Популярные услуги

Главная » Лекции » Литература » Английская литература » Романтизм (основные направления) 2

Романтизм (основные направления) 2

2021-03-09СтудИзба

ЛЕКЦИЯ № 15.

Романтизм (основные направления). Часть 2

Мистерия «Каин» – крупнейшее произведение позднего Байрона. Это лирико-драматическая поэма. Но главное в «Каине» – не драматизм событий, а философская медитация. На материале известной библейской легенды поэт ставит совре­менные философские проблемы. Идейно-художественное ре­шение этих проблем отличается масштабностью и обобщен­ным характером.

Библейский образ Каина переосмыслен у Байрона. Это уже не символ зла; убийство Авеля совершается Каином по злой воле Иеговы. Сам Каин выступает в поэме как воплощение человечности и доброты; возвышенна любовь Каина к Аде. Каин – бунтарь, герой, стремящийся к действию во имя исти­ны, добра и счастья. Когда встает вопрос о выборе жизненно­го пути, он выбирает путь героической борьбы. Герой борется против несправедливости и деспотизма Иеговы, за осуществ­ление своего нравственного идеала. По примеру славящего разум Люцифера Каин стремится познать место и роль личности в мире. Но в отличие от со­мневающегося во всем Люцифера Каин верит в добро.

Диалектика жизни, противоречия в историческом развитии общества, борьба антагонистических начал – вот суть романтического историз­ма этой поэмы. Каин отвергает покорность Адама, Евы и Авеля. По мнению автора, человек не должен мириться с господством зла, с тра­гической судьбой человечества; он имеет право на борьбу, на восстание – такова главная мысль этой поэмы. Богоборческая, героическая поэма Байрона обладала большой взрывчатой, революционной силой; недаром католическая церковь внесла «Каина» в список запрещенных книг.

Поэма «Каин» написана пятистопным белым стихом, вы­разительные возможности которого были раскрыты в произ­ведениях Шекспира и Мильтона. На русский язык поэма пе­реводилась И. Буниным.

В последние годы жизни Байрон работал над своим самым крупным и значительным произведением – эпической поэмой «Дон Жуан» (Don Juan, 1818-1824). Завершить его поэт не успел; было написано шестнадцать песен; работа оборвалась на семнадцатой песне.

«Дон Жуан» – многоплановое произведение, которое со­держит гневное обличение и сатирическое осмеяние, лири­ческие отступления и философские раздумья. А.С.Пушкин указывал на «удивительное шекспировское разнообразие» «Дон Жуана».

Поэма была задумана и выполнена как произведение эпи­ческое, в котором дана панорама современной жизни:

Рекомендуемые материалы

Я все теперь подробно описал:

Любовь, и шторм, и битвы.

Как известно,

Эпической поэму я назвал,

И разрешил задачу я чудесно...

По сравнению с «Чайльд Гарольдом» образ героя и об­раз автора теперь уже полностью отделены друг от друга. Приключения Дон Жуана существенно отличаются от палом­ничества романтического Чайльд Гарольда. Если мечтатель Чайльд Гарольд показан на фоне героических событий, то Дон Жуан, обыкновенный человек, «на все готовый», изо­бражен в обстоятельствах частной жизни. Поэт стремится в этой поэме «в явленьях частных общее найти».

В ряде глав поэмы Байрон опирается на реальные факты, имеет в виду в качестве прототипов реальных лиц. Так, ха­рактер донны Инесы, матери Дон Жуана, близок характеру жены Байрона. Действия Дон Жуана, оказавшегося в русской армии, повторяют в чем-то поступки герцога Ришелье, слу­жившего в армии Суворова.

В поэме высказано новое понимание соотношения лично­сти и обстоятельств: «Люди – игрушка в руках обстоятельств, хотя кажется, что обстоятельства – игрушка в руках людей».

В «Дон Жуане» Байрон делает следующий шаг к реализму, хотя поэма в целом остается романтическим произведением. Но все же

И превращает правды хладный блеск

Минувших дней романтику в бурлеск.

Романтизм поэмы – во всепроникающем лирическом чувстве, в дисгармоничности мироощущения, в пламенной страстно­сти монологической речи, во всеобъемлющем характере иро­нии, в резких парадоксальных антитезах, во вселенском охва­те бытия.

В «Посвящении», предпосланном поэме, прямо говорится об авторской позиции. Байрон преклоняется перед тирано­борцем Мильтоном, он смело обличает министра-реакционе­ра лорда Каслри. обагрившего руки в крови ирландского народа; дает сар­кастические характеристики поэтам «озерной школы», выступая против их консерватив­ных позиций.

«Дон Жуан» –  сатира на современное общество, хотя время действия отнесено к периоду, предшествовавшему Французской буржуазной революции. Байрон собирался довести историю жизни Дон Жуана до его участия и гибели в революционных событиях конца 18 в.

Дон Жуан – образ естественного человека, который живет земными страстями. Его воспитание было «отменно добродетельным». Его обучали мертвым языкам и схоластике, но он оставался живым и непосредственным юношей. Любовная история с замужней дамой вынуждает героя покинуть родину. Инеса отсылает сына в чужие края, боясь скандала.

После кораблекрушения, оставшись в живых благодаря своему мужеству, Дон Жуан попадает на остров, где встречается с прекрасной Гайдэ, дочерью пирата Ламбро. Любовь к Гайдэ, идиллия недолгих счастливых дней, проведенных на берегу моря, среди пребрежных скал, внезапно обрывается. На роскошном пиру, устроенном Гайдэ в честь возлюбленного, появляется Ламбро. По его приказу Дон Жуана хватают и продают в рабство в Турцию. Гайдэ умирает от горя.

Ламбро – романтический герой, мстящий всему миру за свою поруганную отчизну – Грецию. Тем не менее, он остается демонической фигурой, носителем зла. С его образом связано представление о жестокости мира,  враждебного красоте и гармоничности естественного чувства.

На невольничьем рынке Дон Жуана покупает султанша Гюльбея. Однако Дон Жуан отказывается принять ее любовь даже под страхом смерти.

Вместе с британцем Джоном Джонсоном он бежит и Константинополя и оказывается в лагере Суворова. Детально описана подготовка к осаде Измаила войсками Суворова и штурм крепости. Дон Жуан проявляет чудеса храбрости и одним из первых врывается в крепость. Суворов посылает его в Петербург для сообщения о взятии Измаила русскими. При дворе Екатерины II, которая сделала его своим фаворитом, он оказывается в центре внимания.

Однако очень скоро под предлогом поправки здоровья Дон Жуан отправляется с секретным поручением в Англию. Англия характеризуется как страна надменных лавочников, которые готовы брать налоги чуть ли не с волны. В начале 12й песни обрисован образ скупого, символизирующий власть капитала. Высший принцип для скупого – это накопление. Дон Жуан принят в высшем обществе. Его приглашает к себе лорд Генри Амондевилл.. Высший свет утратил жизнелюбие и непосредственность, так характерные для героев Филдинга. В высшем обществе царит скука. Находясь в кругу Амондевилла Дон Жуан обращает внимание на на скромную девушку Аврору  Рэби. Своей чистотой и невинной грацией она напоминает героинь Шекспира. Увлеченный Авророй, Дон Жуан тем не менее, уступает желаниям светской львицы графини Фиц-Фальк. Сцены сближения с графиней даны в духе пародии на готический роман.

Байрон отдал свою жизнь, борясь за свободу Греции. Он умер в Греции 19 апреля 1824 г.

Большое воздействие на литературу европейских стран оказал «байронический» герой – мятущаяся личность, недовольная современной действительностью, бунтующая против всех установлений, сковывающих свободу, личность разочарованная и одинокая, ищущая самоутверждения в индивидуальном действии. Герой байроновских поэм оказал большое влияние на мироощущение целого поколения европейской молодежи. Увлечение байроновским индивидуализмом, разочарованием и «мировой скорбью» получило название «байронизма»

Творчество Байрона относится к числу самых ярких страниц в национальном литературном наследии Англии..

Другой революционный романтик – Перси Биши Шелли (Percy Bysshe Shelley, 1792-1822) – так же, как и Байрон, происходил из аристократической семьи. Как и Байрон, он в очень юные годы проникся свободолюбивыми стремлениями и ненавистью к любой форме тирании. В школе он восставал против палочной дисциплины. В Оксфордском университете – против требований церковных властей. За опубликование памфлета «О необходимости атеизма» был исключен из университета. Вскоре после этого 19-летний Шелли женился на 16-летней дочери трактирщика, уверенный, что своим браком он спасает ее от тирании отца. Отец Шелли, рассерженный таким мезальянсом, отказал ему в денежной помощи. Шелли с женой отправился в Ирландию, где он выступал на митингах, призывая ирландцев подняться на борьбу против английского владычества. Вернувшись в Англию, он познакомился с Вильямом Годвином и стал ревностным последователем его учения. Молодая жена не разделяла идеи поэта, и он быстро разочаровался в ней. Шелли влюбился в дочь Годвина Мэри и сбежал с ней в Швейцарию, а затем в Италию. Мэри оставалась единомышленником и другом поэта до конца его недолгой жизни. Но кроме этого она сама была талантливой писательницей («Франкенштейн» – один из первых научно-фантастических романов) и активно распространяла идеи женского равноправия.

В Швейцарии Шелли впервые встретился и подружился с Байроном. Байрон говорил о Шелли: He was the most gentle, the most amiable, and the least worldly-minded person I ever met. Несмотря на общность революционных убеждений, во взглядах двух поэтов были и различия. В творчестве Байрона было больше жизненной конкретности, в нем отчетливо проявлялась тенденция к реализму. Для художественной системы Шелли характерны сложная символика, яркая метафоричность, ассоциативность и абстрактность образов. В отличие от Байрона, который скептически относился к будущему, Шелли пламенно верил в счастливое будущее освобожденного человечества. Это была дружба оптимиста и пессимиста.

Философское мировоззрение Шелли складывалось под влиянием французских просветителей, а также идей Годвина, изложенных в его трактате «Политическая справедливость». Идеи этого трактата находят развитие в первой философской поэме Шелли «Королева Маб» (1813). В фантастическом зачине поэмы волшебница королева Маб похищает душу спящей девушки Ианты (символ человечества) и уносит ее в звездные миры. Здесь королева Маб показывает Ианте жестокость прошлого и настоящего и противопоставляет им светлую картину будущего. Сюжетом поэмы являются не события, а авторские мысли о философии, религии, политике и морали, вложенные в уста феи. Идеал Шелли – общество свободных людей, не знающих гнета монархии и церкви. Путь к такому обществу поэт видел в пропаганде передовых идей без революционного насилия. «Королеву Маб» Шелли сам признавал чересчур дидактичной, и в дальнейшем стремился находить более художественную форму для выражения своих идей.

Откликом на современные народные волнения стала поэма «Восстание Ислама» (1818), в которой Шелли описал, по сути, французскую революцию, хотя действие поэмы разворачивается в Константинополе. Главные герои поэмы – Лаон, горячий проповедник равенства и братства, и его сестра, возлюбленная и единомышленница Ситна. Путем «просвещения умов и очищения сердец» им удается вызвать в народе такое стремление к свободе, что тираны в страхе бегут. Однако, вооружившись, тираны все же расправляются с народом, а революционеров отправляют на эшафот. Несмотря на такой печальный финал, поэма оптимистична. Автор рисует аллегорическую картину борьбы между орлом и змеей, что символизирует извечную борьбу добра со злом. Поэт убежден, что, хотя зло и одерживает временные победы, силы добра, оправившись от поражения, поднимаются на новые битвы, которые должны завершиться торжеством лучших начал жизни.

Героическая тема в творчестве Шелли наиболее ярко выражается в философской поэме «Освобожденный Прометей» (Prometheus Unbound, 1820). Большой поклонник античности, Шелли задался целью возродить художественные формы античной драмы. Он решил продолжить сюжет греческого мифа и трагедии Эсхила «Прометей прикованный», но показать не мужественную смерть прикованного к скале титана (миф) и не примирение его с Зевсом (Эсхил), а победу Прометея над небесным тираном. Прометей обвиняет Зевса в страданиях человечества, он не признает  над собой власти бога. Зевс мучает Прометея, потому что боится его. Прометея терзают фурии («собаки ада»), которых Зевс кормит стонами и мольбами своих жертв. Силы природы и другие герои помогают Прометею сбросить оковы. Власть богов оказывается низвергнутой, и вся Земля празднует освобождение:

Отныне

Повсюду будет вольным человек,

Брат будет равен брату, все преграды

Исчезли меж людьми; племен, народов,

Сословий больше нет; в одни все слились,

И каждый полновластен над собой;

Настала мудрость, кротость, справедливость…

В этой картине будущего Шелли близок к воззрениям социалистических утопистов.

Политические стихи Шелли строятся на приемах оратор­ской речи, которые передают негодование поэта-граждани­на, разоблачающего преступления властей. Стихотворение «Песнь к людям Англии» является обращением к народу, живущему в рабской зави­симости от эксплуататоров. Здесь выражены настроения пролетарской массы, начинающей осознавать несправедли­вость социальных отношений:


Англичане, почему

Покорились вы ярму?

Отчего простой народ

Ткет и пашет на господ?

Для чего вам одевать

В шелк и бархат вашу знать,

Отдавать ей кровь и мозг,

Добывать ей мед и воск?

Пчелы Англии, зачем

Создавать оружье тем,

Кто оставил вам труды,

А себе берет плоды?..


Шелли отрицал христианского бога, являясь сторонником пантеизма (отождествлял бога с природой, с мирозданием). Шелли преклонялся перед природой, видя в ней основу неумирающей, постоянно обновляющейся силы. Цветы, деревья, моря, горы уподобляются в его поэзии живым существами («Облако» ). Об этой одухотворенности явлений природы Шелли пишет в своем «Гимне духовной красоте» (все в жизни преходяще, утверждает поэт, вечна лишь красота). Природа предстает в стихах Шелли в бурном движении, непрестанном изменении. В «Оде к Западному ветру» Шелли описывает наступление зимы. Но поэт верит, что на смену метелям западный ветер обязательно принесет весну. Тот же философский оптимизм, вера в перемены к лучшему выражены в стихотворении «Изменчивость» . Светлой жизнерадостностью проникнута ода «К жаворонку» . В маленькой птице, парящей в небе, Шелли видит символ жизни и творчества. Искусство, по словам поэта, должно быть столь же непосредственно, чисто и радостно, как песня вольной птицы. Лирический герой Шелли стремится к гармонии с самим собой и окружающим миром; он практически сливается с природой. Это контрастирует с мрачным и разочарованным в жизни героем Байрона, который, напротив, противопоставляет себя миру.

Элегическая поэма Шелли «Адонаис» (1821) считается одной из лучших элегий во всей мировой литературе. Поэма посвящена гибели молодого поэта и друга Шелли Джона Китса. Шелли скорбит о потере, но утверждает, что истинный талант бессмертен. Тогда поэт не знал, что очень скоро присоединится к своему Адонаису в царстве бессмертных. Смерть Шелли была трагической случайностью – он утонул в озере, когда его лодка перевернулась во время шторма. По мистическому совпадению в то последнее плавание он взял с собой книгу стихов Китса.

Джон Китс (1795-7821) принадлежал к так называемым «лондонским» романтикам, в число которых входили такие поэты, как Хэзлит, Лэм, Хант. Течение лондонских романтиков занимает срединное положение между крайними течениями в романтизме. Близкие по идейным убеждениями к Байрону и Шелли, они не принимали тенденциозности и революционной героики их искусства. В то же время лондонцы многому учились у «лейкистов». Джон Китс был самым одаренным из них.

Сын конюха, Китс тем не менее сумел получить хорошее классическое образование. Его идеалами были Гомер и Спенсер. Чтобы прокормить себя,  Китс поступил учеником к хирургу, но вскоре оставил медицину и посвятил себя поэтическому творчеству. Жизнь его была недолгой: в 25 лет у него обнаружился туберкулез. Друзья настояли на его переезде в Италию, но даже благотворный климат не мог остановить смертельной болезни.  Китс оставил блестящее литературное наследие, которое было оценено по достоинству только через полвека после его смерти, а автор признан одним из величайших английских поэтов.

 Джон Китс писал в основном на темы любви, красоты и искусства. Так же как и Шелли, он был певцом красоты и совершенства мира. Но если Шелли особенно подчеркивал духовный элемент в природе, то  Китсу было свойственно любование чувственной, материальной красотой мира.

Китс – мастер сонетной формы стиха. Его сонеты отли­чаются глубиной философской мысли и вместе с тем просто­той музыкальной и гармонической формы. Тема поэта, его творческого самосознания и отношения поэзии к жизни – основное содержание сонетов Китса. В сонете «Чаттертону» Ките выражает чувства скорби и печали по поводу трагической гибели поэта. Но сонет за­канчивается прославлением вечно живого творчества. «Сонет, написанный в домике Бернса» передает восхищение Китса ве­ликим шотландским поэтом. Поэзия Бернса волнует потом­ков. Китс, очутившись в доме поэта, чувствует свое родство с Бернсом.

Прожившему так мало бренных лет,

Мне довелось на час занять собою

Часть комнаты, где славы ждал поэт,

Не знавший, чем расплатится с судьбою.

Ячменный сок волнует кровь мою

Кружится голова моя от хмеля.

Я счастлив, что с великой тенью пью,

Ошеломлен, своей достигнув цели.

И все же, как подарок, мне дано

Твой дом измерить мерными шагами

И вдруг увидеть, приоткрыв окно,

Твой милый мир с холмами и лугами.

Ах, улыбнись! Ведь это же и есть

Земная слава и земная честь!

В сонете «Кузнечик и сверчок» поэт раскрывает в малом боль­шое, видит красоту бытия в самом обычном и славит поэзию земной жизни. Он любил твердую, осязаемую плоть земли, краски цветов, запахи растений («Кузнечик и сверчок» ).

Вовеки не замрет, не прекратится

Поэзия земли. Когда в листве,

От зноя ослабев умолкнут птицы,

Мы слышим голос в скошенной траве

Кузнечика. Спешит он насладиться

Своим участьем в летнем торжестве,

То зазвенит, то снова притаится

И помолчит минуту или две.

Поэзия земли не знает смерти.

Пришла зима. В полях метет метель,

Но вы покою мертвому не верьте,

Трещит сверчок, забившись где-то в щель,

И в ласковом тепле нагретых печек

Лекция "1 Становление конфликтологии" также может быть Вам полезна.

Нам кажется: в траве звенит кузнечик.

Эстетическая основа творчества  Китса заключена в афоризме, завершающем его стихотворение «Ода к греческой вазе» :

Красота есть истина, истина есть красота –

Вот все, что мы можем познать на земле, и все, что надо знать.

Идеал прекрасного и истинную гармонию в человеке и природе  Китс находит в античности и Ренессансе. Античные мифологические сюжеты лежат в основе его поэмы «Эндимион» (1817), первые строки которой стали крылатыми: A thing of beauty is a joy forever (красота – это вечная радость), а также в основе неоконченной поэмы «Гиперион» (1818).

Китс обращался к различным жанровым формам – сонету, балладе, поэм, оде. Причем его ода свободна от дидактизма и риторики классической оды, она скорее напоминает медитацию. В «Оде к соловью» лирический герой счастлив тем, что соловей свободно поет о прекрасном лете, он хотел бы улететь вместе с соловьем на крыльях поэзии. Поэту не страшно умереть, так как он знает, что соловей по-прежнему будет петь свою песню.

А.А.Елистратова так определяет своеобразие поэзии Кит­са в сравнении с поэзией Байрона и Шелли: «Сравнивая Кит­са с этими его современниками... можно сказать, что если в их поэзии преобладает пафос раскрепощения действия, мысли и чувства, то основным пафосом поэзии Китса было раскрепо­щение эстетического сознания человека».

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5142
Авторов
на СтудИзбе
441
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее