Способы составления орнамента
§2. Способы составления орнамента. Средства выразительности орнамента.
Вопросы для самопроверки:
- Какие типы орнаментов (классификация по конструкции) вы знаете?
- Какие виды орнаментов (классификация по виду изобразительного мотива) вы знаете?
2.1. Способы составления орнаментов.
Последовательность вычерчивания орнамента:
· Выполнить предварительный эскиз от руки (с учётом конструкции и художественного образа;
· Определить границы (габаритные размеры) орнамента на рабочем поле листа;
Рекомендуемые материалы
· Разметить оси симметрии, раппорты (если есть), дополнительные (вспомогательные) линии построения;
· Построить элементы орнамента при помощи чертёжных инструментов;
· Завершить криволинейные контуры от руки или использовать лекала или шаблоны.
· Выполнить проработку цветом, тоном и т.п.
2.2. Средства выразительности орнамента.
Линия.
Линия – средство выразительности в изобразительном искусстве, в т.ч. и в росписи; способствует передаче и восприятию пластики формы и движения. Может быть: тонкой, широкой, ломаной, спиральной, штриховой, зигзагообразной, «живой» и т.п.
Силуэт.
Силуэт – средство художественной выразительности ИЗО, плоское изображение, передающее особенности формы изображаемого объекта. Получил своё название в 18 веке благодаря министру финансов Франции Этьену Силуэту, который занимался вырезыванием из чёрной бумаги портретных силуэтов друзей и знакомых.
Симметрия, асимметрия.
Симметрия и асимметрия, - характеризуется местоположением элементов относительно оси или центра вращения. Благодаря симметрии фиксируются правая и левая части изобразительного целого, акцентируется центр и воображаемая ось.
Симметрия подразумевает равноценность, равновеликость. Благодаря симметрии композиция приобретает устойчивость, равновесие. Симметрия придает изображению статичность. Асимметрия ее нарушает, сохраняя, однако ориентацию относительно оси, хотя при этом и отклоняется от нее. Асимметрия несет динамическое начало.
Контраст, нюанс.
Нюанс и контраст - указывает на степень различия и на характер различия между частями и элементами произведения. Нюансные отношения, сближенные по форме, по тону, по цвету, по фактуре, объему, размеру и пр., - обогащают форму игрой оттенков, деталей. Контрастные же отношения, противопоставляя основные элементы, характеризующие форму, являются движущим стимулом развития формы. Нюанс и контраст дополняют и обогащают друг друга, контраст подчеркивает нюанс, выявляет его игру, нюанс смягчает, дополняет контраст.
Ритм и метричность.
Метричность и ритм - характеризует движение. Метричность - простейшее повторение одного и того же элемента (кирпичная кладка). Ритм - цикличное повторение подобных или контрастных элементов. Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, в отличие от метра, строится на чередовании разных, но повторяющихся элементов. Усложняясь, он порывает с симметрией, сопровождая своевольный рисунок движения, меняя его характер, темп, направление. Ритм может иметь и регулярный характер (например, в орнаменте). Но всегда он вносит организующее начало в хаотическое движение и без него немыслима гармония.
Базовые понятия: Орнамент; Композиция; Мотив; Вид орнамента; Тип орнамента; Раппорт Конструкция орнамента
Новые понятия: Модуль; Шаблон; Ось; Способы составления орнамента; Приёмы составления орнамента
Практическая работа №2.
Подготовьте шаблон модуля. Разработайте все возможные варианты симметричных построений орнамента с использованием растительного мотива по схеме.
Требования к выполнению:
- лист А3, расположен по вертикали;
- орнаменты расположить композиционно обоснованно;
- выполнять зарисовку графитным карандашом и акварелью в хроматическом исполнении.
Рейтинговая оценка практической работы:
Параметры | Уровни освоения | |||
Передача условного объёма (плоскостности) в изображении декора предмета ДПИ. | 1 уровень – параметр не проявляется – «0» баллов | 2 уровень – параметр проявляется не всегда- «2» балла. | 3 уровень – параметр проявляется часто – «3» балла. | 4 уровень – параметр проявляется всег да + твор ческий подход – «4» +1 балл |
Грамотность композиционного решения | ||||
Аккуратность исполнения | ||||
Гармония формы и цвета (при копировании – соответствие стиля). | ||||
Креативность |
Вам также может быть полезна лекция "7 - Пневмораспределители".
Оценка результата:
n 20-25 баллов – «отлично».
n 15-19 баллов – «хорошо».
n 10-14 баллов – «удовлетворительно» - необходимо вернуться к изучению модуля.
n Менее 9 баллов – «неудовлетворительно» необходимо вернуться к изучению темы.