Традиционные композиционные схемы
§3. Традиционные композиционные схемы в народной орнаментации.
Вопросы для самопроверки:
- Что означает термин «орнамент»?
- Какие средства выразительности орнамента вам известны?
- Какие типы орнамента вам известны, чем отличается вид орнамента от типа?
Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Мастера народного искусства испокон веков занимались украшением быта изготовляя и декорируя утварь, мебель, интерьеры. Любая вещь могла стать художественным произведением.
Существуют «традиционные композиционные схемы» декорирования изделий народного искусства, они сформировались ещё в древности, но продолжают существовать и в наши дни, таких схем 4: древо, венок, букет и гирлянда.
Древо (дерево) – один из древнейших символов. Поскольку корни дерева в земле, а ветви простираютя к небу, то оно как и человек, является отражением «существа (сущности) двух миров) и созданием, находящимся между верхом и низом. Дерево зачастую рассматривалось как ось мира. В христианской иконографии дерево является символом дарованной Богом жизни, и прохождение его годового цикла указывает на жизнь, смерт и воскешение, в то время как бесплодное или отмершее дерево, напротив, свидетельствует о грехе. Во многих культурах дерево является символом центра мира.
Дерево так же означает женское начало (камень – мужское): питание, убежище, защиту и поддрежку, которыми одаривает Великая Мать (Природа), а так же силу нестощимых и дарующих плодородие вод, которые она контролирует. Наверное поэтому часто дерево стилизуют под женскую фигуру.
Погружённое корнями в недра земли, соприкасаясь с водами в её центре, дерево растёт в мире Времени, наращивая кольца как показатель своего возраста, а ветви его достигают небес и вечности. Вечнозелёное дерево означает бесконечную жизнь, неумирающий дух и бессмертие.
Рекомендуемые материалы
«Древо» - зеркально симметричная композиция в виде цветущего древа, куста, креста; часто дополняется парными изображениями птиц, животных, людей.
Венок – достаточно древний символ-оберег. В различных культурах он символизировал солнце, славу. Славянские девушки носили венок как символ чистоты, считалось, что он сохраняет добрые, светлые мысли. Было принято дарить венок своему возлюбленному, особенно тогда, когда он отправлялся в путь-дорогу. Существовали специальные правила плетения венков – венки любви, надежды, верности, разлуки и тп.
Растения, травы цветы имели своё символическое значение. Поэтому и сами венки могли быть символами очень разных вещей, в зависмости от того, из чего они были сплетены. Например, лавровый венок, венчающий римских императоров или терновый венец Иисуса Христа, погребальные венки из неживых цветов и ели (сочетание мёртвых цветов – символа смерти и вечнозелёного растения – символа вечноживой души).
Славянские хороводы тоже были символом солнца и напоминали собою венок, сплетёный из девушек и парней в ярких праздничных костюмах (как цветы в венке). В хоровод девушки тоже ходили в венках. Основной символический смысл венка – символ солнца (солярный знак), символ вечной (бесконечной) жизни.
«Венок» - традиционная для народного искусства схема размещения декора на предмете в виде кольца (венка). Орнаментальные мотивы в венке располагаются по кругу равномерно (метрично).
Букет – в переводе с французского – связка. Букет - символ связки, объединения (объединяющего начала), ярко проявляется в традициях дарения цветов возлюбленным. При помощи букета можно рассказать о своих чувствах, так как каждый цветок (и даже его цвет) имели и имеют свой смысл, несут в себе какую-то информацию. Поскольку букет предмтавлчет собой концентрическую розетку (или уравновешенно заполняет собой геометрический центр композиции), то символический смысл букета дополняется символикой солярной розетки, солнца, а солнце – торжество жизни, плодородие, свет.
«Букет» - традиционная орнаментальная композиция, в которой декор находится в центре украшаемой плоскости, равномерно развиваясь от цетра к перефирии; часто бывает центральносимметричной (концентрической).
Гирлянда. Словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой даёт такие определения слова «гирлянда»: а) Сплетённые в виде цепи цветы, ветви и т.п., предназначенные обычно для украшения чего-либо. б) Узор, орнамент, изображающий цепь, ленту; в переносном смысле: ряд однородных предметов, образующих цепь. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова трактует понятие гирлянды следующим образом: полоса, лента из связанных, сплетённых в виде цепи предметов, преимущественно цветов, плодов и зелени. Гирлянда, лента, полоса так же являются символом пути, дороги.
Орнамент в полосе на предметах быта различных народных промыслов часто называют пояском, и не случайно! Пояс – тоже древний оберег. Наиболее тесно с жизнью человека славяне связывали именно пояс. Пояс повязывался на живот, а «живот» на старославянском – жизнь, то есть пояс охранял жизнь своего хозяина от различных негативных влияний из вне. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения, по сей день негативное значение имеют такие слова как «распоясаться», «поясничать».
«Гирлянда» - традиционная композиционная схема размещения орнамента на предметах ДПИ и НХП в виде полосы, фриза.
Практическая работа №3.
- Составьте орнаментальную розетку по одной из основных схем: древо; венок; букет;
- гирлянда. лист А3, расположен по вертикали;
- орнаменты расположить композиционно обоснованно;
- выполнять зарисовку графитным карандашом и акварелью в хроматическом исполнении.
Рейтинговая оценка практической работы:
Параметры | Уровни освоения | |||
Передача условного объёма (плоскостности) в изображении декора предмета ДПИ. | 1 уровень – параметр не проявляется – «0» баллов | 2 уровень – параметр проявляется не всегда- «2» балла. | 3 уровень – параметр проявляется часто – «3» балла. | 4 уровень – параметр проявляется всег да + твор ческий подход – «4» +1 балл |
Грамотность композиционного решения | ||||
Аккуратность исполнения | ||||
Гармония формы и цвета (при копировании – соответствие стиля). | ||||
Обратите внимание на лекцию "ЛР9 - Объект, движущийся по некоторой кривой". Креативность |
Оценка результата:
n 20-25 баллов – «отлично».
n 15-19 баллов – «хорошо».
n 10-14 баллов – «удовлетворительно» - необходимо вернуться к изучению модуля.
n Менее 9 баллов – «неудовлетворительно» необходимо вернуться к изучению темы.