Джордж Элиот
Джордж Элиот (George Eliot, 1819-1880)
Творчество Джордж Элиот (это псевдоним Мэри Энн Ивенс - Mary Ann Evans) отражает характерные тенденции в развитии реализма 50-70-х годов XIX в. Она вступила в литературу в то время, когда общественный подъем 40-х годов был уже позади. Этот период характеризовался ослаблением социальной борьбы. Успехи Англии в области экономики порождали у многих иллюзию возможности социального равновесия и благоденствия.
Творчество Элиот обозначило новый этап в развитии реализма и поворот в направлении исканий писателей второй половины века. Острота социальных противоречий, характерная для произведений блестящей плеяды английских романистов, стремление к глубокому проникновению в сущность явлений уступили место преимущественному интересу к этической проблематике. Важной сферой исследования стала психология человеческой личности, хотя моральные вопросы и психология героя представляли бесспорный общественный интерес.
Мэри Энн Ивенс родилась в семье фермера, ей хорошо была известна жизнь сельской Англии. Затем вместе с отцом она переехала в Ковентри; ее последующая жизнь протекала в Лондоне. Элиот была одной из самых образованных женщин своего времени. Она свободно владела многими языками, ее интересовали проблемы науки, она была осведомлена в вопросах философии и религии, литературы и истории.
Важное значение для формирования эстетических принципов Элиот имели открытия в области естественных наук (теория Дарвина). Новые перспективы вырисовываются в связи с открытием клетки, всеобщее внимание привлекают проблемы генетики и наследственности. В это же время получает распространение философия позитивизма, представленная в Англии Спенсером. Он применил идею эволюции к общественным явлениям и развил мысль о закономерности постепенной изменяемости существующего порядка вещей и говорил о вреде революционных взрывов, утверждая, что они порождают беспорядок и обращают общество вспять. Эволюционный путь развития Спенсер противопоставлял классовой борьбе.
Рекомендуем посмотреть лекцию "21. Загазованность воздуха, характеристика, воздействие, нормирование".
Элиот разделяла взгляды Спенсера, хотя отмечала присущую позитивистской системе односторонность. Как и позитивисты, она развивает в своих произведениях идеи «социального равенства» и эволюции, склоняясь подчас к биологическому истолкованию человеческого поведения и к идее предопределенности, связанной с законами наследственности. Отвергая официальную религию, она противопоставляет ей «религию сердца» и истинную нравственность.
В творчестве Элиот выделяются два периода. В первый (конец 50-х - начало 60-х годов) написаны «Сцены из жизни духовенства», «Адам Бид», «Мельница на Флоссе» и «Сайлас Марнер». Во второй (1862-1880) созданы романы «Ромола», «Феликс Холт, радикал», «Миддл-марч» и «Даниэль Деронда».
В романах первого периода Элиот пишет о сельской Англии. Ее герои - простые люди: столяр, ткач, фермеры, сельские священники. Элиот с симпатией относится к этим трудолюбивым и честным, отзывчивым и добрым людям. В их среде она ищет своего положительного героя. Высокие нравственные качества простых людей Элиот противопоставляет развращенности богачей.
Она видит подлинную красоту в фигурах «простых старух, что чистят морковь загрубелыми от работы руками», в скуластых лицах широкоплечих крестьянок. Ей дороги люди с загорелыми, изрытыми морщинами лицами, с согнувшимися от работы спинами, люди, которые всю свою жизнь «исполняли черную работу мира». Изображать их повседневную жизнь она и зовет романистов.
Сильные стороны реализма Элиот проявились в ее лучшем романе «Мельница на Флоссе». Основной конфликт состоит в столкновении яркой, незаурядной натуры Мэгги Талливер с мещанской средой провинциального городка Сент-Оггса, с людьми, которые не способны ее понять. Пытливый ум Мэгги, ее устремления и порывы делают ее непохожей на окружающих. От этого Мэгги чувствует себя одинокой, ей приходится скрывать свои чувства и обуздывать желания. Она не может соединить свою жизнь с любящим ее Филипом, так как их семьи разделяет вражда; она отказывается стать женой любимого ею Стивена, так как он обручен с другой. Мэгги поступается своим счастьем ради дорогих ей людей. Для нее борьба между любовью и долгом завершается победой долга. Но поединок между стремлением к самоотречению и живыми началами ее человеческого существа оказывается нелегким. Трагизм положения Мэгги заключается в том, что само существо ее натуры таит в себе обреченность. Такая, как она, неизбежно должна погибнуть, ибо жить по законам окружающего мира она не может. Предопределенность ее гибели воплощена в образе реки Флосс, на берегу которой стоит мельница и в водах которой Мэгги тонет во время разлива.
Творчество Джордж Элиот отразило характерные особенности в развитии английского реалистического романа 50-70-х годов XIX в. Это проявилось в преимущественном интересе к этической проблематике и психологии героев.