Шпаргалка по истории психологии, страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "Шпаргалка по истории психологии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "к экзамену/зачёту", в предмете "история" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Так как Гоббсбыл ярым последователем механики Галилея, то считал,что мир наполнен только материальными телами, которые существуют и двигаются по законам механики. Наосновании этого Гоббс делает вывод, что и все психические явления, существующие в природе, материальны иподчинены этим законам.Создавая на основе такого понимания природы своютеорию познания, Гоббс описывает и ощущения, которые, по его мнению, возникают только благодаря воздействию на них внешнего материального объекта.
Вслед заощущением возникает представление, которое, будучипроизведенным по закону инерции и являясь ослабленным следом самого ощущения, образует за собой цепьмыслей, а они, в свою очередь, следуют друг за другомв таком порядке, в котором возникали первичные образы,т. е. ощущения. Этот процесс впоследствии стал называться ассоциацией. Проблема ассоциации рассматривалась еще в античной психологии Платоном и Аристотелем, однако Гоббс первым придал ассоциации статусуниверсального закона психологии, дал начало практическому изучению этого явления.Очень важной для дальнейшего развития психологической мысли является критика Гоббсом понятия «врожденных идей» Декарта, так как ведущим в познании, поf22. Понятия сознания и опыта,души и ассоциаций у Дж.
ЛоккаАнглийский философ, педагог и врач Джон Локк (16321704) развивал идеи ассоцианизма, заложенные ТомасомГоббсом, и эмпирической психологии, начало которой положил Ф. Бэкон.Понятия сознания и опыта. Основой формированиясознания является опыт, а не врожденные идеи (как у Декарта), а источником опыта всегда являются ощущения ирефлексия.
Идеи, возникающие из внешнего мира, доставляют до сознания ощущения. Внутренние идеи (внутренние ощущения) доставляются до сознания с помощьюрефлексии, или самонаблюдения, т. е. анализа и размышлений ума. Этот процесс получил название интроспекциии стал основным методом практического изучения содержаний сознания в интроспективной психологии.Понятие души. Принцип наблюдения применялся ик изучению души.
Душа, как и все в сознании человека,является «чистым листом», и все содержания души возникают при жизни из опыта, а не имеют врожденных, божественных идей. Душа рассматривается как пассивная,но способная к восприятию среда.Понятие ассоциации.
Ассоциации - это неверноесоединение идей, которые, будучи изначально никакмежду собой не связаны, в сознании некоторых людейсоединяются и начинают работать как единое целое, сопровождая друг друга. Примером такой связи, т. е. механизма ассоциации, могут являться симпатии и антипатии, вызванные теми или иными людьми.
Причинойустановления такой связи может являться сила воспитания и привычки, т. е. внешний источник, прошедший че-23. Основные направления развитияпсихологической мысли в эпоху Просвещения24. Ассоциативная психология Давида ГартлиТеория Давида Гартли (1705-1757) принадлежит к классическому периоду в развитии ассоцианизма.
Целью теории Гартли было установить точные законы поведениялюдей и на основе этого знания научиться управлять ими,создав твердые морально-этические и религиозные убеждения, для того чтобы создать идеальное общество.Учение о психике основано на ньютоновском понимании человека: психика есть продукт активности организма как машины, работающей на основе взаимодействийс вибрациями внешней среды. Существует поэтапная схема работы организма, где ключевым понятием являетсявибрация. В психике выделяются два круга вибраций большой и малый.Работа большого круга вибрации: вибрации в окружающей среде приводят в движение нервы, по которым вызываются вибрации в мозговом веществе, а они, в своюочередь, передаются в мышцы. Параллельно с этим в мозгувозникают, сочетаются и сменяют друг друга психические«спутники» вибраций - от чувствования до абстрактногомышления и произвольных действий.
Все это происходитна основе закона ассоциаций. Психический мир человекаскладывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов через формирование ассоциаций во времени. Функцией большого круга вибрацииявляется регулирование поведения.Между вибрациями большого и малого кругов существует тесная взаимосвязь: вибрации большого круга вызывают вибрации в малом, оставляя там следы разнойсилы, и чем сильнее след от вибрации, тем лучше человек их помнит. В психике существуют неосознаваемыеВ XVIII в. в Европе наступает эпоха Просвещения, определяемая как период безграничной веры в человеческийразум и способности, позволяющие перестроить общество,как эра торжества науки над Средневековьем.
Представители этого движения считали главной задачей «просветление общества» и как следствие поднятие его на более высокую ступень эволюционного развития. Суть этогопроцесса они видели в избавлении общества от древнихсуеверий, стереотипов, предрассудков и религиозногофанатизма. Взамен устаревших идей просветители предлагали ориентироваться только на разум, на первоначальную природу человека, на его опыт.
Идеи просветителей носили революционный характер.В психологической мысли в эпоху Просвещения существовали следующие направления:1) эмпиризм, родоначальником которого считается английский философ Дж. Локк, определял опыт как основополагающий фактор развития человека и изучал механизмы его приобретения, а также вопрос приоритета опытанад разумом;2) сенсуализм представлял собой учение о доминировании чувственного познания над рациональным.Оба направления отрицали существование врожденных инеизменных идей и способностей, доказывали их опытноепроисхождение и возможность прижизненного развития;3) ассоцианизм как направление в идеалистическомучении о душе.
Единицей признана ассоциация как механизм формирования и приобретения опыта. В своем развитии ассоцианизм прошел несколько этапов:13рез сознание, а способом избавления от ассоциации -мнению Гоббса, является не «рацио», или разум, а «эмпирио», или опыт, а разум является лишь продуктом ассоциации, которая, как мы знаем, возникает в результатевзаимодействия организма с материальным миром. А это,по Гоббсу, и есть опыт. Таким образом, опыт первичен.Такое противопоставленное рационализму пониманиеосновы познания впоследствии стало называться эмпиризмом, и именно Томас Гоббс заложил основы эмпирической психологии, получившей в XIX—XX вв. серьезноеразвитие.Теория идей. Под идеями понимается элемент всякого знания, в том числе и ощущения (белизна, твердость,мышление, движение, человек, войско и т.
п.). Источником идеи является как внешний опыт, обеспечиваемыйощущениями, так и внутренний - производимый рефлексией. Выделяются два вида идей: простые, которые содержат только одно представление или восприятие и приобретаются посредством ощущения или рефлексии, исложные, представляющие собой сочетание простыхидей через механизм ассоциации.представления и идеи, т.
е. границы сферы душевнойжизни расширились и включают в себя не только сознательные идеи и представления, но и бессознательныеследы и образы. Объектом объяснения является поведение целостного организма, а не его отдельных органовили частей.Душевная жизнь человека строится через механизм ассоциации на основе трех простейших элементов:1) ощущений, формирующихся на основе вибрации органов чувств;2) представлений (идеи ощущений), основанных на вибрации следов предмета в малом круге, происходящихв отсутствие самого предмета;3} чувств, отражающих силу вибрации.~ на первом этапе ассоциация выделилась как объяснительный принцип отдельных психических явлений, преждевсего процессов припоминания;- на втором этапе - этапе классического ассоцианизма были созданы целостные концепции психики и сформировано понимание психики как источника формированиямеханических связей, или ассоциаций, между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления;- третий этап включал в себя экспериментальное ипрактическое изучение сформированных на предыдущихэтапах концепций и идей, а также попытку ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.1425.
Понятие способностей у Гартли26. Понятие ассоциации у Дэвида ЮмаВсе способности человека объясняются через механизм ассоциаций.Мышление не существует в системе психики человекакак самостоятельный процесс, а обусловлено механизмом ассоциации, в процессе которого создается связьмежду образом предмета и словом. Процесс пониманияслова рассматривался как образование ассоциации междусловом и значением, и этот процесс устанавливаетсяв детстве из опыта. Возникновение представлений и мнений основано на пассивном отражении сознанием идейчерез механизм ассоциаций, а новые мысли и представления являются комбинацией или разложением старыхидей.Память вмещает в себя два понятия - собственно память, которая является воспроизведением ощущений поассоциации в том порядке и отношении, в каком они былиполучены, и воображение, которое появляется только в томслучае, когда этот порядок нарушается.
Способность памяти запечатлевать и воспроизводить следы прежнихвоздействий является основой обучаемости.Эмоции, воля. Эмоции отождествляются со страстями и являются движущей силой поведения. Достигаяопределенного порога, силы, они могут определяться какжелание или, наоборот, отвращение. Волевая активностьпроисходит в том случае, если страсть, или эмоция, настолько сильна, что приводит к какому-либо действию.В основе формирования воли лежит ассоциативная связьслова и движения, соединение сенсомоторных реакцийс речью: слово (его физический базис - вибрация) присоединяется (по ассоциации) к чувственным впечатлени-Дэвид Юм (1711-1776) считал, что источником знанияслужит образуемый ассоциациями чувственный опыт.