Популярные услуги

Главная » Лекции » Литература » Английская литература » Романтизм (основные направления)

Романтизм (основные направления)

2021-03-09СтудИзба

Лекция № 14.

Романтизм (основные направления). Часть 1.

«Озерная школа»

К группе романтиков, составлявших «озерную школу», от­носятся Вордсворт, Колридж и Саути. Их объединяет не только то, что они жили на севере Англии, в Кемберленде, в краю озер (отсюда их называют «лейкистами», от lake – озеро), но неко­торые общие черты их идейного и творческого пути. В нача­ле творческой деятельности им свойственны бунтарские на­строения, они приветствуют Французскую буржуазную рево­люцию, но впоследствии, разочаровавшись в ее результатах, утрачивают веру в активную борьбу и переходят на консерва­тивные позиции.

Определенная общность идейно-творческих позиций по­этов «озерной школы» не означает тождества взглядов и та­ланта.

Уильям Вордсворт (William Wordsworth, 1770-1850) выступал против просветительской фило­софии, тем не менее в его взглядах сохраняется просветитель­ская идея естественного человека и природного равенства людей. Вордсворт наследует свойственный Руссо идеал природы, веру в ее доброе начало.

Вслед за Бернсом Вордсворт открыл возвышенное и пре­красное в душе простого человека. Поэма Вордсворта «Вина и скорбь, или Происшествия в Солсберийской степи» посвящена тяжелому положению бедня­ков, которое становится еще более суровым в годы войны. Сюжет поэмы – горькая история жизни бывшего матроса и вдовы солдата.

В 1798 г. выходит анонимное издание «Лирических бал­лад» Вордсворта и Колриджа. Поэты высту­пали против каких-либо литературных правил и стремились создать поэтический «эксперимент», основанный на принципе естественного изображения человеческих чувств и страстей, обыденной жизни.

Предисловие, написанное Вордсвортом ко второму изда­нию «Лирических баллад» (1800), явилось манифестом английского романтизма. Поэт говорит о необходимости выби­рать происшествия обыденной жизни и изображать их в свете поэтического воображения, которое обычное рисует в не­обычном аспекте. Предметом поэзии должна стать сельская жизнь, ибо в простой и скромной жизни с большей непосред­ственностью проявляются человеческие страсти, жизнь серд­ца. В бытии простых людей жизнь страстей сливается с красо­той и постоянством природы. В поэзии надо воспроизводить язык простолюдинов. Далекие от условностей цивилизован­ного общества, простые люди выражают свои чувства безы­скусно. В их языке красота и философская значительность.

Рекомендуемые материалы

В предисловии к изданию «Лирических баллад» в 1815 г. Вордсворт пишет о необходимых условиях поэзии. Это – на­блюдение и описание, чувствительность, размышление, вооб­ражение, фантазия, вымысел, оценка. Воображение призвано возбуждать и поддерживать вечное в человеческой природе, оно раскрывает и выражает внутренние свойства человека.

В «Лирических балладах» рассказывается о бедственном положении сельских тружеников Англии. Сельскую жизнь поэт противопоставляет городской; человечность он видит только в сельских жителях и упорно отстраняется от всего нового, что несет с собой социальное развитие.

Частое обращение к образам детей в поэзии Вордсворта связано с мыслью поэта о том, что именно детскому соз­нанию свойственно то воображение, которое необходимо для романтической поэзии. В детстве, по мнению Вордсворта, чело­век ближе всего к божественному началу. В стихотворении «Нас семеро» (We are Seven) поэт умиляется простоте и неведению восьмилетней крестьянской девочки, для которой не существует различия между жизнью и смертью. Когда повстречавшийся с нею человек несколько раз спрашивает ее о том, сколько человек в их семье, девочка неизменно отвечает: их семеро. Она не осоз­нает, что двое – брат и сестра –мертвы, и их уже нет среди живых.

Тема любви в целом не характерна для поэтического насле­дия Вордсворта, который старался избегать слишком сильных индивидуальных чувств и страстей, считая идеалом самоотре­чение и покой. Ей посвящен только лирический цикл о Люси, но и здесь главным оказывается поэтизация жизни природы.

В начале 1800-х годов в творчестве Вордсворта наметился кризис. В «Оде к долгу» поэт заявляет о желании подчинить свою волю долгу. Свобода его утомляет; он мечтает о покое, отдавшись строгой власти долга. Эти настроения сказались и в цикле «Сонетов, посвященных свободе». Вордсворт обращается к памяти Мильтона, противопоставляя его героические идеалы низменной жизни современной Англии. Лирический герой говорит, что Англия нуждается в таких людях, как Мильтон, поэт просит Мильтона дать современникам силу, доблесть и свободу.

Однако наряду с этими вдохновенными произведениями Вордсворт писал слабые стихи, проникнутые духом верно-подданичества и религиозно-мистическими настроениями. В нача­ле XIX в. Вордсворт, как Колридж и Саути, приходит к кон­сервативным политическим взглядам, становится апологетом официальной церкви. Он пишет сонеты на темы истории анг­лийской церкви. Относительное спокойствие, неподвижность, «мудрую пассивность» сельской жизни он противопоставляет беспокойным революционным событиям времени. Поэта мучило его отступничество: «Сознание измены и дезертирства в самом святом месте, какое мне известно, – в моей душе».

После смерти Саути Вордсворт становится придворным по­этом, пишет казенно-патриотические стихи. Но в его душе живет воспоминание о мя­тежной юности, несовместимой со смирением и покоем. Это противоречивое мироощущение поэта выразилось еще в стихо­творении «Агасфер»:

Без конца моя дорога,

Цель все так же впереди,

И кочевника тревога

День и ночь в моей груди.

Самюэл Тейлор Колридж (Samuel Taylor Coleridge, 1772-1834)

Для поэзии Колриджа характерен фантастический элемент, страшное и сверхъестественное. В эстетических взглядах Колриджа важнейшую роль играет концепция вообра­жения. В статьях о Шекспире он определяет воображение как способность поэта соединять, синтезировать различные эле­менты; уравновешивать или примирять противоположные и противоречащие друг другу качества.

Пафосом обличения несправедливости общественных по­рядков в Британии проникнуто стихотворение «Монодия на смерть Чаттертона». Это стихотворение о трагической судьбе известного англий­ского поэта Чаттертона, который, столкнувшись с бездушием общества, покончил жизнь самоубийством, когда ему было всего восемнадцать лет. В конце стихотворения Колридж заду­мывается и о своей судьбе; обращаясь к Духу, он просит даро­вать ему силы, чтобы суметь противостоять злу.

В юности Колридж задумал основать в Америке общину –«Пантисократию», свободную от частнособственнических отношений. Поэт мечтает о жизни, свободной от деспотизма, отчаяния и горя, о жизни спокойной и счастливой.

В аллегорическом стихотворении «Ворон» воплощена идея возмездия за совершенное зло. Однако здесь выражено и сомнение в плодотворности каких-либо решитель­ных действий, революционных изменений. Всякое действие чревато противодействием, насилие влечет за собой возмездие. Стихотворение стилизовано под рождественскую сказку, рас­сказанную школьником своим маленьким братьям и сестрам.

Пережив увлечение революцией, Колридж пришел к отказу от своих былых радикальных убеждений.

Наиболее характерным произведением Колриджа является романтическая баллада «Поэма о старом моряке». В этом произведении раскрыва­ется гуманистическая мьгсль о необходимости преодоления одиночества и установления человеческих отношений, осно­ванных на любви и добре. Здесь же развивается и христиан­ская идея о том, что страдание делает человека мудрым, а покаяние искупает грехи. Сюжет баллады содержит сверхъес­тественный элемент; общий колорит произведения отличается мрачной фантастикой, атмосферой ужаса и страха.

Корабль, направляющийся к экватору, отнесло в сторону холодного южного полюса. Добрым знамением оказался аль­батрос, появившийся над кораблем. Птица словно обладала особой силой: корабль вышел на правильный курс. Но старый моряк убил альбатроса. Убийство живого существа влечет за собой возмездие. Корабль остановился, застигнутый штилем; команда погибла; на корабль ползут отвратительные морские гады. Старый моряк, на шее которого вместо креста висит убитый альбатрос, мучится от одиночества. Он понимает теперь, что был причиной гибели своих товарищей. Духи прощают старого моряка за то, что в его душе проснулась любовь к живому, и совершают чудо: по их воле корабль при безветренной погоде устремляется к родным берегам. Но ста­рый моряк вынужден в качестве наказания постоянно коче­вать с места на место и рассказывать свою историю. Его рас­сказ звучит как урок, как предостережение.

Для романтического искусства Колриджа характерна неза­конченная поэма «Кристабель». Средневековый замок, лунная ночь, бой часов, проис­шествие, исполненное тайны, – таков фон, на котором рас­крываются противоречивые чувства и переживания героев – старого барона Леолайна, его дочери Кристабель. Сюжет поэмы обрывается на завязке действия, но уже в самой завязке раскрывается трагическое одиночество Криста­бель, столкнувшейся с жестоким непостоянством окружаю­щих ее людей.

О кризисе в духовном развитии Колриджа свидетельствует ода «Уныние». В ней утверждается мысль о том, что окружающий мир холоден и мертв; только душа че­ловека излучает свет, только в ней звучит прелестная музыка жизни. Колридж объявляет душу человека самоценной, про­тивопоставляя ее внешнему миру. Поэт признается в том, что творческая сила его воображения иссякает.

Джордж Гордон Байрон (George Gordon Byron, 1788-1824)

Революционный романтизм Байрона возникает на основе мятежных выступлений народа в странах Европы. Поэт писал: «Из хаоса господь создал мир; из могучих страстей рождается народ». Могучие страсти поэтических произведений Байрона явились выражением мятежных страстей народа.

Главной мечтой Байрона была мечта о свободе человечест­ва. Однако идеал свободы у него лишен социальной кон­кретности, поэтому стремление к свободе у него индивидуа­листично. Свободу Байрон видит либо в борьбе, ведущей к разрыву с обществом, либо в эпикуреизме.

Личность Байрона весьма противоречива. В его сознании и творчестве борются различные начала – стремление к борьбе за освобождение народов от тирании и индивидуалистические настроения; устремленность вперед, в будущее, и «мировая скорбь». Веря в то, что в будущем свобода восторжествует, поэт тем не менее не может отрешиться от скепсиса и пессимизма.

Байрон учился в Кембриджском университете, увлекался ис­торией, читал труды просветителей, хотел стать политическим деятелем. Первые сборники его стихов публиковались аноним­но. Смелым выходом в литературно-общественную жизнь Анг­лии стала сатирическая поэма «Английские барды и шотланд­ские обозреватели». Используя форму классицистической поэмы А.Поупа, Байрон выступает с резкими, саркастическими нападками почти на всю современную английскую литературу за пренебрежение к жизненной правде и за обращение к мистике. Литературная поле­мика Байрона с «лейкистами» была формой критики общест­венной реакции.

Сознавая трудности борьбы против сил зла и несправед­ливости, видя жестокость современного режима, Байрон ис­пытывает настроения тоски и отчаяния. В духовной атмосфе­ре одиночества и сознания разрыва между мечтой и действи­тельностью Байрон создает свои романтические «восточные» поэмы (1813-1816): «Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар», «Лара», «Осада Коринфа», «Паризина».

Главная проблема всех «восточных» поэм – проблема лич­ности в ее непримиримом столкновении с обществом. Роман­тический герой «восточных» поэм – индивидуалист, исключи­тельная личность, одержимая сильными страстями. Герой порывает с обществом, не желая мириться с жестокой обидой и несправедливостью; он становится на путь мести и борьбы. Смысл его жизни – в борьбе против деспотизма и в любви к чистой преданной женщине. Действие «восточных» поэм происходит в основном в Гре­ции, и автор опирается на свои личные впечатления в обрисовке национального «восточного» колорита. Нередко поэма представляет собой монолог героя, который рассказывает о необычных, исключительных поступках, сильных страстях. Вступая в непримиримый конфликт со своими противниками, герой гибнет либо навсегда уходит из общества.

Большой страстностью чувств отличается цикл лирических стихотворений Байрона «Еврейские мелодии». Вслед за Мильтоном Байрон обращает­ся к библейским мотивам, но лирическая тема стихов связана с переживаниями поэта, вызванными современными событиями, современным положением личности в обществе.

Она идет во всей красе –

Светла, как ночь ее страны.

Вся глубь небес и звезды все

В ее очах заключены,

Как солнце в утренней росе,

Но только мраком смягчены.

В 1815-16 гг выходят в свет стихи наполеоновского цикла. В этих стихах выражается отно­шение Байрона-романтика к личности Наполеона. Характер выдающейся лично­сти оценивается поэтом в связи с делом свободы. Отношение к Наполеону меняется в зависимости от того, какую историче­скую роль он играл в тот или иной период. В некоторых сти­хотворениях цикла Наполеон обрисован сочувственно, но в «Оде с французского» обозначилась критическая оценка тирана, отступившего от дела свободы.

Кто из тиранов этих мог

Поработить наш вольный стан,

Пока французов не завлек

В силки свой собственный тиран,

Пока, тщеславием томим,

Герой не стал царем простым?

Тогда он пал – так все падут,

Кто сети для людей плетут!

Травля поэта со стороны английского буржуазно-аристо­кратического общества, недовольного свободолюбивым харак­тером его творчества, а также мучительная обстановка, создав­шаяся в связи с семейной драмой (разрыв с женой Аннабелой Мильбэнк), послужили причиной отъезда Байрона из Англии. С 25 апреля 1816 г. он оказался на положении политического изгнанника, и ему уже не суждено было вернуться на родину.

В швейцарский период творчества Байрон создает песси­мистические стихи, исполненные безысходной тоски и муки. В них находят выражение мрачные настроения поэта, оказавшегося в изгнании.

Теме скорбного одиночества мятежной личности посвящена философско-символическая драма «Манфред». Это поэма о внутреннем мире героя, размышляющего над своей жизнью. Титанический герой изображен на фоне вели­чественной альпийской природы. Ему подвластны духи, и он способен на борьбу с духом зла Ариманом. Но Манфред му­чается какой-то роковой тайной и мечтает о покое и полном забвении. Мечты Манфреда не сбываются, и, недовольный жизнью и самим собой, он удаляется от общества в горы, где живет отшельником. Манфред стремится постичь смысл жиз­ни, понять судьбу человечества, но он с презрением относится к людям и замыкается в своем эгоистическом «я». Интеллект и воля Манфреда подчинены его индивидуалистическим стра­стям. Любовь этой демонической натуры губительна. Ман­фред виновник гибели любящей его Астарты. Противоречие между могу­ществом интеллекта и невыносимыми страданиями одинокого человека приводит Манфреда к отчаянию и гибели. «Манфред» известен русскому читателю в переводе И.Бунина.

В стихотворении «Прометей» Байрон на­рисовал образ героя, титана, преследуемого за то, что он хочет облегчить человеческую боль живущих на земле. Всесильный Рок сковал его в наказание за доброе стремление «несчастьям положить конец». И хотя страдания Прометея свыше всяких сил, он не смиряется перед Тиранией Громовержца. Легендарный образ греческого мифа обретает в стихотворении Байрона черты граж­данской доблести, мужества и бесстрашия, свойственные герою революционно-романтической поэзии. Байрон говорил: «Прометей» всегда так занимал мои мысли, что мне легко пред­ставить себе его влияние на все, что я написал».

С 1817 г. начинается итальянский период творчества Байрона. Поэт создает свои произведения в обстановке на­растающего движения карбонариев за свободу Италии. Бай­рон сам был участником этого национально-освободитель­ного движения.

В Италии была завершена поэма «Паломничество Чайльд Гарольда». Это лирико-эпическая поэма, написанная в форме поэтического дневника. В этой поэме появляется новый герой романтической литературы. Чайльд Гарольд – мечтатель, порывающий с лицемерным обществом, думающий герой, подвергающий анализу свои переживания. Здесь – первоистоки темы духовных исканий молодого человека, ставшей одной из ведущих в литературе 19 в. Одержимый желанием бежать от привычного жизненного уклада, разочарованный и непримиримый, Чайльд Гарольд устремляется в далекие страны. Активный самоанализ делает его пассивным в практической сфере. Все его внимание поглощено переживаниями, вызванными разрывом с обществом, и он лишь созерцает то новое, что появляется перед его взором во время странствий. Его тоска не имеет конкретного повода.

Некоторыми чертами образ Чайльд Гарольда близок автору: отдельные биографические факты, чувство одиночества, бегство от высшего света, протест против лицемерия современной Англии. Сам Байрон отрицал тождество между собой и Чайльд Гарольдом.

Поэма проникнута гражданским пафосом, который вызван обращением к масштабным событиям современности. В 1й и 2й песнях значительную роль играет тема народного восстания. Поэт приветствует освободительное движение народов Испании и Греции. Интересен героический образ испанки, участвующей в защите Сарагоссы.

…Для битв покинув дом,

Гитару дочь Испании презрела,

Повесила на иву под окном

И с песней, в жажде доблестного дела,

На брань с мужами рядом полетела.

Стихи героического содержания сменяются стихами саркастическими, в которых поэт обличает британскую политику на Пиренейском полуострове и в Греции, где вмсето помощи греческому народу в его освободительной борьбе Британия занимается ограблением страны, вывозя из нее национальные ценности.

В 3й и 4й песнях образ героя постепенно вытесняется образом автора. Эти песни строятся как лирическое раздумье о жизни, в них сильнее звучит авторский голос, более непосредственно выражено отношение к современности. Поэт высказывает мысли о центральном событии своей эпохи – о Французской буржуазной революции, о великих просветителях Вольтере и Руссо, которые своими идеями участвовали в подготовке революции. В 4й песне Байрон пишет о судьбе Италии, о ее истории и культуре, о страданиях итальянского народа. Здесь же создан метафорический образ «дерева свободы». Реакция подрубила это дерево, но оно продолжает жить и набирать новые силы.

И все-таки твой дух, свобода, жив,

Твой стяг под ветром плещет непокорно,

И, даже бури грохот заглушив,

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 14. География угольной промышленности России..

Пускай хрипя, гремит твоя валторна.

Ты мощный дуб, дающий лист упорно,

Он топором надрублен, но цветет.

«Мировая скорбь» Байрона вызвана сознанием трагического характера современной борьбы. Трагическое состояние мира кажется поэту непостижимым, и он обращается к мысли о роковой силе, карающей людей, преследующей народы. Но Байрон не склоняется перед роком. Он верит в то, что человек может героически противостоять судьбе. Позиция Байрона несовместима с фаталистическим отношением к внеличным силам. Он сторонник активного отношения к жизни. Поэма «Чайльд Гарольд» возвеличивает бунтарство человека, вступающего в конфликт с враждебными силами зла. Поэт сознает неизбежный трагизм этой борьбы, поскольку рок сильнее человека, но верит в то, что победа борцов за свободу достижима в будущем.

Стиль поэмы отличается энергией и динамизмом, контрастностью сопоставлений и страстностью призывов.

Своеобразным откликом на движение итальянских карбонариев явилась историческая трагедия Байрона «Марино Фальеро, дож Венеции» (1820 г.). В этой трагедии на историческом материале поэт указывает на слабые стороны современного революционного движения: карбонарии увлекались тактикой заговора и сторонились народа, что обрекало их на поражение.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5138
Авторов
на СтудИзбе
443
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее