Популярные услуги

Бронте

2021-03-09СтудИзба

Лекция № 19.

Шарлотта Бронте (Charlotte Bronte, 1816-1855)

Эмили Бронте (Emily Bronte, 1818-1848)

Энн Бронте (Anne Bronte, 1820-1849)

Ярким и значительным явлением в развитии английского критического реализма было творчество сестер Бронте. Они выступили в конце 40-х годов. В их произведениях получили свое выражение характерные особенности времени: в них органи­чески сливаются и легко просматриваются линии, соединяю­щие романтическое искусство начала 19 в. (Байрон, Шелли) с реализмом середины 19 в. (Диккенс, Теккерей), в нем фор­мируются тенденции новых художественных открытий в об­ласти романа второй половины века. Особенно широкую известность завоевали романы Шарлотты «Джен Эйр» и «Шерли» и Эмили «Грозовой перевал».

Все три сестры Бронте родились в од­ном из глухих районов Йоркшира в семье священника. Определяющую роль в фор­мировании взглядов будущих талантливых писательниц сыграл отец. Все члены семьи Бронте были воспитаны в лоне англиканской церкви. Дети  много читали, беря книги из библиотеки отца, сочиняли пьесы, писали стихи, вели хронику событий, происходивших в вымышленной ими фантастиче­ской стране Энгрии. Их единственный брат – Брэнуэлл –прекрасно рисовал и мечтал стать художником. Но не только волшебная Энгрия увлекала детей. Дома получали газе­ты, из которых становилось известно о волнениях на ткацких фабриках, о разорении фермеров. Суровая и жестокая дейст­вительность, сказавшаяся в раннем сиротстве, не обошла ни одного из членов семейства Бронте. Погибли от туберкулеза две старшие сестры – Мария и Элизабет. Они не выдержали тяжелых условий жизни в приюте для детей-сирот бедного духовенства, куда их отдал отец. Смерть старших девочек заставила его забрать из приюта Шарлотту и Эмили. Теперь, как и двое младших детей, они воспитывались дома, а точнее, были предоставлены сами себе. Их судьбы имеют много общего, но вместе с тем судьба каждой из сестер и судьба брата драма­тичны по-своему. Не дожив до тридцати лет, скончались Эмили и Энн, на тридцать первом году умер Брэнуэлл, немно­гим дольше прожила Шарлотта. Однако след, оставленный в культуре Англии этим удивительным семейством имеет непреходящее зна­чение.

Первая публикация сестер была совместной. В 1846 г. под мужскими псевдонимами они выпустили сборник «Стихо­творения Каррер, Эллис и Эктон Белл». Далее каждая пошла своим путем.

За свою жизнь Шарлотта Бронте написала несколько де­сятков стихотворений и четыре романа - «Учитель», «Джен Эйр», «Шерли» и «Городок». В рома­нах ставятся проблемы женского равноправия, социального неравенства, отражены рабочие волнения, обсуждаются во­просы образования; произведения Шарлотты Бронте во мно­гом автобиографичны, в них отразились впечатления и собы­тия ее личной жизни.

Начав писать еще в ран­ней юности, она послала одно из своих стихотворений поэту Роберту Саути. Просила его совета и выражала надежду на ответ. Ответ был получен. Саути писал, что поэзия – не женское дело, советовал адресату заняться домашними делами и выпол­нять обязанности по хозяйству.

Рекомендуемые материалы

После успеха «Джен Эйр», получив известность в литературных кругах, она несколько раз приез­жала в Лондон, встречалась с писателями и издателями своих произведений. Она познакомилась с Теккереем, которого считала лучшим романистом своего времени (ему Шарлотта Бронте посвятила «Джен Эйр»). Автора «Джен Эйр» Теккерей назвал «строгой маленькой Жанной д'Арк».

Книги Ш.Бронте совершили переворот в представлениях о морали. Как сво­его рода манифест борьбы за права женщин был воспринят роман «Джен Эйр». «Шерли» и «Городок» закрепили это представление.

Роман «Джен Эйр» принадлежит к числу значительных произведений английской литературы. Новаторский харак­тер его состоит в том, что героиня смело отстаивает свое человеческое достоинство, право на самостоятельную тру­довую жизнь и любовь. В условиях викторианской Анг­лии такая постановка проблемы была воспринята как про­явление крайней смелости взглядов автора. Героини, подоб­ной Джен Эйр, не было ни у Диккенса, ни у Теккерея.

В романе рассказана история простой девушки, вынужден­ной вести борьбу за существование. Детство Джен проходит в приюте. Система воспитания основана здесь на подавлении воли и любого проявления непокорности. Жесто­кие наказания; суровый режим делают детей безропотными и покорными. Многие оказываются сломленными морально. Но Джен Эйр находит в себе му­жество для сопротивления. Она умна и наблюдательна, ее чувства сильны, побуждения искренни, слова правдивы. Богат ее духовный мир. Став гувернанткой в доме помещика Рочестера, оказавшись в среде провинциального дворянства, Джен явно превосходит окружающих. Ее взгляды противоречат общепринятым представлениям. Она не приемлет отношения к браку как к выгодной сделке, в ее душе живет мечта о люб­ви, она стремится к независимости и праву самостоятельно избрать себе спутника жизни.

В книге заключен бессмертный мотив сказочной Золушки.

На весьма широком социально-историческом фоне про­исходят события романа «Шерли». Время его действия – 1812 год. Это период войны с Наполеоном и рабочих волнений начала 19 в. Основа конфликта «Шерли» – выступления рабочих ткацкой фабрики против их хозяина – фабриканта Мура. Мур приобрел новые машины для фабрики, лишив тем са­мым многих рабочих заработка. В сердцах безработных зреет протест, «нищета рождает ненависть». Изображение восстания рабочих становится кульминацией в разви­тии действия романа, хотя Бронте не была сторонницей ре­волюционного решения социальных противоречий, возлагая надежды на разумную деятельность людей, направленную на преобразование общества.

Последний роман Бронте «Городок» – это еще одна исто­рия о женской судьбе, о любви, человеческом достоинстве, об искусстве и его роли в жизни, о силе творческого воображе­ния, помогающего преодолевать невзгоды бытия и творить красоту. Психологически глубок образ главной героини Люси Сноу – молодой англичанки, рано осиротевшей, оказавшейся без средств и поддержки, преподающей в одном из пансионов Брюсселя английский язык. Для Люси труд – не только источник существования, но и неотъемлемая часть ее сущест­ва. Такая – героиня впервые появилась на страницах англий­ского романа. Характер женщины незаурядной, смелой и решительной в своих суждениях и действиях, здра­вомыслящей и тонко чувствующей показан Ш. Бронте в его сложности, многогранности, в его движении и изменении. Впечатле­ние, производимое романом, во многом определяется тоном повествования – доверительно-непосредственным, иронично-насмешливым, печально-горьким. Знакомясь с историей Люси Сноу, о которой рассказывает она сама, выступая в роли по­вествователя, мы слышим голос автора.

В суждениях современников и потомков Эмили Бронте не раз звучала мысль о том, что она в гораздо большей степени поэт, чем романист, а между тем в историю литературы Эмили Бронте вошла прежде всего как автор знаменитого романа «Грозовой перевал».

В творчестве Э. Бронте живет и занимает главное место романтическая традиция, сливающаяся с реализмом, ее мастерство проявилось в глубине психологических характери­стик и романтической символике.

Шарлотта Бронте заметила, что «свобода - воздух Эми­ли». Дух свободолюбия проявился в ее поэзии. Лирический герой Э. Бронте сродни героям поэтов-романтиков (Шелли, Байрона, Вордсворта, Колриджа). С двумя первыми ее роднит дух протеста и непримиримости, смелость вызова, бесстра­шие; с двумя вторыми – пристальный интерес к жизни приро­ды, образ одинокого странника. Однако, в отличие от поэтов «озерной школы», в изображении Эмили природа – это могу­чая стихия, а человек – свободолюбив и силен, он преодолева­ет страдания и горечь одиночества.

Дух романтизма воплощен в произведении огромной эмо­циональной напряженности – романе «Грозовой перевал». В.Вулф писала: «"Грозовой перевал" – книга более трудная, чем "Джен Эйр", потому что Эмили – больше поэт, чем Шарлотта. Шарлотта все свое красноречие, страсть и богатство стиля употребила для того, чтобы выразить про­стые вещи: "Я люблю", "Я ненавижу", "Я страдаю". Ее пере­живания, хотя и богаче наших, но находятся на нашем уровне. А в "Грозовом перевале" Я вообще отсутствует. Здесь нет ни гувернанток, ни их нанимателей. Есть любовь, но не та лю­бовь, что связывает мужчин и женщин. Вдохновение Эмили – более обобщенное. К творчеству ее побуждали не личные переживания и обиды. Она видела перед собой расколотый мир, хаотическую груду осколков и чувствовала в себе силы свести их воедино на страницах своей книги. От начала и до конца в ее романе ощущаются этот титанический замысел, это высокое старание – наполовину бесплодное – сказать устами своих героев не просто "Я люблю" или "Я ненавижу", а – "Мы, род человеческий" и "Вы, предвечные силы"».

Э.Бронте мифологизирует реальные конфликты; создавая апофеоз всепоглощающей страсти героев. «Грозовой перевал» – это роман о любви в условиях социального неравенства и несправедливо­сти; его конфликт определяется столкновением мечты и дейст­вительности. Противостоят два мира – подкидыша Хитклифа и обитателей помещичьих усадеб. Хитклиф мстит за свое по­руганное человеческое достоинство. Его сильный характер, природная гордость и честность противопоставлены эгоизму, заурядности и дворянской спеси его соперника Эдгара Линтона. Измена Кэтрин, которая предпочла благополучную жизнь на Мызе Скворцов жизни с Хитлифом, нанесла ему незажи­вающую рану, но не убила его любви.

Хитклиф – бунтарь, поднимающийся против установленных порядков, против лицемерной морали, против зла и несправедливости. Хитклиф и Кэтрин могли быть счастливы лишь до тех пор, пока между ними не встали деньги, предрассудки, условности. Однако ничто не смогло убить их любовь, страстное влечение друг к другу.

Драматическая напряженность характерна и для картин природы. Пейзаж – соучастник и предвестник событий. Вереско­вые поля и торфяные болота озаряются блеском молний, на них падает тень предвещающих бурю грозовых туч, гонимых порывами ветра; раскаты грома сопутствуют переживаниям мятущихся и страдающих героев. Природе, как и людям, при­суши волнение и тайна. Э. Бронте использует образы лесных эльфов, фей, оборотней, блуждающих призраков, заимствуя их из фольклора. Она тяготеет к широким обобщениям и реа­листическим в своей основе символам.

В лекции "Физико-химические свойства природного газа" также много полезной информации.

Иная тональность присуща произведениям Энн Бронте – и ее стихам, и двум ее романам – «Агнес Грей» и «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла». Подлинность жизненного опыта, пере­данного Энн Бронте в ее произведениях, придает им особый лиризм, проникновенность звучания. И не столько полет творческого воображения, сила и смелость которого так ярко проявились в «Грозовом перевале» Эмили, в романтике «Джен Эйр» и других романов Шарлотты, сколь­ко будничность повседневной действительности, окрашен­ная дымкой грусти, рождающаяся от сознания неизбежной тяжести жребия судьбы человеческой, привлекает в романах Энн. Ее романы – это своего рода дневник, заключающий в себе многие об­стоятельства и реалии жизни автора и эпохи. Это – один из вариантов документальной прозы викторианской Англии. Природа документализма романов Энн Бронте особая. В ее книгах мы не находим исторических фактов, известных в истории личностей, сколько-нибудь значительных событий общественной жизни. Однако мы проникаемся атмосферой жизни людей того круга, к которому принадлежали сестры Бронте, познаем их мораль и устои, понимаем, как форми­ровался характер и внутренний мир самой Энн, ее религиоз­ные убеждения, ее надежды и помыслы.

Энн всегда оставалась «третьей Бронте», «младшей сестрой». Ее имя называлось послед­ним, а о том, что было написано ею, или вовсе не говорили, или упоминали вскользь. Как считали критики, ни в какое сравнение с тем, что было написано ее старшими сестрами, произведения Энн идти не могли. Забытые на протяжении многих лет, они привлекли к себе внимание в наши дни и обрели новую жизнь. Историко-литературный феномен, обозначаемый понятием «сестры Бронте», не может быть воспринят во всей его полноте без романов и стихов Энн, заключающих свою тайну, способ­ность волновать, тронуть, заставить задуматься.

Энн прожила недолгую жизнь. Из 54-х написанных ею сти­хотворений при жизни были опубликованы 24. Остальные вы­шли посмертно с предисловием Шарлотты Бронте. Оба романа были опубликованы сразу же после их завершения, но ни один из них не встретил столь живого отклика, как книги ее сестер.

В первом романе Энн Бронте «Агнес Грей», написанном от первого лица, расска­зывается о событиях, внешне ничем не примечательных, но имеющих важное значение для рассказчицы, которая правди­во и просто повествует о себе, включая читателя в круг своих повседневных забот и переживаний. Агнес Грей – это сама Энн Бронте. Ее произведение имеет автобиографический характер, и вместе с тем это – не только рассказ о том. что ей пришлось пережить, когда она была гувернанткой и занималась воспитанием чу­жих детей. В этом романе отразились тенденции времени, связанные с возросшим интересом к про­блемам положения женщины в обществе. Многие женщины включились в литературную деятельность. Героинями целого ряда романов и повестей, появившихся в эти годы, были гу­вернантки («Старая гувернантка» С.-К. Холл. «Гувернантка» леди Блессингтон, «Каролина Мордаунт» Шервуд). В обиход вошло выражение «роман о гувернантке». Появление такого рода произведений понятно: становясь гувернантками, молодые женщины из средних слоев общест­ва, нуждавшиеся в заработке, могли найти применение своим силам и знаниям. Героиня Энн Бронте познает простую и вечную истину: высшая радость – в «возможности и желании быть полезным».

Роман «Незнакомка из Уайлдфелл -Холла» – произведение более сильное и значительное. Линейное построение «Агнес Грей» сменяется сложной структурой; расширяются рамки изображаемого, углубляется психологизм.

Роман строится как раскрытие тайны главной героини Хе­лен, поселившейся с маленьким сыном в мрачном, давно поки­нутом его владельцами старинном доме елизаветинских времен, известном под названием «Уайлдфелл-Холл». Появление пре­красной незнакомки привлекает внимание жителей округи. Ее независимость и одиночество разжигают интерес к ее прошло­му. История Хеяен и обстоятельства ее семейной жизни и со­ставляют основу романа. «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» – роман семейно-психологический. На его страницах ведутся дискуссии о многих аспектах семейной жизни, об отношениях супругов, детей и родителей, об ответственности членов семьи друг перед другом.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее