Теория государства и права учебник Н.И. Матузов, А.В. Малько (Учебник - "Теория государства и права" - Матузов, Малько), страница 16
Описание файла
PDF-файл из архива "Учебник - "Теория государства и права" - Матузов, Малько", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "правоведение" из , которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "правоведение" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 16 страницы из PDF
Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004)Принуждать - значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления(вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться черезтакие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.Рекомендовать - значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точкизрения общества и государства.Поощрять - значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которыхзаинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.Контрольные вопросы1.
Что такое государственная власть?2. Совпадают ли понятия легитимности и легальности государственной власти?3. Дайте определение государства.4. Каковы признаки государства, отличающие его от догосударственных и негосударственныхорганизаций?5. Назовите основные подходы к сущности государства.6. Каковы формы и методы осуществления функций государства?ЛитератураБабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М., 1997.Байтин М.И.
Государство и политическая власть. Саратов, 1972.Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.Владимиров В.А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутреннейполитики. Тверь, 1992.Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условияхформирования гражданского общества // Государство и право. 1994. N 7.Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике.
М., 1992.Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение // Политические проблемы теории государства.М., 1993.Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. М., 1998.Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. М.,1998. Гл. 8.Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1999.Паршин А. Что такое государство? Научное исследование природы государства.
СПб., 1907.Пахоленко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период //Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 28 - 38.Ракитская И.Ф. Теория государства. СПб., 1999.Салыгин Е.Н. Теократическое государство. М., 1999.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000. Гл. 4.Тихомиров Ю.А. Государственность: крах или воскрешение // Государство и право. 1992. N 9.Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.Глава 4.
ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА§ 1. Типы государства: формационный и цивилизационный подходыТипология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающихнабором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства - это егоклассификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы,которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном ицивилизационном.Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественноэкономическая формация).
В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, котораявключает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки(государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнениюпредставителей формационного подхода (К. Маркса, Ф.
Энгельса, В.И. Ленина и других), решающимфактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечныхэлементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующиетипы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами,которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлялсобой говорящее орудие труда.34"Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В.
Малько) (Юристъ, 2004)Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников,присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости отпомещиков.Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословноенеравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средствпроизводства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходитразличныестадииразвития:капиталистическое,монополистическое,индустриальное,постиндустриальное государство.Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, какгосударство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственностина средства производства и имеющее широкую социальную базу.Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущностьданного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается"полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова".
Это исторически последний типгосударства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет",выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.Достоинства формационной типологии:1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов,которые действительно весьма существенно влияют на общество;2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства.
Источникразвития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не внеего. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся врезультате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть историческиболее прогрессивным, чем предыдущий.Недостатки:1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время какистория многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которыеподчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные,национальные, психологические и пр.
Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русскийсоциолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие.В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества,отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимостиот них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую,мексиканскую, иранскую и т.п.Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира,приоритетом идеально-духовных факторов.А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций.Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теориейпроисходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации.Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом.
Движущей силойкруговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство.Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.Достоинства цивилизационной типологии:1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-историческихусловиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именноособенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная)типология государств.Недостатки:1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политикуконкретной страны;2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций,авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества.Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуетсясобственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемногопонятия.В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способомпознания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют другдруга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции нетолько социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.
Следовательно, данные подходымогут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.35"Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004)§ 2. Форма государства: понятие и элементыЕсли категория "сущность государства" отвечает на вопрос, в чем заключается главное,закономерное, определяющее в государстве, то категория "форма государства" означает, кто и как правитв обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединенонаселение на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные иполитические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощьюкаких методов и приемов.Если территория, население, власть представляют собой содержательные характеристикигосударства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам, то в понятии "формагосударства" выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьмасущественно отличаются друг от друга.От формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, иустойчивость государственных институтов.Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий формуправления, форму государственного устройства и политический режим.В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономическиефакторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозныеособенности, культурный уровень развития общества и т.п.