – типичные возрастные изменения нормально развивающейся личности. Конструктивная ПП – это мощное развивающее средство.

   Опережающий характер воздействия. Создание стойких желательных установок возможно лишь до момента, когда дети самопроизвольно усвоят распространенные традиции употребления ПАВ. Попытки их создания позже  более трудны и менее продуктивны, так как теперь необходимо перестраивать уже готовые, например, проалкогольные установки.(12)

    В настоящее время не вызывает сомнения тот факт,  что наиболее удобным местом для превентивной работы является школа. Эффективность ее во многом зависит от согласованной работы различных специалистов – педагогов, психологов, медиков, представителей правоохранительных органов.                 Деятельность школьного педагога-психолога по профилактике наркомании имеет свою специфику, которая и станет предметом обсуждения в данном разделе.

Таким образом, цель и содержание деятельности любого школьного психолога во многом совпадает  с целями  и содержанием  ПП  наркомании  (неспецифические программы).

Тем не менее,  в последнее время  в деятельности педагога-психолога можно выделить специфический аспект ПП. Он  касается  организации и проведения целевых программ, направленных на снижение спроса на алкоголь и наркотики и уменьшение вреда от их употребления  (специфические программы).

Внимание! Учитывая сложность и ответственность проведения антинаркотической и антиалкогольной профилактической работы в школе, мы считаем, что она может вестись исключительно лицами, прошедшими специальную подготовку.

Нормативные документы.

Обязательные документы  педагога-психолога по профилактике наркомании.

· Годовой план работы психологической службы (психолога)  школы.

· Часть годового плана образовательного учреждения по теме "Организация и проведение профилактики наркозависимости среди учащихся". Или Часть  программы профилактики наркозависимости образовательного учреждения.

Диагностика группы повышенного риска наркомании.

Педагог-психолог принимает участие в  выделении группы риска наркомании. При этом важным представляется понимание специфики именно психологического подхода к этой проблеме.

 В таблице представлены признаки риска употребления ПАВ в зависимости от различных подходов.

Подход

Основные признаки риска

Наркологический

Злоупотребление табаком, алкоголем, наследственная отягощенность наркологическими и психическими заболеваниями

Педагогический

Вредные привычки (грызение ногтей, курение), педагогическая запущенность, социально неблагополучная семья

Правоохранительный

Азартные игры, уход из семьи, уклонение  от учебы, участие в асоциальных группировках

Психиатрический

Психические нарушения: невроз, психопатия, депрессия, органическая мозговая патология

Психологический

Повышенная тревожность, неадекватная самооценка, низкий самоконтроль, деформированная система ценностей, нарушенные внутрисемейные отношения, коммуникативные проблемы

Нетрудно заметить, что  указанные выше психологические признаки риска носят достаточно общий характер и подходят практически ко всем типам девиантного поведения. Поэтому, проводя диагностику группы риска дезадаптации или отклоняющегося поведения, психолог вряд может однозначно выделить группу риска именно наркомании только на основании собственно психологических данных. Для этого необходима комплексная информация, сбор которой входит в компетенцию классного руководителя или завуча по воспитательной работе. Психолог же говорит только о повышенной вероятности эмоциональных и поведенческих нарушений у определенных детей и подростков.

Профилактическая работа с подростками.

                Наиболее эффективной формой профилактической работы с подростками является групповая коррекционно-развивающая работа (тренинг), которая позволяет подросткам делиться своими мыслями и чувствами, выслушивать  мнения других, проигрывать ситуации, проводить самостоятельные исследования.

                Можно рекомендовать следующие программы:

· "Программа формирования здорового жизненного стиля" Программа для подростков (17 занятий) Авторы Н.А.Сирота, В.М. Ялтонский. (17).

· "Путешествие во времени"  (10  занятий). Авторы Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. (см. Приложение 1).

· "Полезные навыки" (5-7 кл.) Проект ХОУП  по заказу Московского комитета образования, 1997 г.

· "Программа личностно-ориентированной психоактивной профилактики"  (11 занятий) Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Березовский А.Э. (12)

· "Программа профилактики здоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди детей, молодежи" (18 занятий) Авторы Березин  С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. (2)

·

Профилактическая работа с семьей.

В Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (11)  указаны основные направления работы, формы и средства антинаркотической помощи семье, что может быть использовано при организации работы психолога с родителями.

Ниже представлены выдержки, имеющие отношение к психологической части профилактической антинаркотической программы школы.

"Профилактическая антинаркотическая помощь семье.

Основные направления работы:

1. Формирование активного отношения родителей к риску наркотизации и в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок.

2. Предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье.

3. Оказание помощи семье, когда ребенок начал злоупотреблять психоактивными веществами...

Основные формы и средства антинаркотической помощи семье.

...2. Индивидуальное семейное консультирование родителей из "проблемных" дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...

3.Формирование из родительского актива групп родительской поддержки для "проблемных" семей...

4. Выявление родителей  группы "риска"  алкоголизации и

наркотизации  и обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи...

...6. Оказание помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение) в случае ухода ребенка из дома."

Работа с педагогами.

Наибольший эффект при психологической               работе с педагогами  по профилактике наркозависимости в школе имеют активные формы работы: тренинги, диспуты, деловые игры. Они позволяют сформировать активную личностную позицию по отношению к наркомании, повысить мотивацию и  осознать необходимость согласованного взаимодействия  специалистов  различных профилей и ведомств.

3. .Основные подходы к коррекции аддиктивных нарушений

Определение аддикции как поведения, которое выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состоя­ния, подразумевает, что какое-то исходное состояние по каким-то причинам не устраивает человека, и он хочет добиться состояния, которое бы ему нравилось. Стремление к изменению состояния «с минуса на плюс» свойственно всем людям и может считаться само собой разумеющимся. В этом процессе особенно важны способы и условия достижения поставленной цели. Один из возможных путей заключается в преодолении минусового психического со­стояния с использованием энергетических затрат. Второй путь дает возможность одномоментно получить желаемый результат без необходимости привлечения сколько-нибудь значительных усилий. С одной стороны, минимизация количества затраченной энергии является весьма соблазнительной, но, с другой, - такая легкость достижения желаемого состояния приводит к подавлению активности и заложенных в человеке стремлений к развитию, что содержит в себе опасность нарушения естественного развития и даже регресса с возвращением на более раннюю стадию.

Необходимость проведения исследований, посвященных раз­работке эффективных способов коррекции аддиктивных наруше­ний не вызывает сомнений. Давно известно, что такие способы медикаментозной терапии алкогольной аддикций, как аверзивная терапия, терапия антабусом, малоэффективны. Использование аналогичных способов и средств в коррекции нарко- и токсико­мании вообще невозможно. С этим связан вопрос, ответ на ко­торый пока так и не найден специалистами: «Чем и как лечить пациентов, кроме широко используемой в таких случаях деток-сикации, и что с такими пациентами делать дальше?». Ситуация осложняется отсутствием и принципиальной невозможностью создания медицинских способов коррекции любых нехимических аддикций (работогольной, сексуальной, аддикций к еде и др.). Современные психофармакологические средства используются только как вспомогательный способ лечения, на который нельзя ориентироваться сколько-нибудь длительное время, поскольку он чреват присоединением химической зависимости от психоактив­ных веществ, например, транквилизаторов.

Практика показывает, что наиболее эффективными способами коррекции аддиктивных состояний являются те, в рамках которых осуществляется холистический (целостный) подход. Новая аддиктология должна быть не только биомедицинской и не исключи­тельно социодинамической, а холистической, включающей в себя теории, модели, гипотезы, существующие в рамках биомедицин­ской, социологической, психологической и религиозной парадигм. Их совокупность является базовой составляющей холистического подхода. Это положение демонстрирует свою продуктивность в отношении не только аддикций, но и других форм личностных расстройств, посттравматического стрессового расстройства и от­клоняющегося поведения.

Опыт эффективной реализации разносторонних воздействий на аддиктивный процесс можно видеть на примере работы анти-аддиктивного центра в Миннесоты (клиника Святой Марии), в которой основной цикл коррекции всех видов расстройств аддик­тивного характера составляет 28 дней. Проводимые в клинике подходы заимствуются специалистами других стран.

Миннесотская модель включает в себя ежедневное получение пациентами информации, содержащей в себе основные элементы знаний, которые необходимы как для носителей аддиктивной про­блемы, так и для их родственников. Ежедневно в течение 2-3-х часов слушатели знакомятся с лекционным курсом, посвященным темам, которые затрагивают знакомство с механизмами форми­рования аддиктивных расстройств. Предоставляемая пациентам информация об этой стороне аддиктивного процесса чрезвычайно важна для них в связи с необходимостью понимания причин воз­никновения аддикций.

Часть дня посвящена групповым занятиям. Пациенты де­лятся на группы по 10-12 человек. При формировании групп соблюдается принцип, согласно которому группа не должна быть однородной по виду аддиктивного расстройства, состоять только из алкогольных или только из наркоманических аддиктов. С этой целью в ее состав включаются лица с нехимическими формами аддиктивного поведения. Соблюдение этого условия важно для постоянной демонстрации наличия общих механизмов аддикций.

В процессе занятий происходит дальнейшая проработка общих механизмов аддиктивного поведения и одновремен­но осуществляется идеологическая настроенность на жесткую «привязку» слушателей к работе Анонимных Обществ: Общества «Анонимных Алкоголиков», «Анонимных Наркоманов», «Анонимных Сексуальных Аддиктов» и др. Все заинтересованные лица, участвующие в реализации коррекции, суггестируются на предмет необходимости участвовать в программах данных Обществ. Объединяющим принципом является концепция ано­нимности и необходимость следования 12 шагам и традициям, в основном одинаковым для всех Обществ и, по существу, отличаю­щихся только разными названиями аддиктивного агента.

Первое знакомство начинается с представления себя каждым членом группы. Момент презентации имеет большое значение, связанное с обозначением себя как человека, страдающего опреде­ленным видом аддикции. При этом у пациентов, с одной стороны, возникает чувство родственной близости по отношению к носителю такой же аддикции, а, с другой, - более далекое «родство», касаю­щееся людей с другими формами аддиктивных расстройств. Так происходит эмоциональное сближение участников. Каждый вновь прибывший представляет себя аналогичным способом.

Во время встречи происходит общая церемония, в процессе которой все берутся за руки и произносят текст, приписываемый Марку Аврелию, носящий примерно такое содержание: «Мы мо­жем с чем-то справиться, а с чем-то нет. Бог дал человеку силы для того, чтобы исправить то, что он может исправить, терпение для того, чтобы пережить то, что исправить невозможно и мудрость, чтобы отличить одно от другого». В результате тактильного кон­такта и совместно произнесенного текста возникает эмоционально теплая обстановка взаимной поддержки.

Каждый член группы на основании своей истории жизни, пи­шет сочинение о проблеме, обращая особое внимание на детский период жизни, на образы родителей, упоминая о пережитых им драмах, несчастьях и т.д. Специалист, который «ведет» группу, создает атмосферу, стимулирующую других членов группы на вмешательство в этот процесс с самого начала.

Члены группы, имеющие свой собственный опыт и пережи­вания, анализируя написанное, могут, например, сказать: «Ты же не все написал! Ты пишешь о том, что у тебя был проблемный отец, но в то же время почему-то умалчиваешь о том, что он пил или злоупотреблял наркотиками? Почему ты не указываешь, к чему это обычно приводило?» Так начинается перекрестный разговор, в процессе которого идентифицируются оставшиеся без должного внимания проблемы. Участники таких откровений по-­разному переживают их результат. Кто-то обижается, на кого-то накатываются эмоционально окрашенные воспоминания, у кого-то появляются вегетативные реакции в связи с чувством вины или стыда и пр.

Ведущий групповой процесс психолог начинает их успокаи­вать, говоря, что у всех присутствующих существуют такие же проблемы, и вопросы задаются отнюдь не для того, чтобы удо­влетворить чье-либо любопытство, а потому, что спрашивающий и сам когда-то пережил нечто подобное.

Автор неполного сочинения переписывает его еще раз. В об­становке доверия в результате повторного анализа дополненной и переработанной информации достигается лучшее понимание себя и других членов группы. Постепенно степень доверия в группе возрастает. Происходит обучение использованию взаимного опыта

Опыт одного становится опытом другого, что метафорически на-поминает нарастание катящегося с горы снежного кома.

Следующий этап деятельности группы заключается не просто в разборе какого-то случая, а в использовании психодраматического подхода к его воспроизведению и анализу. Элементом психодрамы является участие в ней другого/других членов семьи. Разговор с ними многое проясняет, так как анализ написанного сочинения это одно, а отношение к происходящему заинтересованных людей (мужа, жены, родителей, детей и др.) — совсем другое. Возникают драматические ситуации взаимных обвинений. Диагностируется тот самый «скелет в шкафу», присущий анамнезу многих семей.

Разбор каждого конкретного случая продолжается не менее двух часов и является чрезвычайно полезным для всех участников. Зачастую выявляется, что аддикция составляет только часть другой, более значительной, а иногда, и психиатрической проблемы. Человек вдруг осознает, что всю жизнь он связывается с неподходящими для себя людьми, не входящими в его качественный мир. Между тем, известно, что в случае бедности качественного мира возникает скука и психологический дискомфорт. Такой человек находится в состоянии постоянного эмоционального напряжения, фрустрации и хронического чувства неудовлетворенности. У него возникает комплекс неполноценности, неуверенность, плохое отношение к себе. В этом состоит только одна часть коррекционного процесса.

Вторая часть - непосредственное сближение с Анонимным обществом заключается в подробной проработке на очередных собраниях группы некоторых «шагов» программы. Таким образом, человек исподволь «готовится» к участию в Обществе. При этом как бы подразумевается необходимость дальнейшего участия в работе Общества. Организаторы программы коррекции убеждены в неизбежности только такого пути.

С нашей точки зрения, в этом заключается слабая сторона программы. У многих пациентов возникает внутреннее сопротивление, например, требованиям постоянного покаяния, или прогнозируемой зависимости от Общества.

Далеко не каждый участник коррекционных программ является сторонником идеологии Анонимных обществ. Некоторые программы современных обществ руководствуются принципами, отличающиеся от идеологии Анонимных обществ. К сожалению, российские специалисты до сих пор делают акцент только на программах Анонимных обществ.

Анализ опыта работы Анонимных Обществ за более чем 50-летний период их существования позволяет сделать вывод о том, что представляют собой эти организация, каковы их функции и философия. Некоторые члены Анонимных Обществ называют их религией, спиритуальной программой, культом и др. При всем многообразии оценок Анонимные общества следует рассматри­вать как общество мужчин и женщин, которым присуща общая проблема, и которые стремятся достигнуть и сохранить статус, исключающий аддиктивные реализации, помогая и поддерживая друг друга в достижении этой цели.

Отношение в обществе к работе Анонимных Обществ неодно­значное. Во многом оно зависит от культуральных традиций и подходов. Некоторые считают их работу чрезвычайно эффек­тивной, а другие - имеющей отношение лишь к ограниченному числу аддиктов. Серьезные исследования, посвященные изучению эффективности работы этих обществ, к сожалению, отсутствуют.

Анонимное Общество не является культом, так как оно не со­ответствует большинству критериев, которые позволяют отнести эту организацию к культовым.

Квалифицированный сравнительный анализ характеристик, свойственных обществу Анонимных Алкоголиков и культу, прово­дит Bufe (1991). Приведем основные различия между обществом Анонимных Алкоголиков и культом, поскольку они способствуют лучшему пониманию функций и структуры всех Анонимных Обществ:

• Культ характеризует феномен отчуждения членов культа от других людей. Несмотря на то, что каждый член Анонимного Общества, несомненно, переживает определенную степень социальной изоляции, которая присуща каждому аддикту, пребывание в Обществе не предполагает отчуждения по отношению к большему количеству его членов. Нахождение в Обществе не запрещает выход в «свет», работу и занятия другими видами деятельности, а культы центрированы только на своей деятельности. Анонимное Общество не противопоставляет себя обществу в целом и дружественно относится к нему.

• Для культов характерна авторитарная структура, особенно это касается культов с харизматическим лидером, что не является типичным для Анонимных Обществ. В Анонимном Обществе существует большая структуризация, подчиненность и возможность относительно свободно обращаться со временем начала и конца заседания, на которое можно как опоздать, так и пораньше уйти.

• Анонимное Общество не является авторитарным, так как в его задачи не входит эксплуатация членов или осуществление насилия по отношению к ним.

• Генеральная контора объединяет под своим началом нескольких директоров общества, которые обладают определенным влиянием на группу, но не на каждого члена общества. Центральный совет общества имеет низкий уровень влияния на остальных членов.

• Культы стремятся к вмешательству в жизнь человека, регулируя диету, посты и др. Заседания Анонимных Обществ могут сопровождаться потреблением различной пищи и большого количества кофе.

• В культах существует экономическая эксплуатация членов культа. Чем дальше идешь к цели, обозначенной культом, тем большую сумму денег платишь за приобщение к этой цели. В Анонимных Обществах эксплуатация членов отсутствует.

• Важным критерием отличия культов от Анонимных Обществ является феномен усталости. Заседания Анонимных Обществ не доводят членов до психического и физического истощения посредством упражнений.

• Человек, находящийся в системе культовых отношений, утрачивает способность рационально думать и поступать. Его некритическое отношение ко многим вещам искусственно стимулируется. Анализ концепции Анонимных Обществ позволяет говорить о наличии в их работе определенного антиинтеллектуального оттенка. На заседаниях Общества акцентуируются эмоции, интуиция, «групповое мышление» и влияние членов друг на друга. Во время встреч возникает феномен группового сознания, обмен переживаниями, личными историями, которым иногда придается символический смысл. Анонимные Общества основаны на религиозных предпосылках. Они более нерациональны, чем рациональны, и в прокрустово ложе логических концепций практически не укладываются.

· Члены ряда культов не имеют частной жизни, возможности заниматься собой и семьей. Анонимные Общества не требуют от своих членов такого самоотречения.

· В Анонимных Обществах не приветствуются разговоры о катастрофах всемирного характера и предсказания конца света.

Сознание членов Анонимных Обществ находится под определенным контролем. У человека, посещающего заседания общества, происходит трансформация идентичности. Это проявляется в смене убеждений и личностных черт, происходящих как результат индоктринации под давлением психологической атмосферы, влияющей на эмоциональное состояние членов организации. На заседаниях общества в результате существующего в нем феномена социального давления разрешены разговоры на любые темы, за исключением критики, направленной в адрес деятельности Общества. Человек в любую минуту может встать и уйти с заседания. Этим правом не обладают те, кто обязан находиться в Анонимных Обществах по решению суда. В США более 80 тыс. членов Обществ представлено лицами, которые являются членами этих организаций не совсем по собственной воле. Они, конечно, могут покинуть заседания, но последствия такого шага не принесут им ничего хорошего. Имеет значение и понятие социальной солидарности, взаимной зависимости и доброжелательного отношения между людьми. Эти отношения влияют на конформность человека по отношению к 12 шагам. Методы, используемые в работе Анонимных обществ, отличаются большей тонкостью, чем в культах. Но оценка общества с точки зрения контроля сознания все же позволяет считать этот признак присущим культовой организации.  Культ претендует на изменение мира, а деятельность анонимных обществ касается только того, что связано с аддикцией, поэтому Общество не является культом. Следовательно, несмотря на то, что анонимные общества не являются культовыми организациями, элементы некоторых из имеющихся в них позиций напоминают культовые.

Согласно одной из точек зрения, Анонимные Общества относят к неопрогибиционистским (проповедующим сухой закон) организациям, так как в рамках всех Анонимных Обществ существует положение о полном и безоговорочном прекращении выпивки Исключается даже умеренное употребление. Следование этому правилу совершенно необходимо для лиц с потерей контроля. Тотальное воздержание - единственная альтернатива. Этот запрет распространяется только на членов Общества. Анонимные Общества в дела всей популяции не вмешиваются.

Многие считают, что Анонимные Общества - это социальный клуб для неудачников, что также не соответствует истине, т.к. представителями Общества являются часто весьма значимые люди. Было бы неправильным относить Общества к благотворительным организациям и армиям спасения. Анонимные Общества не относятся и к бизнес-организациям. Они не ставят целью получение прибыли. Анонимные Общества не являются религиозной конфессией или миссионерскими обществами. Это Общества, провозглашающие необходимость индивидуального контакта с людьми, которые нуждаются в конкретной помощи. Общества не занимаются саморекламированием. На заседаниях и конференциях по аддикциям могут быть представлены листовки, касающиеся деятельности общества, но с условием предоставления в них очень скромной информации.

Анонимные Общества состоят из содружества людей, которые имеют общие переживания, опыт и общую цель избавиться от аддикций. Члены общества поддерживают друг друга в надежде на помощь Высшей Силы. Лозунг «Читай "Большую Книгу" и ходи на наши встречи» внедряется в сознание членов путем формирования мнения о том, что пребывание в рядах Общества дает результат только потому, что выбран единственно правильный путь благодаря Богу и членству в обществе.

В США существуют и другие общества, программы которых существенно отличаются от программы Анонимных Обществ. Например, программа «Новая жизнь», которая основывается на 13 утверждениях, существенным образом отличающихся от постулатов программы борьбы с алкогольными аддикциями. Отличительным признаком программы является позитивный под­ход к жизни, стимулирующий эмоциональный и духовный рост. Следование этой программе способствует не только преодолению алкогольной аддикций, но и созданию нового холистического жизненного стиля.

Движение «Женщины за трезвость» основано на отличии проблем, возникающих у женщин, от проблем, беспокоящих мужчин. К сожалению, эти проблемы зачастую трактуются неадекватно. Гик, например, утверждается, что алкогольная аддикция у жен-шин протекает более неблагоприятно, чем у мужчин, что вызывает справедливое возражение специалистов.

Движение «Женщины за трезвость» берет свое начало с июля 1975 г. и имеет тесную связь с именем известной в США ведущей ток-шоу, автора четырех книг, посвященных женским алкоголь­ным аддикциям - Jean Kirkpatrick. «Женщины за трезвость» — первая национальная программа, которая явилась организацией самопомощи для женщин с алкогольными проблемами.

Поскольку движение «Женщины за трезвость» подчеркивает, что женщины с аддиктивными проблемами требуют особого под­хода, ориентированного на специфические интересы, «шаги» этого движения заслуживают внимания:

1.У меня есть угрожающая жизни проблема пьянства. Я должна научиться контролировать свою жизнь и свою болезнь. Я принимаю на себя ответственность за это.

2.Отрицательные эмоции могут только разрушить меня, моим первым конструктивным действием должно быть устранение всего негативного в моей жизни.

3.Счастье - это та привычка, которую я должна развить в себе, это то, что создается самим человеком, а не то, чего он ожидает от других.

4.Проблемы беспокоят меня только до той степени, в какой я по­зволяю им это делать (я сейчас лучше понимаю свои проблемы и я не нуждаюсь в каких-то субстанциях для того, чтобы с ними справляться).

5.Я такая, как я о себе думаю, я способная, компетентная, заботящаяся, сочувствующая женщина.

6.Жизнь может быть ординарной или превосходной. Я могу достичь ощущения превосходности жизни сознательным усилием.

7.Любовь может изменить течение моего качественного мира.

8.Фундаментальным объектом жизни является эмоциональ­ный и духовный рост.

9.Прошлое навсегда ушло. Никогда больше я не буду чувство­вать себя жертвой прошлого. Я - новая личность.

10.         Любовь, которую ты даешь, вернется к тебе в удвоенном
варианте. Мое доброжелательное отношение к людям приводит
к тому, что и другие любят меня.

11.Энтузиазм-мое каждодневное упражнение. Я высоко ценю все моменты моей новой жизни.

12.Я - компетентная женщина, которая может многое дать окружающим. Я буду всегда такой и буду об этом помнить.

13.Я ответственна за себя и за свои действия. Я контролирую свое сознание, свои мысли и свою жизнь.

Kirkpatrick (1986) подчеркивает значение в работе Обществ групповой динамики. Она считает, что группа не должна пре­вышать 6—8 человек, которые встречаются 1—2 раза в неделю. Те, кто ведет группу, должны тщательно отбираться, трениро­ваться и иметь формальную сертификацию. (Последнее условие в Анонимных Обществах не выполняется. Профессиональные консультанты из других мест приветствуются лишь в качестве советчиков. Члены Общества в процессе работы не стимулируются в группе к поиску полной независимости, при этом ожидается, что тотальное прекращение аддиктивных реализаций будет про­должаться всю жизнь).

В программе движения нет акцентуации на необходимость постоянного поиска в себе чувства вины, на что делается акцент в Анонимных Обществах. Человек избавлен от необходимости составления списка людей, имеющих отношение к его пробле­мам, «инвентаризации» всех своих прегрешений и смирения. Программа противостоит дискриминации по половому признаку. Женщин обучают тому, что они не являются гражданами второго сорта, нагруженными чувством вины, которые «должны подавлять чувство злости, неудовлетворения, фрустрации и.т.д.». В про­грамме движения провозглашаются ценность самозначимости, положительных образов воображения, равенство; делается акцент на использовании внутреннего потенциала для обеспечения личностного роста и независимости. Смирение особенно вредно для женщины с алкогольными расстройствами, поскольку оно способствует снижению самооценки, потере веры в свои силы. В то же время следует понимать наличие в подходах Анонимных Обществ и движения «Женщины за трезвость» как общих точек соприкосновения, так и различий.

Сравнительный анализ двух организаций позволяет выделить в них следующие различия:

1. Философия Обществ типа «Женщины за трезвость» заклю­чается в том, что человек сам берет на себя ответственность за прошлое, настоящее и будущее.

2. Философия Анонимных Обществ основывается на концепции Высшей силы, а философия «Женщины за трезвость» - на концепции эмоционального и духовного роста.

3. На заседаниях Анонимных Обществ член Общества, акцентируя свою принадлежность к аддикции, говорит: «Меня зовут и алкоголик, наркоман, сексуальный аддикт», а в «Женщины за трезвость» делается акцент на выздоровлении. «Меня зовут..., я

компетентная женщина».

4. В Анонимных Обществах постоянно подчеркивается зна­чимость прошлого, а в «Женщины за трезвость» - значимость настоящего и будущего.

5. С точки зрения Fox (1993), программа Анонимных Обществ основывается на религиозной философии Оксфордской группы. В ней подчеркивается значение осознания собственного бессилия, необходимость самоанализа, исповеди, анализа своих ошибок, искупления, обращения в молитве, к Источнику Силы вне соб­ственного Я. Программа «Женщины за трезвость» основывается на метафизической философии, базирующейся на положении «наши мысли создают наш мир».

6. В Анонимных Обществах постоянно подчеркивается не­обходимость пребывания в обществе. Человека убеждают, что в противном случае он снова «скатится» к тому уровню, с которого он начал. В программе «Женщины за трезвость» говорится: «Мы обучаемся тому, как справляться с проблемами. Когда мы научим­ся этому, мы уже не будем нуждаться в этой форме помощи».

7. В Анонимных Обществах делается акцент на смирении и подавлении собственного эго, а «Женщины за трезвость» делают акцент на преодолении смирения и обучении усиления силы эго.

Особенности программы «Женщины за трезвость» свойствен­ны также обществу «Рационального Выздоровления» (Rational Recovery).

Программа «Рационального Выздоровления» способствует прекращению аддиктивной реализации в связи с задействованием присущего каждому человеку чувства внутрен­него достоинства. Акцептация этого фактора оказывается очень важной, так как человек старается оставаться трезвым для того, чтобы испытать чувство положительной самооценки. Он стремится хорошо думать о себе, нравиться себе в связи с тем, что не выпи­вает. Таким образом, в этой программе подчеркивается чувство личной значимости человека, ориентированность на состоянии, в котором человек пребывал до развития аддикций. Следуя этой программе, человек преодолевает деструктивные когнитивные паттерны, которые могут привести его к саморазрушительному поведению.

Существует категория неуверенных в себе лиц, самооценка которых колеблется в зависимости от изменяющегося отношения к ним окружающих, особенно авторитетных лиц. Критический анализ их установок находит отражение в рационально-эмоциональной терапии Ellis (1973). Постоянно меняющаяся самооценка заставляет человека находиться в зависимости от рейтинга, который он получает. Это приводит его к потере само­стоятельности, способности оценивать себя самому. Несовпадение оценки окружения с самооценкой приводит к фрустрации, к плохому настроению. Такого человека легко «подбить» к уходу в аддикцию, как к средству избавления от состояния психологиче­ского дискомфорта.

В программе Общества «Рационального Выздоровления» под­держивается необходимость дистанцирования по отношению как к положительной, так и отрицательной оценке окружения.

В программе общества говорится, что значимость человека и его самооценка не должна зависеть от мнения окружающих.

Ценностные ориентации и притязания личности не могут быть субъектом одобрения или не одобрения. Крайне важным является акцент на осознание индивидуальности каждого из чле­нов общества. Адекватная акцептация человеком комплиментов, критики в его адрес и пр., безусловно, необходима, но определять свою значимость только на основании этих суждений было бы неправильным. Членам Общества предлагается проработать при­мерно такую установку: «Кем бы ни были эти другие, они не живут внутри Вашего сознания и не ходят в Ваших башмаках. У них нет достоверных данных, позволяющих судить о Вас, даже если они занимают позицию, позволяющую, с их точки зрения, высказы­вать эти суждения». Следовательно, эссенциальная значимость человека это постоянная, а не вариабельная величина, которая не должна зависеть от оценки окружения. На этой основе строится философия групп «Рационального Выздоровления».

Члены Общества осознают подверженность человека соверше­нию различных ошибок. Идеология группы провозглашает преоб­ладание самопрощения над чувством вины и стыда. Переживая со­жаление, угрызения совести и грусть, человек не осуждает себя как личность за их причину. Аддикт оценивает эти негативные эмоции им к нормальную реакцию на конкретные ситуации, не давая себе общей отрицательной оценки. Он принимает индивидуальное решение исправить результаты прошлых ошибок на основании собственного суждения, которое не является предметом обсужде­ния остальных членов Общества. Член общества «Рационального Выздоровления» принимает себя как индивидуума, совершающего ошибки, но, несмотря на это, являющегося достойным человеком, способным к личностному росту. Известно, что констатация одних лишь социальных и личных достижений зачастую не может дать человеку ощущения экзистенциального счастья и спокойствия, и наоборот, хронический неудачник может не считать себя таковым.

Одной и проблем, которые обсуждаются на заседаниях обще­ства «Рационального Выздоровления», является вопрос о «пуско­вой» выпивке у человека с алкогольными проблемами.

В обществе «Рационального Выздоровления» первая «пуско­вая» выпивка у человека с алкогольной проблемой рассматри­вается не как изолированное решение. Первый прием алкоголя является последним звеном в серии предшествующих решений, связанных с осмыслением необходимого количества алкоголя, с местом его приобретения, с выбором места употребления, ком­пании и пр. Принятие решения о необходимости приема алко­голя не является пассивным действием. Выпивка планируется как звено цепи, состоящей из нескольких решений. Общество «Рационального Выздоровления» требует от своих членов тоталь­ного воздержания, считая, что любой прием алкоголя у человека с проблемами является звеном аддиктивного поведения.

На заседаниях Общества обсуждаются и социальные аспек­ты выздоровления. Несмотря на то, что выздоровление является персональной проблемой каждого человека, эта проблема выходит за пределы личностного пространства отдельного индивидуума. Социальный аспект выздоровления включает в себя осознание отрицательного влияния аддиктивной реализации на жизнь других людей и формирование ответственного отношения аддикта к необходимости заботы об окружающих. Убеждения человека с алкогольной проблемой, вербализованные им фразой «Если я пью, то я приношу вред только себе», подвергаются серьезному анализу и проработке во время заседаний Общества. Эти утверждения рас­сматриваются как убедительный пример иррационального мыш­ления аддикта. Обращается внимание на то, что человек должен не просто избавиться от аддикций, а заменить ее социальной ак­тивностью, приносящей чувство более глубокого удовлетворения, реализовать план ответственного поведения, обеспечивающий психологический комфорт и способность овладения навыками эффективного решения жизненных проблем. Поэтому частью программ Общества «Рационального Выздоровления» является семейная психотерапия, на сеансах которой приобретаются на­выки, позволяющие справляться со стрессами и жизненными трудностями, быть более социабельными, более понимающими и способными поверить в свои силы и возможности.

В программе Общества «Рационального Выздоровления» де­лается акцент на формировании независимости индивидуума в противоположность зависимости. Аддикта характеризует традици­онная точка зрения, формулируемая им примерно так: «Поскольку я аддикт, мне необходима опора на кого-то более сильного, чем я, на «ограничивающего Спасителя», на которого я могу положиться». Общество «Рационального Выздоровления» рассматривает зави­симость аддикта как проблему, справиться с которой возможно только умением думать и действовать независимо.

Анонимные Общества провозглашают идею необходимости помощи Высшей Силы в преодолении аддикции. В программе Общества «Рационального Выздоровления» говорится, что те, кто верует в возможность Бога помочь в преодолении проблемы, не­пременно должны идти по этому пути. Те, кто не имеет большой уверенности в этом, не должны «загружать» Бога подобными про­блемами. Общество не оппозиционно по отношению к религии, оно не является ни теистической, ни атеистической организацией, исходит из убеждения, согласно которому человек может изменить свой паттерн поведения без непосредственного сверхъестественно­го вмешательства в соответствии с положением «Бог помогает тем, кто помогает себе сам». Религиозная ориентация членов общества приветствуется в случае, если их личные убеждения и верования отличаются от когнитивного подхода, характерного для общества «Рационального Выздоровления». Общество приветствует концеп­цию субъективной природы спиритуальности. Каждый человек выражает религиозное чувство по-разному, что отражается и на проблемах, связанных с адаптацией.

Согласно Trimpey (1992), выделяют следующие специфиче­ские характеристики общества «Рационального Выздоровления»:

1. В обществе «Рационального Выздоровления» нет духовно­го «стриптиза», характерного для Анонимных Обществ. Члены общества предпочитают обсуждать свои проблемы один на один с профессионалом. Эмоциональный катарсис, возникающий при этом, похож на «холодный душ», который легче воспринимается в компании со специалистом,чем с членами большой группы.

2. Проникновение в прошлое человека осуществляется с боль­шой осторожностью. Основной акцент делается на настоящем и на планировании будущего. Приветствуется разнообразность подходов.

Некоторые Общества строят свою работу на изучении трудов различных когнитивных психотерапевтов и других исследовате­лей, которые приглашаются на заседания для чтения лекций, посвященных, например, трансактному анализу Э. Берна, рацио­нальному питанию, аддикциям, дискуссиям о способах решения проблем, методах борьбы со стрессом, стратегии выживания в современном мире и пр.

3. Приветствие в обществе «Рационального Выздоровления» исключает «мазохистическую гордость». Представляясь, чело­век не унижает себя наклеиванием каких-то «этикеток» (член Анонимного Общества постоянно называет себя аддиктом).

4. В обществе «Рационального Выздоровления» нет жетонов и значков, которые используются в Анонимном Обществе для демонстрации, например, того, что человек в течение 2-х месяцев не употребляет наркотики.

5.Нет встреч, посвященных празднованию дней рождения и годовщин вступления в Общество. Символические победы при­ветствуются, но основное внимание уделяется концентрации на изменениях, результатах обучения и прогрессе. О выздоровлении не говорится, говорится только об улучшении.

6.Перекрестный динамичный разговор во время встреч дове­ден до совершенства, т.к. членов общества учат думать, задавать вопросы и предлагать полезные варианты выхода из проблемных ситуаций. Обучение базируется на использовании собственного опыта и опыта окружающих. Атмосфера свободного обсуждения проблем способствует частым инсайтам.

7. «Рациональное Выздоровление» - это образовательная программа, требующая от каждого из ее участников чтения со­ответствующей литературы и дискуссий по вопросам аддикции. Родственники и друзья аддикта могут приходить на встречи, если они проявляют к ним серьезный интерес.

Добровольные пожертвования в обществе осуществляются по принципу «шляпа по кругу». Помощь со стороны принимается только в том случае, если она носит анонимный характер, или жертвуется организацией, существующей как фонд.

9.               Вопрос о необходимости вступления в члены Общества решается следующим образом. Желающим стать членом Общества предлагают несколько раз посетить заседания организации и только после этого принять окончательное решение. В отношении
тех, кто решил для себя этот вопрос положительно, используется
суггестия на необходимость регулярных посещений. Но это требование не носит максималистского характера. Общество оставляет за собой право отказать человеку, если его поведение неприятно другим членам группы. В общество могут быть приняты те, кто покинул ряды Анонимного Общества в связи с неприятием 12 шагов.

10. В отличие от Анонимных Обществ во время заседаний общества "Рациональное Выздоровление" курение запрещено.

Обществом «Рациональное Выздоровление» не привет­ствуются использование всевозможных упрощенных лозунгов и схем. Количество задаваемых на заседаниях вопросов не ограни­чивается.

Современные исследования по коррекции аддикций сви­детельствуют о целесообразности использования «Программы жизненного процесса» (Peele, Brodsky, 1992), которая направ­лена на улучшение способа функционирования человека с его реальной, особенно с социальной средой, людьми, с которыми ему приходится иметь дело в семье, на рабочем месте и в обществе. Первичным фокусом, требующим особого внимания, является определение, очерчивание человеком своей группы, которая либо поддерживает, либо не поддерживает его в развитии жизненных навыков. Повсеместное формирование такой поддержки во всех психологических «нишах» больше, чем что-то другое «выбрасыва­ет» аддикцию из жизни. Если человек меняет группу, к которой относится, он становится в каком-то смысле другим человеком. Здоровое поведение приобретает характер статус-кво, становится обычным, нормальным состоянием, а аддикция чем-то неподходя­щим. Одним из путей модифицирования среды, которая окружает человека, является прерывание отношений с группой, которая способствует вовлечению в аддикцию, или выбор новой группы/ групп для присоединения к ним.

—«Программа жизненного процесса», как показывает опыт её осуществления, может быть для ряда аддиктов альтернативой стратегии Анонимных Обществ, получивших сегодня большое распространение в мире. В связи с этим следует обратить внима­ние на некоторые особенности программ Анонимных Обществ, определяющих специфику их восприятия аддиктами и влияния на течение аддиктивного процесса.

-Анонимные Общества догматичны. Общества насильственно навязывают точку зрения, требуют жесткого подчинения политике группы. Членам группы не позволяется проявлять свободу выбора и индивидуальные различия, свойственные каждому человеку.

—           Анонимные Общества подрывают индивидуальное чувство доверия к себе и веру в свои силы, так как постоянно настаивают на слабости членов группы и предрекают им самые плохие по­следствия, если они нарушат эту политику или, тем более, оставят группу. Не позволяют людям выйти за пределы аддиктивной идентичности, что проявляется в постоянных самообозначениях «я алкоголик», «я сексуальный аддикт» и т.д.

- Они полностью фиксированы на алкоголе, наркотике, еде, других аддиктивных агентах, игнорируя особенности жизни чле­нов группы, их качественный мир и препятствуя их функциони­рованию вне группы.

4. Программа психологической коррекции аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение требует оказания эффективной психолгической помощи. Практически каждый практикующий психолог в своей работе соприкасается с личностью, поведение которой может быть определено как аддиктивное. Разработанная программа (Короленко Ц.П.) раскрывает содержание и значение психокоррекционного процесса, направленного на работу с аддиктивным поведением. Собственный опыт исследовательской работы позволил нам создать и оценить комплексный психокоррекционный подход, показавший свою эффективность в коррекции аддиктивного ведения с различными формами аддикции. Создание психологического портрета аддиктивной личности - это база, с которой начинается работа психолога в рамках  коррекционного процесса. С этой целью внимательно и поэтапно изучается личность клиента с момента первой встречи.

Практика показала, что индивидуальная работа позволяет наиболее эффективно понять и изучить личность клиента, обраща­ющегося за консультативной помощью, понять ее индивидуальное и психологическое своеобразие. Дальнейшая психокоррекционная работа в групповом формате взаимодействия закрепляет эффект, уже полученный во время консультаций и формирует новые, адап­тивные поведенческие модели.

На первом этапе происходит знакомство психолога с клиентом, начинается ориентировочная работа и вхождение в коррекционный процесс. Задача этого этапа состоит в отборе клиентов для участия в психологической коррекции, обсуждении условий и пра­вил работы и заключении договора (психологический контракт).

На данном этапе психолог учитывает ряд важных требований, необходимых для адекватного отбора и комплектования групп.

К требованиям, предъявляемым к личности, давшей согласие на участие в психологической коррекции, относятся:

- отсутствие психических расстройств и психических пато­логий;

-готовность и желание к предстоящей психологической коррекционной деятельности;

- адекватность поведения, отсутствие открытой агрессии или других деструктивных эмоций.

Работа с аддиктивной личностью — это трудоемкий, сложный длительный процесс, который может сопровождаться различными, в том числе и нестандартными, ситуациями, например, демонстративно-шантажным поведением, нарушением условий вора и прочее. В этой связи, одним из главных моментов совместной работы является заключение психологического контракта.

Психологический контракт, который использовался в проводимой нами работе, включал следующие разделы:

1.Правила работы - конфиденциальность, ненанесение ущерба себе, терапевту, имуществу; запрет на межличностные или иные отношения между психологом и клиентом за пределами кабинета, обязательное извещение психолога обо всех кризисных, тяжелых ситуациях, возникших во время работы.

2.Режим работы и место встреч. Нами предлагалась и огова­ривалась стандартная схема встреч. Предполагали 3—5 индиви­дуальных встреч , длительностью по 1,5-2 часа до начала группового процесса, а также 1-2 встречи перед завершением всего психокоррекционного процесса. Групповая работа предполагала, как правило, 40 часов участия.

3.Условия преждевременного прекращения работы: обман и искажение данных, предъявляемых психологом в ходе ра­боты; проявление агрессии или иных деструктивных чувств; систематическое невыполнение заданий и упражнений; ис­пользование психологической работы в качестве «мишени» для уклонения от работы или учебы или средства манипуляции другими людьми. Использование информации, полученной в групповой работе, против другой личности, или как повод сведения личных счетов.

4. Дополнительные условия определялись в ходе диалога и могли быть связаны со специфическими условиями жизни, ко­торые клиент не хотел обсуждать (особенно с другими членами группы).

Индивидуальная психологическая работа, используемая в нашей программе, осуществлялась с помощью двух психологиче­ских средств. Из широкого арсенала индивидуальных психоло­гических средств нами были выбраны психологическая беседа и ведение личного дневника.

Комплектование коррекционной группы при работе с лицами, имеющими аддиктивное поведение, имеет свои специфические особенности. Первое, что должен учитывать при этом психолог, - это добровольность участия и сформированность мотивации на предстоящую работу, обеспечивающие возможность достижения положительных результатов.

Состав коррекционной группы комплектуется в зависимости от ситуации и возможных условий. Группы могут быть как гомо­генными, так и гетерогенными с учетом возраста, пола и вида аддикции. Слишком большой возрастной разрыв не желателен. Ксли коррекционный процесс проходит, например, в условиях закрытого специализированного учреждения, то состав групп и важно продумывать заранее, так как не всегда желательно при сутствие некоторых лиц, имеющих высокое статусное значение и своей микрогруппе. Опыт проводимой нами коррекции показал, что в закрытых учреждения интернатного типа, а также в колони ях для несовершеннолетних осужденных присутствие неформал], ного лидера может мешать достижению поставленных психологом коррекционных задач в связи с контролем и психологическим давлением со стороны лидера. С учетом этого факта мы включали неформального лидера в другую коррекционную группу, где его влияние было минимальным.

Одним из неформальных правил работы с лицами, находя­щимися в закрытых учреждениях, является запрет на телесные контакты и прикосновения. В учреждениях интернатного типа и колониях существует регламентируемая статусная иерархия с жесткими правилами и отношениями, в рамках которых же­лательно исключать тактильные контакты. Поэтому групповые упражнения, предполагающие тактильные контакты, следует из программы исключить.

Нами сформулированы определенные правила, которые бра­лись за основу при комплектовании групп.

1Отбор членов группы осуществляется психологом самостоя-
тельно, по результатам индивидуальной работы после анализа и
интерпретации диагностических данных.

2.Работа в группе проводится с лицами, прошедшими ком­плексную диагностику и процесс индивидуального психологиче­ского консультирования.

3.В процессе беседы с психологом каждый участник знако­мится с целью и задачами групповой работы и высказывает свое мнение по поводу готовности к работе и добровольного согласия на нее.

Информация в лекции "1 Системы линейных уравнений" поможет Вам.

4.Состав группы подбирается с учетом психологических осо­бенностей и однородностью решаемой проблемы.

5.Количество участников в группе составляет от десяти (ми­нимум) до пятнадцати человек.

6.Время и количество встреч. Каждое групповое занятие не должно занимать более двух часов, периодичность групповых за­нятий — один раз в неделю в течение 5 месяцев.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНЫХ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОМАНИИ, НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И СВЯЗАННЫМ С НИМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2009 - 2013 ГОДЫ

Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011–2015 годы 

Приказ Министерства образования РБ 27.07.2010 № 516 «Об организации работы по профилактике табакокурения в учреждениях образования Республики Беларусь»  

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее