Технология активных методов обучения
Тема: технология активных методов обучения
План
1. Характеристика активных методов обучения
2. Использование активных методов в режиме интерактивного обучения.
Одними из центральных задач обучения и, в частности, npoфессиональной подготовки специалиста являются формирование активного, деятельного отношения развивающейся личности к познанию мира и себя в этом мире, вынесение оценки миру и сосредоточенным в нем ценностям, а также изменение мира. Решение этих задач требует использования содержания, форм, методов, направленных на активизацию обучения, которая, в свою очередь, реализуется за счет создания дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него студента на всех трех уровнях интеллектуальной, личностной и социальной активности.
Сущность активного обучения выражается в переходе от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов, интересов, условий для творчества в обучении (А. А. Вербицкий). Так называемое активное обучение реализуется через систему активных методов обучения.
Активные методы обучения — это методы обучения, которые побуждают обучаемых, к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом.
Активные методы производственного обучения — методы, требующие активной мыслительной продуктивной деятельности учащихся, проявляющейся в способности корректировать собственные действия, в самостоятельном выборе и целесообразном сочетании способов деятельности, в планировании своего труда, анализе и предотвращении ошибок, в производственной смекалке.
Рекомендуемые материалы
В литературе встречаются два варианта условного сокращения термина «активные методы обучения» — АМО и МАО («mетоды активного обучения»).
Для них характерны следующие признаки: высокая степень включенности студентов в процесс обучения; их активность в процессе разных видов учебной деятельности; совпадение познавательных интересов преподавателя и студентов; интенсификация процесса обучения; коллективное форсирование усилий; наличие обратных связей в обучении; мотивация обучения не только лично, но и социально значимая; возможность моделирования целостного содержания будущей профессиональной деятельности благодаря формам обучения; повышенная эмоциональность студентов.
Познавательная активность проявляется в трех видах активности. Во-первых, в активности воспроизведения, выраженной в стремлении студентов понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу. Во-вторых, в активности интерпретации, проявляющейся в стремлении студентов постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. В-третьих, в творческой активности, предполагающей самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление учащимися познавательных интересов. Показателем активности обучаемого становятся интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познавания, стремление к творческой интерпретации выполнения индивидуальных и коллективных учебных заданий, интерес к деятельности преподавателя и других студентов.
Познавательная самостоятельность выражается в стремлении и умении студента мыслить самостоятельно, ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи и способам добывания знаний, демонстрировать независимость собственных суждений, критически оценивать суждения других.
При использовании АМО на конкретном учебном занятии преподаватель решает ряд довольно сложных задач. Например, формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса, в той или иной мере приближенных к реальным условиям; развитие умения аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и ясно излагать свои мысли или способности анализировать сложные ситуации, выделять главные и второстепенные причины их возникновения, находить средства и способы их разрешения.
Значение АМО определяется и тем, что они обеспечивают переход организации всего учебного процесса преподавателем к самоорганизации этого процесса обучающимися. Данный тезис положен в основу довольно большой группы современных личностно - ориентированных технологий обучения. Самоорганизация обучения строится на основе изменения ценностного отношения обучаемых к процессу получения знаний, которые они приобретают благодаря самостоятельному открытию, поиску, определению собственного личного смысла в интерпретации предоставленной им учебной информации. Вся учебная деятельность обучающихся рассматривается как творческая деятельность. Для творческой деятельности характерны три вида операций: логическая, интуитивная и эвристическая.
Логическая последовательность действий однозначно определена благодаря тому, что ее можно описать, составить алгоритм решения. В этом виде действий всегда гарантирован конечный результат.
Интуитивная последовательность действий — это комплекс неразделимых операций, выполнение которых иногда не может объяснить даже сам творец, однако главным в интуиции является озарение, возникающее на основе эмоционального момента в виде большого желания решить задачу, научного предвидения и личного опыта.
Эвристическая последовательность операций строится на основе интеллектуальных способностей, таких как умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, описывать, выделять главное, обосновывать, систематизировать.
Все перечисленные выше операции реализуются в активных методах обучения и в определенной мере служат основанием классификаций АМО. Существует несколько классификаций.
Традиционная классификация разделяет их на две большие группы. Первая группа — неимитационные методы, нацеленные преимущественно на активизацию восприятия теоретического материала, самостоятельной переработки и осмысления учебно - научной информации с установкой на ее воспроизведение. Эта гpyппа методов формирует у студентов и коммуникативные навыки, аналитические — в виде умения строить доказательства, формулировать собственную позицию в понимании проблемы и искать творческие пути ее решения. Наибольшее распространение полу чили метод решения учебных педагогических задач, дискуссия, мозговой штурм, эвристическая беседа, метод синектики, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Вторая группа - имитационные методы, предполагающие моделирование будущей реальной деятельности специалиста. Они разделяются на неигровые (анализ конкретных ситуаций, исследовательские задания) и игровые (деловые, ролевые, тренинг).
В современном образовании игровая деятельность используется в качестве самостоятельной технологии, которая представляет собой совокупность различных игр, направленных на реализацию цели обучения и получение соответствующего результата: дидактические — от формирования определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, до расширения кругозора; развивающие — от умения принимать оптимальные решения, сравнивать, сопоставлять, находить аналогии до развития воображения, творческих способностей к внутренней мотивации учебной деятельности и совершенствования навыков самоуправления поведением; воспитательные — от воспитания навыков совместной деятельности, общительности, коммуникабельности до формирования нравственных позиций, этических и мировоззренческих установок, приобщения к нормам и ценностям общества, адаптации к условиям среды, стрессового контроля и саморегуляции личности.
Игра позволяет развить у играющего так называемое «процедурное удовольствие», поскольку игра — свободная развивающая деятельность, возникающая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата. С ее помощью значительно расширяется «поле творчества» обучаемого, так как игровой процесс — это процесс в значительной мере импровизационный. Благодаря соперничеству, состязательности игра воздействует на чувства участников, вызывая «эмоциональное напряжение». Деятельность играющего имеет логическую и временную последовательность, поскольку любую игру сопровождают прямые или косвенные правила, отражающие содержание игры.
В игре также реализуется и комплекс функций, необходимых социализации личности. Так, например, развлекательная функция не только доставляет человеку радость, но и побуждает интерес, коммуникативная — помогает осваивать диалектику общения, терапевтическая — способствует преодолению разнообразных трудностей, диагностическая — позволяет выявить отклонения от нормативного поведения, коррекционная — вносит изменения в структуру личности, а функция самореализации позволяет включить обучаемого в систему общественных отношений, помогает усвоить богатства культуры и человеческой практики.
По другой классификации активные методы можно условно объединить в три основных блока:
1) дискуссионные методы — групповая дискуссия, разбор казусов практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;
2) игровые методы — дидактические, творческие, ролевые, деловые игры, контригра на основе трансактного метода осознания коммуникативного поведения;
3) сенситивный тренинг.
Однако при всей эффективности активных методов в практическом их использовании педагоги часто испытывают ряд трудностей, которые обусловлены тем, что на первоначальном этапе вынужден быть активным независимо от его |
трудностей которые обусловлены тем, что на первоначальном этапе обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания, поскольку преподавателем осуществляется принудительная активизация его мышления. Кроме этого эффективность занятия, где в качестве основного метода применяется активный, в значительной степени зависит от устойчивой и длительной активности студентов в течение занятия, а кратковременная и эпизодическая не приносит должных результатов. Преподавателю не всегда удаётся полностью реализовать все запланированные условия, стимулирующие самостоятельность и творчество при выработке решений. Трудно решается задача повышения степени мотивации и эмоциональности обучаемых. Чтобы преподаватель был готов к устранению подобных трудностей, ему следует обратить внимание на особенности применения этих методов в конкретном учебном занятии. Остановимся на методических основах организации таких активных методов обучения, как упражнения, метод анализа (решения) педагогических задач, эвристическая беседа, метод ТРИЗ, метод эвристических вопросов, мозговой штурм, метод синектики, ролевая игра.
Упражнение — это многократное выполнение какого-либо действия для приобретения навыков и получения более совершенных умений.
Различают упражнения для отработки практических действий и интеллектуальные упражнения.
Методика проведения упражнения для отработки практических действий строится или на принципе поэтапного формирования действий, базирующемся на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, или используется принцип «проб и ошибок».
При организации упражнений надо соблюдать определен алгоритм: сообщить тему; теоретически обосновать предлагаемые действия; описать их выполнение с использованием наглядных пособий; показать образец выполнения; предупредить по возможных совершаемых ошибок при выполнении упражнения; проверить понимание студентами цели задания, методов исполнения, осознание правил безопасности; проверить конечные элементы деятельности.
Интеллектуальные упражнения направлены на выработку логических умений и навыков. Анализу, синтезу, обобщению по имеющейся учебной информации, представленной в виде текстов, моделей, графиков, таблиц, схем, студенты учатся, выполняя следующие варианты упражнений:
- анализ разнообразных высказываний в публицистике и научной литературе;
- анализ статистических данных и составление диаграмм, графиков, таблиц;
- анализ теоретических положений и применение их на практике;
- многомерный анализ измененных характеристик анализируемого объекта.
Алгоритм выполнения таких упражнений сводится к тому, студентам предлагается:
1) сначала рассмотреть педагогическое явление с разных точек зрения;
2) затем самостоятельно смоделировать его свойства и отношения;
3) потом зафиксировать определенные выделенные свойства объекта анализа визуально.
Как разновидность двух обозначенных выше видов упражнений можно назвать имитационные упражнения — активный метод обучения, отличительная особенность которого — наличие заранее известного преподавателю, но не студентам, правильного или оптимального решения проблемы. Подобные упражнения чаще всего принимают статус имитационной игры.
aнализ (решение) педагогических задач. Педагогическая задача представляет собой лаконично сформулированную педагогическую ситуацию, требующую быстрого и правильного анализа и оперативного решения, поиска выхода из сложившегося положения. Данный метод позволяет развить у студентов аналитические навыки при решении жизненных и производственных задач, способствyет правильному использованию имеющейся в их распоряжении информации, вырабатывает самостоятельность и инициативность в решениях, помогает преподавателю сформировать убеждённость в необходимости теоретических знаний. Обычно говорят о таких видах ситуаций, как ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки, ситуации-проблемы (М.Новик).
С помощью ситуации-иллюстрации преподаватель поясняет какую - либо сложную процедуру или явление по теме. Ситуация рассматривается на разнообразных примерах, по ходу которых студентам предлагается сформулировать вопрос или найти ответ на вопрос преподавателя.
Имитащия-упражнение направлена на применение уже принятых ранее положений. В ходе обсуждения такой ситуации предполагаются очевидные и бесспорные решения поставленных проблем. Чаще всего содержанием становится тренировка умений и навыков студентов в обработке или обнаружении конкретных данных, относящихся к исследуемой проблеме.
Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого в определенном смысле уже найден, и предлагает провести критический анализ ранее принятых решений. Главное — дать мотивированное заключение по поводу происшедшего события.
Ситуация-проблема — соотношение обстоятельств и условий, в которыx разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения.
Фактически это такая ситуация, при которой человек хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
Сталкиваясь с конкретной проблемной ситуацией, обучаемый должен определить, есть ли в ней проблема, в чем она состою выразить свое отношение к ситуации. Перечисленные ситуации в той или иной интерпретации заложены в разные типы учебных задач. Выделяют также следующие типы задач.
1. Теоретические информационно-текстовые задачи, разделяющиеся:
- на информационные задачи. В их основу положены противоречия, порождающие определенную проблему;
- задачи с логическим разрывом. В их основе лежат логические пропуски в рассуждении из-за отсутствия научных терминов или интерпретационных разрывов. Задача решается, если текст дополняется нужным понятием или суждением;
- информационные задачи на сравнительный анализ теоретической информации. В их основу положен анализ разнообразных формулировок, научных понятий или концепций. Решение задачи заключается в выборе и его обосновании.
2. Задачи операционального содержания:
- задачи на формирование знаний о нормативных действиях педагога. В их основе лежат констатация фактов, выводы, имеющие типологические признаки. Решение задачи заключается в нахождении аналогии решения на реальной педагогической практике;
- задачи на проецирование способов действия педагога и обучаемых. В их основе — описание ситуации, а затем и ее решение с позиций одного из субъектов педагогического процесса;
- задачи на проецирование этапов процесса обучения. В их основе лежат обсуждение и нахождение конкретного методического приема, используемого педагогом;
- задачи на проецирование целостного процесса обучения. В их основу положено или описание поведения учащихся — и решение приходит через использование системы мер педагогического воздействия, или оптимальный способ управления учебной деятельностью.
3. Задачи на анализ действующего процесса обучения. В основу всех разновидностей этих задач положена исследовательская проблема:
- задачи на аспектный анализ. Нужно выявить признаки, сделать выводы, имеющие теоретическое и практическое значение;
- задачи ситуативные, требующие поиска решения конкретного случая, конфликта, устранения противоречия.
4. Задачи на моделирование процесса обучения. На основе анализа конкретной ситуации следует смоделировать целостный процесс.
5. Задачи на реализацию модели процесса обучения с последующим самоанализом. Такие задачи составляются с учетом реальной практики студентов: они опробируют построенную модель, а затем анализируют ее эффективность.
Преподаватель использует учебные задачи как иллюстрацию к теоретическим положениям при сообщении студентам нового материала; их использование продуктивно при закреплении материала; как способ сближения теории и практики педагогические задачи находят широкое применение на практических занятиях.
При подборе и создании учебных педагогических задач преподаватель должен учитывать следующие моменты.
Задача должна иметь определенную фабулу, изложенную как цепь событий, имеющих логическую и причинно-временную последовательности. Ситуация должна представляться как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка,
Завершение задачи формулируется в виде вопроса «Как быть?», представленного в разнообразной форме.
Чаще всего задача звучит как описание некой конфликтной ситуации, которую надо проанализировать и найти решение проблемы, возникшей в ней. Материалом для задач могут стать личные наблюдения студентов из педагогической практики, эпизоды из литературных произведений, журнальные статьи, высказывания отечественных клас-сиков педагогической мысли, типичные жизненные ситуации.
Содержание задачи по возможности должно отражать разные стороны педагогического процесса, быть жизненным,
убедительным. Задача не должна быть рассчитана на однозначное решение, а в ней допускается несколько подходов к
решению, но каждый предполагает подробное теоретическое и практическое обоснование со стороны студентов.
Содержание должно хорошо восприниматься как на слух, так и в печатном варианте. Поэтому недопустимо объемное цитирование и пересказ текста. При формулировке вопросов к задаче следует избегать шаблона типа «какой», «какая», «в какой..». Вопросы в количестве от одного до трех-четырех должны быть и познавательного характера — зачем, почему, в чем?, и содержать альтернативу «Если..., то...», и опираться на личное мнение студента — «Ваше мнение?», «Как бы поступили вы?».
Полезным для студентов будет и введение в задачу разнообразных теоретико-практических заданий: составить советы, разработать памятки, предложить план консультации, найти подтверждение высказанным мыслям в первоисточниках, сравнить взгляды на обсуждаемую проблему задачи разных исследователей и т.д.
При описании педагогической задачи в конспекте учебного занятия возможен такой алгоритм: название задачи; форма предъявления; место использования; технология работы с задачей.
Процедура предъявления учебной педагогической задачи студентам сводится к тому, что преподаватель выразительно читает текст задачи студентам два раза, делая логические паузы и акценты на ключевых словах. Второе чтение можно заменить самостоятельным чтением текста студентами, если этот текст имеется каждого в сборнике задач или в машинописном варианте.
Затем педагог ставит вопросы для обсуждения и дает студентам время для обдумывания ответа.
Работа над задачей проходит или как индивидуальная работа студента, или как коллективное обсуждение вариантов решения одной и той же ситуации, когда каждый имеет возможность ознакомиться с разными решениями, послушать и взвесить варианты их оценок, дополнений, изменений.
Отвечают несколько студентов, их ответы сравниваются. При обосновании ответа обязательно должна быть показана связь теории и практики.
По ходу обсуждения преподаватель следит за тем, чтобы рассматривалась конкретная ситуация, в которой участвуют конкретные действующие лица, и студенты не уходили от сути обсуждаемой проблемы.
Приемы использования педагогической задачи весьма разнообразны. Например:
а) задача дается в начале изучения нового материала, а затем конце учебного занятия, когда уже получена определенная учебная информация. Сравниваются результаты;
б) при решении задачи студенты получают задание составить аналогичную задачу, пользуясь педагогической литературой, личными наблюдениями на практике;
в) задача дается на дом, ее решение обязательно сопровождается работой с научно-методической литературой. Обсуждение происходит на следующем занятии.
Разнообразить методику работы по анализу конкретной задачи позволяет ролевое разыгрывание конкретной ситуации. В таком случае изучение ситуации участниками происходит заранее и занятие по ее анализу переходит в ролевую игру.
Преподаватель дает студентам следующую памятку по peшению учебной задачи.
Памятка
1. Анализу подвергается микросреда, в которой происходит педагогическое действие, событие, явление.
2. Запечатленные в задаче факты нужно перевести на язык педагогических категорий.
3. Обозначить проблему, решение которой следует найти в задаче.
4. Выделить источник возникновения проблемы, направление его развития, характер и форму.
5.Предполагаемый поиск решения сформулировать как гипотезу.
6. Сначала назвать методы, средства и формы педагогического воздействия или методы, средства, формы обучения, которые привели к возникшей в задаче проблеме. А затем обозначить те, которые исправят допущенные ошибки.
7. Назвать положения педагогической или психологической теории, на которых строятся выдвигаемые студентом доводы.
8. Студенту нужно определить, как данную задачу можно использовать в его педагогическом опыте.
9. Оценить задачу с точки зрения ее типичности для педагогической деятельности.
Эвристическая беседа (от греч. heyrisko — нахожу, открываю) — метод обучения, при котором педагог не сообщает обучаемым готовых знаний, а умело поставленными вопросами, не содержащими прямого ответа, заставляет обучаемых на основе имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам, правилам.
Термин «эвристика» употребляется в нескольких значениях: 1) специальные методы, используемые в процессе открытия нового, 2) наука, изучающая продуктивное творческое мышление; 3) метод обучения.
Эвристическая беседа — один из основных методов так называемого эвристического обучения. Главный ориентир эвристического обучения — развитие и повышение методологического уровня культуры решения творческих задач профессиональной деятельности. Важная особенность методов эвристического обучения заключается в том, что они предлагаются студентам тогда, когда решение проблемы логическим путем невозможно.
Эвристическое обучение позволяет вывести студентов на несколько взаимосвязанных уровней обучения:
1. Уровень идентификации, позволяющий обучаемому приобрести умение распознавать объекты в ряду подобных;
2. Уровень репродукции. Студент на основе запоминания способен понять и выделить особенности изучаемых предметов и явлений;
3. Уровень применения усвоенной информации на практике;
4. Уровень трансформации, позволяющий студенту ориентироваться в новых ситуациях и вырабатывать новую программу действий;
Результатом эвристического обучения становятся развитые интеллектуально-эвристические способности личности:
способность генерировать идеи — одна из основных. Она выражается в умении интуитивно выдвигать оригинальные методы решения интеллектуально-творческих задач в условиях ограниченной информации;
ассоциативность мышления проявляется в способности отражать и устанавливать в сознании новые связи между известным/неизвестным в творческой задаче по сходству, смежности, контрасту;
способность видеть противоречия позволяет проявить умение связывать явления, ставить творческие задачи;
способность к переносу знаний и умений на новые ситуации позволяет полученные знания трансформировать и реконструировать с учетом специфики творческой задачи;
независимость суждений служит важным показателем способностей, так как студенту не всегда удается удержаться от соблазна комформистской позиции и выражать только свою точку зрения, отличную от мнения и установок других;
способность к оценочным суждениям характеризуется умением объективно оценивать процесс, результаты, свои действия, находить причины ошибок или неудач;
способность преодолеть инерцию мышления выражается в быстроте переключения от общепринятого метода решения к оригинальному без боязни последствий неудач;
способность к фантазии сопровождает процесс эвристической деятельности и делает его неповторимым, оригинальным, запоминающимся.
Рассмотрим особенности эвристической беседы. Ее основу составляет эвристическая задача, которая должна содержать определенное условие и вопрос. Причем условие содержит неполный объем информации, а вопрос весьма конкретен: «Что делать?», «Как быть?».
Эвристический поиск при решении эвристической задачи осуществляется путем отбрасывания возможных способов решения и выбора наиболее целесообразных. Исключается «способ перебора» предлагаемых решений.
Решение выполняется через выдвижение гипотезы, часто возникающей на интуитивной основе. Гипотеза позволяет:
- установить недостающие логические связи, которые скрыты в условии из-за недостатка информации;
- обобщить имеющуюся информацию в определенную систему;
- выделить причинно-следственные отношения, которые скрыты в условии задачи.
Выдвинутая гипотеза требует логического обоснования с помощью формальных методов аргументации.
Стимулируют эвристический поиск правила предпочтений:
- более легкое предпочтительнее более трудного;
- более знакомое предпочтительнее менее знакомого;
- объект, имеющий больше точек соприкосновения с рассматриваемой задачей, предпочтительней объекта, имеющего меньше таких точек соприкосновения;
- целое предпочтительнее части;
- главные компоненты предпочтительнее прочих;
- близкая информация предпочтительнее далекой.
Достаточно хорошо стимулируют эвристический поиск правила, сгруппированные на основе «мудрых мыслей».
Например:
В умной беседе — ума набраться, а в глупой — свой растерять. Говорить не думая — это стрелять не целясь. Не бойся первой ошибки, а избегай второй. Не торопись отвечать, торопись слушать. Факт не лошадь: куда хочешь не повернешь.
После принятия правил эвристического поиска следует ступень редукции, согласно которой происходит уяснение информации, заложенной в эвристической задаче.
Затем надо составить план решения эвристической задачи, ответив последовательно на вопросы: «Что известно/неизвестно?», «Как можно использовать при решении заданной задачи аналогичную, уже зафиксированную в опыте личности?», «Все ли данные использованы при отборе вариантов решения?», «При помощи каких способов можно защитить правомерность выдвинутого решения?», «Как методы решения данной задачи можно использовать в других задачах?».
После составления плана решения эвристической задачи нужно продумать путь логического решения: от частного к общему или от общего к частному.
Последним звеном станет сведение исходных данных задачи к частным случаям.
Работа по выдвижению гипотезы и защите решения производится последовательно на подготовительном, информационном, аналитическом, теоретическом и исследовательском этапах эвристической деятельности.
Для эвристической беседы существенным является то, каким методом осуществляется эвристический поиск. «Метод каталога» основан на поиске аналогов и переносе знаний об объекте с одной области на другую. «Метод гирлянд случайностей» основан на поиске оригинального решения через образование случайных комбинаций. Методом «Если бы» ищется ответ на вопрос «Что изменится, если...». «Метод многомерных матриц» предполагает нахождение новых, неожиданных путей решения проблемы путем составления комбинаций известных и неизвестных элементов. «Метод инверсий» используется в случае невозможности нахождения решения обычным способом — здесь работает система противоположных альтернативных решений. Метод ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), метод эвристических вопросов, мозговой штурм, синектика также относятся к разряду методов эвристического обучения. На учебных занятиях они применяются преподавателем самостоятельно, а также могут быть предложены студентам по ходу эвристической беседы.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Автор этого метода — советский инженер Т. С.Альтшулер, установивший ряд законов развития технических систем. Он сформулировал правила, которыми рекомендуется пользоваться изобретателю, разработал теорию решения изобретательских задач и предложил алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). В педагогике метод ТРИЗ направлен:
- на стимулирование интереса к основным учебным дисциплинам;
- развитие вкуса к творчеству;
- формирование и совершенствование навыков управления
мышлением;
-отработку умений управления системой «человек—инструмент», которая зависит от уровня подготовки к творческой деятельности конкретного студента;
- выявление и решение научных, исследовательских, изобретательских задач любой сложности без перебора вариантов методом «проб и ошибок»;
- реализацию потребности в творчестве;
- возможность применять творческие модели и методы в любых ситуациях, не всегда связанных непосредственно с процессом обучения;
- развитие интуиции, основанной на знании некоторых закономерностей явлений.
Основу ТРИЗ-педагогики составляют два ориентира: цель ее заключается в развитии системного мышления и обучении учащихся на технологиях разрешения одиночных и комплексных противоречий вне зависимости их предметных областей. Противоречия как несоответствие между картиной желаний и картиной мира, картиной желаний и картиной возможностей, отдельными картинами мира — физической, экономической, этической, частями одной конкретной картины мира разрешаются путем установления плюсов и минусов, сопровождающих явление действительности.
Ситуации противоречия в общем виде выглядят так: «ЕСЛИ/ изменение ситуации/, ТО (+) / полезные последствия/, НО (-)/ вредные следствия/. Решить противоречие можно по-разному. Первый вариант — добиться «плюса», когда возникающие по ходу разрешения противоречия «минусы» устраняются по принципу
действия героя из басни Крылова «Свинья под дубом», где свинья подрывала корни дерева, которое ее кормило. Второй вариант — поступиться «плюсами» из-за боязни возможных последствий, как это делал «Премудрый пескарь». Третий вариант — пойти на компромисс, стараясь уменьшить «минусы», но за счет частичного уменьшения и «плюсов». Четвертый вариант — это собственно тризовское разрешение противоречия — найти способ изменить ситуацию так, чтобы полезные последствия остались, а вредные исчезли совсем. С точки зрения ТРИЗ попытка совместить противоположные требования — это и есть решение изобретательской задачи.
При решении изобретательской задачи важно уяснить следующую аксиому: «Важно не что ответил, а как к этому ответу пришел».
Основу алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ) составляет программа последовательных операций по анализу неопределенной или неправильно поставленной изобретательской задачи и преобразованию ее в четкую схему — модель, не разрешаемую обычными, хорошо известными способами. Анализ модели, т. е. задачи, и приводит к выявлению противоречия. Параллельно проводится исследование меняющихся вещественно-полевых ресурсов.
Используя эти (или дополнительно введенные) ресурсы, изобретатели разрешают физические противоречия и устраняют конфликты, из которых возникла задача. Далее программа предусматривает развитие найденной идеи, извлечение из нее максимальной пользы.
АРИЗ — система, включающая в себя девять последовательных шагов: 1) анализ задачи; 2) анализ модели задачи; 3) определение идеального конечного результата и физических противоречий; 4) мобилизация и применение вещественно-полевых ресурсов; 5) применение информационного фонда; 6) изменение и (или) замена задачи; 7) анализ способа устранения физического противоречия; 8) применение полученного ответа; 9) анализ хода решения.
Приведем пример работы над определением понятия «Мышление». Начнем с того, что научное определение любого понятия складывается из отражения в нем логических относительно устойчивых, существенных связей и отношений, постоянно закрепленных за объектами и многократно повторяемых в практике. Поэтому в определении понятия должна раскрываться сущность предметов, а также должно быть показано, чем данный предмет отличается от всех остальных. Чтобы дать определение конкретному понятию, следует: а) назвать более общее (родовое) понятие, т.е. надсистему, куда включено рассматриваемое понятие; б) найти такие качества, свойства, существенные признаки, которыми будут обладать все объекты, названные искомым понятием; в) отделить их от тех, которые входят в надсистему, т.е. род, но не обладают необходимыми качествами, характеризующими данное понятие.
Понятие «мышление» относится к абстрактным понятиям, рассматривающим объекты интеллектуальной деятельности. Кроме этого, оно относится к сложным многозначным понятиям, определить которые возможно только с позиций системного подхода. При конструировании данного понятия используется следующая система последовательных шагов.
1. Образное определение понятия. Здесь решается задача создания эмоционального отношения к объекту. Это достигается с помощью приема метафор. Основная функция метафоры — перенос названия слова, обозначающего предмет, явление, действие, признак, для образного названия другого объекта, сходного в чем-то с первым. Алгоритм конструирования метафор имеет такую последовательность: выделение (выявление) признаков основного объекта; генерирование ассоциаций с целью поиска вспомогательного объекта, с которым будет производиться сравнение; перебор вариантов для выбора оригинального сочетания признаков основного и вспомогательного объектов. При конструировании метафор возможны два способа: 1) способ ассоциаций (по сходству, по контрасту); 2) способ парадокса, когда к существенным признакам объекта подбираются антонимы, т.е. слова, противоположные по смыслу.
2. Использование метода генерирования ассоциаций, позволяющего придать индивидуальность содержанию рассматриваемого понятия. Личный опыт и знания студентов помогают им раскрыть связи данного понятия с окружающим миром и глубже понять сущность рассматриваемого понятия.
Исходя из вышеперечисленных моментов, алгоритм работы со студентами по формированию многозначного понятия структурируется в виде следующих заданий.
1. Запишите понятие, которому нужно дать определение.
2.Запишите в столбик имена существительные, возникающие по принципу свободных ассоциаций с определяемым понятием, с соблюдением временного регламента в 2—3 минуты.
3.Из составленного списка выберите 2—3 слова, которые, по вашему мнению, наиболее точно отражают суть определяемого понятия.
4.Используя выбранные слова в качестве ключевых, сформулируйте определения выбранного понятия. При необходимости используйте видо-родовые отношения между понятиями.
5.Обсудите несколько формулировок, данных другими студентами. Акцентируйте внимание на существенных и несущественных признаках понятия.
6.На основе обсужденных формулировок дайте синтезированное определение понятия.
Таким образом, запись алгоритма определения понятия «мышление» будет иметь следующий вид.
1.Понятие «мышление».
2.Свободные ассоциации, связанные с понятием «мышление»: проблема, логика, вопрос, интуиция, правила, успех, самостоятельность, эрудиция, решение.
3. Выбранные ключевые слова в понятии — проблема, самостоятельность, решение.
4. Обоснование выбора. Мышление нужно, чтобы решить возникшую проблему, но оно должно быть независимым, самостоятельным. Если нет решения, то и нет результата процесса мышления.
5. 6. На основании имеющихся формулировок определение понятия «мышление» может быть следующим: «мышление — это процесс самостоятельного решения проблемы».
Существует довольно большое количество тризовских развивающих игр, которые успешно применяются в практике обучения. Так, например, при формировании навыков мышления дошкольников широко используется линейная задача «Да—нет». Основной принцип построения — поиск объекта во множестве, упорядоченном в ряд (линию). Такая задача имеет упрощенную модель в виде выделения последовательных операций по выявлению сущности объекта. Материальный мир состоит из множества объектов, природных и рукотворных. Каждый из них производит конкретные действия и имеет свое назначение. Все объекты чем-то похожи, но и отличаются друг от друга. Все объекты всегда связаны между собой. Эти связи бывают близкими, далекими. Каждый объект состоит из частей. Каждая часть имеет относительную самостоятельность, но группа объектов, рассматриваемая как отдельный объект, может быть в свою очередь представлена в виде частей. Все объекты со временем изменяют свои свойства. Одни свойства могут быть плохими, другие — хорошими, а также полезными или вредными, если смотреть на них с разных точек зрения и в разных ситуациях. В одном и том же объекте сочетаются противоположные свойства, т.е. значения признаков. У каждого признака есть спектр значений, которые можно представить в виде упорядоченного ряда. Крайние значения признака в ряду спектра всегда противоположны друг другу, но в центре ряда есть значения признака, которые являются пунктом перехода к новому качеству.
Как пример использования линейной задачи «Да—нет» рассмотрим описание игры «Цветовая гамма».
Цель: закрепление названий различных цветов и оттенков, понятий «темные/светлые», «холодные/теплые» тона, овладение умением определять цвета и оттенки по сравнению.
Материал: карточки, раскрашенные в различные тона и оттенки.
Задание 1. Расставь карточки в ряд так, как тебе нравится, назови цвет каждой карточки. Где в природе можно встретить такой цвет? Покажи цвет своего настроения. Покажи / назови свой любимый цвет, любимый цвет твоей мамы. Найди тот цвет, который назову я. Построй ряд от белого к черному. Построй ряд зеленых (красных,...) тонов. Построй ряд от самого теплого к самому холодному.
Задание 2. Игры со спектральными рядами: «Этот цвет похож на…» (разбивка спектрального ряда на 2 части). Например, «Это цвет спелой земляники»; «Это холодный тон?», «Этот.цвет есть в радуге?», «Это основной цвет?», «Этот цвет получается от смешивания красок и...», «Этот цвет есть в одежде у ...?» (имена детей).
Метод организованных стратегий позволяет уйти от инерции мышления при решении творческой эвристической задачи. Этот метод основан на принципах самоуправления личности в выборе стратегии решения творческой задачи и отстранения, когда объект творчества каждый раз рассматривается с новой точки зрения. Существенную роль в этом методе играют следующие правила:
- записывайте все возникающие у вас стратегии решения творческой задачи;
- проверяйте не только предлагаемые, но и спонтанно возникающие стратегии;
- решение творческой задачи эффективно при совмещении хорошо организованных стратегий с дополняющими, возникающими по ходу решения.
Рассматриваемый метод содержит семь стратегий: функционально-целевого анализа, преодоления барьера, использования информации, поиска идеи, противоположную общепринятой, оценочных суждений, принятия решения. Каждая из стратегий представляет собой набор рекомендаций (правил), расположенных в определенном алгоритме. Остановимся на четырех из них, позволяющих преподавателю, как представляется, наилучшим образом организовать исследовательскую модель обучения на учебных занятиях.
Стратегия функционально-целевого анализа построена на выделении поэтапно возникающих вопросов, требующих ответа, который и является решением творческой задачи.
1. Проанализировать потребности, т. е. ответить на вопрос «Для чего это нужно?».
2. Определить цели решения творческой задачи, т. е. ответить на вопрос «Что нужно сделать?».
3. Произвести анализ и синтез причин, мешающих / помогающих решению задачи, т. е. ответить на вопрос «Почему это надо сделать?».
4. Уточнить место действия, т.е. ответить на вопрос «Где это следует сделать?».
5. Определить время действия, т.е. ответить на вопрос «Когда это можно сделать?».
6. Выделить средства решения задачи, т.е. ответить на вопрос «С помощью чего нужно искать решение?».
7. Сконцентрироваться на основном методе решения творческой задачи, т. е. ответить на вопрос «Как это сделать?».
Стратегия использования информации
1. Для решения задачи используйте всю известную вам информацию.
2. Соберите дополнительную информацию из разных областей научного знания.
3. Суммируйте имеющийся передовой опыт по данной проблеме.
4. Ищите способы избавления от фоновой, второстепенной информации.
5. Преобразуйте оставшуюся информацию с учетом специфики творческой задачи.
6. Проверьте надежность информации и ее точность.
7. При решении задачи старайтесь опираться на новую информацию.
Стратегия оценочных суждений
1. Оцените возникшую ситуацию (трудная/легкая).
2. Выделите признаки, по которым вы будете оценивать явление.
3. Оцените результаты наиболее важных этапов решения задачи.
4. Оцените степень риска.
5. Сравните все имеющиеся в вашем арсенале варианты решения.
6. Выделите идеальный конечный результат и сравните его с
наиболее оптимальным, на ваш взгляд, решением.
Стратегия принятия решения
1. Выберите наиболее оригинальное, на ваш взгляд, решение задачи.
2. Мысленно проиграйте окончательный вариант решения.
3. Отмените решение, если оно перестало вас удовлетворять, но обоснуйте отмену.
4. После отмены выберите временное решение.
5. Проанализируйте все возможные решения, продиктованные здравым смыслом, выберите наиболее эффективное.
6. Ищите серию поэтапных решений.
7. Примите окончательное решение.
Метод эвристических вопросов был разработан древнеримским оратором Квинтилианом. Исторически составляющими метода являются семь вопросов — «Кто?», «Что?», «Зачем?», «Где?», «Чем?», «Как?», «Когда?», способствующие наиболее полному сбору информации, сведений о каком-либо событии и упорядочению ее в процессе решения творческой эвристической задачи.
Метод базируется на следующих принципах: 1) проблемности и актуальности, когда благодаря правильно заданным вопросам разъясняется проблема, положенная в основу эвристической задачи; 2) дробления информации, так как вопросы позволяют выделить шаги в решении эвристической задачи; 3) целеполагания, поскольку каждый вопрос может дать импульс к разработке новой стратегии решения.
Благодаря системе вопросов вырисовывается aлгopumм решения.
На этапе понимания смысла поставленной проб л е м ы с помощью вопроса «Кто?» находится субъект, «Что» - объект, «Зачем?» — выделяется цель, «Где?» — определяется место, «Чем?» — средство, «Как» — оптимальный метод решения, вопрос «Когда?» указывает на время.
На этапе поиска идеи решения и составления плана через вопросы «Как найти связь между известным и не известным?», «Есть ли в моем арсенале подобные задачи способы ее решения?», «Нужно ли искать новый метод решения?», «Как можно по-другому сформулировать задачу, чтобы было проще?», «При решении можно ли удовлетворить лишь части условий?», «Все ли данные и условия использованы?», «Приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче?» находится наиболее эффективный, быстрый, правильный ответ.
На этапе осуществления плана вопросы «Насколько каждый мой шаг верен по отношению к общему решению » , «Сумею ли я доказать его правильность?» позволяют контролировать каждый шаг в выполнении намеченного плана решения эвристической задачи.
На этапе контроля и самоконтроля полученного решения главные вопросы — «Как проверить результат?», «Каким способом проверить ход решения?», «Что использовать для получения результата другим способом?», «Как в другой задаче можно использовать полученный результат?».
В практике традиционного преподавания эвристические вопросы типа «Какова главная идея?», «В чем суть?», «Сформулируйте, опишите, перескажите...», «Какая разница между..?», «Систематизируйте, классифицируйте...», «Приведите контраргументы», «Найдите ошибки...», «Дайте ваш прогноз...» составляют основу проблемного изложения учебной информации, а также служат основанием для организации групповой работы при обсуждении той или иной проблемы. Здесь существенным становится техника постановки вопросов, которая позволяет спрашивающему удержать лидерские позиции. В момент реализации эвристических вопросов надо зафиксировать внимание на двух факторах — на особенностях того человека, которому предназначается вопрос, и на алгоритме постановки самого вопроса. Так, формулируя вопрос, следует ориентироваться на того человека, кто, возможно, будет отвечать на него, при этом формулировка вопроса должна быть ясной и краткой, а вопросительное слово – находиться в начале предложения. Не нужно спешить задавать все вопросы сразу. Поставив вопрос, подождите, выслушайте, проанализируйте ответ и только после этого выдайте реакцию на него: принять или переспросить.
Несмотря на достоинства метода, которые выражаются в развитии у студентов интуиции мышления, навыков логического решения, есть недостатки, которые снижают его значимость. Meтод вопросов не дает стимула к развитию особо оригинальных идей. Часто большим количеством вопросов преподаватель ставит студентам так называемую «эвристическую мышеловку», превращая их в наводящие и изменяющие целевые ориентиры: эвристическая беседа превращается в традиционный опрос.
Чтобы избежать подобных недочетов, нужно соблюдать правила постановки эвристических вопросов, которые сводятся к следующим позициям.
Для преподавателя:
1) заключать в вопрос по возможности минимальную информацию;
2) при постановке вопросов:
- учесть их логическую взаимосвязанность;
- стимулировать посредством вопросов не только логическое, но и интуитивное мышление студента;
- они должны быть разнообразными и по форме, и по содержанию;
- вопрос должен помогать студенту разбивать задачу на этапы, логическая последовательность которых даст ему воз
можность быстро и правильно решить задачу.
Для студента:
1) систематизировать вопросы, полученные от преподавателя и заданные в ходе решения самому себе;
2) ставить вопросы себе так, чтобы они:
- активизировали использование имеющихся знаний и стимулировали к получению новых;
- заставили осмысливать задачу с новой точки зрения;
- привлекали к решению поставленной задачи уже имеющийся опыт;
- позволили разбить решение на несколько этапов.
Мозговой штурм (банк идей) (от англ, brainstorming — мозговая атака) — метод обучения, стимулирующий интеллектуально-творческие и познавательные способности студентов.
Этот метод был разработан А. Ф.Осборном (США) в 1939 г. В его основу положен тезис об отделении процесса генерирования идей от процесса их оценки. Обоснованием служит утверждение о том, что человек психологически не склонен к критике своих идей и, опасаясь их оценки, может сдержать их рождение. Чтобы избежать подобного, снять психологический барьер, Осборн предложил проводить поиск решений в обстановке, когда критика любых идей запрещена и каждая идея, даже явно нелепая, поощряется. Это — отличительная черта данного метода. Он базируется на эвристическом диалоге Сократа с широким использованием свободных ассоциаций творческого коллектива и одновременно созданием путем той или иной психоэвристической настройки оптимального микроклимата для творчества. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе способствует формированию способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; приобретению опыта коллективной мыслительной деятельности; творческому усвоению и переработке студентами учебного материала. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Метод довольно эффективен, поскольку группа может выдвинуть до 40 — 60 идей. Для мозгового штурма характерна «инверсия приема», согласно чему решение достигается путем обратного преобразования, или поиска решения в обратном направлении.
Метод, представляющий собой единство двух элементов — выдвижения идей и их развития — имеет несколько вариантов.
Вариант 1 — прямой мозговой штурм. Представляет собой прямую постановку проблемной задачи. Участники должны четко ответить на вопросы:
- в чем состоит затруднение, какова предыстория задачи;
- что следует сделать для устранения проблемной ситуации и
что желательно иметь в итоге?
- что дает решение проблемы для людей.
Вариант 2 — обратный мозговой штурм. Его предпочтительно применять при создании какой-либо модификации. Задача обратного мозгового штурма двояка: выявить в существующем явлении, процессе, предмете максимальное число недостатков и максимально устранить эти недостатки во вновь разрабатываемой модели.
Вариант 3 — теневой мозговой штурм. Он предполагает одновременное присутствие/отсутствие, участие/неучастие «генераторов идей» в решении поставленной проблемы. Работа осуществляется двумя подгруппами участников:
- первая подгруппа («собственно генераторы») высказывает идеи вслух;
- вторая подгруппа — теневая — следит за ходом работы, принимает участие, фиксируя свои идеи письменно. Этот вариант мозгового штурма предназначен для людей, которые в силу разных обстоятельств не могут заниматься творчеством в присутствии посторонних.
Вариант 4 — комбинированный мозговой штурм. Здесь используют прямой и обратный мозговой штурм в разных комбинациях. Возможен вариант двойного прямого мозгового штурма. Суть в том, что в работе по выдвижению гипотез может быть сделан перерыв от двух часов до двух дней для включения в мыслительную деятельность подсознания человека (синтезирующие фундаментальные идеи). Обратно-прямой мозговой штурм используется для развития различного рода прогностических идей.
Вариант 5 — индивидуальный мозговой штурм. Человек сам генерирует идею и сам дает ей оценку.
В самом общем плане варианты мозгового штурма представляют собой эмпирически найденные способы решения творческих задач, поэтому этот метод целесообразно использовать в решении изобретательских задач при проектировании, а также в сочетании с другими эвристическими методами.
Процедура организации и проведения мозгового штурма базируется на следующих педагогических закономерностях и принципах:
1) сотворчество и сотрудничество преподавателя и студентов в процессе коллективного поиска оригинальных идей;
2) доверие творческим силам и способностям студентов;
3) оптимальное сочетание интуитивного и логического.
Результативность работы участников мозгового штурма во многом определяется принятием ими установки: мозговой штурм — это не упражнение в выдвижении нелепостей, а целенаправленная работа группы людей, стремящихся найти новые творческие идеи.
Как и в любом другом активном методе, в мозговом штурме существенную роль играет подготовительный этап. Работа ведущего здесь включает в себя пять последовательных шагов.
1. Формулирование проблемы. Проблема должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес студентов. При формулировке проблемы важно учесть, что в нее должна быть заложена возможность многих неоднозначных вариантов решения. По характеру проблемы можно разделить на три типа: аналитические, или причинные («Почему?»); синтетические, или проблемы мер («Как я буду работать над материалом, если...?»); проблемы выбора («Какие еще есть способы поработать над материалом?»).
2. Отбор участников мозгового штурма. Преподаватель продумывает не только численный состав микрогрупп по 6— 10 человек. В каждой подгруппе должны быть «генераторы идей» — это студенты, обладающие богатой фантазией, воображением, способные подхватывать и развивать чужие идеи, — и «аналитики», обладающие большими знаниями по исследуемому вопросу, способные оценить выдвинутые на этапе генерации идеи. Идеальный вариант, когда к перечисленным группам присоединяется еще и группа генерирования контридей. В момент проведения мозгового
штурма педагог может высказывать свои пожелания, ориентироваться на желания студентов.
3. Выделение правил ведения мозгового штурма. В данном методе правила играют первостепенную роль, поскольку творческая активность участников может сдерживаться из-за жесткого стиля руководства преподавателя, давления авторитета отдельных, более способных товарищей, боязни критики, отсутствия личностного положительного настроя на предстоящую работу.
Правила можно представить в следующей форме:
- запрет критики на этапе генерации идей;
- идеи могут подаваться без обоснования;
- допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастических, шутливых идей;
- все идеи записываются;
- участник должен стремиться не к демонстрации своих познаний и квалификации, а к решению выдвинутой проблемы;
- во время обсуждений нет ни начальников, ни подчиненных — есть ведущий и участники.
Правила могут быть более развернутыми и условно разделены на три блока: 1) касающиеся личности участника; 2) касающиеся поведения участника во время работы; 3) касающиеся отношения участника к выдвинутой проблеме.
Приведем примеры правил.
- Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение.
- Перед началом сессии попытайтесь ответить для себя на следующие вопросы: 1) Заслуживает ли проблема моего внимания? 2) Что дает ее решение? 3) Кому и для чего это нужно? 4) Что произойдет, если ничего не менять? 5) Что случится, если я не выдвину ни одной идеи?
- Категорически запрещаются взаимные критические замечания и оценки, они мешают возникновению новых идей.
- Следует воздерживаться от действий, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками.
- Как бы ни была фантастична или невероятна идея, выдвинутая любым участником, она должна быть встречена с одобрением.
- Не думайте, что предлагаемая проблема может быть решена только известными способами.
- Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.
- Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы.
- В ходе мозгового штурма приветствуется усовершенствование и развитие идей, поэтому разрешается задавать коллегам вопросы с целью уточнения и развития их идеи.
- Если проблема в целом трудноразрешима или не поддается решению, попробуйте ее расчленить на составные части либо найдите проблему, обратную данной (например, вместо увеличения — уменьшение или наоборот).
4. Подбор вопросов для разминки. Вопросы должны быть довольно оригинальными, прямо с темой штурма не связанные, но касаться близкой сферы.
5. Разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей. Качественная оценка каждой идеи осуществляется по следующим критериям:
- соответствие предпосылкам и удовлетворение требованиям;
- возможность реализации сразу, по истечении короткого или длительного периода времени;
- возможность реализации без дальнейших исследований;
- возможность применения идей, не отвечающих поставленной цели, в других областях.
Этап собственно мозгового штурма. Алгоритм работы участников определяют следующие четыре стадии мозгового штурма.
1. Представление проблемы для рассмотрения.
2. Выдвижение как можно большего числа идей для решения этой проблемы.
3. Отбор нескольких идей для дальнейшей проработки.
4. Разработка альтернативных вариантов конкретного решения, действенных на практике, на основе выбранных идей.
Основная задача для участников на первых двух стадиях заключается в генерации идей, на третьей и четвертой — оценке идей.
На организацию работы в среднем затрачивается около 10 минут. Важный момент — создание эмоционального настроя участников на предстоящую работу. Например, до начала работы, когда студенты входят в аудиторию и рассаживаются по местам, можно включить бодрую, динамичную музыку, предпочтительно инструментальную, так как текст может повлиять на формирование установки у студентов.
Далее педагог формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Затем он знакомит студентов с условиями коллективной работы, формирует рабочие группы. Группы рассаживаются так, чтобы было удобно работать и участники могли видеть друг друга.
В каждой группе распределяются обязанности «аналитиков», «генераторов», отдельно выбирается студент, в обязанности которого входит записывать все поступающие идеи. Можно выбрать только «эксперта», в обязанности которого будет входить и фиксация идей, и их последующая оценка, и отбор наиболее перспективных предложений.
Следующий момент организации — предъявление студентам правил проведения мозгового штурма. Они могут вывешиваться плакатом на доске, раздаваться отдельно каждому участнику или просто оглашаться преподавателем.
Перед началом коллективной работы со всей группой студентов проводится разминка. Время разминки — не более 10 минут. Ее цель — помочь студентам освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы, которые педагог заготовил заранее. Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому если возникает пауза, преподаватель сам должен выдвинуть 1 — 2 варианта ответа. Как только студенты начинают с трудом находить ответы, надолго задумываться, лучше переходить к следующему вопросу. В ходе разминки преподаватель не дает оценки ответам студентов, однако все их воспринимает доброжелательно, поддерживая положительную реакцию аудитории.
В самом начале собственно мозгового штурма поставленной проблемы преподаватель напоминает проблему, уточняет поставленную задачу, дает критерии оценки идей, повторяет правила проведения мозгового штурма. Поскольку участникам предстоит интенсивная умственная нагрузка, то время работы регламентируется 10—15 минутами.
Подается сигнал, после которого одновременно во всех группах начинается высказывание идей.
На этапе генерирования идей преподаватель:
- фиксирует внимание на записи предлагаемых идей (на отдельном листе бумаги, на доске, при помощи диктофона);
- не вмешивается в работу групп. Он может корректировать работу группы, если нарушаются правила работы, например обсуждается или критически оценивается идея;
- постоянно стимулирует процесс генерирования идей, поощряя использование студентами различных способов: аналогий, разъединения или объединения элементов, поиска новых функций объекта и т.д.
Обсуждение, отбор и оценка лучших идей осуществляются по правилам проведения дискуссии. Здесь основная роль принадлежит «экспертам». Группа «экспертов» или формируется отдельно (до начала работы), или в нее входят «эксперты» от каждой группы. Вначале «эксперты» фиксируют по имеющимся критериям высказываемые в ходе обсуждения идеи, затем приступают к их обсуждению. Лучше на время работы «экспертам» перейти в другое помещение, чтобы остальные не мешали им. Время работы экспертов — не более 15 — 20 минут.
Во время экспертизы заявленных идей все остальные участники могут отдыхать. Преподаватель предлагает им несложные задания в игровой форме, например кроссворд по данному курсу, обсуждение интересных ситуаций; можно провести психогимнастические упражнения, послушать музыку, «нарисовать музыку», потанцевать, почитать стихи, — в общем делать все то, что позволит аудитории снять напряжение и подготовиться к следующему этапу работы.
На заключительном этапе как самом продолжительном (25 — 30 минут) представители группы «экспертов» сообщают результаты мозгового штурма. Они называют общее количество предложенных идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. Существенная установка по защите идеи: автор идеи сам высказывает мнение о ее недостатках.
По результатам обсуждения принимается коллективное решение о внедрении тех или иных предложений в практику.
Итоги работы подводит преподаватель: дает общую оценку работе, отмечает положительные нюансы, моменты проявления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности и т. п. Такая итоговая оценка создает в учебной группе творческую атмосферу, поддерживает студентов.
Как правило, мозговой штурм проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты. Студенты могут высказать до 40—60 идей, однако есть некоторые ограничения метода:
- часто идеи выдвигаются в самом общем виде, нет гарантии тщательной их разработки;
- не всегда удается преодолеть инерцию мышления, так как у участника создается иллюзия некоторого наиболее вероятного средства, приема, подхода решения творческой задачи;
- данный метод требует не только мастерства со стороны ведущего, но и развитых способностей к импровизации у студентов.
Метод синектики (от англ, synectics — объединение разнородных элементов). Этот метод является разновидностью мозговой атаки и представляет собой модель группового решения проблемы на основе метафорического мышления.
Он разработан Дж. Гордоном (США) и основан на мозговой атаке, которую ведут профессионалы. Отличительной чертой данного метода является то, что в состав участников входят представители разных профессий. У Гордона это были архитектор, инженер, биолог, психолог, дизайнер. В отличие от мозгового штурма здесь состав участников более стабилен и предназначен для длительной работы, также их численность увеличивается до 15 — 20 человек.
Существует ряд рекомендаций для преподавателя по организации метода синектики.
1. Следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы, звучащей для студентов как творческая задача.
2. Обсуждение необходимо начинать не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл.
3. Если проблема не решается, то целесообразно вернуться к анализу ситуации, ее порождающей.
4. Генерирование идей побуждается многократными вопросами к участникам: «Как вы себе это представляете?», «Что здесь нового?», «А если сделать наоборот?», «Ну и что?».
Основу синектики составляет метод аналогий: прямой, личной, фантастической, символической.
Так, метод личной аналогии (метод эмпатии) строится на принципе замещения, когда есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого объекта на основе «вживания» в образ, которое протекает в несколько этапов:
- приступая к решению творческой задачи, нужно мысленно представить себя на месте исследуемого объекта, процесса, т.е.войти в образ;
- затем надо мысленно присвоить объекту, процессу способность чувствовать, слышать, видеть, рассуждать, т. е. наделить его человеческими качествами;
- после этого рассуждение идет как бы от лица объекта, процесса до тех пор, пока не появится продуктивная идея.
Работа студентов регламентируется следующими правилами.
1. При анализе проблемы необходимо максимально использовать свой личный, профессиональный опыт, а также имеющиеся знания.
2. Не следует спешить подводить итог, если даже кажется, что найдено удачное решение, надо постараться его развить, оценить.
3. Необходимо искать другие решения путем использования разнообразных методов: аналогии, метафоры, элементов игры и т.д.
4. Необходимо анализировать объект с самых неожиданных точек зрения: внешних, внутренних, научных, житейских.
5. При выборе варианта решения целесообразно рассуждать вслух.
Несмотря на все явные достоинства, данный метод имеет некоторые ограничения. Он дает возможность найти наиболее оригинальные идеи, но не позволяет решить слишком специальные творческие задачи. В условиях учебного процесса его применение напрямую зависит от мастерства преподавателя и уровня теоретической подготовки студентов, готовых показать знания в разных областях науки.
Ролевая игра. Этот метод наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных педагогических и управленческих задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формализованными методами. Решение подобной задачи является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых неидентичны. В ходе ролевой игры имитируются и разрешаются проблемные ситуации, типичные для реального процесса жизнедеятельности людей как носителей определенных социальных функций. Это более простой, чем деловая игра, имитационный игровой метод активного обучения, требующий меньших затрат времени и средств на разработку и внедрение. Основным содержанием ролевой игры становятся отношения между людьми в процессе профессиональной деятельности.
Ролевая игра позволяет решить несколько образовательных задач. Например, она является эффективным способом стимулирования мотивации и интереса студентов в области изучения предмета, в общеобразовательном плане; способствует развитию навыков критического анализа, межличностного взаимодействия, конкретных профессиональных умений; позволяет студентам осознать уровень собственной образованности, изменяет их социальные установки.
Ролевая игра протекает, подчиняясь ряду требований игрового обучения: дидактическая цель ставится в виде игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; вводится соревновательный элемент, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания напрямую связано с игровым результатом.
В структуру игры как деятельности входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Ролевая игра, как и другие методы игрового моделирования, имеет традиционную структуру в виде подготовительного, организационного этапов, собственно игры, принятия решения и подведения итогов. Остановимся на некоторых рекомендациях, отражающих специфику данного метода.
Рекомендации по технике проведения ролевой игры для участников:
- главное — это «сыграть» роль свободно, без всяких предписаний;
- взаимодействие участников игрового занятия осуществляется посредством дискуссии, в процессе которой проводится анализ обстановки и предложений каждого участника с позиции и с учетом представляемой им должности.
Рекомендации по организации игры для преподавателя:
1. Подготовка к ролевой игре начинается с домашних заготовок в виде разнообразных упражнений на раскрепощение двигательной активности, стимулирование спонтанных поведенческих реакций, фокусировку внимания на конкретном задании. Все три разновидности упражнений даются на этапе «разминки», которая выполняет задачу преодоления страха перед показом каждым своих «актерских способностей» по ходу роле
вой игры.
2. Перед началом игры проводится «представление в образе роли». Задача состоит в оказании помощи играющим «войти» в роль, придумать недостающие детали, которые будут необходимы по ходу игры и для ее презентации. Участникам предлагается инструкция:
- следует особо выделить линии своего игрового поведения: отношение к форме проведения ролевой игры, к позиции, которую они занимают в ней, к мотивам, которыми руководствуются, к цели, которую хотят достигнуть, к решению, которое хотят принять; рассказать о своих отношениях с присутствующими;
- можно сказать о своих увлечениях;
- представление не должно противоречить общим условиям игры;
- нужно подобрать атрибуты, сопровождающие действия в роли.
3. Занятия, построенные с использованием ролевых игр, проводятся в ряде упражнений, которые позволяют решить последовательно несколько взаимосвязанных коммуникативных задач.
4. За педагогом как ведущим остается право корректировать ход игры:
- прервать игру и сообщить некоторые дополнительные сведения, влияющие на принятие решения;
- путем наводящих вопросов направить обсуждение в другое русло.
5. Игровая форма этого метода реализует подсознательную потребность человека высказать свои мысли, чувства, что нередко приводит к обнажению сокровенных внутренних проблем игрока. Эта особенность ролевой игры требует от преподавателя предельного внимания и деликатного отношения к участникам.
6. Ведущему нужно бояться излишней схематичности игры, поэтому он разрабатывает канву игры в виде некоторых правил, но уходит от детальной разработки действий игроков.
Пример типологии правил Дж. Коулмана:
- процедурные правила, описывающие, как проводится игра;
- правила ограничения поведения, описывающие, что может делать игрок и чего ему делать нельзя;
- правила определения цели, описывающие процессы, протекающие в среде в предположении, что среда представлена как часть игры;
- полицейские правила, описывающие последствия нарушения игроком правил игры.
7. Обязательным компонентом остается послеигровая дискуссия, которая разворачивается по принципу «усиления». Данный принцип характеризуется многосторонностью рассматриваемых явлений и определенной несимметричностью вещей: то, что легко в одном отношении, трудно достигаемо в другом.
8. Преподаватель фиксирует на доске «общее мнение», выделяя появившиеся связи как осмысление игры.
9. Успешность проведения ролевой игры определяют:
- инициативность, фантазия и жизненный опыт игроков;
- осознание участниками смысла ситуации — без этого не удастся проиграть роль;
- сюжет, представленный одной-двумя стандартными проблемными ситуациями. Сюжет вводится с помощью конкретных данных, построенных на реальных отношениях между реальными людьми в данной ситуации;
- сценарий игры, который могут составлять сами участники
игры, а не только педагог.
Таким образом, все группы активных методов обучения в той или иной мере стимулируют мотивационно-творческую активность и направленность студентов в процессе получения знаний и овладения профессиональными умениями и навыками. Любознательность, творческий интерес рассматриваются как устойчивая потребность личности в знаниях. Чувство увлеченности, эмоциональный подъем составляют основу «радости открытия». Стремление к творческим достижениям выражается в намерении студента наилучшим образом выполнить учебно-творческое задание. Личная значимость творческой деятельности реализуется через систему ценностных ориентации и предпочтений.
Использование активных методов в режиме интерактивного обучения
Последнее время все большее число преподавателей пытаются модифицировать собственные технологии обучения в направлении применения интерактивного режима, при котором информационные потоки носят двусторонний характер, так как построены на диалоговом взаимодействии субъектов педагогического процесса. В нем и преподаватель, и студент автономны. Но при внешней независимости и свободе субъекты педагогического процесса находятся в постоянном сотрудничестве. Совместная деятельность рассматривается как деятельность диалоговая, причем на условиях равноправия, безусловно позитивного отношения, доверия к партнеру.
Интерактивное обучение реализует главную человеческую потребность — потребность в общении. Главное достоинство такого обучения состоит в том, что опыт, полученный при решении учебных задач, личность может перенести на внешний мир, поскольку в процессе активного взаимодействия усваиваются еще и поведенческие функции. При интерактивном обучении происходит осознание студентами ценности других людей, формируется потребность оказывать поддержку другим людям (своим товарищам по учебной группе, дошкольникам, преподавателям и т.д.) в ходе совместной деятельности. Учебное занятие, организованное как непосредственный диалог, предлагает студентам критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Поэтому для интерактивного взаимодействия применяются и дискуссия, и мозговой штурм, и метод эвристических вопросов.
Важной особенностью интерактивных занятий становится и то, что их итогом являются не столько внешние результаты, сколько внутренние, пролонгированные во времени. Такие занятия — это специальная форма организации познавательной деятельности.
Учебное занятие в интерактивном режиме обучения включает в себя организационно-педагогические условия: постановку целей групповой или коллективной работы; постановку задач урока, построенных на непосредственном опыте или интересе присутствующих на занятии студентов; организацию учебного пространства, формирование подгрупп, знакомство студентов с правилами сотрудничества; выработку и оптимизацию системы оценок учебной совместной деятельности; создание специальных ситуаций, побуждающих студентов к интеграции усилий для решения поставленной задачи; определение методов, средств активизации познавательной деятельности и отработки студентами межличностных навыков анализа и самоанализа.
Важным является и определение способов формирования группового единства, рефлексии, личностной и групповой готовности студентов к совместной деятельности и межличностному взаимодействию; определение системы «поддерживающих» приемов общения; атмосферы психологического комфорта.
Интерактивное взаимодействие между студентом и преподавателем, студентом и студентом, студентом и учебными средствами реализуется с помощью коллективных и групповых способов организации учебной деятельности.
Коллективный подход в обучении имеет девиз «Все обучают каждого и каждый обучает всех». В коллективных способах обучение осуществляется методом «погружения» (М. П. Щетинин). Суть его заключается в том, что каждый думает не только о себе, но и о товарищах, каждому из которых, возможно, потребуется помощь, так как учебно-познавательная деятельность организуется как коллективный труд по выполнению общего дела — задания преподавателя. Особенность коллективных способов обучения в том, что каждый выступает в роли учителя и ученика; ведущего и ведомого; организатора коллективной работы и ее рядового участника.
Организация учебной деятельности учащихся коллективным способом в системе интерактивного режима обучения просто необходима, поскольку разрешается противоречие между мотивацией и стимуляцией учения за счет сотрудничества в обучении; между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными видами учебной деятельности, поскольку студенты работают не в статических объединениях, а в парах сменного состава и микро-группах; между психологическим комфортом и дискомфортом, так как общение носит живой, непринужденный характер; между воспитанием и обучением, поскольку совместная деятельность базируется на правиле «безусловной нормы», благодаря которому в процесс взаимодействия вступают субъекты, равноправные партнеры.
Коллективный способ обучения включает в себя коллективную, групповую, парную и индивидуальную формы.
Методика организации обучения строится на соблюдении таких принципов, как наличие сменных пар учащихся, их взаимообучение, взаимоконтроль, взаимоуправление.
Чтобы осуществлять обратную связь по выявлению эффективности внедрения коллективного способа обучения, можно предложить учащимся следующую анкету:
Анкета
- Что вам нравится в коллективных занятиях?
- Какие трудности вы испытываете при обучении в парах?
Информация в лекции "4.1 Физиологическое воздействие света" поможет Вам.
- Что изменилось в вашем отношении к предмету при изучении его на коллективных занятиях?
- Требуют ли коллективные занятия от вас специальных навыков? Если да, то каких?
- Изменили ли коллективные занятия ваши взаимоотношения с другими студентами? Если изменили, то как?
- Изменили ли коллективные занятия ваши взаимоотношения с преподавателем? Если изменили, то как?
- Ваши предложения педагогу по организации коллективных занятий.
- Ваши предложения студентам по участию в коллективных занятиях.