Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1

Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 102

PDF-файл Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 102 Современная философия и методология науки (63730): Книга - 9 семестр (1 семестр магистратуры)Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf) - PDF, страница 102 (63730) - СтудИзба2020-08-20СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 102 страницы из PDF

Его предметомслужит «я» человека, т.е. непосредственно явленная самасебе «самость». Столь же простым и непосредственнымоказывается и познание самости первоначала, но если «за­метить» собственное «я» может любой человек, отвлекшисьот всех источников знания и совершив т. о. своеобразноеepoche, то «заметить» божественную самость оказываетсятруднее. Если в интуитивном познании «явленность» не­посредственна, что и обеспечивает большую достоверностьтакого знания, то дискурсивное знание представляет собойопосредованное «выявление» необходимости знания. В этойопосредованности и заключается основание возможностиошибок. Вместе с тем два типа знания не противоречат другдругу, хотя первое может выявлять то, что оказывается недо­ступным второму.

Признанным органоном дискурсивногопознания служила аристотелевская силлогистика, развитаяи исправленная в некоторых деталях Ибн Сйной, Ибн Руш­дом, ас-Сухравардй. В исмаилизме в качестве такового былпредложен метод «уравновешивания» известных структуруниверсума неизвестными ради выявления последних, вос­ходящий, возможно, к идеям «гармонии», развивавшимисяеще ал-Киндй и имеющими пифагорейские корни.Коль скоро знание представляет собой явленность «смыс­лов», достигаемую либо дискурсивно (благодаря «выго­воренное™»), либо непосредственно, оно объективнопостольку, поскольку те же «смыслы» воплощены в позна­ваемых вещах.

За вычетом номиналистической критики,которой подверглись в ишракизме понятая типа «существо­вание», «субстанциальность», «цветность» и т. п., объектив-157АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ Ф И Л О С О Ф И Яность знания не подвергалась сомнению. За исключениемраннеисламской мысли, в арабо-мусульманской филосо­фии признавалась способность человека к самостоятель­ному получению знания, и в разных направлениях быливыработаны различающиеся стратегии познания. Особойоказалась позиция суфизма, в котором достоверность зна­ния связывается не с его устойчивостью, а, напротив, с «рас­терянностью» субъекта познания, поскольку подлинностьзнания заключается в том, чтобы соответствовать своемупредмету, который и ясно определен как воплощенный вовременном существовании, и неотличен от любого другогопредмета знания в силу той нефиксированности различий всмысловом континууме, которая характеризует вечностноесуществование этого же предмета.

Способность к познаниюсоставляет одну из сторон способности человека к действию.Именно эта способность в ее двух аспектах, практическом исозерцательном, рассматривается в классической арабо-му­сульманской философии в качестве отличительной чертычеловека, выделяющей его из числа прочих вещей и сбли­жающей с первоначалом, хотя разные ее направления рас­ходятся в трактовке деталей и расстановке акцентов. Толькочеловек и Бог рассматриваются как истинные действователив мутазилизме (см. Действие, Воля), а вопрос об автономиидействия человека оказывается здесь одной из центральныхпроблем метафизики и этики. Хотя в мутазилизме еще труд­но говорить о терминологическом разведении практичес­кого и теоретического аспектов человеческой деятельности(оба выражаются термином «фи'л» — действие, хотя в даль­нейшем за первым закрепилось скорее «'амал» — поступок,а за вторым «назар» — умозрение), их рассмотрение тем неменее явно присутствует в их теориях, утверждающих спо­собность человека познать высшую истину независимо отбожественного откровения и независимость его действий отволи Бога, что явилось по сути наиболее кардинальным ут­верждением автономии человеческого действия в обоих егоаспектах.

В арабоязычном перипатетизме происходит пере­ориентация на созерцательный аспект в понимании челове­ческого совершенства. Представление о знании и действиикак двух неразрывно связанных сторонах, обеспечивающихправильность друг друга и только в гармонии обретающихкаждая свое совершенство, составляет характерную чертуисламской мысли в целом, неизменно проявляющуюся,напр., в вероучении в определении понятия «вера» ('йман).Хотя эти представления не вовсе бесследно исчезают у пе­рипатетиков, — они заметны, скажем, у ал-Фараби в егоклассификации городов, противоположных добродетель­ному, — тем не менее безусловно уступают представлению оприоритете чистого и совершенного познания перед прак­тическим действием, которое, напр., рассматривается ИбнСйной как несовершенное подобие первого.

Близкой к это­му можно считать позицию ишракитов, у которых акцент впонимании совершенного познания все более смещается всторону мистического озарения. В исмаилизме восстанав­ливается понимание необходимости баланса практическойи созерцательной сторон человеческой деятельности, кото­рые вкупе рассматриваются как путь к совершенствованию,этическому и онтологическому соответственно, невозмож­ным одно без другого (см. Совершенство, Поклонение). Приэтом в исмаилизме, в отличие от раннего арабоязычного пе­рипатетизма и ишракизма, знание, дающее совершенство,понимается как дискурсивное, хотя изначальный источникего — «поддержка» (та'ййд) высших Разумов, получен­ная отдельными людьми.

Для суфизма в силу фундамен­тальных особенностей его метафизики и их следствий дляпонимания времени, причинности, действия характерназатруднительность обоснования этических императивов.Парадоксальность понятия ответственности вытекает здесьиз невозможности однозначного разделения подлинногои мнимого действователя, так что понятия активности ибезволия перестают быть исключающими друг друга проти­воположностями. В силу этого этическое совершенствова­ние вряд ли может быть обосновано как целенаправленноедействие, в связи с чем концепция «совершенного человека»становится в отличие от традиции «трактатов о нравах» и исаилитских построений концепцией онтологического, ане этического, совершенства человека как вида.

Вместе стем в суфизме разработаны моральные максимы, смягчаю­щие парадоксальность этого вывода, который может бытьвоспринят как этический нигилизм теми, кто не вполнезнаком с тонкостями метафизики суфизма.Хотя сказанное обрисовывает принципы построения иразработки философемы, характерной для классическогопериода развития арабо-мусульманской философии, этимотнюдь не исчерпывается весь спектр ее проблематики.Важнейшие вопросы физики, такие, как соотношение дви­жения и покоя, относительное и абсолютное движение, на­личие универсальной природной причинности, живо обсуж­дались в раннем каламе.

Прежде чем победа птолемеевскойкосмологии прочно установила землю в центре мироздания,мутазилитов волновал вопрос о том, покоится ли она и еслида, то почему именно, и для объяснения этого феномена ониразработали физические и чисто логические объяснения.До того, как перипатетики неопровержимо доказали огра­ниченность пределов мироздания крайней, «объемлющей»сферой, мутакаллимы не сомневались в возможности выхо­да за границы мира и интересовались, в каком пространствебудет двигаться предмет в таком случае. Известная теорияподобия макро- и микрокосма была дополнена третьим эле­ментом, социумом, представленным как «добродетельныйград» у ал-Фарабй и «мир религии» у исмаилитов. «Братьячистоты» в своих трактатах распространяли научные зна­ния своей эпохи и стремились указать путь к достижениюиндивидуального счастья, опираясь в числе прочего и нагностико-пифагорейское наследие.

Исмаилитская исто­риософия признала человеческую историю единым, хотяи разбитым на несколько повторяющихся циклов процес­сом, который имеет и космико-метафизическое значение,завершая построение оснований мироздания. Ибн Туфайл взнаменитой робинзонаде, поселив Хаййа на необитаемыйостров, в русле традиции, заложенной Ибн Сйной («ХаййИбн Йакзан») и продолженной ас-Сухравардй («ал-Гурбаал-гарбиййа», «В западне Запада»), исследует познаватель­ные способности человеческой души. Ибн Рушд в «Рассуж­дении, выносящем решение...» пытается доказать, что занятияфилософией относятся к числу не просто разрешенногоЗаконом, но «обязательного» (ваджиб), поскольку дают, ис­тинное знание, а последнее входит в число условий веры,и утверждает, что расхождения между философией и Зако­ном должны решаться в пользу первой.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5302
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее