Основы философии - учебник (Философия. Основы философии), страница 6
Описание файла
PDF-файл из архива "Философия. Основы философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Причем онапредлагает ключ к познанию сущности и смысла жизни, учит человека житьпо уму и в согласии с совестью. Философия является наукой особого рода,она включает в себя множество разделов философского знания – историюфилософии, этику, эстетику, логику, философию науки, культурологию и т.д.Философия – это осмысление всеобщих знаний, жизненного опыта испособности познающего мышления. Это наполненная разумными мыслямии нравственными идеалами вселенная бытия человека, оценивающаясобственное рождение, развитие и смерть с помощью памяти, размышленияи воображения.
Поэтому жизненно важно осознание предмета философии всистеме научных связей и отношений. Древние мудрецы с пафосом говорили,что о великих или возвышенных предметах ничего путного сказать нельзя – оних можно лишь величественно молчать. А философию относили ониименно к таким, особо возвышенным предметам духовной культуры людей.Но и молчать о предмете философии не пристало, уже хотя бы потому, чтоона представляет собой квинтэссенцию духовной культуры как «живая душакультуры» (Гегель), самое важное в жизни и деятельности каждого человека.Философия – это окультуренная форма мыслительного творчествачеловека, озабоченного своей судьбой и судьбой других людей, прошлым,настоящим и будущим Вселенной. На всём протяжении 2,5 тысяч лет смомента возникновения философии её предмет получил множество самыхразнообразных трактовок и определений.
Древние мыслители философиейназывали фактически весь конгломерат теоретического знания о взаимосвязив бытии мира, общества и человека, противопоставляя его мифу с однойстороны, и обыденному знанию – с другой. В Средние века она превратиласьв служанку теологии. В Новое время философия слыла наукой наук. В XIX28веке предмет философии – это знание о всеобщем. Марксисты ее предметвидели в познании и осмыслении всеобщих законов природы, общества ичеловека.НеокантианцыЭкзистенциалисты–предметомразмышлениефилософиионазваличеловеческойценности.сущностиисуществовании.
В современной философии – философии, осмысливающейсудьбы людей в сложнейших условиях борьбы за своё личное существованиеи сосуществование с естественной природой и природой сотворённойлюдьми, воплощаются достижения культуры, науки, медицины.В философии особым предметом становится методологическая роль винтеллектуально-нравственном развитии человечества.
Научно-технический,социально-культурный и информационный прогресс на повестку дняпоставил задачу философского осмысление самого прогресса человечества вего научном познании мира, общества, человека. Однако при разнообразиитрактовок философии и ее предмета на протяжении тысячелетий сохраняетсяодна важнейшая деталь: философия всегда предстает как мудрость.
Именноона позволяет понять и объяснить суть и смысл развития мира иинициировать стремление к познанию универсальных свойств вещей,явлений и процессов. Философия есть рефлексия над предельнымиоснованиями человеческой культуры жизни и деятельности.Главное, что характеризует философию всех времён - её нацеленностьна порождение вечных вопросов о бытии, о жизни и о человеке, смысле егожизни, деятельности и предназначении в мире. Опираясь на ранееполученные знания, жизненный опыт, врождённую интуицию и в немалойстепени разные религиозные верования и убеждения, философия с моментасвоего зарождения и поныне считает своим главным предметом стремление космыслению знаний о Вселенной, обществе и о человеке в них. Постижениесути и смысла всех имеющихся знаний о мире, о своей жизни и деятельностиделает людей мудрее.
«Мудрость нужна всем людям, - утверждал ЛевТолстой, - и потому все люди могут быть мудрыми. Мудрость в том, чтобызнать, в чем дело жизни и как исполнить его. А чтобы узнать его, нужно29только одно: помнить, что мысль – великое дело, и потому – думать»(Л.Н.Толстой. Путь жизни. М., 1993. С. 308.).Развитие научных знаний и их дифференциация привели в итоге ктому, что философия постепенно утрачивала свою традиционную рольвсеобъемлющей«науки наук» и предметом ее стали наиболее общиевопросы бытия и познания. В наши дни наряду с прежними вопросамивсталиивомногомновые,такиекак:проблемысуществованиячеловеческого индивида в мире природы и общества; различные аспекты вразвитии духовного мира человека, его сознания и бессознательного.
Передфилософией стоят проблемы осмысления воздействия искусства, религии идругихформобщественногосознанияначеловека.Этовопросыиррационального познания бытия мира и человека в нём. Возросло вниманиефилософовкпроблемамнравственнойоценкифундаментальныхиприкладных наук в жизни человечества и т.д. Но как бы не менялся кругинтересов философии, а следовательно и сам предмет её на всех ступеняхистории мысли передового человечества были и поныне остаются в центренаиболее общие для всех философских школ и учений проблемы бытия мира,его познания, постижения мудрости человеческой жизнедеятельности.А что же такое мудрость? Понятие «мудрость», или «софия» (греч.
–sophia - мудрость), издавна означает не столько синтез разума и совести,сколько интеллектуально-творческий и нравственно-совестливый поиск сутиуниверсума и смысла человеческой жизнедеятельности. Уже в античностимудростьрассматриваликакиндивидуально-творческоевоплощениеразумной жизни в повседневную действительность, как ее преображение, икак истинное отражение в социально-культурной сфере общественногобытия людей. Это есть некое особенное состояние сознания, котороепроявляется в стиле и образе жизни культурного человека.
Мудрость и всовременной жизни людей указывает на интеллектуально-нравственноекачество личности, овладевшей всеобщими знаниями о саморазвитииприроды, общества и самого человека. Большинство определений мудрости,30встречающихся в классической традиции, указывают на осмысленноесостояние высшего знания и понимания мира в его ценностном выражении.Мудрость свидетельствует о высшей степени упорядоченности мыслейи чувств людей, приобретения ими смысла своей жизнедеятельности врезультатесамостоятельногорационально-нравственногожизненных проблем и реальных трудностей.
Это такоечеловеческогоразума,котороеспособствуетразрешениясостояниепониманиювсегопроисходящего и предвидению возможных путей изменения в мире и жизни.Существует множество версий того, откуда приходит к людям мудростьжизни. Но, вне всякого сомнения – мудрости учит философия. Философия(любовь к мудрости) является одним и самых древних интеллектуальных инравственных учений о достойной жизни людей.
Согласно Платону (427-347до н.э.) мудрость может быть достигнута только в результате философскихразмышлений о мире, о смысле жизни людей. Само зарождение философиисвидетельствует о человеческом мышлении, направленном на поиск икритическое осмысление знаний вообще и медицинских знаний, в частности.Мудрый человек умеет чувствовать философскую проблематику жизнилюдей, ее предельность, что бы ни выступало в качестве объекта егопознания. Медик и философ К. Ясперс отмечал, что мудрый человек какчеловек философствующий появляется тогда, когда он «сознает бытие вцелом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира исобственная беспомощность.
Стоя над пропастью, он ставит радикальныевопросы, требует освобождения и спасения» (Ясперс К. Смысл и назначениеистории. М., 1991. С. 32.). Формирование человеческой мудрости, котораяпредполагает не просто системное накопление теоретических и опытныхзнаний о мире, обществе и самом человеке.
Она дает человеку ясноепонимание сущности процессов и явлений, протекающих в мире, и смыслаценностных отношений ко всему комплексу полученных знаний о нем.Ценность мудрости в том, что она позволяет человеку компетентносудить о прошлом и настоящем, а главное – как бы заглядывать в будущее и31видеть его разные смысловые образы. Мудрость человека – это показательего интеллектуального и нравственного развития. Владеть мудростью –значит заботиться о духовном здоровье людей и социокультурном здоровьеобщества в целом. Быть мудрым – значит осознавать груз ответственности заличныйвыбор и осознанное конструирование желаемогобудущего(личностного, группового, социального). Сам факт целенаправленногостремления к интеллектуальному осознанию и нравственному долгу вжизнедеятельности человека – естественное право любого индивида илигруппы людей.
В связи с этим и возникла новая компонента в сферефилософского познания, которая получила ныне название «философияфилософии», иначе говоря, некая «метафилософия».Осмысливаяразличныевариантыпониманияфилософии,какуникального интеллектуального и нравственного источника мудрости,начиная с момента её вычленения из мифа и до современных разнообразныхконцепций, систем и школ, можно заметить, что на протяжении всей еёистории для неё была характерна некая двойственность. С одной стороны,она всегда ориентировалась на рационально-логическое постижение бытия, ас другой, - была и остаётсявидом ценностного самосознания.
Такимобразом, сама философия нуждается в осмыслении своей роли в познаниимира и общества и критической оценки философского знания. Этот процесспознания - особая рефлексия, получивший название философия философии.Она обращает познание на себя, осмысливая принципы становления исаморазвития философии, цели и задачи совершенствования человеческоймыслительности. Она ставит перед человеческой мыслью вечные вопросы обытии вообще, смысле жизни человека и работает над их разрешением.Русский философ Г.Е.