Разработка рекламного обращения
Разработка рекламного обращения
План
-Основные составляющие и содержание рекламного обращения
- Модели восприятия рекламного обращения
-Мотивация адресата и форма рекламного обращения
- Структура рекламного обращения; прочие методы привлечения внимания к рекламе
Рекламное обращение является центральным элементом рекламного воздействия на получателя.
Рекламное обращение - элемент рекламной коммуникации, являющийся непосредственным носителем информационного и эмоционального воздействия, оказываемого коммуникатором на получателя. Это послание имеет конкретную форму (текстовую, визуальную, символическую и т. д.) и поступает к адресату с помощью конкретного канала коммуникации.
Рекомендуемые материалы
У создания рекламного сообщения есть 3 основные составляющие:
1. Творческий характер. Его значение настолько велико, что весь процесс получил название креатив - процесс информационного и эмоционального наполнения рекламной коммуникации».
Выделяют три основных вида креатива
1) дизайнерский, т. е. направленный на создание визуального образа
2) копирайтерский, т.е. текстовый
смешанный (содержащий элементы первых двух типов).
Основные этапы творческого рекламного процесса:
ориентация — определение проблемы;
подготовка — сбор относящейся к делу информации;
анализ — классификация собранного материала;
формирование идеи — сбор различных вариантов идей;
инкубация — выжидание, во время которого приходит озарение;
синтез — разработка решения;
оценка — рассмотрение полученных идей
2. Коммерческий характер.
Реклама - не столько произведение рекламного искусства, сколько деловое предложение. Поэтому нужен учет маркетинговых целей коммуникатора.
3. Научный подход к разработке обращения.
· В числе наиболее распространенных научных технологий, получивших распространение в практике отечественной рекламы, можно назвать применение ТРИЗ.
· Еще одной технологией является НЛП (как направление прикладной психологии возникло в середине 70-х гг. в США. Основатели - Дж. Гриндер и Р. Бендлер).
По НЛП, опыт человека состоит из зрительных образов, звуков и ощущений. В зависимости от того, какой тип восприятия («карта реальности») преобладает, их носители также делятся на типы:
а) визуалы — воспринимают и организуют свой опыт и мышление в основном с помощью зрительных образов. Данный тип составляет примерно 80% всех людей;
б) аудиалы — представляют и описывают мир в аудиальных, слуховых образах (около 15%);
в) кинестетики — воспринимают и оценивают окружающую действительность прежде всего с помощью ощущений и чувств (около 5%).
Эффективная коммуникация предполагает диалог с получателем на его «языке». Так, по данным исследований, воздействия человека на собеседника определяются 55% языком его телодвижений: позы, жестов, контактов глазами; 38% — тоном его голоса, и лишь 7% — содержанием того, о чем он говорит.
Еще одно направление наработок NLP — использование привычных стратегий мышления людей, называемых мета-программами. Сущность этого понятия аналогична своеобразным цензорам, которые как бы сортируют всю информацию, поступаемую извне. То, что не соответствует мета-программе, независимо от сознания ее обладателя, не охватывается его вниманием. Основными мета-программами являются: «К» и «От» . Первая из них означает нацеленность на успех, стремление к чему-то, вторая — постоянное стремление уйти от чего-то, преобладание мотивации избегания неудачи. И та и другая мета-программы активно используются в практике рекламы. Так, в рекламном обращении, направленном на получателей с мета-программой «К», можно показать преимущества, получаемые при использовании рекламируемого товара. Для тех получателей, у которых преобладает программа «От», эффективнее будет реклама, показывающая трудности, с которыми сталкивается потребитель, не пользующийся рекламируемым товаром.
Пример. По данным исследований американских специалистов, потребители более восприимчивы к негативным сообщениям, чем к позитивным. Данный вывод был сделан после эксперимента с рекламой кредитных карточек, когда одной группе получателей была направлена информация о выгодах, которые они могут получить, пользуясь карточками, а второй - сведения о возможных потерях. В результате эффект воздействия второго типа обращения оказался в 2 раза больше, чем «позитивного». В то же время представляется не совсем обоснованным автоматическое перенесение результатов этого исследования на все категории товаров.
Содержание рекламного обращения
Реклама — это психологическое программирование
людей. Так к ней и нужно относиться»
А.Н.Мокшанцев
Уровни психологического воздействия рекламы:
· когнитивный - передача информации, совокупности данных о товаре и его качестве
· аффективный - эмоциональный аспект, формирование отношения, превращение информации в систему установок и мотивов. Инструменты - повторение одних и тех же аргументов, приведение логических доказательств, формирование благоприятных ассоциаций и т.д.
· суггестивный - внушение – использование не только сознательного, но и бессознательного.
Внушение возможно:
1. - если оно соответствует потребностям и интересам адресата
2. - если в качестве источника информации может используется высокоаворитетный посредник
3. – если обращение повторяется
· конативный – подталкивание получателя к действию, подсказывание, что он должен сделать.
Основные модели восприятия рекламного обращения
Модель AIDA (attention — interest — desire — action, т. е. внимание — интерес — желание — действие).
Предложена американцем Элмером Левисом в 1896 г.
1. Рекламное обращение, в первую очередь, должно привлекать непроизвольное внимание: использование контрастов, яркое, оригинальное цветовое оформление; броский рисунок; курьезные решения в расположении обращения; шокирование аудитории и т. п.
2. Далее обращение должно удержать ее интерес: содержать обещание удовлетворения потребностей адресата, быть оригинальным, интересным по форме и лаконичным.
3. Потом - возбудить желание адресата опробовать рекламируемый товар, стать его владельцем.
4. И наконец, в обращении должна быть «подсказка» получателю, что он должен сделать: «позвоните сегодня же», «требуйте в аптеках вашего города», «приходите и убедитесь сами» и т. п.
Модель AIDMA – модификация формулы AIDА.
Она включает пятый компонент — мотивацию (motive).
Обе они относятся к группе моделей, ориентированных на действие (action - oriented).
Эти модели недостаточно учитывают сложность процесса принятия решения о покупке и, поэтому, имеют ограниченное применение.
Модель АССА
Сводит результаты рекламного воздействия к определению аудитории, прошедшей через один из четырех этапов потребительского поведения:
· внимание (attention)
· восприятие аргументов (comprehension)
· убеждение (convection)
· действие (action).
Модель DIBABA
Предложена Г. Гольдманом в 1953 г.
· определение потребностей и желаний потенциальных покупателей
· отождествление потребительских нужд с предложением рекламы;
· «подталкивание» покупателя к необходимым выводам о покупке, которые ассоциируются с его потребностями
· учет предполагаемой реакции покупателя
· вызов у покупателя желания приобрести товар
· создание благоприятной для покупки обстановки.
Обе эти модели в настоящее время на практике применяются слабо
Модель DAGMAR
Автор – американский рекламист Рассел Колли (1961 г.).
«Definingadvertising goals — measuring advertising results » (определение рекламных целей - измерение рекламных результатов)
Согласно модели, акт покупки проходит четыре фазы:
· узнавание марки (брэнда) товара
· ассимиляция — осведомление адресата о качестве товара
· убеждение — психологическое предрасположение к покупке
· действие — совершение покупки адресатом рекламы.
Эффект рекламы определяется приростом числа покупателей на каждой из указанных фаз.
Качественное отличие модели DAGMAR от подходов, ориентированных на действия:
совершение покупки определяется всеми основными элементами комплекса маркетинга. Реклама в этом комплексе — один из важнейших, но не самодостаточный элемент.
Последователи Р. Колли, находящиеся на тех же позициях, представляют так называемую дагмаровскую школу.
Модель «Одобрение»
Человек должен пройти следующие фазы:
· осознание необходимости покупки
· возникновение интереса к рекламируемому товару
· оценка его основных качеств
· проверка, опробование качества
· одобрение.
Модель «сильной рекламы»
Распространена в Северной Америке.
После того, как в мозг человека поступает информация, тут же возникает эмоциональная реакция, стимулирующая приобретение товара.
Модель «слабой рекламы»
Распространена в Европе.
Предполагает следующую схему воздействия. Потребитель, получая осведомленность о товаре из рекламы, идет на «эксперимент» — он опробывает его. И только после того, как товар ему понравился, будет покупать его в дальнейшем.
Все перечисленные модели не являются взаимоисключающими.
Мотивация адресата рекламного обращения
Желаемая с точки зрения коммуникатора ответная реакция получателя рекламного обращения возможна только в том случае, если используемый в обращении мотив будет совпадать с нуждами получателя, вызывать у него определенный интерес.
Существует более 100 определений «мотива».
Мотив - внутреннее психологическое состояние, движущее личностью. В его основе лежит цель, достижение которой связано с удовлетворением определенных нужд и потребностей.
Теория мотивации является одним из наиболее масштабных разделов психологической науки. Ее разрабатывали З.Фрейд, А. Маслоу, Л. Портер и многие другие.
Согласно теории мотивации, в рекламном обращении используются следующие группы мотивов
1) рациональные
2) эмоциональные
3) социальные (нравственные)
Рассмотрим их более подробно
1) Рациональные мотивы:
· Мотив здоровья
используется в рекламе качественных продуктов, товаров для занятий спортом, средств личной гигиены и т. п.
· Мотив прибыльности (экономический мотив)
· Мотив надежности и гарантий.
Используется в банковском и страховом деле, реклама стиральной машины Indesit: «Индезит» прослужит долго».
· Мотив удобств и дополнительных преимуществ
предполагает обещание облегчения определенной работы, дополнительных удобств дома и на производстве, по лучение значительных преимуществ при проведении определенных преобразований и т.д. Примеры – реклама бритвенного станка с тройным подвижным лезвием Gillette, зубной щетки Reach с из меняющейся конфигурацией и др.
2) Эмоциональные мотивы:
· Мотив свободы (определяется стремлением человека к независимости)
реклама женских гигиенических средств, контактных линз, светильников,
оборудования для переработки сырья
· Мотив страха
используется в рекламе противоугонных средств («Что угнали? Надо было ставить "Клиффорд"!»)
в борьбе с курением, потреблением наркотиков, алкоголизмом, СПИДом
в рекламе налоговой службы РФ («Заплати налоги и спи спокойно!»).
в социальной рекламе
· Мотив значимости и самореализации
реклама банка Альфа-Капитал «Только для солидных клиентов»
в рекламе престижных моделей автомобилей
реклама L'Oreal («Ведь я этого достойна!»)
· Мотив уподобления (эксплуатирует желание человека быть похожим на своих кумиров)
Это относится к молодым людям с несформировавшимся вкусом, с низкой самооценкой.
«Иванушки-International» - джинсы Collin's
· Мотив открытия (любопытство и стремление к новизне)
«Только попробуйте и не пожалеете», «Ощутите различие...»
· Мотив гордости и патриотизма
сигареты «Петр Первый»
«Россия – щедрая душа»
· Мотив любви
используется в рекламе подарков, игрушек, средств ухода за детьми.
· Мотив сексуальной привлекательности
используется часто, но не всегда к месту. В итоге — яркий пример «образа-вампира».
реклама косметики Oriflame: «Все цвета соблазна!»
· Мотив радости и юмора
мятные таблетки Рондо («Наш тренер — Супер-Бизон!»)
пива Толстяк («Где был? Пиво пил...»)
3) Нравственные и социальные мотивы
апеллируют к чувству справедливости и порядочности – решение острых социальных проблем, как защита окружающей среды, охрана правопорядка
· Мотив справедливости
используется в рекламе благотворительных фондов
Фонд «Чернобыль» — «Они спасли нас в 86-м, поможем им сейчас!»
· Мотив защиты окружающей среды
Видеоролики Межкомбанка об исчезающем уссурийском тигре и сибирском журавле стали «визитными карточками»
· Мотив порядочности
«Позвоните родителям»
· Социальный мотив
реклама фирмы, обеспечивающей трудоустройство своих клиентов, под девизом: «Вы нужны городу!».
· Мотив сострадания
используется в рекламе общественных организаций и благотворительных фондов.
Достаточно распространенным является перечисление нескольких аргументов в пользу покупки («Десять причин, почему следует купить товар X»). У этого подхода есть решительные противники:
1. Р.Ривс - «наивысших показателей внедрения достигают рекламные кампании, преподносящие читателю один довод». Побочный довод отвлекает, является «доводом-вампиром».
Автор теории «Уникального торгового предложения» (англ. USP - Unique Selling Proposition):
Предложение должно быть:
- интересным покупателю
- уникальным
- достаточно значимым для того, что побудить к действию
. Если рекламируемый товар не отличается от товаров конкурентов, то УТП надо придумать Colgate («Чистит зубы и очищает дыхание!»)
2. А.Политц:
добавил к характеристикам УТП Россера Ривза еще один показатель – правдоподобие (способность вызвать доверие потребителей.)
Форма рекламного обращения
характеризуется большим многообразием, чем содержание.
Один и тот же мотив можно реализовать с использованием различных рекламоносителей - листовки, видеоролики, рекламные щиты, надписи на бортах транспорта в зависимости от разных факторов –
· целей рекламной кампании
· вида рекламоносителя
· характеристик рекламируемого товара
· целевой аудитории.
Наиболее распроситраненные варианты стилевых решений:
· Рекламное обращение содержит только название фирмы, иногда — слоган.
Используются в презентационной и напоминающей рекламе
реклама фирмы Сэлдом.
· Сообщение о конкретном событии
Это простое объявление (рубричная реклама).
· «Зарисовка с натуры».
Рекламный ролик Рикк-Банка. Все заняты своим делом. На работающем копировальном аппарате спит котенок.
· Создание атмосферы загадочности, интриги.
Кампания под лозунгом «Ждите Мастера!» (начало издания газеты «Мастер»)
«Куда они идут?», «Что они несут?»
· Создание фантазийной, экзотической, романтической обстановки.
Баунти
· Создание образа, персонифицирующего рекламируемый товар
ковбой Marlboro.
Реклама стиральной машины Samsung – на работающей «стиралке» спит белый пушистый кот, что должно подчеркнуть отсутствие вибрации.
· Консультация специалиста.
Провизор Мария
Max Factor - «Советуют профессионалы».
· Акцентирование образа жизни.
ARDO - «Европейский стиль жизни»
видеоролики с рекламой зажигалки Zippo
Реклама элитного жилья «Изменил свою жизнь?» - «Пора менять район!»
· Композиции на исторические темы и верности традициям.
цикл «Всемирная история. Банк Империал»
кофе «Чибо» - верность традициям
· Создание определенного настроения
«Ты, я и Ротманс» - легкая романтическая грусть
Рондо, Твикс, а также «Шок — это по-нашему!» - веселое настроение
· Мюзикл
«Смотри на жизнь веселей – кофе Жокей»
· Анимационные приемы (товары приобретают черты людей)
Шоколад Fruits &Nuts
Жевательная резинка Love is...
· Акцентирование на профессиональном опыте
«Качество, проверенное временем — это Samsung!»
«Доверьте дело профессионалам!»
· Демонстрация эффекта «До и после применения».
стиральные порошки, отбеливатели
· Эксперимент
В условиях сауны на кожу спины через трафарет наносится антиперспирант Rexona. Через какое-то время «необработанная» кожа покрывается обильной испариной.
· Сравнительная реклама.
Реклама стирального порошка Ariel, сравниваемого с просто «Стиральным порошком»
Это только некоторые из используемых стилевых решений.
При разработке рекламного обращения важно учитывать психологию восприятия послания получателями.
Основные факторы здесь являются:
· Ассоциации
Реклама банка Империал - точность («С точностью до миллиметра», «С точностью до копейки»)
· внешний контекст, обстановка в момент рекламного контакта
Слоган страховой компании: «Встреча с нами — сюрприз!»
Но неожиданность — не лучшая ассоциация с финансовой фирмой.
· спящий эффект
Есть мнение, что неважно, какую она реакцию вызывает - позитивную или негативную. Важно, чтобы она не оставляла получателей равнодушными.
Поэтому раздражающая реклама эффективна за счет подсознательного влияния
· цветовое решение
Цветная реклама привлекает внимание раньше и надольше, чем черно-белая.
(Черные буквы на желтом фоне, зеленые и красные на белом, … , черные буквы на белом фоне …)
(Красный цвет вызывает ощущение тепла; синий и голубой — холода или прохлады …).
· иллюстрации
Иллюстрации, изображающие людей, привлекают внимание примерно на 23% больше, чем изображения неодушевленных предметов.
Среди всех персонажей рекламных обращений наиболее благоприятное отношение аудитории имеют дети, женщины и собаки.
Структура рекламного обращения
Структура рекламного обращения может быть различной в зависимости от маркетинговых обстоятельств. Поэтому жестких подходов здесь нет. Есть разные позиции.
Формирование структуры обращения — это, прежде всего, поиск трех решений:
· сделать ли в обращении четкий вывод или предоставить сделать
это аудитории (соответственно, жесткая и мягкая структура)
· изложить ли только аргументацию «за» или предоставить еще до
воды «против» с их опровержением
· когда приводить самые действенные аргументы — в начале или в
конце послания.
На эти вопросы надо найти ответы.
Существует позиционный эффект. Он предполагает, что первая и последняя части рекламной информации запоминаются легче и более прочно. Правая сторона рекламного обращения запоминается приблизительно вдвое легче и лучше левой.
Еще один подход – эффективная композиция.
Композиция включает в себя следующие части:
слоган, зачин, информационный блок, справочные сведения, эхо-фраза
Рассмотрим их более подробно.
Слоган – одно из основных средств привлечения внимания аудитории, особенно при отсутствии цвета, иллюстраций и т.д. Слоган – это краткий рекламный девиз, лозунг, призыв, заголовок Основные требования к слоганам будут рассмотрены в теме «Фирменный стиль как компонент рекламного воздействия».
Зачин – часть обращения, раскрывающая, расшифровывающая слоган и предваряющая информационный блок. Здесь обозначается проблема, на решение которой направлен товар.
Информационный блок – это основной текст. Несет основную нагрузку в мотивации потребителей и передачи информации. Он может быть сколь угодно большого размера, если содержит действительно нужную и интересную информацию для потребителей.
Справочные сведения – адрес, телефон, сайт и т.п. Здесь же: форма и валюта платежа, размер минимальной партии, базисные условия поставки и т.п.
Эхо-фраза – повторяет дословно или по смыслу слоган или основной мотив послания.
В композиции могут быть все или не все перечисленные элементы.
Пример:
Слоган: | Даешь рекламу на Урале – журнал для работы! |
Зачин: | Если Вы работаете в рекламных службах предприятий, … вам необходимо быть в курсе профессиональных событий. Вас интересуют новейшие достижения рекламной практики и новинки по данной проблеме |
Информационный блок: | Единственный на Урале журнал практиков рекламы «Даешь рекламу на Урале»ежемесячно публикует лучшие …. |
Справочный блок: | По Вашему желанию журнал доставят в офис или оперативно пришлют по почте |
Эхо-фраза: | В рекламе побеждает компетентность! |
Как показывает рекламная практика, эффективность обращения может быть достаточно высока как при жесткой, так и мягкой его структуре. Помещение в послании только доводов «за», как правило, эффективней демонстрации полемики «союзников» и «противников».
Прочие методы привлечения внимания к рекламе
Повторяемость
Многократное распространение одного и того же рекламного сообщения без изменения или с изменениями, оставляющими в неприкосновенности общий стиль и эмоциональное содержание.
Типичная ошибка: частая смена рекламы с полной сменой текста и общего стиля.
Р.Ривс: три заповеди повторяемости:
· Внесение изменений в РК оказывает тот же эффект на эффективность, что и сокращение бюджета
· Большая, но постоянно меняющаяся РК менее эффективна, чем скромная, но неизменная
· Сильная РК не изживает себя до тех пор, пока товар не выйдет из моды
Интенсивность воздействия на потребителей
Чаще всего достигается за счет:
· крупного шрифта заголовков (подсознательно для потребителей это свидетельство важности)
· больших размеров объявления
· крупно набранного текста, слоганов
· крупные планы товара, названия, марки
· закадровый текст с акцентированием некоторых слов
Движение (динамичность) в рекламе
Человек быстрее обращает внимание на движущиеся объекты, чем на неподвижные:
· Через 0,08 секунды после начала показа - видит движение
· Через 0,16 секунды - начинает распознавать движущийся предмет
· Через 0,32 секунды – видит предмет
Поэтому:
· В ТВ-рекламе нельзя показывать статичный предмет
· В печатной рекламе – фотографии и рисунки, демонстрирующие предмет в действии
· В радиорекламе – скрип тормозов, журчание воды
Контрастность
Рекламное послание должно выделяться на фоне своего окружения.
1 цвет увеличивает запоминаемость рекламы на 26%, а полноцвет – на 69%.
Размер
Для печатной рекламы:
Зависимость «размер – привлечение внимания» нелинейна.
· Пусть реклама в 0,25 полосы привлекает 1,0 внимания
· Тогда реклама в 0,5 полосы – 3,0 внимания
· Реклама в 1 полосу – 6,5 внимания
· Реклама в 0, 125 полосы – 1/6 внимания
Зависимость «размер – частота появления - привлечение внимания» еще более сложна.
· Реклама в 1 полосу – 1 публикация – заметность 0,5
· Реклама в 0,5 полосы – 2 публикации – заметность 1,2
· Реклама в 0,25 полосы – 4 публикации – заметность 2,9
· Реклама в 0,125 полосы – 8 публикаций – заметность 2,3
· Реклама в 0, 063 полосы – 12 публикаций – заметность 2,4
Разворотное объявление заметнее полосного почти на 50%.
Вертикальное 0,25 полосы объявление эффективнее горизонтального в 0,5 полосы.
Для радио и ТВ:
С одной стороны, чем реклама длиннее, тем больше привлекает внимание. Но затягивание ведет к снижению эффективности.
Эмоциональность
Большинство покупок совершаются в той или иной степени под влиянием эмоций. Остальное зависит от целевой аудитории. Кому-то нужна в первую очередь информация.
Любая реклама должна вызывать только положительные эмоции. Они угасают намного медленнее, чем отрицательные. Они помогают качественно и надолго запоминать рекламную информацию.
Всегда воспринимается как отрицательная эмоция:
· Банальность
· Поучение
Могут быть использованы отрицательные эмоции, но ограниченно и аккуратно.
Вопросы для самопроверки
1. Раскройте понятие « рекламное обращение» (РО)
2. Опишите три основных составляющих РО.
3. Перечислите основные модели восприятия РО
4. Назовите три группы мотивов и охарактеризуйте их
Рекомендация для Вас - 1.3 Методологические основы менеджмента.
5. Представьте некоторые стилевые решения РО
6. Охарактеризуйте структуру РО
Список литературы
1. Музыкант, В.Л.Теория и практика современной рекламы: Монография.- Ч.1. / В.Л.Музыкант.- М.: Евразийский регион, 2002.- 362с.
2. Сидоренко, Е.В.Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Психология влияния: Хрестоматия / Е.В. Сидоренко.- СПб.: Питер,2005.-540с.
3. Викентьев,И.Л. Приемы рекламы: Методика для рекламодателей и рекламистов: 14 практических приложений и 200 приемов / И.Л. Викентьев.-Новосибирск: ЦЭРИС, 2003.- 425с.