Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1

Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 104

PDF-файл Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 104 Современная философия и методология науки (63730): Книга - 9 семестр (1 семестр магистратуры)Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf) - PDF, страница 104 (63730) - СтудИзба2020-08-20СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 104 страницы из PDF

Необходимой предпосылкой творческой активностиличности является раскрепощенность мысли. Обоснованиеправа на самостоятельное суждение, свободу от засильядогм составляет пафос реформаторства. Особая значимостьпроблемы соотношения веры и знания, религии и наукивполне объяснима, учитывая, что отставание стран ислам­ского мира во многом связано с негативной установкойрелигиозного догматизма в отношении к рациональномупознанию, развитию естественных наук и техническомупрогрессу. По признанию Джамал ад-Дйна ал-Афганй, вупадке арабо-мусульманской цивилизации «целиком пови­нен ислам.

Куда бы он ни проникал, он стремился задушитьнауку, и ему в этом всячески потворствовал деспотизм».Под «исламом» в данном случае имеется в виду не само ве­роучение как таковое, а его догматическая интерпретация.Отсюда ставится задача обосновать совместимость веры изнания, доказать, что «истинная» религия является не вра­гом, но союзником научного прогресса. Стратегия на при­мирение веры и знания, религии и науки прослеживаетсяв работах подавляющего числа современных философов изстран мусульманского мира (Хасан Ханафи, Осман Амин,Сейид Хусейн Наср).Реформаторски переосмысленные онтологические, гносео­логические и этические идеи неизменно отличаются соци­альной ориентацией. До обретения народами Востока по­литического суверенитета фактически отсутствовало четкоепредставление о том, какого рода социальное устройствоявляется желательным. Явно было лишь одно — необхо­димы радикальные изменения косной экономико-полити­ческой организации традиционного общества.

Но в какомименно направлении? Вопрос этот со всей остротой всталв политически суверенных государствах. Предстояло сде­лать выбор между двумя действующими на мировой арененаиболее влиятельными моделями — капитал диетичес­кой и социалистической. Во многих случаях предпочтениебыло отдано варианту, в котором предполагалось сочетатьэлементы капитализма и социализма. Так появились тео­рии «третьего пути развития», «исламского социализма».В них акцентировалось внимание на тех традиционных ин­ститутах и ценностях, которые, казалось, могли обеспечитьбуржуазное развитие, сгладив одновременно присущие ка­питализму негативные последствия: закат (налог в пользу160АРАНГУРЕНбедных), запрет на получение риба' (процента с банковс­кого капитала) и шариатский порядок наследования толко­вались как «столпы» исламской социально-экономическойсистемы, ограничивающие злоупотребления частной собс­твенностью.

Нередко утверждалось, что «ислам являетсявоплощением марксистских идеалов социализма, свободы исправедливости» (Хасан Ханафи). Даже тогда, когда, как ка­залось, безоговорочно принималась одна из двух указанныхмоделей, она неизбежно несла на себе печать национальнойспецифики, зачастую радикально трансформируя и искажаяпринятый за идеал эталон. Даже сильная власть в конечномсчете оказывалась не в состоянии обеспечить успех «трансплантации». Самое выразительное подтверждение тому —антишахская революция в Иране.Реформаторство оказалось под огнем критики того идейноготечения, которое условно называют возрожденчеством,или фундаментализмом.

Оно несет на себе печать воинству­ющего национализма, для которого неприемлемы попыткиприспособления к инородным моделям. Возрожденчествообосновывает идею «спасения» нации через возвращение к«золотому веку», когда ислам проявлялся в «чистом» виде:«Мусульманская история пошла по ложному пути тогда,когда мусульмане отказались от принятия установок сво­ей веры, исходящих от Корана и сунны, повторяя (таклйд)вместо этого мнения имамов и прочих духовных наставни­ков» (Шукри Мустафа). «Чистота» веры, однако, понимает­ся не однозначно.

Плюрализм мнений в среде возрожденцевстоль же велик, сколь велика свойственная средним слоямамплитуда идейных колебаний от самых консервативных(возврат к средневековью) до экстремистски левацких.Активизация возрожденческих течений («Братья-мусуль­мане», «Джама'ат-и исламй», хомейнизм и др.) не являетсясвидетельством провала реформаторства, ибо многообраз­ный феномен фундаментализма не может быть сведен лишьк контрреформаторскому варианту. Усиление возрожденчества говорит не о конце реформационного процесса, а,наоборот, о начале его, но уже в качестве не элитарного (ка­ковым он был до недавнего времени), а массового движенияза радикальную трансформацию традиционного общества.По оценке одного из ведущих арабских философов Садикаал-Азама, «исламский фундаментализм может еще проявитьсебя как знаменосец мусульманского движения, направлен­ного на индустриализацию, технический прогресс, капи­тализм, национальную государственность и уравнивание сразвитым миром, выступив с идеологией, которая позволитпредставить воплощение в жизнь этого явно модернистско­го, светского, буржуазного и изначально европейского про­екта в качестве движения, преследующего осуществлениебожественных целей и реализацию воли Аллаха в истории».Хотя по замыслам и целям идейные процессы в странахмусульманского мира иногда и напоминают те, что имелиместо в Европе на рубеже Нового времени, по сути своейони вряд ли могут рассматриваться как реформационные вполном смысле этого слова.

Чтобы реформация здесь состо­ялась, требуется еще выявить и задействовать внутренниеимпульсы развития.М. Т. СтепанянцЛит.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Вос­тока. М., 1961; Григорян С. Н. Средневековая философия народовБлижнего и Среднего Востока. М., 1966; Шаймухамбетова Г. Б.Арабоязычная философия средневековья и классическая тради­ция (начальный период). М., 1979; Степанянц М. Т. Мусульманскиеконцепции в философии и политике 19 — 20 вв. М., 1982; Фроло­ва Е. А. Проблема веры и знания в арабской философии. М, 1983;Она же. История средневековой арабо-исламской философии.

М,1995; ИгнатенкоА. А. В поисках счастья. М., 1989; Рационалисти­ческая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. Μ.,1990; Арабская философия средневековья. Проблемы и решения.М., 1998; BoerDe Т. J. The History of Philosophy in Islam. L., 1933;MaududiAbul 'Ala, Towards Understanding Islam. Delhi, 1961; IqbalM.The Reconstruction of Religious Thought in Islam. Lahore, 1962; WalzerR. Greek into Arabic. Essays on Islamic Philosophy. Oxf., 1962; Corbin B.Histoire de la phUosophie islamique.

P., \%4;NasrS. H. Islamic Studies.Essays on Law and Society, the Sciences, and Philosophy and Sufism.Beirut, 1967; Qutb M. Islam, the Misunderstood Religion. Delhi, 1968;Logic in Classical Islamic Culture (First Giorgio Levi della Vida biennialconf., May 12,1967, LosAng.), ed. by G. E. von Grunebaum. Wiesbaden,1970; Badawi A. Histoire de la Philosophie en Islam, v. 1—2. P., 1972;Essays in Islamic Philosophy and Science, ed. George F.

Hourani.Albany, 1975; Philosophies of Existence. Ancient and Medieval, ed. P.Morewedge. N. Y., 1982; Fakhry M. A History of Islamic Philosophy. N.Y., 1983; Idem. Ethical Theories in Islam. Leiden, 1991; Hourani G. F.Reason and Tradition in Islamic Ethics. Cambr.— L,— N. Y. [etc.],1985; Black D.

L. Logic and Aristotle's Rhetoric and Poetics in MedievalArabic Philosophy. Leiden—N. Y, 1990; Ibrahim Т., Sagadeev A.Classical Islamic Philosophy. M., 1990; Hanafi H. Islam in the ModernWorld. Cairo, 1995; Rahman F. Islam and Modernity. Transformation ofan Intellectual Tradition. Chi., 1982.АРАБОЯЗЫЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ - см. Перипате­тизм арабоязычный.АРАНГУРЕН (Araguren) Xoce Луис Лопес (9 июня 1909,Авила, Испания — апрель 1996, Мадрид) — испанский фи­лософ, популяризатор философской и социальной этики.Глава кафедры этики и социологии Мадридского универси­тета (1955—65), профессор Калифорнийского университетаСША, Санта-Барбара (1969—77), заслуженный профессорКалифорнийского университета (с 1977), почетный док­тор Университета Карлоса III в Мадриде (с 1993), кавалерорденов Сан-Жорди и Большого Креста Альфонса X Муд­рого, лауреат национальных и международных премий в об­ласти гуманитарных и социальных наук.

Широко известенкак «философ-моралист», исследователь и систематизаторфилософской этики. Этическое учение Арангурена харак­теризуется своеобразным синтезом экзистенциализма инеотомизма. Разрабатываемая им проблема соотношенияэтики долга и этики счастья восходит к учениям Аристотеляи Фомы Аквинского. Свою апологетику эвдемонизма Арангурен основывает на последовательной критике этическогоформализма (прежде всего кантианского). Он также опира­ется на классическую (аристотелевскую) этику, неосхолас­тику и «новые философии» (к которым относит марксизм,ницшеанство, экзистенциализм, фрейдизм и философиюфеминизма). В центре исследований Арангурена — пробле­ма соотношения понятий «счастье» и «благо», а также соот­ношение и взаимовлияние индивидуальной и социальнойэтики, этики и религии, этики и политики.Рассматривая счастье как цель этики и цель человеческойжизни вообще, Арангурен формулирует 4 возможных вари­анта отношения человека к собственному благу (счастью):индифферентность (indiferencia), неприятие (aversion), за­нятие или развлечение (diversion), принятие или обращение161АРАТ(conversion).

При этом он доказывает, что позиция индиф­ферентности ложная, поскольку морально индифферент­ных поступков не бывает. Позиция «aversion» увязывается ссуществованием самодостаточного зла. «Diversion» Арангурен зачастую отождествляет с экзистенциалистским терми­ном «забота» и считает подобное отношение человека к бла­гу основной характеристикой современности.

«Conversion»предполагает осмысление поступков, совершенных в про­шлом, покаяние и «исправление», т.е. реализацию деятель­ности, соответствующей представлениям о благе.В религиозной философии Арангурен эволюционировалот апологетики католицизма и критики протестантизма ксравнительному анализу основных конфессиональных уче­ний и к идеологии экуменизма. Как популяризатор фило­софской этики Арангурен уделяет особое внимание лексикеи стилистике философских работ. Для его исследований ха­рактерны не только сравнительно-исторический и герме­невтический методы, но и сугубо филологический подход сопорой на этимологию и семантику философских терминови понятий, Так, при доказательстве взаимосвязи свободыи рациональности он дает морфологический анализ поня­тий libertad (свобода) и deliberacion (обдумывание).

Следуяортегаанской традиции «доступности» философских идей,Арангурен предпочитает жанр статьи или эссе.Соч.: La erica de Ortega. Madrid, 1959; Тюа у politica. Madrid, 1963;Ex amarxismo como moral. Madrid, 1968; Erotismo у liberation de lamujer. Barcelona, 1972; Esplendor у la miseria de la erica kantiana.Barcelona, 1988; Etica. Madrid, 1976; El oficio de intelectual e la criticade la critica. Madrid, 1979; Catolicismo у protestantismo como formasde existencia. Madrid, 1980; La funcion social del intelectual.

Madrid,1983; Etica de la felicidad у otros lenguajes. Madrid, 1988.Ю. Д. НиколаеваАРАТ (Άρατος) из Сол (4 в. до н. э.) — греческий поэт, близ­кий к стоической философии; особенно известен благо­даря поэме «Небесные явления» (Φαινόμενα). Источникомпоэмы послужила астрономическая литература, включаяЕвдокса. Начальные стихи «Небесных явлений» сопоста­вимы с гимном Зевсу стоика Клеанфа: космос, наполнен­ный присутствием Бога, опекающего людей и руководя­щего ими посредством знамений. Впоследствии поэмастала предметом подражания для поэтов и пристальногоизучения философами и грамматиками (Дионисий Фра­кийский, Посидоний, Диодор Александрийский), перево­дилась латинскими авторами (Вергилий, Овидий, Цицерони др.).

Сохранились небольшие фрагменты арабского пере­вода 9 в., а также армянский текст с буквальными паралле­лями к греческому оригиналу.Текст: Arati Phaenomena, ed. E. Maass. В., 1893; Commentariorum inAratum Reliquiae, ed. Ε. Maass. В., 1898(repr. 1958); Arati Phaenomena,ed. J. Martin. Firenze, 1953; Scholia in Aratum Vetera, ed. J. Martin.Stuttg., 1974; PoccuycA. А. Небо, наука, поэзия. М., 1992.Лит.: Martin J. Histoire du texte des Phenoraenes d'Aratos.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее