Мировые цивилизации в XIX веке
Мировые цивилизации в XIX веке
К началу XIX века стало ясным, что передовые страны Западной Европы развивались в рамках классического капитализма, основанного на теоретическом наследии Адама СМТА и Давида РИКАРДО, предполагающего максимальную экономическую свободу производителей и потребителей[1].
Торжествовала промышленная революция — переход от экономической системы, основанной на аграрном производстве и отчасти торговле, к экономике индустриального типа, для которой характерна концентрация промышленности в городах. Ручной труд сменялся машинным, мануфактура вытеснялась фабрикой. Изменилась и роль человека в производстве, он становится придатком машины.
Успехи промышленной революции сопровождались серьезным ухудшением жизни рабочих. Вот свидетельства очевидцев.
Томас Кардейль писал в 1830-х гг.: “Среди всего этого изобилия погибает народ”.
Бенжамин Дизраэли: “Англия разделена на две нации. Это бедные и богатые”.
Фридрих Энгельс писал о лондонских рабочих: ”Если пройтись по улицам рано утром, в то время, когда все спешат на работу, прямо изумляешься, как много встречаешь людей, которые производят впечатление чахоточных. Бледные, тощие, узкогрудые приведения со впалыми глазами”.
ВЕДУЩИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ДОКТРИНАМИ XIX ВЕКА СТАЛИ ДОКТРИНЫ ЛИБЕРАЛИЗМА И КОНСЕРВАТИЗМА.
Крупнейшие теоретики либерализма — Бенжамин КОНСТАН, Алексис де ТОРКВИЛЬ, Джон МИЛЛЬ — были наследниками мыслителей эпохи ПРОСВЕЩЕНИЯ, но в то же время и их критиками. Крайности просветительской идеологии, столь ярко проявившиеся в годы Великой французской революции, были смягчены либерализмом. Принципами либералов стали:
Рекомендуемые материалы
q обеспечение политического и правового равенства граждан;
q автономность личности;
q неприкосновенность прав личности, гарантированная государством. “Свобода кулака одного человека общества должна ограничиваться носом другого”.
Консерваторы (Эдмун БЕРК, Жозеф де МЕСТР) больше внимания обращали на традиционность и преемственность развития. По их утверждению, общество должно строится на:
q семье;
q доме;
q религии;
q уважении к устоям.
Интересы системы, государства должны учитываться наряду с интересами личности, — вот один из основополагающих принципов консерваторов.
“Страна — не чистый лист бумаги, на котором можно написать все что угодно”, — писал Э. Берк в своих “Размышлениях о французской революции”.
Человек не способен переустроить общество на рациональных началах и не должен стремиться к этому, поскольку такое стремление явилось бы насилием над законами, обусловленными ходом развития общества. Поэтому Берк призывал политиков сочетать способность к сохранению со способностью к улучшению.
XIX век называют веком революций, социальных потрясений. Абсолютный рекорд принадлежит Испании —6 революций. Немногим уступила Франция 4 революции. В 1848- 1849 гг. мощная волна революций прокатилась почти по всем европейским странам и остановилась у границ Российской империи.
В первой половине XIX века развитие Срединных Штатов Америки отличалось рядом характерных особенностей:
1. Значительное расширение территории страны (за 70 лет с 1776 г. она увеличилась в 3 раза.
2. Отсутствие сильных противников на континенте.
3. Наличие “свободных” земель на западе страны.
4. Быстрый рост численности населения, в том числе за счет иммигрантов.
Следствием развития индустриальной цивилизации стало возникновение в обществе так называемого среднего класса. А ведь, как известно, еще древнегреческий философ Аристотель отмечал, что устойчивым будет тот полис, где силен “средний класс”.
XIX век — это время расцвета утопического социализма. Известными социалистами-утопистами начала XIX века были Анри де СЕН-СИМОН, Шарль ФУРЬЕ (оба Франция), Роберт ОУЭН (Англия). Все они искали способ обеспечения социального равенства людей, обличали пороки и язвы раннеиндустриального общества.
А. Сен-Симон писал об обязательности и всеобщности труда, о необходимости внедрения принципа распределения “по способностям” и государственного планирования, ликвидации национальных различий.
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ США ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В РАЗЛИЧИИ УКЛАДОВ СЕВЕРА, ГДЕ БЫСТРО РОСЛА ФАБРИЧНАЯ ПРОМЫШЛЕНОСТЬ, ВОЗНИКЛИ НОВЫЕ ГОРОДА, В КОТОРЫХ ОСЕЛА ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИММИГРАНТОВ ИЗ ЕВРОПЫ, РАЗВИВАЛИСЬ ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА И ПЛАНТАТОРСКОГО ЮГА (БАЗИРОВАЛСЯ НА ПЛАНТАЦИОННОМ РАБСТВЕ) ПОСТАВЛЯВШЕГО НА ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ РЫНОК ХЛОПОК, ТАБАК, САХАРНЫЙ ТРОСНИК
ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ СЕВЕРОМ И ЮГОМ БЫЛО РАЗРЕШЕНО В РЕЗУЛЬТАТЕ ГРАЖДАНОСКОЙ ВОЙНЫ В США (1861 – 1865 гг.). ПОБЕДИЛИ СЕВЕРЯНЕ
Ш. Фурье изобрел строй “гармонии”, при котором даже пороки человека можно использовать во благо общества (например, отправить любителя хорошо поесть работать в общественной кухне). Все должно быть общее: дети, уже с малых лет приучаемые к труду, должны воспитываться в коллективе, четко следует регламентировать время занятий умственным и физическим трудом.
Оуэн, будучи еще и богатым филантропом, попытался создать на подобных началах колонию “Новая гармония” на земле США.
Социалистические идеи развивали Жорж ПРУДОН, Луи БЛАН, Михаил БАКУНИН.
В 1840- х гг. в Европе зародился марксизм. В отличие от социалистов прошлого марксисты попытались подвести под свое учение научную основу. Охарактеризовав капитализм и показав его противоречия, К. МАРКС и Ф.ЭНГЕЛЬС предсказали его гибель, всемирную социалистическую революцию и переход человечества к коммунизму.
Под коммунизмом эти мыслители понимали общество, “в котором созданы условия для всестороннего развития каждого и удовлетворения всех потребностей каждого”.
В конце XIX в. человечество продолжало неумолимый бег по спирали своего бытия. В эти годы многим народам еще казалось, что они могут жить и развиваться обособленно и выходить на континентальную или мировую арену лишь тогда, когда у них самих возникнет такое желание. Беды, случавшиеся в сопредельных странах, казались чужими. Открытия и изобретения, сделанные учеными одного государства, чаще использовались лишь в своих целях и т.д.
Но чем ближе человечество приближалось к XX в., тем отчетливее просматривалось, что чужие несчастья вовсе не чужие, они прямо или косвенно затрагивают интересы всех живущих на Земле. Загрязнение атмосферы выбросами промышленных предприятий одной страны становились “достоянием” других территорий и даже частей света. Избыток производимой продукции в одной стране неизбежно требовал ее вывоза в другие государства. Нехватка или отсутствие сырья для промышленности в одних странах неминуемо приводили их, не всегда цивилизованным путем, на богатые этим сырьем территории. Научные открытия не могли реализоваться в полную силу, если они замыкались в национальной скорлупе. Люди стали все глубже видеть и понимать огромную взаимосвязь между “здоровьем” каждой в отдельности страны с общим “здоровьем” всего человечества.
Осознание данной проблемы во всем ее многообразии было подвластно лишь передовым умам, как правило, философского и научно-технического профиля. Политики же видели выход из складывающейся ситуации в переделах мира с целью обеспечения себе источников сырья, дешевой рабочей силы и рынков сбыта.
В XIX в. в мире наблюдались две основные общие закономерности:
1. Научно-технический прогресс.
2. “Демографический взрыв”. Население Земли росло по все более восходящей линии. Если с 1000 г. по 1800 г., за восемь веков, оно выросло с 275 до 906 млн. человек, т.е. в 3,3 раза, то за один XIX в. оно увеличилось на 694 млн. человек, т.е. в 2,3 раза и достигло 1,6 млрд. человек.
Рост населения требовал смены способов и культуры производства для удовлетворения потребностей человека. Решить эту проблему представлялось возможным только на основе научно-технического прогресса и отказа от сословного неравенства.
Главное детище научно-технического прогресса — ПРОМЫШЛЕННОСТЬ — продолжала развиваться небывалыми ранее темпами. Причем, в первую очередь в странах, взявшим за основу своего экономического развития рыночные отношения, а политического устройства — ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА.
Одним словом, модернизация набирала обороты.
В России проблема экономической и политической модернизации решалась медленнее. Причинами тому являлись:
q трудно изживаемая “почвенность”;
q отсутствие демократических основ в управлении государством;
q экономическая отсталость;
Ещё посмотрите лекцию "18. Реализация тиража" по этой теме.
q изолированность от конституционных стран и др.
Таким образом, для XIX века были характерными:
I. Интеграция экономических отношений между странами.
II. Передел наиболее мощными державами сфер влияния с помощью военной силы.
III. Научно-технический прогресс в основных областях жизни и деятельности человека.
[1]Адам СМИТ, автор книги “Исследования о природе и причинах богатство народов”, пишет о том, что Рынок — “невидимая рука”. Организующая хозяйственную деятельность. Смит выступает за “естественную свободу” в экономике, за свободную игру хозяйственных сил. Государство не должно вмешиваться в этот процесс и выполняет только функцию “ночного сторожа”. Капитализм, по Смиту, тот единственный естественный порядок, который соответствует природе человека и в перспективе должен обеспечить всеобщее благоденствие.