Элизабет Гаскелл
Элизабет Гаскелл (Elisabeth Gaskell, 1819-1865)
Своим творчеством Э.Гаскелл внесла существенный вклад в развитие социального романа в Англии. Ее лучшие произведения, и прежде всего роман «Мэри Бартон», посвящены жизни и борьбе английского пролетариата; в них показано становление классового сознания рабочего.
Э.Гаскелл была дочерью чиновника финансового ведомства. Ранние ее годы прошли на юге Англии. Выйдя замуж, она переселилась в Манчестер, который был одним из крупнейших промышленных центров страны и центром чартистского движения. Здесь она познакомилась с тяжелыми условиями жизни рабочих и стала свидетельницей их борьбы за свои права.
Не являясь сторонницей революционных методов борьбы, Гаскелл правдиво воспроизвела нечеловечески тяжелую жизнь манчестерских ткачей, рассказала о гибели многих рабочих семей от безработицы и голода, о безвременной смерти измученных нищетой женщин и детей, о мрачных трущобах большого промышленного города.
В творчестве Гаскелл выделяются два периода. В первый (1847-1857) создан ее лучший роман «Мэри Бартон. Манчестерская повесть», романы «Крэнфорд», «Руфь», «Север и Юг» и книга «Жизнь Шарлотты Бронте»; во второй период (1857-1865) написаны романы «Поклонники Сильвии» и «Жены и дочери. Обыденная история».
В романах первого периода выдвигаются значительные проблемы, связанные с критикой социальной несправедливости, правдивым изображением жизни рабочих; Гаскелл обращается к теме чартистского движения («Мэри Бартон», «Север и Юг»), создает образы рабочих вожаков (Джон Бартон и Хиггинс), с большой смелостью обращается к изображению судьбы «падшей» женщины («Руфь»), трактуя ее в социальном плане как следствие непосильного труда и тяжелой жизни девушки-работницы.
В семейно-бытовых романах второго периода социальная тема звучит глухо. Основным становится чисто ироническое изображение будней обитателей английской провинции, их быта и нравов («Жены и дочери»).
В лекции "13.4 Международное положение и внешняя политика СССР" также много полезной информации.
В романе «Мэри Бартон» Гаскелл обращается к описанию жизни большого промышленного города, судеб «измученных людей», обреченных «тяжко работать, борясь с нуждой», к изображению трагедий, происходящих «на шумных улицах Манчестера». Гаскелл рисует ужасающие условия жизни ткачей. Жилища рабочих – это мокрые зловонные подвалы, в которые даже днем не проникает свет; в дни безработицы на улицах города слышен голодный плач, люди умирают прямо иа улице или забиваются в подвалы и ждут там смерти как избавления. Но в то же самое время: «По улицам по-прежнему ездят кареты; на концертах no-прежнему полно чистой публики, в дорогие магазины по-прежнему ежедневно приезжают покупатели... Контраст слишком велик». Социальная несправедливость пробуждает в сердцах рабочих гнев и ненависть, толкает их на решительные действия.
В изображении Гаскелл рабочие – это не безликая и не пассивная масса, не только страдающие жертвы несправедливости. Важная заслуга писательницы состоит в том, что в простых людях труда, жестоко подавляемых и эксплуатируемых, она увидела большие возможности, отметила присущую многим из них одаренность и незаурядные способности.
Рабочие показаны в романе не только в сфере своей семейной жизни; пробуждение их классового сознания проявляется в общественной деятельности – в объединении в союзы, в участии в митингах, в предъявлении экономических требований хозяевам, в приобщении к политической борьбе и включении наиболее сознательных из них в чартистское движение.
Центральное место в романе занимает образ рабочего вожака Джона Бартона. Его характер и взгляды показаны в процессе развития. В молодости Бартон не помышлял о борьбе. Он был хорошим работником и полагал, что всегда сможет прокормить свою семью. Однако, потеряв работу, Бартон оказался перед лицом нищеты. Его больной сын умирает от голода, и душа Бартона наполняется жаждой мщения. Он примыкает к чартистам и становится деятелем профсоюза. Рабочие посылают Бартона своим делегатом в парламент. Вместе с представителями Ноттингема, Шеффилда и Глазго он должен вручить хартию членам парламента. Джон Бартон верит, что слова рабочих будут услышаны и получат отклик. Но делегаты рабочих не были приняты парламентариями. С этого дня Бартон поклялся никогда не забывать о том, как рабочих прогнали, не захотев выслушать. Ненависть и возмущение побуждают его действовать.
После того как Бартон убивает сына фабриканта Карсона, повествование переключается из социального плана в детективно-мелодраматический. Вторая половина романа посвящена поискам убийцы и описанию судебного процесса над молодым рабочим Джемом Уилсоном, которого ошибочно обвиняют в смерти Карсона.
Если в начале романа Гаскелл показала глубокую пропасть, разделяющую рабочих и капиталистов, то в конце она стремится не только сгладить, но и примирить классовые противоречия. Бартон раскаивается в убийстве Гарри Карсона и, умирая, примиряется с его отцом. Тем не менее, «Мэри Бартон» – весьма значительное произведение.