Главная » Лекции » Разное » Основы педагогики » 25 Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

25 Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

2021-03-09 СтудИзба

5.4 Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

Top  Previous  Next

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для успешной адаптации ребенка в обществе, закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Существует несколько определений семьи.

Во-первых, семьяэто основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Во-вторых, семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.

Рекомендуемые файлы

Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.

Репродуктивная функция (от лат. productjo – самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

Демографическая ситуация в Беларуси сегодня складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. В последние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из 2 – 3 человек. Согласно официальной статистике среднестатистическая белорусская семья состоит из 2,6 человека. Можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокращение величины семьи: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество жизни, здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. Кроме этого наблюдается смещение акцентов в системе ценностей человека в сторону материально-потребительских (деньги, квартира, дорогая машина, эксклюзивная одежда и т.д.); ориентация на собственную карьеру и успех в жизни (в том числе эта тенденция возрастает и среди женщин); нарастающий духовно-нравственный кризис и негативные тенденции в социуме, выражающиеся в росте ранних абортов, проституции, алкоголизма, наркомании, правонарушений и др.

Для Республики Беларусь, как и для многих европейских государств, характерна тенденция увеличения среднего возраста женщин как при вступлении в первый брак, так и при рождении первого ребенка. Если в 2000 году впервые вступали в брак женщины в возрасте 22,8 года, мужчины – 25 лет, то в 2009 году средний возраст вступивших в первый брак женщин составил 24,2 года, мужчин – 26,4 года. Средний возраст матери при рождении первого ребенка увеличился с 23,3 года в 2000 году до 24,6 года в 2009 году, в том числе у городских женщин – с 23,6 до 25 лет, у сельских – с 22,2 до 23,1 года.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств. Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т.д. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. В век научно-технической революции многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием, приготовлением пищи, стиркой, уборкой, пошивом одежды и т.д., частично были переложены на сферу бытовых услуг.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья, в которой переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей, является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. Семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе растущей личности и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка социальному опыту, который накопило человечество, культуре родной страны, ее нравственным ценностям, гражданским идеалам, национальным традициям – прямая функция родителей.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание ребенка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и морально-психологического микроклимата семьи на формирование личности ребенка.

Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям, в результате чего обеспечивается формирование навыков и развитие способностей ребенка. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров также воспринимаются ребенком и становятся образцом для его собственного поведения. Приобретенный в семье опыт ребенка становится подчас единственным критерием его отношения к окружающему миру, людям.

Но и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители безответственны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т.д.

Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т.д.

Состояние семьи в Беларуси вызывает определенное беспокойство. Индикаторами неблагополучия институтов брака и семьи можно считать большое количество разводов, низкую рождаемость, высокий уровень детской, подростковой и молодежной преступности, социального сиротства, увеличивающая девиация поведения среди молодого поколения, женщин и мужчин старшего возраста (пьянство, алкоголизм, наркомания, нецензурная брань в общественных местах, правонарушения, половая распущенность и т.д.). Другими словами, современная семья плохо справляется не только с функцией деторождения, но и с воспитанием и социализацией детей.

Выделяются разные типы семей. В зависимости от количества детей современные семьи делятся на:

·

многодетные,

·

малодетные,

·

однодетные,

·

бездетные.

По своему составу они могут быть:

·

однопоколенные (только супруги),

·

двухпоколенные (родители и дети),

·

межпоколенные (совместно проживают дети, их родители и родители родителей).

Если в семье есть только один из родителей, семья называется неполной. Разновидностью неполной является внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак. Отмечено, что более половины женщин, решившихся на рождение ребенка при незарегистрированном браке, сами рождены и выросли в условиях незаключенного официального брака их родителями. Как видим, семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь.

В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная.

М.И. Буянов, пользуясь исследованиями социологов, называет такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.

У педагогов-практиков деление семей принято на благополучные и неблагополучные. При этом благополучие нередко носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие всю семью. Сплоченность и крепость ее существует только для показа. Это семьи – псевдоблагополучные.

Неблагополучными принято считать те семьи, в которых ясно просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети не здоровы, т.к. за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей приводят ребенка к выводу, что его не любят, что он никому не нужен. Ребенок замыкается, уходит в свой мир или, наоборот, пытается привлечь к себе внимание родителей, совершая неблагоразумные поступки.

Исходя из сущности, характерных особенностей семейного воспитания, гуманистического подхода к личности ребенка и его воспитанию, В.В.Чечет1 определяет понятие «семейное воспитание» в широком и узком (воспитательная деятельность родителей) смыслах слова.

Семейное воспитание (в широком смысле слова) – это одна из наиболее древних изначальных форм социализации и воспитания детей, органически соединяющая  объективное влияние национальной культуры, традиций, обычаев, нравов народа, семейно-бытовых условий и взаимодействие родителей с детьми, в процессе которого происходит полноценное развитие и становление их личности.

Под семейным воспитанием (в узком смысле слова) как воспитательной деятельностью родителей понимается взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и направленное на создание благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развитии и саморазвитии личности ребенка.

В качестве основных принципов семейного воспитания можно выделить следующие:

1.

Гуманность и милосердие к ребенку.

2.

Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников.

3.

Открытость и доверительность отношений с детьми.

4.

Оптимистичность взаимоотношений в семье.

5.

Последовательность и согласованность родителей в своих требованиях.

6.

Оказание помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

7.

Социальная направленность (нельзя воспитывать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни).

В семье закладываются (формируются) основы нравственного и гражданско-патриотического воспитания, культуры самопознания и саморегуляции личности, гендерного воспитания, культуры здорового образа жизни и физического воспитания, трудового и профессионального воспитания, экологического воспитания и культуры безопасной жизнедеятельности, культуры быта и досуга и др.

На семейное воспитание влияют разнообразные внешние и внутренние (внутрисемейные) факторы. Среди внешних можно выделить наиболее значимые:

1.

Воздействие политических, социально-экономических и экологических факторов.

Влияние этих факторов приводят к изменению ценностных ориентаций, норм и правил поведения подрастающего поколения; исчезновению у отдельной категории родителей и детей таких положительных качеств, как сострадание, терпимость, открытость, скромность, бескорыстие и др.

2.

Большое количество разводов. Разводы и их количество (рисунок 5.1) указывают на то, что большое число супружеских пар не могут сохранять благоприятные отношения, не могут жить вместе даже тогда, когда у них есть общие несовершеннолетние дети.

Рисунок 5.1 – Браки и разводы в Республике Беларусь (на 1 000 человек населения)

В результате разводов нарушается репродуктивная функция семьи, что самым отрицательным образом сказывается на воспроизводстве населения. Отрицательное влияние разводов сказывается на нравственно-психологическом развитии детей. Разрыв кровнородственных связей усложняет взаимоотношения между поколениями, отрицательно влияет на социализацию подрастающих поколений, передачу культурных и духовных ценностей и традиций, формирование способности к сотрудничеству и кооперации, а также таких личностных качеств, как альтруизм, гуманизм и другие.

3.

Естественная убыль населения в Республике Беларусь.

Численность населения Республики Беларусь (по данным текущего учета с учетом предварительных итогов переписи населения 2009 года) на 1 июня 2010 года составляла 9469,9 тыс. человек и по сравнению с началом года сократилась на 10,3 тыс. человек. Сокращение численности населения обусловлено превышением на 14 392 человека числа умерших над числом родившихся при положительном миграционном приросте 4 083 человек. Естественное движение населения Республики Беларусь отражено на рисунке 5.2.

Рисунок 5.2 – Естественное движение населения Республики Беларусь (на 1 000 человек населения)

Начиная с 2005 г. в Республике Беларусь отмечается увеличение рождаемости. Однако это не компенсирует естественные потери населения, связанные с достаточно стабильным показателем смертности населения.

4.

Ухудшение репродуктивного здоровья населения. К причинам ухудшения репродуктивного здоровья населения относятся:

·

инфекции, передающиеся половым путем (ИППП). В 50% случаев ИППП диагностируются у молодых граждан нашего государства. Среди причин этих заболеваний – беспорядочные половые контакты, отсутствие достоверной информации о средствах контрацепции, снижение авторитета семьи;

·

ранний возраст вступления в половые связи. В Беларуси средний возраст начала половых отношений – 14,5 года. Результаты опроса свидетельствуют, что несовершеннолетние «дебютанты» предпочитают обсуждать первый опыт с друзьями и одноклассниками. Родители узнают о таком важном событии в жизни своих детей в последнюю очередь;

·

раннее материнство и прерывание беременности. По данным Международной федерации планирования семьи, ежегодно в мире становятся матерями 15 млн. девочек 14-16 лет, 5 млн. из них совершают аборты. В Беларуси каждый год 4 000 девушек до 18 лет избавляются от первого эмбриона. Около 15% новорожденных, брошенных в родильных домах г. Минска, являются «детьми детей». Крошечные «отказники» становятся обитателями социальных приютов.

Подростковое материнство приводит к общественной изоляции девочек: юные роженицы прерывают обучение, перестают встречаться с ровесниками и впадают в депрессию, нередко возникают тяжелые нарушения психики, повышается риск раннего алкоголизма и наркомании.

5.

Кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и социально-экономическими изменениями в стране; распадом традиционных массовых общественных детско-юношеских и молодежных организаций, изменением функции семьи, распадом ближайшего социального окружения, негативные тенденции в социуме, выражающиеся в росте алкоголизма, наркомании, правонарушений и т.д.

Внутренние (внутрисемейные) факторы, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на семейное воспитание, нередко зависят от внешних факторов, взаимосвязаны и взаимодействуют с ними.

В.В. Чечет2 выделяет педагогически значимые внутренние факторы семейного воспитания, которые, во-первых, содействуют эффективному функционированию многих других факторов, тесно связаны с ними; во-вторых, отражают характер изменений в семье и воспитании детей в новых социально-экономических условиях; в-третьих, влияют на процесс семейного воспитания более глубоко и всесторонне. К внутренним факторам семейного воспитания относятся:

1.

Жилищные и материально-бытовые условия семьи. Хотя семья представляет духовное и моральное объединение, она базируется на внешнем жилищном объединении (дом, квартира) и должна иметь соответствующие материально-бытовые условия. Эти условия существенно влияют на планирование и развитие семьи, установки родителей относительно численности детей в семье, направления жизнедеятельности семейного коллектива.

2.

Структура семьи и ее количественный состав. В последние 10-15 лет в Республике Беларусь заметно сократились размеры семьи. В абсолютном большинстве преобладает тип простой (нуклеарной) семьи, которая состоит из мужа, жены и одного-двух детей (около 70% от общей численности белорусских семей).

Растет количество неполных семей. Неполная семья – это малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать-отец, отец-дети, мать-дети, дети-бабушки и дедушки. Для Беларуси, неполная семья, как правило, включает мать с одним или двумя детьми. В преобладающем большинстве специфичность жизнедеятельности неполных семей, как правило, негативно влияет на полноценное развитие и воспитание ребенка:

·

ограничивает его нравственное и эмоциональное развитие;

·

приводит к проявлению у детей таких отрицательных качеств, как замкнутость, недоверие, эгоизм, упрямство, равнодушие;

·

уменьшает круг возможностей для развития у детей интересов и увлечений;

·

сужает сферу и опыт взаимоотношений и общения;

·

закладывает в сознании неадекватные представления об ответственном супружестве, роли и функциях матери и отца в семье.

Как свидетельствуют данные педагогических исследований, успеваемость детей в школе во многом зависит от брачно-семейных отношений, морально-психологического климата в семье. Естественно, что в полных семьях в большей степени оказываются помощь и поддержка детей в обучении, качественнее осуществляется контроль за их поведением и досугом. Неслучайно, что среди несовершеннолетних правонарушителей большая часть приходится на выходцев из неполных семей.

3.

Выполнение родителями функций материнства и отцовства. Особенности материнского воспитания проявляются:

·

в развитии эмоциональной сферы ребенка посредством чувства любви и привязанности (природный материнский инстинкт);

·

в формировании у ребенка через непосредственное общение с ним доброты, сердечности, милосердия, чуткости, нежности, искренности;

·

в оказании помощи ребенку приобрести первый жизненный опыт через общение, игру, труд, познание;

·

в создании благоприятной семейной атмосферы, которая содействует воспитанию и развитию ребенка.

Отцовство имеет такое же большое значение в семейном воспитании, как и материнство. К функциям отцовства относятся:

·

развитие у детей ответственности за свое поведение и поступки, требовательности к себе;

·

формирование у детей, особенно у мальчиков, таких положительных «мужских» качеств, как мужество, упорство, решительность, трудолюбие, инициативность;

·

воспитание чувства ответственности перед семьей, родными, соотечественниками, обществом;

·

воспитание уважения к матери, женщине, пожилым людям, маленьким детям, готовности оказать им помощь и защищать их достоинство.

4.

Духовное единство семьи. Семья испытывает потребность не только в родственном объединении, в родительских отношениях к детям, в материально-бытовых условиях, но и в духовном единстве ее членов. Духовная атмосфера семьи обусловлена наличием родственных чувств, взаимными связями членов семьи, осознанием зависимости перспективы жизни и судьбы каждого представителя семейного микроколлектива. Результаты психолого-педагогических исследования показывают, что из множества моделей жизнедеятельности семьи выделяются две наиболее характерные: первая – с ориентацией родителей главным образом на удовлетворение материальных запросов и интересов, вторая (даже нередко при ограниченных материальных условиях) – на духовное развитие детей и других членов семьи. В семейном воспитании  важно ориентироваться именно на вторую модель, находя «золотую середину» в реализации материальных потребностей и интересов семьи.

Духовное единство семьи проявляется:

·

в заботе мужа (отца) о жене и детях;

·

в заботе жены (матери) о муже и детях;

·

в чувстве любви и уважения детей к матери и отцу, благодарности им за заботу, помощь и поддержку;

·

в оказании помощи детей родителям (бабушке и дедушке), другим членам семьи.

Эти чувства и их проявления, которые основаны на родственности и родительском инстинкте, играют огромную роль в семейном воспитании и полноценном развитии детей.

5.

Характер трудовой деятельности членов семьи, атмосфера трудолюбия. Честный труд всех членов семьи на благо общества и семьи, атмосфера трудолюбия воспитывают у детей нравственные отношения, потребность к труду, ответственность за выбор профессии, готовность поддерживать нетрудоспособных членов семьи.

6.

Авторитет родителей. Авторитет родителей – это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, которое основано на уважительно-доверительных отношениях ребенка к суждению отца и матери.

Потребность в авторитете и матери, и отца присуща детям всех возрастов. Его значимость возрастает для юношей и девушек, которые, хотя и критически относятся к родителям, тем не менее при решении жизненно важных проблем ориентируются на мнение матери или отца.

Особых «методов» создания родительского авторитета в семье нет. Он является результатом постоянного естественного образа жизнедеятельности матери и отца и зависит от их стремлений, чувств, привычек, мотивов поведения и деятельности; характера взаимоотношений между матерью и отцом; правильных отношений и общения родителей с детьми.

Практика показывает, что достаточно большая категория родителей допускает типичную ошибку, когда видит свою задачу в том, чтобы дети беспрекословно им подчинялись. Такие авторитарные отношения (когда идет полное подчинение ребенка власти и воле родителей), приводят к отрицательным результатам в семейном воспитании: у детей формируется комплекс отрицательных качеств (безынициативность, слабоволие, безответственность, неумение принимать самостоятельные решения, активно действовать в сложных жизненных ситуациях и др.).

7.

Семейные традиции, обычаи и обряды. Под семейной традицией понимается устойчивая форма семейной жизнедеятельности (отношений и поведения), которая передается от родителей и старших членов семьи детям. С помощью традиций осуществляется передача детям знаний и опыта, преданий, нравов, обычаев и т.п. Обычай как форма реализации семейных традиций служит для сохранения и передачи от родителей детям установленных правил поведения и деятельности в конкретных ситуациях. Обычаи сопровождаются разнообразными обрядами – специфическими действиями, цель которых заключается в том, чтобы «при помощи эмоционально насыщенной символики содействовать прочному усвоению социального опыта».

8.

Уровень педагогической культуры родителей в значительной мере влияет на успешность выполнения семьей ее воспитательной функции.

Уровень педагогической культуры зависит от многих других факторов, среди которых в первую очередь выделяются общая культура, гражданская направленность личности, профессиональная подготовленность, жизненный опыт, индивидуальные особенности родителей.

В педагогической культуре важнейшей составной частью является педагогическая подготовленность родителей, т.е. приобретение ими: а) конкретных знаний, прежде всего по психологии и педагогике, а также по медицине, физиологии, гигиене, генетике, праву, этике и т.п.; б) определенных навыков, которые приобретаются в практике семейного воспитания.

В процессе семейного воспитания родители осуществляют такие виды педагогической деятельности, как конструктивную, организаторскую и коммуникативную. Конструктивная деятельность родителей предусматривает определение цели и задач семейного воспитания, выбор путей, форм и методов воспитания детей, а также проектирование своей собственной деятельности и поведения. Конструктивная деятельность осуществляется с помощью организаторской, которая включает: 1) организацию жизнедеятельности детей (режим, труд, учеба, досуг, общение, оздоровление и т.п.); 2) организацию собственной деятельности (семейный, производственный, общественный труд, воспитание детей, отдых, психофизическая реабилитация). В процессе осуществления первых двух видов деятельности устанавливаются взаимоотношения между отцом и матерью, родителями и детьми, детьми, между членами семьи и окружающими людьми (коммуникативная деятельность).

Педагогическая культура предусматривает важнейшее умение родителей соединять настоящую любовь с разумной требовательностью к детям.

Важным компонентом педагогической культуры является педагогический такт родителей, т.е. их умение внимательно относиться к детям, быть чуткими, справедливыми и требовательными.

Повышение педагогической культуры родителей особенно интенсивно осуществляется в процессе непосредственной воспитательной деятельности в семье, в совместной деятельности семьи и детского сада, семьи и школы.

Важное направление повышения педагогической культуры – самообразование родителей, которое осуществляется с помощью:1) участия родителей в семейном и общественном воспитании детей; 2) постоянного изучения психолого-педагогической литературы; 3) психолого-педагогического консультирования у специалистов и самостоятельного внедрения их рекомендаций и советов в процессе семейного воспитания.

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

1.

Дайте определение понятия «семья».

2.

Охарактеризуйте основные функции современной семьи.

3.

Какие типы семьи Вы знаете?

4.

Раскройте суть понятия «семейное воспитание».

5.

Выделите основные принципы семейного воспитания на современном этапе.

6.

Охарактеризуйте факторы (внешние и внутренние), влияющие на семейное воспитание.

_________________________________

1Чечет, В.В. Педагогика семенного воспитания: учеб. пособие / В.В. Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 184 с. (с. 15-16).

2Чечет, В.В. Педагогика семенного воспитания: учеб. пособие / В.В. Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 184 с. (с. 27-40).

5.5 Правовые основы семейного воспитания

Top  Previous  Next

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите материнства и детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная Конвенция ООН «О правах ребенка», принятая в 1989 году и ратифицированная Верховным Советом Республики Беларусь в июле 1990 года.

В соответствии с Конвенцией родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых дети могут полноценно развиваться, состояться как личности и граждане. Родителям важно усвоить такие положения Конвенции, как право ребенка на жизнь и право ребенка иметь родителей.

В Конвенции «О правах ребенка» подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье (как основной ячейке общества и естественной среде для полноценного роста и благополучной жизнедеятельности всех членов) должна быть обеспечена необходимая защита для растущих детей. Признано, что для полноценного и гармоничного личностного развития ребенку необходимо находиться в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут содействовать качественной подготовке детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитанию их в духе общечеловеческих гуманистических идеалов.

Конвенция «О правах ребенка» 1989 г., Декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей» 1990 г. вобрали в себя основные положения об охране жизни и здоровья детей, о роли, правах и обязанностях родителей по созданию условий для такой охраны, о воспитании детей в семье. В полном согласии с этими международными документами находятся нормативно-правовые акты, регламентирующие правовое положение детей в Беларуси, воспитательные функции родителей, роль семьи в формировании личности ребенка. Правовые отношения семьи и государства регламентируются законами, указами и декретами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства.

Первым шагом, предпринятым в республике для реализации положений Конвенции, стало принятие 19 ноября 1993 года Закона Республики Беларусь «О правах ребенка». Данный нормативный акт (с уточнениями и дополнениями 2004 г., 2007 г.) не только закрепил правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта правоотношений, определив принципы государственной политики в отношении детей, но и установил обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и организаций, общественных объединений и граждан в области защиты прав и законных интересов ребенка. В Законе подчеркнуто, что особое внимание и социальная защита гарантируются детям с особенностями психофизического развития, детям, лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в иных неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях.

Среди документов, определяющих государственную политику в сфере охраны прав и интересов детей в семье, также следует назвать Указ Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 года № 46 «Об утверждении основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2007 г.). Согласно этому нормативному акту государство берет на себя обязанность обеспечивать выживание и защиту каждого ребенка, создавать условия для его полноценного физического, психического, нравственного, интеллектуального и социального развития независимо от социального статуса родителей (семьи). Таким образом, семья находится под защитой государства, которое проявляет заботу о ней путем создания и развития сети общеобразовательных учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, по уходу за ним, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, оказания помощи в воспитании и медицинском обслуживании, а также путем предоставления других видов пособий и помощи семье.

Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции Республики Беларусь и Кодекса Республики Беларусь «Об образовании».

Система образования обеспечивает дошкольную подготовку детей, общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, их духовное и физическое развитие. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие (статья 32). Каждому ребенку гарантировано получение бесплатного общего среднего образования.

Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закрепленных законодательством, является предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Данный принцип охватывает все стороны жизни детей в семье и означает, что все вопросы, касающиеся детей, родители решают совместно, никто из них не имеет преимущества друг перед другом. Это обеспечивает наилучшие условия для соблюдения интересов детей, гарантирует защиту от проявления родительского эгоизма, служит базой для объективных, разумных решений.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также детей нетрудоспособных и нуждающихся в помощи. Материальное содержание детей является необходимой предпосылкой для обеспечения всех иных родительских прав и обязанностей. Материальное содержание детей – это моральный долг родителей. К матерям и отцам, не выполняющим свой долг перед детьми по их содержанию и воспитанию, может быть применена строгая моральная мера – лишение родительских прав. Основанием к такому решению может послужить жестокое обращение с детьми, оказание на них вредного, аморального влияния, антиобщественное поведение родителей (алкоголизм, наркомания, проституция, хулиганство, тяжелые психические расстройства и др.). Недобросовестное выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей не бывает бесследным, оно обязательно отразится на личности ребенка. В случае, если складывается сложная ситуация по воспитанию детей органы опеки и попечительства осуществляют надзор, регулируя отношения родителей, бабушек и дедушек, братьев, сестер и других родственников. Для правового разрешения таких ситуаций используется Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, принятый в 1999 году (с изменениями и дополнениями от 9 декабря 2004 г. и 20 июля 2006 г.). Кодекс закрепил положение о том, что семья является естественной и основной ячейкой общества, и возложил на государство обязанность осуществлять всестороннюю ее защиту: создавать условия для экономической самостоятельности и роста, устанавливать льготную налоговую политику и различные выплаты государственных пособий семьям, имеющим детей и т.д.

21 декабря 2005 г. был принят Закон Республики Беларусь № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Законов Республики Беларусь от 11.07.2007 №253-З, от 27.12.2007 №305-З, от 05.01.2008 №315-З). Этот закон явился значительным шагом в нормативном обеспечении работы по защите прав детей, повышению ответственности родителей за воспитание детей, в том числе по возмещению расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Нормы данного закона были расширены и конкретизированы в Постановлении Совета министров Республики Беларусь от 6 июля 2006 г. № 840 «О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Декрете Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (изменения и дополнения: Декрет Президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 5).

Вопросы улучшения положения детей, охраны их прав и надлежащей социальной защиты были и остаются приоритетными направлениями государственной социальной политики. Подтверждением этому является реализация президентской программы «Дети Беларуси». Программа направлена на обеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей, и формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основными задачами президентской программы является: повышение качества жизни семей с детьми; профилактика безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних; укрепление здоровья и содействие здоровому образу жизни детей; снижение воздействия неблагоприятных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на развитие детей; профилактика детской инвалидности, обеспечение оптимальной жизнедеятельности детей-инвалидов; профилактика социального сиротства, защита прав и обеспечение интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; производство высококачественных, экологически чистых продуктов детского питания. Президентская программа включает шесть подпрограмм: «Социальная защита семьи и детей», «Дети и закон. Воспитание личности», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Детское питание». Ее важной составной частью стала подпрограмма «Дети и закон. Воспитание личности», мероприятия которой предусматривают комплекс мер по совершенствованию нравственно-правового и гражданско-патриотического воспитания, профилактике негативных проявлений в подростковой среде, социальной реабилитации подростков, вступивших в конфликт с законом.

В Республике Беларусь с 1996 года действует Национальная комиссия по правам ребенка. Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 675 утверждено обновленное Положение о Национальной комиссии по правам ребенка и ее состав. В соответствии с Положением значительно расширены функции и полномочия Национальной комиссии по правам ребенка, повышен ее статус. Комиссия подотчетна Президенту Республики Беларусь и обязана ежегодно информировать Главу государства о ходе реализации государственных программ поддержки семьи и детей, защите их прав и законных интересов, а также о работе комиссии по выполнению стоящих перед нею задач. Национальная комиссия рассматривает обращения несовершеннолетних, их законных представителей и иных граждан, общественных объединений по вопросам защиты прав и законных интересов детей. Комиссия по согласованию с облисполкомами и Минским горисполкомом утверждает из своего состава уполномоченных комиссии в областях и г. Минске, которые от имени комиссии осуществляют прием несовершеннолетних и их законных представителей, иных граждан в регионах, рассматривают жалобы и обращения.

Таким образом, современная нормативно-правовая база Республики Беларусь, деятельность сети государственных учреждений и организаций образования, культуры и социального обеспечения, а также общественных объединений являются гарантом защиты детства, семьи и материнства.

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

1.

Раскройте основные положения Международной Конвенции ООН «О правах ребенка», Декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей».

2.

Какие нормативно-правовые документы Республики Беларусь обеспечивают правовые основы семейного воспитания?

3.

Охарактеризуйте деятельность Национальной комиссии по правам ребенка, государственные программы и мероприятия, осуществляемые в Республике Беларусь с целью охраны прав детей и обеспечения их социальной защиты.

Исторические сведения

Top  Previous  Next

1.

Отражение проблем семейного воспитания в народной педагогике.

Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта, т.е. эмпирическим путем. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством традиций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства, что обеспечивало народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, национального характера и психологии в ряду сменяющих друг друга поколений. В народной педагогике определился свой образ воспитания, своя система правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, традициях, обрядах, обычаях.

Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание. Порядок домашнего воспитания обеспечивает определенный уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, обряды. Домашнее воспитание ориентировано на мирскую, повседневную жизнь человека. Его цель – подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия человеческой жизни – добросовестный труд, к которому приучают ребенка с малых лет. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Человек рожден для труда», «Без труда нет добра», «Без хорошего труда нет плода», «Без дела жить только небо коптить» и др.

В созданных много веков назад и бытующих в настоящее время средствах народной педагогики (сказках, пословицах, поговорках, легендах, песнях, играх) содержится своеобразная программа «домостроения», в которой определены основы семейной жизни, правила ведения хозяйства, этика отношений, приема гостей и др. Положительные герои в сказках почитают и уважают своих родителей, заботятся о детях, с нежностью относятся к братьям и сестрам, готовы на подвиги во имя любви. В пословицах метко выражены представления народа о семье и семейных отношениях, правилах взаимоотношений, которые не потеряли своей нравственной ценности и поныне. Вот некоторые из них: «Муж – голова, жена – душа», «Кто не вдовел, тот беды не терпел», «Легко дитятко нажить, нелегко вырастить», «Ругай жену без детей, а детей – без людей», «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде», «Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло», «Домок-то вести – не вожжами трясти, а надо концы с концами свести» и др.

Прогрессивные черты русской семейной педагогики включают почитание старших и особое внимание к малым, поклонение земле-кормилице, воздание чести дому, приобщение детей к истории семьи, сохранение традиций, обычаев, помогающих подрастающему поколению осознать свою роль наследников народных ценностей.

Таким образом, в семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни.

Отмечая несомненно сильные стороны семейной народной педагогики (стабильность, надежность, эффективность), не следует абсолютизировать и пытаться восстановить как можно полнее в нынешних условиях семейное традиционное воспитание, сложившееся на протяжении истории того или иного народа. Семейные отношения, которые создавались веками, претерпевают трансформацию, появляются новые ценности, образцы, расширяющие социально-культурные представления человека. Так, в современной семье дети становятся главной ценностью, стремительно растет рейтинг эмоциональных внутрисемейных отношений и т.д. Следует учитывать и то, что народной педагогике присущи и некоторые отрицательные черты, обусловленные историческими устоями жизни: предрассудки и суеверия, доминирование словесных мер воздействия (Г.Н. Волков), излишняя строгость в обращении с детьми, деспотизм родителей и т.д.

Свидетельства тому можно найти в трудах выдающихся русских историков, например в книге Н.И. Костомарова «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа». Об этом повествуют и художественные произведения, среди которых – широко известные автобиографические книги А.М. Горького «Детство», «В людях». Говоря о семейной народной педагогике, необходимо иметь в виду, что она развивалась, взаимодействуя с религией, религиозными представлениями о цели, функциях и средствах воспитания. Усилия религии, и не только православной, сосредоточены на душе человека, на ее спасении от «плохих» помыслов, дел, чувств.

2.

Основные этапы эволюции взглядов на семейное воспитание в истории образования и педагогической мысли

А) Отражение проблем семейного воспитания в древнерусских памятниках педагогической мысли (XII–XVI вв.)

Семья – одна из основных тем древнерусских литературно-педагогических памятников, относящихся к X–XIV вв. Одним из наиболее выдающихся памятников русской педагогической мысли, автор которого уделил первостепенное внимание воспитанию детей в семье, является «Поучение князя Владимира Мономаха детям» (ХII в.). В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет, путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.). Так, Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное – в выработке умения рачительно управлять своим домом.

На страницах еще одного замечательного памятника русской педагогической мысли – «Домостроя» (XVI в.), представлена своеобразная «программа» нравственного воспитания детей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необходимо в «домашнем обиходе». В этом отношении особый интерес представляют главы «Како дочь воспитати, с наделком замуж выдати», «Како детям отца и мати любити и беречи и повиноватися им, и покоити их во всем».

Б) Отражение проблем семейного воспитания в наследии русских педагогов XVII – перв. пол. XIX вв.

В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С. Полоцкий создал две книги – «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С. Полоцкий – один из первых высказался против применения розог, суровых мер наказания.

Анализ семейного воспитания конца XVIII – начала XIX в. содержится в работах А.Н. Радищева (1749-1802), Н.И. Новикова (1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспитание – нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания – растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И. Новиков), давать начальное запечатлевающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н. Радищев). Условия такого воспитания – духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.И. Пирогова (1810-1881), Н.А. Добролюбова (1836-1861) и других В работах указанных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ребенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предложения по совершенствованию воспитания детей в семье, предполагающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.

В) Развитие взглядов на проблемы семейного воспитания в трудах русских педагогов второй половины XIX – начала XX вв.

Во второй половине XIX – начале XX в. теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870), Н.В. Шелгунова (1824-1891), П.Ф. Лесгафта (1837-1909), П.Ф. Каптерева (1849-1922), М.И. Демкова (1859-1939) и других. В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание – как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием понималось всестороннее развитие самодеятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень семейного воспитания, о котором писали исследователи того периода, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего, матери, к воспитанию детей. В семьях, которые заботятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых – образец для подражания детей.

Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация «Родительского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопроса. Кружок создал свой печатный орган – «Энциклопедию семейного воспитания». В течение 1898-1910 гг. под редакцией П.Ф. Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного воспитания, делались попытки теоретически обосновать его специфику. К сожалению, из поля зрения авторов «выпал» дошкольный возраст: освещались наиболее сложные вопросы семейного воспитания школьников. В 1908 г. прошел I съезд по семейному воспитанию, который способствовал распространению прогрессивных методов и средств воспитания.

Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне революции, напряженность жизни общества на переломе эпох, обусловленную социальными и национальными проблемами.

Среди национальных ценностей семейного воспитания наиболее видные педагоги того времени (П.Ф. Каптерев, М.М. Рубинштейн, В.Н. Сорока-Росинский и др.) выделяли религию, труд, произведения народной культуры (сказки, песни, былины и т.д.).

Усилиями ученых конца XIX – начала XX в. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными для сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, индивидуальные предпосылки и тенденции развития.

Однако в первые десятилетия XX в. семья как воспитательный институт переживала кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания. В связи с развернувшейся борьбой с религией уменьшилось ее положительное влияние на семью и семейное воспитание. Традиционная (патриархальная) семья разрушилась. Воспитание становится важнейшей функцией государства. В «Декларации по дошкольному воспитанию» (ноябрь 1917г.), которая стала одним из первых нормативных документов советского правительства о народном просвещении, указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения.

Г) Н.К. Крупская и А.С. Макаренко о семейном воспитании.

В педагогических трудах послереволюционного периода проблема домашнего воспитания отходит на второй план и рассматривается в основном в русле взаимодействия с общественным. В этом отношении исключение составляют работы Н.К. Крупской, которую глубоко волновал вопрос о новой семье, о новых отношениях между супругами, между родителями и детьми.

Она страстно возражала против утверждения об отмирании семьи при социализме: все бытовые и дошкольные учреждения создаются в помощь семье, а не для замены ее. Н.К. Крупская критиковала представленные на обсуждение общественности утопические проекты, в которых предлагалось сосредоточить детские воспитательные учреждения в особых городках, в отрыве и изоляции от семьи. В семье, по ее мнению, особо велика роль матери как естественной воспитательницы. Принципами домашнего воспитания должны стать разумная забота о ребенке, уважение его личности, раннее вовлечение в дела семьи, сочетание любви и требовательности, организованный быт. Н.К. Крупская неоднократно подчеркивала, что в семье закладываются основы нравственности.

Среди педагогических проблем, которые освещал А.С. Макаренко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он рассматривал семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С. Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которые оказались чрезвычайно живучи и бытуют в некоторых семьях до настоящего времени.

Персоналии

Top  Previous  Next

БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884-1941) – выдающийся советский педагог и психолог. Родился в бедной дворянской семье. Закончил 2-ю классическую гимназию и историко-филологический факультет Киевского университета. После этого становится  слушателем семинара, которым руководил известный психолог Г.И. Челпанов. В 1914-1915 годах, начал регулярно публиковаться в педагогическом журнале «Вестник воспитателя». После 1917 года Блонский опубликовал цикл работ социально-политической направленности – «Школа и общественный строй», «Школа и рабочий класс», «О программе и организации народной школы».

С 1918 года возглавил редакцию журнала «Трудовая школа», принял деятельное участие в работе комиссии по выработке программ для учебных заведений принципиально нового типа.

В 1918 году Блонский написал свою самую известную книгу – «Трудовая школа». Осенью 1919 года становится руководителем Академии социального воспитания и одновременно работает членом научно-педагогической секции Государственного ученого совета. В это время он издал хрестоматию для начальной школы «Красная Зорька». Впервые в истории отечественной педагогики была реализована идея «погружения» мысли ребенка в окружающую действительность, ее критического осмысления и обогащения своего личностного опыта.

После 1925 года Блонский переключился на разработку проблем педологии и психологии. Создал ряд фундаментальных трудов. Антропологическая педагогика, по мнению Блонского, могла стать важным инструментом развития ребенка, приобщить его к достижениям мировой культуры. В 1930-х годах Блонский работал в Институте психологии, создавая свой капитальный труд «Память и мышление» (1935). На этот же период приходятся и его наиболее крупные психологические работы «Трудные школьники», «Развитие мышления школьника», фундаментальные труды «Возрастная педология», «Педология» и др. В 1935 году вышли в свет его «Очерки детской сексуальности» – первая в России (и на долгое время последняя) серьезная работа по вопросам полового развития и воспитания.

КАПТЕРЕВ Петр Федорович (1849-1922) – русский педагог и психолог. После окончания Московской духовной академии преподавал логику, дидактику, психологию, педагогику, историю педагогики и другие дисциплины в средних и высших учебных заведениях Петербурга.  Активно участвовал в организации и проведении Всероссийских съездов по педагогической психологии (1906, 1909), экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916), семейному воспитанию (1912-1913).

Каптерев разрабатывал проблемы теории общего образования, определил сущность и содержание образовательного процесса, формы и методы общего образования. Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциации учебных курсов и всей структуры учебного процесса, а также целесообразность деления школ на классы, исходя из положения о существовании различных «типов ума» (продуктивный, непродуктивный, смешанный) и соответственно жизненных признаний юношества. Он выделил признаки хорошего урока и правильного метода обучения, обращая особое внимание на эвристический способ преподавания.

Каптерев выдвинул идею автономности педагогического процесса от давления государства и церкви, необходимыми условиями такой свободы считая школьное самоуправление, независимость педагогического персонала, т.е. сосредоточение руководства школой в руках педагогического совета, а не директора, свободу союзов и собраний для учительства, улучшение материального и правового положения педагогов. С этих позиций он разработал вопросы теории педагогического процесса, выявил его роль в формировании личности свободного гражданина и общественного деятеля.

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869-1939), теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования, доктор педагогических наук (1936), почетный член  АН СССР (1931).

В 1909-1917 гг. выступила со статьями в популярных педагогических журналах «Свободное воспитание и свободная школа», «Русская школа», «Просвещение». В обобщающей работе «Народное образование и демократия», изданной в 1917 г., впервые прокомментировала взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на педагогику, показала исторические корни трудовой школы и основные подходы к трудовому воспитанию учащихся, высоко оценила американскую систему образования.

С ноября 1917 г. Крупская работала в Народном комиссариате просвещения.

В 1917-1920 гг. участвовала в создании системы народного просвещения и разработке основополагающих документов: «Положения о единой трудовой школе РСФСР» и «Основных принципов единой трудовой школы» (1918). Крупская отказалась от принципа «автономии школы» и развивала идею школы как государственно-общественного учреждения, считая, что воспитание и развитие личности должно направляться государством. Крупская особо подчёркивала роль школы как центра воспитательной работы с населением по повышению его общей культуры. Она определяла воспитание как планомерное воздействие на подрастающее поколение с целью формирования гражданина. Под общим руководством Крупской были разработаны программы, позволившие советской школе уже к началу 1930-х гг. обеспечить широкий общественно-политический кругозор и общее развитие учащихся. При активном участии Крупской были проведены многочисленные педагогические съезды, конференции, совещания. Редактировала педагогический журнал «На путях к новой школе» (1922-1933). В 1931-35 гг. возглавляла Общество педагогов-марксистов. С особым вниманием Крупская относилась к разработке теоретических и методических основ деятельности детских и юношеских организаций.

С именем Крупской связано становление теории и практики дошкольного воспитания. Семью рассматривала как первичную ячейку общества, воспитывающую будущих граждан.

Мировоззрению Крупской в 1920-е гг. были свойственны переоценка роли труда в образовании, превышение значения классовых интересов над демократическими и общечеловеческими в оценке педагогических явлений, нетерпимость к педагогическому инакомыслию и расхождению с марксистской идеологией.

ЛЕСГАФТ Петр Францевич (1837-1909) – российский педагог, анатом и врач, основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре, один из создателей теоретической анатомии. В 1861 году окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге.

В 1874-1886 годах работал в области организации физического воспитания и образования в военно-учебных заведениях. В 1877 году основал учебно-гимнастические курсы для офицеров при 2-й Петербургской военной гимназии. В 1886-1897 годах читал лекции по анатомии на естественном факультете Петербургского университета, на Рождественских женских курсах. В 1893 году организовал Биологическую лабораторию, которая в 1918 году была преобразована в Естественнонаучный институт им. Лесгафта. Созданные Лесгафтом в 1896 году Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования явились прообразом созданных впоследствии в СССР и других странах вузов физической культуры; в 1919 году на базе курсов был открыт Государственный институт физического образования имени Лесгафта.

В 1905-1906 годах Лесгафт открыл Вольную высшую школу и при ней вечерние курсы для рабочих, ставшие одним из центров рабочего просвещения в Петербурге. За прогрессивную общественную деятельность подвергался преследованиям правительства. Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии – о единстве формы и функции, Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. В основе теории физического воспитания Лесгафта лежит принцип единства физического и умственного развития человека. Единство и целостность всех проявлений организма, связь нервно-мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями дали Лесгафту основание рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического развития, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Основой физического развития Лесгафт считал естественные движения, соответствующие характерным особенностям каждой группы мышц. Большое значение Лесгафт придавал подвижным играм как средству физического развития и формирования характера ребёнка. Рассматривая закономерности воспитания ребёнка в семье, формирования его темперамента и характера, Лесгафт глубоко проанализировал биологические основы наследственности и развития детей. Придавая решающее значение условиям среды, он призывал к созданию в семье и школе благоприятных условий для проявления всех способностей ребёнка.

МАКАРЕНКО Антон Семенович (1888-1939) – русский советский писатель и педагог. Всемирную известность получила педагогическая деятельность Макаренко в колонии им. Горького и коммуне им. Дзержинского. Важнейшим звеном педагогической системы Макаренко является учение о детском воспитательном коллективе как педагогически целесообразной организации жизнедеятельности детей. Педагогический опыт Макаренко отражен в его произведениях «Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и др.

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 71 Интервью в системе диагностики.

ОСТРОГОРСКИЙ Алексей Николаевич (1840-1917) – выдающийся российский педагог и публицист. Преподавал в бесплатной Василеостровской начальной школе в Санкт-Петербурге, а затем – в военно-учебных заведениях и учительской семинарии в Москве. Публиковал статьи в популярных педагогических журналах «Учитель», «Чтение для юношества», «Образование». В 1869-1877 – редактор журнала «Детское чтение», для которого писал научно популярные статьи и художественные произведения о природе, мире, животных. В 1883-1910 гг. – редактор журнала «Педагогический сборник», в котором напечатал свои программные работы: «По вопросу о нравственности» (1887), «Справедливость в школьной жизни» (1888) и др. А.Н. Острогорский составил и издал «Педагогическую хрестоматию» с целью познакомить общественность с идеями крупнейших отечественных педагогов.

Большое значение в формировании человека отводил христианской этике. Ведущую роль в воспитании отводил нравственности. В ряде работ проанализировал педагогическое значение справедливости. Защищал права личности ученика. Считал, что школа должна вырабатывать в учениках более ясную и основательную самооценку. Видел тесную связь между педагогикой, психологией и художественной литературой в деле воспитания детей. Дидактические идеи А.Н. Острогорского направлены на формирование способностей учащихся к логическому мышлению, овладению вниманием и волей, анализу жизненных фактов. Пропагандировал идеи выдающихся русских педагогов и мыслителей – В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.Я. Стоюнина, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова.

СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович (1918-1970) – педагог, руководитель Павлышской средней школы на Кировоградчине (Украина), получившей всемирную известность. В 60-е гг. выдвинул и обосновал концепцию воспитания молодежи на общечеловеческих ценностях, вызвавшую острую критику со стороны академических педагогов. Создал оригинальную целостную систему воспитания и обучения. Автор книг «Сердце отдаю детям», «Воспитание гражданина», «Как воспитать настоящего человека» и др.

ШАЦКИЙ Станислав Теофилович (1878-1934) – русский советский педагог. Окончил Московский университет. Педагогическую деятельность начал в 1905 году с создания первых в России клубов для детей и подростков рабочих окраин Москвы, летней колонии в Щёлкове (близ Москвы). В 1906 году организовал общество «Сетлемент» (совместно с А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер и др.). С 1909 руководил обществом «Детский труд и отдых». В 1911 вместе с супругой – В.Н. Шацкой организовал на общественных началах летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». В 1919-1932 гг. руководил работой Первой опытной станции по народному образованию Народного комиссариата просвещения РСФСР, имевшую сельское отделение в Калужской области и городское отделение в Москве. Член учебно-педагогической секции Государственного ученого совета (с 1921) и коллегии НКП РСФСР (с 1929). В 1932-34 гг. директор Московской консерватории и руководитель Центральной педагогической лаборатории НКП РСФСР.

Раздел III. Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития

Свежие статьи
Популярно сейчас