26 Восприятие

2021-03-09 СтудИзба

Тема 5. Восприятие

Общая характеристика восприятия, теории восприятия, его свойства

Восприятие (перцепция) - это воссоздание целостных образов объектов (предметов, ситуаций и т. д.). У человека и высших животных, как уже упоминалось выше, ощущения тесно связаны с восприятием (перцепцией), то есть с целостным образом предмета в совокупности его свойств и качеств. Так как создание образа предмета является здесь единым процессом, то и классификация восприятия основывается на содержании воспринимаемых объектов (или выделении ведущего рецептора) - зрительное восприятие, слуховое, тактильное и т. д. Выделяются также виды восприятия соответственно его содержанию - восприятие формы, цвета, пространства, движения, времени.

Процесс восприятия, категория образа как его продукта являлись важнейшим предметом психологических исследований еще с античной психологии.

Ассоциативная психология внесла большой вклад в развитие проблемы восприятия, однако новые исследования, которые были проведены в начале ХХ века, показали, что образ предмета сразу формируется как целостная система, которая не разложима на части. Это привело гештальтпсихологов, которые и заложили новый подход к изучению восприятия, к выводу, что целостный образ предшествует расчлененному, детальному образу предмета.

Большинство свойств и законов восприятия было открыто и изучено гештальтпсихологами. Обращение гештальтпсихологии к проблеме восприятия не случайно. Тот факт, что они считали основой психики целостные структуры (гештальты), закономерно привел их к необходимости изучения связи этих гештальтов с процессами познания. При этом ведущим становится не мышление или память, но восприятие, отождествляемое с отражением гештальта, а мышление, память, воображение понимаются как этапы дальнейшей переработки образа-гештальта.

В исследованиях гештальтпсихологов было впервые доказано, что целостный образ в развитии восприятия предшествует образу, в котором выделяются отдельные черты и детали предметов. То есть у низших животных формирование целостного образа происходит постепенно, так как он складывается из отдельных свойств предмета. У человека же и высших животных целостность образа задана изначально. Обосновывая ведущие законы восприятия, М. Вертгеймер писал, что «существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого».

Наглядным доказательством того факта, что мы воспринимаем не отдельные предметы в ситуации, но всю ситуацию в целом, стали эксперименты Вертгеймера по исследованию зрительного восприятия. С помощью тахистоскопа он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (линии или кривые). Когда интервал между предъявлениями был относительно большой, испытуемые воспринимали раздражители последовательно, а при очень коротком интервале они воспринимались как данные одновременно. При экспонировании с оптимальным интервалом (около 60 миллисекунд) у испытуемых возникало восприятие движения, то есть им казалось, что один объект перемещается из одной точки в другую, в то время как им предъявлялись два объекта, размещенные в разных точках. В определенный момент испытуемые начинали воспринимать чистое движение, то есть осознавали, что движение происходит, но без перемещения объекта. Это явление было названо фи-феноменом. Это специальный термин был введен для того, чтобы выделить уникальность этого явления восприятия, его несводимость к сумме ощущений.

Доказательством первоначальной целостности воспринимаемого образа служат и многочисленные работы по маскировке объектов (Готтшальда, Коффки, Теплова и др.), которые нашли большое практическое применение во время Первой мировой войны. Эти работы показали, что такое изменение контура, как его дополнение или усложнение, служит надежным способом его маскировки, в то время как наложение сетки (шума в терминах современной теории обнаружения сигнала) часто бывает неэффективно. Эти данные выявили, что при восприятии объекта происходит его выделение из фона, при этом эффективность маскировки связана со степенью сложности разделения объекта и фона. Именно целостность всех параметров фигуры делает трудным ее обнаружение, так как необходимо вычленить весь контур данной фигуры из фона, а не опознать ее отдельную часть, «спрятанную» среди других.

Данные гештальтпсихологов существенно повиляли на современное понимание восприятия, его природы и свойств. Не меньшее значение имели и идеи Вертгеймера, Коффки и других ученых о значительной роли восприятия в общем процессе познания. В то же время именно этот аспект - взаимосвязь отдельных познавательных процессов в ходе построения схемы окружающего мира - претерпел наиболее существенное изменение в последние десятилетия. Исследования, проведенные в рамках когнитивной психологии, показали тесную и неразрывную связь психических процессов, прежде всего восприятия и памяти. Введя понятия иконической и эхоической памяти Найссер показал, что разделить восприятие, кратковременную и сенсорную память в процессе переработки поступающей информации практически невозможно.

Рекомендуемые файлы

При этом под восприятием в данном подходе понимается процесс использования недостаточной - и потому неоднозначной - информации для выбора одной из хранящихся в памяти гипотез о сиюминутном состоянии внешнего мира. Гипотезы строятся для ответа на вопросы о том, что представляют из себя объекты, какова их величина, удаленность и т. д. При поиске ответа на вопрос «Что такое перед нами, что это за объект или ситуация?», человек использует те знания, которые хранятся в его памяти. При этом, как и подчеркивали гештальтпсихологи, данная информация носит целостный характер, что и помогает, прогнозируя наличие других значимых объектов (или деталей объекта), достроить неполный или неоднозначный образ до целостной и адекватной схемы. Например, зная, что в лице человека - два глаза, нос, рот и т. д., можно, увидев один глаз и рот, спрогнозировать наличие других деталей и достроить неполный образ до адекватного и целостного - лица человека. В том случае, если эти черты носят какие-то характерные, свойственные знакомому человеку детали, опознается не просто лицо, но лицо близкого человека.

Образ мира - понятие, введенное А. Н. Леонтьевым, - в некоторых аспектах аналогично схеме окружающего, о которой писали гештальтпсихологи и представители когнитивной психологии. Это также целостная система представлений человека о мире, других людях, о себе. При этом в содержание образа мира входят не только данные о непосредственно воспринимаемых явлениях, но и результаты объект-субъектного и объект-объектного взаимодействия. Например, мы можем испытать предмет, бросив его на пол, а отношение другого человека к себе проверить в конфликте. Эти данные, соединяясь с информацией, хранимой в памяти, могут откорректировать наше представление о предмете, об окружающих людях, незначительно или даже существенно изменив образ мира.

Данные объект-объектного взаимодействия также изменяют представления о мире, расширяя наши знания о нем. Например, для того чтобы узнать твердость или вес предметов, мы можем попытаться порезать бумагу, деревянный или железный брусок, стекло ножницами, выяснив при этом, какой из этих материалов тверже. Точно так же, бросая различные предметы в воду, мы определяет такие их свойства, которые не открываются при прямом, непосредственном взгляде. Но такое опосредованное знание, как будет показано дальше, есть результат мышления, а не восприятия или памяти. Таким образом, в картину мира входят данные разных когнитивных процессов, подтверждая идею о их взаимосвязи и целостности знания.

Образ мира является результатом активного взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, при этом при построении новых элементов картины мира человек выдвигает различные гипотезы, вытекающие из уже существующей у него картины окружающего. Таким образом, в процессе познания происходит непрерывная выработка взаимосвязанной системы познавательных гипотез, возникающих как ответ на сигналы внешнего мира.

Важным моментом концепции образа мира является тот факт, что наряду с объективной информацией, полученной в результате собственного опыта, в него включается система значений, содержащая знания, выработанные человечеством, то есть культурный опыт поколений, того социума, к которому принадлежит человек. Кроме значений, в образ мира включены и смыслы, отражающие отношение субъекта к различным понятиям, к объектам действительности, другим людям. Так, образ мира приобретает не только системный, но и многоуровневый характер, включая данные разных познавательных процессов, культуры, личного опыта и переживаний человека.

Несмотря на значительную разницу в понимании природы и свойств восприятия, практически все рассмотренные выше теории не отрицали, что большую роль в восприятии играют не только рецепторные, но и моторные компоненты. Анализ восприятия сложных предметов показывает, что это процесс, в котором рецепторы и мышцы (сенсорика и моторика) действуют совместно. Без ощупывающих движений глаза или руки мы не смогли бы увидеть и узнать ни один, даже самый простой, предмет. Так, закрыв глаза и положив палец на карандаш или очки, мы можем осознать лишь какое-то одно качество этого предмета (например, гладкость). Но для того чтобы сказать, что это такое, мы должны провести рукой, ощупать весь предмет. Точно так же действует и наш глаз, совершая ощупывающие движения, не осознаваемые нами.

Подводя итоги сравнительному анализу данных подходов, важно подчеркнуть, что практически все исследователи постулируют активность субъекта в построении картины мира и возможность привлечения им памяти, мышления, воображения при восприятии поступающих стимулов. При этом большинство материалов, полученных разными учеными и в разное время, подтверждают влияние личности самого воспринимающего на процесс восприятия.

Избирательный характер восприятия, влияние прошлого опыта (апперцепции) и внимания на его протекание отмечалось многими исследователями. Многочисленные примеры этого явления существуют и в повседневной жизни. Можно, например, долго разговаривать с каким-то человеком, совершенно не запомнив, о чем, собственно, шел разговор. В то же время внешний вид (платье, рубашка, какое-то украшение или галстук), выражение лица собеседника могут быть воспроизведены до мельчайших деталей. Следовательно, объектом восприятия в этой ситуации была не тема беседы, но сам собеседник, а сопутствующие детали (содержание разговора, окружающие и т. д.) не включались в создаваемый образ.

Выделяют основные свойства восприятия или способы организации перцептивного образа. Это - константность, осмысленность, предметность.

Константность - это постоянство восприятия, формы, размера и цвета предметов окружающего мира. Благодаря константности мы узнаем предметы при изменении освещения, их удалении от нас, изменении их положения на сетчатке глаза. Так, наше понимание местоположения окружающих предметов не изменится, если мы наклоним голову, хотя их изображения на сетчатке будут другими. Даже если мы увидим наклоненную тарелку или освещенный красной лампой лист писчей бумаги, мы не решим, что тарелка из круглой превратилась в овальную, а бумага стала розовой. Именно в этих феноменах и проявляется действие константности формы и цвета.

Постоянство размера проявляется в том, что при взгляде на картинку, на которой человек выше дома, мы понимаем, что это связано с расстоянием (человек близко, а дом далеко), но не с реальными размерами этих объектов. При удалении объектов мы всегда можем оценить их реальные размеры, понимая, что самолет не стал меньше от того, что поднялся в небо. Если бы не было константности восприятия, то при каждом малейшем движении, повороте головы, изменении освещения изменялись бы и все основные свойства окружающих нас предметов. Поэтому мы не могли бы не только узнавать знакомые объекты, но и просто ориентироваться в окружающем.

Эти свойства восприятия не даны от рождения, но развиваются в процессе жизни и взаимодействия с предметами окружающего мира, то есть они являются производными от главного свойства восприятия - его осмысленности и отнесенности к предметам (эталонам).

В процессе манипулирования с объектами внешнего мира ребенок осмысляет их функции, соотнося свойства предмета с его внешним видом. Зависимость константности и правильности восприятия от его предметности была доказана и экспериментально. Испытуемому предлагалось посмотреть в щелку на предмет, оценив его цвет. Щель была такая узкая, что испытуемый не мог видеть предмет целиком, не узнавал, что именно перед ним. Поэтому при освещении куска мела белым светом он опознавался как белый, красным - как розовый, синим - как голубой. В другой серии экспериментов, когда испытуемые могли увидеть предмет целиком, цвет мела не изменялся ни при каком освещении.

Точно так же при восприятии лужи на дороге ее форма изменялась в зависимости от того, под каким углом она предъявлялась испытуемому, превращаясь то в круг, то в различные овалы. В то же время форма мячика не изменялась ни при каком предъявлении. Таким образом, было подтверждено, что осмысленность, то есть отнесение образа к определенной группе предметов (эталонов), дает возможность сохранить его правильное и постоянное восприятие в любых условиях.

В основе осмысленности восприятия лежит категоризация объектов, то есть отнесенность их к определенной категории, чаще всего к конкретной группе предметов. Важным моментом в процессе осмысления является сигнальный характер стимулов, имеющих значение, например, стоп-сигнала, сигнала опасности, пищи, партнера.

Осмысленность и предметность свойственны не только зрительному, но и тактильному и слуховому восприятию. Очень сложно, например, расслышать и правильно воспроизвести слова, произнесенные на незнакомом иностранном языке. Однако слова знакомого и тем более родного языка воспринимаются и воспроизводятся легко, так как при этом слуховые образы категоризуются и различаются не отдельные звуки или звуковые сочетания, но целые слова или фразы, имеющие конкретное значение для воспринимающего и обозначающие реальные предметы и ситуации.

Восприятие формы, цвета, пространства, движения и времени

Одним из ведущих видов восприятия являет восприятие формы, на основании которой в большей степени и происходит осмысление, категоризация предметов. При восприятии формы огромное значение имеют такие ее свойства, как структурность, прегнантность, дополнение до целого, фигура - фон, которые были открыты в работах гештальтпсихологов.

Структурность - свойство, выявленное первоначально в экспериментах Вертгеймера, который назвал его группировкой. Он показал, что человек в процессе восприятия не просто суммирует отдельные точки воспринимаемого контура, но группирует отдельные части по определенным признакам так, чтобы получилась понятная, близкая к воспринимаемому контексту структура. Тот факт, что воспринимающий субъект (человек, высшее животное) видит мир не как хаотический набор смутных образований, но как систему, состоящую из четких образов, объясняется именно структурностью восприятия. Структурность помогает нам разглядеть какую-то форму даже в неопределенных очертаниях окружающего. Так, в рассыпанных по листу бумаге точках мы видим не беспорядочный набор, но структуру, состоящую из вертикальных или горизонтальных линий, очерченных точками. Кто-то может увидеть квадраты из точек, кто-то систематизирует по другим признакам, но в любом случае мы видим упорядоченную систему знаков, помогающую нам лучше ориентироваться в окружающем.

Однажды воспринятая структура имеет тенденцию восприниматься в сходных или последующих структурах. Действие всех этих факторов подчиняется основному закону, названному Вертгеймером «законом прегнантности » (или законом «хорошей» формы), который интерпретируется как стремление к простым и четким формам и простым и устойчивым состояниям.

Свойство дополнения до целого выступает также как одно из выражения стремления к хорошей форме, так как люди склонны достраивать неоконченные фигуры так, чтобы увидеть в них знакомую форму. Так, незаконченная округлая линия воспринимается как круг или овал, три пересекающиеся линии - как треугольник и т. д. При этом сам принцип дополнения контура до целого сохраняется всегда, хотя название фигуры может быть разным в зависимости от социального или культурного контекста, опыта воспринимающего. Например, незаконченный овал может называться серьгой, обручем, треугольник - амулетом или музыкальным инструментом. Таким образом, культурная обусловленность сенсорных эталонов проявляется в процессе осмысления предметов, их категоризации, но сама форма воспринимаемого в большей степени зависит от организации сигнала.

Свойство «фигура - фон» чаще всего появляется при восприятии так называемых двойных фигур (например, профиль и две вазы), в которых объект восприятия выделяется в зависимости от того, что воспринимается как фигура, а что - как фон, на котором она предъявляется. При этом изменение ракурса или перемещение внимания способствуют изменению воспринимаемой фигуры.

Свойства структурности, правильности (прегнантность) восприятия, стремление дополнить контур до целого объясняют и способность человека расклассифицировать поступающую из внешнего мира информацию. Так, мы можем увидеть профиль человека в бесформенном облаке или корне дерева, узнать в наборе теней квадрат или круг, угадать в незаконченной фигуре треугольник - этому помогает «правильность» восприятия, его свойство увидеть хорошую, четкую форму в неопределенном образе.

Восприятие цвета, точнее, восприятие предметных цветов - это один из видов зрительной перцепции, в результате которого возникает постижение хроматичности объектов.

В отличие от цветового ощущения, которое показывает только цветовой фон сам по себе, безотносительно к его объектной отнесенности, цветовое восприятие характеризует цвет реального предмета. Так, мы видим белый кусок мела или красную мякоть арбуза, разрезанного на тарелке, его зеленую кожуру и т. д. Поэтому восприятие цвета зависит не только от длины волны, от излучения, попадающего в глаз от поверхности мела или арбуза, но и от фактуры мякоти и корки арбуза, от той поверхности, на которой этот арбуз расположен.

Оказывает воздействие на цветовую перцепцию и предметность восприятия, так как, зная, что перед нами мел, мы, как было показано выше, при любом освещении увидим его белым. Информация о том, что данный арбуз сладкий и очень спелый, тоже влияет на цветовой эффект, так же как и данные о том, что это не реальный плод, а его муляж.

В исследованиях гештальтпсихологов было показано, что в реальной жизни воспринимается, как правило, не чистый цвет, но соотношение цветов. Это явление было ими названо транспозицией. Исследование транспозиции проводилось в экспериментах Коффки и Келера. Ими было показано, что цветовое зрение основывается на восприятии сочетания «фигура - фон» и их контрасте, то есть люди воспринимают не сами цвета, но их отношения. Так, в опыте Коффки детям предлагалось найти конфетку, которая была в одной из двух прикрытых цветной картонкой чашек. Конфетка всегда лежала в чашке, которая была закрыта темно-серой картонкой, в то время как под черной конфетки никогда не было. В контрольном эксперименте детям надо было выбрать не между черной и темно-серой крышкой, как они привыкли, но между темно-серой и светло-серой. В том случае, если бы они воспринимали чистый цвет, они выбрали бы привычную темно-серую крышку, однако дети выбирали светло-серую, так как ориентировались не на чистый цвет, но на соотношение цветов, выбирая более светлый оттенок. Аналогичный опыт был проведен и с животными, которые также воспринимали только сочетания цветов, а не сам цвет.

Восприятие пространства, движения и времени основываются на работе ведущих анализаторов - зрительного (пространство и движение) и слухового (время).

При восприятии пространства оценивается расстояние между предметами, их удаленность от наблюдателя, глубина, объемность (трехмерность) объектов, а также направление их локализации, что позволяет наблюдателю не только воспринять пространство, но и ориентироваться в нем.

Оценка размера является одним из механизмов восприятия удаленности предметов. Не меньшее значение имеют и данные проприоцепторов, сигнализирующих о перемещении тела наблюдателя, так как пространственная ориентировка с необходимостью включает оценку места собственного тела в системе пространственных координат - и как точки отсчета удаленности объектов, и для понимания направления их локализации и направленности собственного перемещения.

Существуют и специальные механизмы восприятия пространства, связанные с данными, поставляемыми глазодвигательными мышцами и бинокулярным зрением, а частично и биноуральным слухом.

Существуют два механизма восприятия пространства. Первый из них связан с тем, что при удалении или приближении объектов изменяется кривизна хрусталика глаза. Мышцы, изменяющие форму хрусталика, посылают сигналы в наш мозг, позволяя оценить глубину предмета. Например, при изменении кривизны в процессе разглядывания передней и боковой сторон дома мы понимаем, что он не одномерный, но объемный. При рассматривании картинки - изображения того же дома - изменения кривизны хрусталика не возникает, а потому мы оцениваем этот предмет как плоский.

Еще одним механизмом восприятия пространства является расхождение между информацией, которую нам посылают правый и левый глаз. Образ внешнего мира на центральной части сетчаток двух глаз совпадает между собой, поэтому изображение не двоится. Но на периферии, недалеко от слепого пятна (места, где зрительный нерв входит в сетчатку), образы объемного предмета не совпадают, эти точки посылают в мозг различные сведения. Это расхождение в сигналах, поступающих от разных глаз, и воспринимается нами как информация об объеме предмета.

Этот феномен можно легко наблюдать, положив любой предмет прямо перед собой и рассматривая его, поочередно закрывая то один, то другой глаз. Вы увидите, что самые крайние точки предмета с левой и правой сторон видятся по-разному. Вы не видите правым глазом левого края предмета, а левым - правого. Это и есть тот механизм, который позволяет судить обо объеме предмета. На его работе основано действие стереоскопов, в которых картинки, попадающие на правый и левый глаз, не совпадают, а потому перед нами предстает объемное изображение.

Восприятие движения также связано с работой двух механизмов: изображение - сетчатка и глаз - голова. При движении предмет перемещается по сетчатке, попадая на разные ее точки. Информация о перемещении объекта от разных нейронов сетчатки и воспринимается нами как сигнал о движении предмета. Для лучшего обзора субъект стремится к тому, чтобы предмет попадал в центр зрения, а не на периферию, а потому прослеживает взором за движущимся предметом. Умение не терять предмет из поля зрения, поворачивая голову вслед за его движением, появляется уже у грудных детей. Мышцы глаза, отвечающие за эти движения, а также мышцы, осуществляющие поворот головы, сигнализируют об этом движении, которое также оценивается и осознается как движение объекта. Как правило, эти два механизма работают совместно: изображение движется по сетчатке, а движения головы и глаз фиксируют его в центральной области зрения, не позволяя смещаться на периферию. Рассогласование их деятельности может вызывать иллюзии движения, например при оценке движения двух стоящих рядом поездов.

Если в восприятии пространства и движения ведущим является зрительный анализатор, то в восприятии времени - слуховой. Это связано с тем, что слух и время - протяженны, а не мгновенны, для их осознания нужен определенный интервал, в течение которого мы собираем звуки в слово и предложение или оцениваем длительность в определенных мерах времени - минута, час, день и т. д. Биологический и культурный уровни, которые выделяются во всех психических процессах, особенно отчетливо видны в восприятии времени. Биологические часы - это наша оценка времени по внутреннему состоянию, по интервалам между актуализацией биологических потребностей в еде, питье, сне. В то же время существуют и заданные культурой эталоны оценки времени - секунда, час и т. д. Для того чтобы оценить временной интервал с этой точки зрения, ребенку надо научиться пользоваться этими эталонами, знать, например, отличие минуты от часа, понимать, сколько минут в одном часе, и т. д. Существует и субъективная длительность времени, например, при ожидании минута может быть оценена как 10 или 15 минут, а в том случае, если нам надо сделать много дел одновременно, мы не замечаем, как пролетели полчаса.

При этом существует разница в оценке продолжительности настоящего и прошлого времени. Прошедшее время кажется тем более длительным, чем богаче оно было событиями, и тем короче, чем более пустым оно было. В оценке настоящего времени происходит обратное явление - чем беднее период событиями, тем длиннее он тянется, а заполненный делами временной интервал, как уже упоминалось выше, пролетает незаметно. В этой противоположности сказывается качественное отличие прошлого и настоящего. Прошлое объективировано в своем содержании и целиком им определяется, поэтому произошедшие события как бы расчленяют временной интервал и тем самым удлиняют его. В настоящем же, поскольку действия динамично изменяются, события смыкаются, переживаясь как единое целое. Отсутствие же событий концентрирует внимание субъекта именно на самом течении времени, которое субъективно удлиняется.

Субъективная оценка времени связана и с законом эмоциональной детерминации, выражающемся в том, что положительно окрашенные переживания сокращают временные интервалы в сознании людей, в то время как отрицательные переживания приводят к субъективной переоценке его длительности. Недаром у Шекспира Ромео восклицает: «Грустные часы длинны».

Вам также может быть полезна лекция "11 Сущность и явление".

Такая субъективность существует и в остальных видах восприятия, на которые оказывает существенное влияние установка, то есть бессознательная предрасположенность субъекта действовать определенным образом и в определенном направлении. С этим понятием мы будем еще неоднократно встречаться, так как установка влияет на протекание всех познавательных процессов. Например, при чтении книги мы почти никогда не видим опечатки (установка на смысл), в то время как корректор видит именно их, но может не уловить смысл прочитанного (установка на ошибки). Голодный человек может слово «обувь» прочитать как «обед», а тревожный подозревает, что все говорят именно о нем.

Искажают наше восприятие и иллюзии, которые имеют много причин, в частности рассогласование отдельных сторон и механизмов восприятия между собой, например иллюзии движения, о которых говорилось выше. Некоторые иллюзии (например, стрелы, шпал и т. д.) связаны с тем, что мы часто плоские предметы видим как объемные и наоборот. Анализ иллюзий показывает и роль привычек, культурных норм, индивидуальных отличий, которые накладывают отпечаток на протекание процесса восприятия.

Анализ процесса восприятия показывает, что его содержание определяется всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурой всей ситуации в целом, которая и дает возможность соотнести и систематизировать отдельные образы, сохраняя их базовую форму. При этом соотношение образов предметов в сознании не является статичным, неподвижным, но определяется динамическими, изменяющимися соотношениями, которые устанавливаются в процессе познания. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений, как близость, сходство, замкнутость, симметричность.

Важным моментом является и то, что восприятие не может рассматриваться как отдельный, независимый от памяти, мышления и внимания процесс. Как будет наглядно показано ниже, познание не может пониматься как набор последовательно проходящих актов - сначала восприятие, образы которого сохраняются памятью и перерабатываются мышлением и воображением. Все эти процессы действуют одновременно, так как образы систематизируются в классы и категории (эталоны), с которыми соотносится новый образ, то есть в течение восприятия встраиваются мышление и память (узнавание). Внимание и мышление помогают отобрать из всей поступающей в процессе восприятия информации ту, которая должна храниться длительное время или только определенный период, отсеивая ненужную.

Однако для полного и глубокого понимания сути этого взаимодействия, роли каждого познавательного процесса в создании комплексной и адекватной схемы мира необходимо, пусть несколько искусственно, отделить их друг от друга и рассмотреть каждый из этих процессов отдельно.

Свежие статьи
Популярно сейчас