Популярные услуги

Прерафаэлитизм

2021-03-09СтудИзба

Лекция № 20

Прерафаэлитизм

В истории английской культуры втор. пол. 19 в. влиятельным направлением был прерафаэлитизм. Члены «Братства прерафаэлитов» решительно выступили против идейного и эстетического консерватизма классической шко­лы, против устаревших канонов академической живописи. Идеал прекрасного прерафаэлиты искали в прошлом, ибо в современной буржуазной действительности видели безобра­зие, особенно после поражения революции 1848 г. В поисках идеала простоты и безыскусности прерафаэлиты обратились к итальянской живописи средневековья и раннего Возрождения, то есть к искусству художников, творивших до последовате­лей Рафаэля - рафаэлитов, но не до Рафаэля. Отсюда и назва­ние направления - прерафаэлитизм. Прерафаэлиты выразили протест против «красивого», но не правдивого искусства по­следователей Рафаэля, превративших принципы великого художника в обязательный штамп. Новое в искусстве прерафаэлитов сказалось в том, что они стремились постичь тайны жизни, глубины чело­веческого духа; они обратились к ярким сюжетным мотивам, к символическим образам. Им свойственна романтическая игра воображения, отвергающая в искусстве все холодное, рассудочное. Их привлекала красота человека, особенно красота реальной женщины. Но прерафаэлитам присущи схематичное соединение духовного и материального, натуралистичность избыточных деталей.

Своеобразие творчества представителей этого направления состоит в том, что они как романтики стремились к синтезу искусств, и их талант раскрылся и в живописи, и в литературе. Тесная связь между живописью и поэзией особенно рельефно обнаружилась в творчестве Данте Габриэля Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828-1882). Характерными поэти­ческими жанрами в творчестве Д.Г.Россетти были баллада, сонет, драматиче­ский монолог в стихах и песня. Все эти жанры взаимосвязаны и как бы переходят один в другой, ибо всем им свойственны романтическая приподнятость, мечтательность в образе лирического героя, интенсивность эмо­ций, сильные страсти и глубокие раздумья о бытии. Прерафаэлиты были поздними романтиками, в творчестве которых впоследствии романтическое начало стало подчас сопровождаться декадентскими нотками.

Тема: ЛИТЕРАТУРА НА РУБЕЖЕ 19-20 ВВ.        

Эта историческая эпоха характеризуется обострением противоречий во всех сферах общественной и культурной жизни. В этот период Велико­британия остается самой крупной колониальной державой. Однако она все ощутимее начинает утрачивать свои преиму­щества «мастерской мира» и «владычицы морей». Господство британской буржуазии на мировом рынке, характерное для викторианской эпохи, пошатнулось.

В этот период появляется целый ряд литературных тече­ний, выдвигавших свои эстетические программы: неороман­тизм, натурализм, эстетизм, символизм. Культурологическим явлением 70-80-х годов стал декаданс, связанный с кризисом западноевропейского гуманизма. Весьма ощутимо влияние на литературу социалистических идей. Новыми чертами обога­щается реализм. Отчетливее всего это обновление проявилось в жанре романа.

Литература становится более интеллектуальной и психологической, наблюдается дальнейшая драматизация ро­мана, усиление в нем трагического начала и горькой иронии. С точки зрения писателей этой эпохи, в частности Томаса Мура, юмор Диккенса и Теккерея кажется шумным и тривиальным. Литературные вкусы времени сказываются в оценках классиков.

Английский роман на рубеже веков развивается, опираясь как на национальные традиции, так и на творчество француз­ских романистов, драматургию Ибсена и русскую литературу. Путь развития романа во многом определяется художествен­ными открытиями Тургенева, Толстого, Достоевского. В Англии появляются произведения Тургенева, Тол­стого, Достоевского, Чехова в переводах Констанс Гарнет (Constance Garnett).

Рекомендуемые материалы

Русский реализм воздействовал на английских писателей прежде всего такими чертами, как пытливое и неустанное искание правды, объективность изображения, широта жиз­ненных картин, искренность авторской позиции, гуманизм и демократизм идейного содержания, выразительность челове­ческих характеров. «Русский роман получает теперь известность и заслуживает этого. Если новые произведения окажутся на уровне этой популярности и даже увеличат ее, то нам всем придется изучать русский язык» – писал критик и публицист Мэтью Арнольд.

В кон. 19 в. в английской литературе возникает новое литературное направление – неоромантизм. Представители этого течения противопоставляли злу буржуазного общества веру в человека, в сильную яркую личность. Неоромантики возрождают традицию приключенческой литературы и вносят в нее поэзию странствий, мечту о дальних странах. Герой у неоромантиков ищет настоящей увлекательной жизни в экзо­тических местах земли. Уход от серой прозы буржуазного существования был формой протеста против социального зла. Неоромантики создали красочный, удивительный мир силь­ных страстей и чудесных приключений.

В 80-е годы создаются произведения о рабочем классе, в которых сказывается влияние социалистических идей (произве­дения Марка Резерфорда, Маргарет Гаркнесс, Уильяма Мор­риса).

Тема: РЕАЛИЗМ

Джордж Мередит (George Meredith, 1828-1909)

В творчестве Джорджа Мередита – романиста, поэта и журналиста – особенно рельефно проявились тенденции, ха­рактерные для литературы второй половины XIX в.

Мередит не описывает проис­ходящие события, а передает их восприятие действующими лицами романа. Тенденции, характерные для литератур­ного процесса рубежа 19-20 вв., проявились в его романах 50-60-х гг. – «Испыта­ние Ричарда Феверела», «Ивэн Херрингтон», «Рода Флеминг», а затем во всех последующих – от «Приключений Гарри Ричмонда» до самых поздних – «Один из наших завоева­телей» и др.

Лишь на склоне лет Мередит был признан как романист. Но даже и тогда его романы не были оценены по достоинству. Соотечественник Мередита Д.Б.Пристли справедливо обращает внимание на то обстоятельство, что этот автор всегда находился впереди многих своих современников. Считать его писателем прошло­го столетия никак нельзя, ибо он весь устремлен навстречу будущему.

Джордж Мередит родился в городе Портсмуте на юге Анг­лии. Его отец был владельцем лавки морского обмундирова­ния, а мать - дочерью трактирщика. Детские годы будущего писателя не были счастливыми. Их омрачили раннее сиротст­во, необходимость жить в пансионе, отчуждение от родного дома и новой семьи отца. Четырнадцатилетним подростком Мередит покинул Англию: на деньги умершей матери он был отправлен в Германию, где учился в школе в небольшом городке Нейвид. Жизнь в Германии, общение со своими сверстни­ками – молодыми людьми из разных европейских стран, не могла не оказать существенного влия­ния на юного Мередита. Особое значение имело знакомство с немецкой и французской литературой. Весьма ощутимым оказалось влияние немецкого романтизма, во многом опреде­лившее и тематику, и специфику колорита ранних фантасти­ческих повестей Мередита.

По возвращении в Англию Мередит поступил в ученики к адвокату в Лондо­не. Затем обстоятельства его жизни сложились так, что человеком, содействсйавшим его вступлению в литературу, оказался Чарлз Диккенс. Мередит познакомился с крупнейшим романистом Англии в 1849 г., а на следующий год в издаваемом Диккенсом журнале «Домашнее чтение» было опубликовано несколько стихотворений Мередита.

Мередит начал и завершил свой творческий путь как поэт, хотя подлинную известность ему принесли романы. Поэтические произведения Мередита отражают сложную гамму глубоко интимных чувств, связанных с драматически напряженными ситуациями его жизни. Мередит пишет о нравственных мучениях людей, связанных узами брака, но разделенных непреодолимой стеной духовной разобщенности, отчуждения, взаимного непонимания.

В течение 35 лет (1860-1895) Мередит исполнял обязанно­сти литературного консультанта издательства «Чепмен и Холл». Эта сфера его деятельности весьма существенна, и она оставила свой след в истории литературы Англии: как редак­тор-консультант Мередит имел возможность рекомендовать к изданию произведения начинающих авторов. У него был тон­кий литературный вкус, и с его мнением считались. Благодаря содействию Мередита увидели свет первые романы Т. Гарди, Дж. Гиссинга, Оливии Шрейнер.

В своем первом романе «Испытание Ричарда Февереля» Мередит-реалист показал конфликт между представителями косной викторианской Анг­лии и новым, молодым поколением, которое не желает подчи­няться лицемерным и ханжеским правилам. В целом ряде рома­нов ставится проблема женской эмансипации в связи с борьбой за свободу всего общесгва («Сандра Беллони», «Виттория»).

Роман «Эгоист» – самое значительное произведение Мередита. В нем ярче всего сказалось стрем­ление писателя драматизировать жанр романа, воплотить в нем свои представления о комедии. Мередит следует принципу: в «индивидуальном разуме» видеть про­явление «разума социального». Углубленный психологиче­ский анализ становится способом постижения социальных проблем.

В основе конфликта Уилоби и Клары Мидлтон – разные взгля­ды на жизнь общества. Уилоби признает только мир бальных зал и гостиных и презирает сельских тружеников; он считает, что томов и джеков надо «приструнивать». Клара сочувствует простым людям, видит в них великодушие и героизм.

Своеобразие художественного метода Мередита-рома­ниста заключается во внимании к такому разладу личности со средой, когда честный человек стремится к независимости и свободе, а представители аристократической и буржуазной среды прибегают к разного рода псевдоинтеллектуальным уловкам и хитростям, чтобы сохранить свое благополучие. Мередит отходит от фиксации многочисленных бытовых де­талей; он изображает тончайшие оттенки чувств и мыслей. Проза писателя приобретает ярко выраженный интеллекту­альный характер. Стиль романов Мередита отличается мета­форичностью. Символика в его романах подготовила неоромантизм в английской литературе кон. 19 – нач. 20 в. Творчество Мередита создало предпосылки для развития драматического, психологического и интеллектуального романа 20 столетия.

Самюэл Батлер (Samuel Butler, 1835-1902)

Продолжая традиции Свифта, Батлер создает сатирико-фантастический роман «Едгин», в котором анаграмма слова «нигде» (nowhere), взятая в качестве загла­вия, подчеркивает несообразность отношений в современном буржуазном мире, изображенных в книге. Своеобразие этого романа Батлера заключается в сочетании сатиры и утопии. Роман «Едгин» строится как рассказ англичанина Хиггса о пребывании в стране, где все противоречит здравому смыслу. Страна Едгин внешне напоминает Новую Зеландию, где Бат­лер жил некоторое время после разрыва с родственниками. Но писатель имел в виду порядки в современной Англии. Для стиля романа характер­ны ирония и парадоксальность ситуаций.

Лучшая книга Батлера – роман «Путь всякой плоти», опубликованная после смерти автора.

Реалистическое изображение четырех поколений семьи Понтифексов вступает в противоречие с авторской теорией эволюции. В противовес учению Дарвина Батлер выдвигает свою теорию эволюции, утверждая, что наследственность состоит в бессознательной памяти, сохраняющей и передаю­щей все то, к чему пришли предшествующие поколения. Бат­лер настаивал также на мысли о целесообразности эволюции.

Сатирические сцены в романах Батлера сопровождаются абстрактными рассуждениями, не всегда совпадающими с объективным смыслом произведения, но, несмотря на слабые стороны, творчество его оригинально. Батлер-сатирик оказал влияние на Бернарда Шоу и Голсуорси, на Сомерсета Моэма и Ричарда Олдингтона.

Томас Гарди (Thomas Hardy, 1840-1928)

Жизнь Томаса Гарди, интересы его как художника связаны с сельской и провинциальной Англией. Писа­тель считал, что нравственные основы бытия сохраняются в деревне; отсюда противопоставление сельского уклада раз­вращенной жизни большого города.

Интересы трудового народа для Гарди были основным критерием в оценке социальных процессов, происходящих в Англии того периода. Писатель выступил в за­щиту сельской Англии, патриархальной старины, основ на­родной культуры, исчезавших в связи с дальнейшим развити­ем капитализма. Гарди с неприязнью относился к буржуазно­му прогрессу и дал резкую, сатирическую критику капитализ­ма. Эта критика сочеталась подчас с пессимистическими и фаталистическими настроениями, которые были вызваны крушением патриархальных иллюзий.

Народность Гарди проявилась в глубоком изображении трагедии народа в период проникновения капиталистических отношений в те сельские районы, в которых еще сохранялась патриархальная народная культура.

Гарди был убежден в том, что трагедии современного чело­века и современного общества отнюдь не уступают по своему величию, своему возвышенному характеру трагедиям, изобра­женным древнегреческими авторами.

Писатель полагал, что трагедия имеет место тогда, когда высшее счастье героя вдруг оборачивается несчастьем. В мыс­ли Гарди о том, что трагедия происходит именно в момент наслаждения счастьем, ощутима нота фатализма.

Для романов Гарди характерны не только драматизм и тя­готение к трагическим темам, он обнаружил также интерес к широкому эпическому изображению народной жизни. Отсюда стремление объединить романы в определенные группы. По существу, тесной связи между романами Гарди нет; выдержи­вается лишь единство места (довольно обширного), где про­исходит действие, единство эпохи (тоже довольно большой) н единый подход к постановке проблем сельской и провинци­альной Англии.

Гарди объединял свои романы в следующие группы: «Ро­маны характеров и среды», «Романы изобразительные и экспериментальные», «Романтические истории и фантазии».

Среди этих групп выделяется первая, состоящая из семи книг. Название этой группе романов Гарди дал много лет спустя после ее опубликования - в 1912 г. Эта группа включа­ет следующие книги: «Под деревом зеленым», «Вдали от безумствующей толпы», «Возвращение на родину», «Жизнь и смерть мэра Кестербриджа», «В краю лесов», «Тэсс из рода д'Эрбервилей», «Джуд Неза­метный».

В предисловии к роману «Вдали от безумствующей толпы» Гарди писал: «Серию романов, которую я задумал, в основном, как региональную, необходимо было связать с названием ка­кой-то местности, чтобы придать романам единство места». «Романы характеров и среды» объединяются общим местом действия - Уэссексом. Слово «Уэссекс» Гарди взял из древней английской истории и использовал его для обозначения не­скольких юго-западных графств (Дорсетшир, Девоншир, Берк­шир и др.).

В лекции "Электромагнитный импульс" также много полезной информации.

Сюжеты лучших романов Гарди строятся как трагическая история жизни главного героя – Хенчарда («Мэр Кестербриджа»), Тэсс («Тэсс из рода д'Эрбервилей»), Джуда («Джуд Незаметный»).

В романе «Тэсс из рода д'Эрбервилей» Гарди с большим со­чувствием изображает народ. Здесь высказана мысль о талант­ливости людей из народной среды. «Один был Мильтоном, лишенным дара речи, другой – Кромвелем в потенции». Жизнь крестьянства представлена в романе исполненной большого значения. «Чуткий крестьянин живет жизнью более полной, широкой, драматической, чем толстокожий король... Жизнь так же величественна в деревне, как и в любом другом месте».

Основой трагического сюжета в романе «Тэсс из рода д'Эрбервилей» является социальный конфликт между кресть­янами, с одной стороны, и буржуазией, либералами и священ­никами – с другой. Крестьянство в романе представлено семь­ей мелкого фермера, обедневшего потомка древнего аристократического рода д'Эрбервилей. Имя этой семьи присвоили теперь буржуазные дельцы. Дочь этого фермера, Тэсс, стала жертвой сластолюбивого Алека д'Эрбервиля. Несчастья и беды преследуют Тэсс, умирает ее незаконнорож­денный ребенок; сама она ищет работы вдали от родных мест. Казалось, Тэсс была создана для счастья. Она добра и краси­ва. Но ее стремление к счастью всегда наталкивалось на жес­токие предрассудки и законы общества.

Любовь Тэсс к Энджелу Клэру принесла ей новые беды. Узнав о ее прошлом, Энджел покидает ее, уехав в Бразилию. Этот либерал, заявлявший о своем равнодушии к существую­щим социальным порядкам и традициям, оказался на самом деле во власти традиционных условностей и предрассудков. Он увидел в Тэсс обманщицу и падшую женщину. Оставлен­ная Энджелом Тэсс снова встретилась с Алеком, ставшим к этому времени методистским проповедником. Потеряв наде­жду на встречу с Энджелом, Тэсс уступила Алеку. Но когда Энджел вернулся из Бразилии и нашел ее, она решила любой ценой избавиться от ненавистного ей Алека. Протест Тэсс против своего унизительного положения проявился бурно, стихийно и слепо. «Однажды жертва - на всю жизнь жертва! Таков закон!» - говорит она. Но Тэсс не мирится с этим «законом». Она убивает Алека и бежит с Энджелом. «Закон» преследует ее с неумолимостью рока: Тэсс казнят. Но автор показал не вину, а трагедию Тэсс, вызывая сострадание к ней.

Гарди – выдающийся мастер пейзажа. В структуре его ро­манов пейзаж занимает очень важное место. Изображение сельской жизни включает в себя картины природы. Авторское восхищение красотой и мощью природы способствует рас­крытию нравственной силы и духовного богатства народных характеров. Пейзажные зарисовки в романах Гарди психоло­гизированы, они неотделимы от чувств и переживаний его персонажей. Писатель видит обилие красок и оттенков в при­роде, улавливает малейшие изменения цвета и звука, передает динамику в жизни природы, помогающую еще ярче подчерк­нуть динамику человеческих страстей. Гарди с любовью изо­бражает природу родных мест.

Творчество Гарди является своеобразным итогом развития английского критического реализма 19 в. Писатель создал замечательные произведения, повествующие о народной жизни, раскрывающие глубокие драматические конфликты современ­ной эпохи.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее