Систематизация цветов по Оствальду
Систематизация цветов по Оствальду
Оствальд положил начало точной научной систематизации цветов. Главной областью его исследований была физика. Оствальд производил точные измерения отношения цветового впечатления и длины волны, он определял путем смешения двух разных по цвету световых потоков дополнительные спектральные цвета и расположил цвета по признаку дополнительности в 24-частном цветовом круге. Предложенное им цветовое тело в форме двойного конуса представляет собой дальнейшее развитие цветового шара Рунге.
Оствальд ввел для всех чистых цветов название абсолютных цветов и отклонил тем самым необоснованное разделение на так называемые основные и производные (вторичные) цвета. Он стремился представить все цвета в виде простой геометрической системы. Оствальд различал три особенности (характеристики), как он сам их называл «три различные величины» цветового впечатления. Этими величинами можно охарактеризовать любой цвет: V — абсолютный (чистый) цвет, W — доля белого цвета и S — доля черного цвета. Соотношение этих трех величин можно представить в виде равностороннего треугольника, носящего в цветоведении название «однотонального цветового треугольника» , который представляет собой продольный разрез цветового тела Оствальда.
Равновеликие координаты обозначают в каждом случае равную долю абсолютного, черного или белого цвета. Внутри однотонального цветового треугольника Оствальд различал:
точка абсолютно белого цвета W
точка абсолютно черного цвета S
точка абсолютного (чистого) цвета V
Рекомендуемые материалы
на линии W—S нейтральный ряд
на линии W—V «светлочистые» цвета
на линии S—V «темночистые» цвета
во внутреннем поле все «замутненные» (с примесью серого) цвета
на вертикалях «теневые ряды»
Принимая величины V—W—S, Оствальд отошел от других исследователей, которые клали в основу цветового впечатления три других элемента — цветовой тон, насыщенность и яркость, или светлоту (Юнг, Гельмгольц и Максвелл).
В лекции "1.13 Манипулятор мышь" также много полезной информации.
Представления Оствальда о гармонии.
Оствальд полагал, что гармоничное цветовое решение можно получить путем простых комбинаций, пользуясь цветовым кругом или конусом. Основой гармонии он считал порядок расположения цветов в предложенной им пространственной системе, т. е. их геометрические или математические отношения.
Равные отрезки (равные интервалы внутри цветового круга или двойного цветового конуса), по его мнению, всегда дают гармоничные сочетания.
Эти взгляды на существо гармонии вызывали возражения среди художников, которые благодаря личному опыту и практическому применению цвета пришли к другим результатам и выводам. Практик знает, что гармоничность цветового сочетания зависит от целого ряда привходящих факторов, которые нельзя представить в цветовом круге (например, размеры окрашиваемых в разные цвета поверхностей, пропорции помещения и т. д.).
Аргументы противников были известны Оствальду еще до того, как он написал свое «Учение о цвете». Уже в первом томе он писал: «Только весьма ограниченному человеку может прийти в голову идея справиться с этими задачами лишь при помощи трезвой рассудочности».
Видимо, здесь Оствальд руководствовался больше отвлеченной идеей, нежели практическим опытом. Поэтому к некоторым спорным положениям его учения следует подходить с позиций строгой критики.