Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1

Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 101

PDF-файл Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 101 Современная философия и методология науки (63730): Книга - 9 семестр (1 семестр магистратуры)Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf) - PDF, страница 101 (63730) - СтудИзба2020-08-20СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 101 страницы из PDF

876; Сабит Ибн Курра, ум. 900; Куста Ибн Лука,ум. 912; Йахйа Ибн 'Адй, ум. 947). На арабский язык черезсирийский или непосредственно был переведен практичес­ки весь аристотелевский корпус, в который вошла и апок­рифическая «Теология Аристотеля», представлявшая собойпереложение последних трех глав плотиновских «Эннеад»,диалоги Платона («Законы», «Софист», «Тимей» и др.), тек­сты Порфирия, Александра Афродисийского, Галена. Нео­платонизму и аристотелизму принадлежит решающая рольв ряду заимствований, менее заметна роль стоицизма и пи­фагореизма. Платоновский идеализм, хотя и был известен,не оказал решающего влияния на арабо-мусульманскуюфилософию в силу трудносовместимости с выработаннымв ней фундаментом метафизики.

Влияние античных ис­точников подчас ограничивалось уровнем терминологиии фразеологии и не захватывало глубинных мыслительныхходов; именно так, напр., был воспроизведен неоплатонизмв суфизме, будучи по сути своей плохо совместим с карди­нальным тезисом этой философии о двуединстве миропо­рядка. В других случаях заимствование не ограничивалосьрамками философии, но захватывало едва ли не все сферытеоретической мысли, как то было с элементами аристоте­левской логики, хотя наряду с этим силлогистика не сталавсеобщим органоном, а родовидовая схема организациинаук так и осталась неосуществленным авиценновскимпроектом. Степень и границы влияния всякий раз былинастолько широкими, насколько это требовалось и допус­калось собственными задачами развития арабо-мусульманской философии.Философия оказывала влияние на другие отрасли теорети­ческого знания и в то же время разделяла с ними некоторыехарактерные подходы и мыслительные схемы.

Наиболееблизкими к ней в этом плане были фикх и филология. Всфере этих наук был выработан механизм описания соот­ношения между началом и следствием как между «основой»и «ветвью» (см. 'Аса), позволивший осмыслить связь меж­ду первично-утвержденным и зависимым, между общим ичастным, между предшествующим и последующим, изна­чальным и производным как единое отношение. Отноше­ние «явное-скрытое» (см. Явное) обосновывало пониманиеструктуризации внешнего мира и знания о нем.

Другим важ­нейшим элементом общего теоретического инструментариястала теория указания на смысл (ма'нан), в которой былиразработаны принципы понимания слова и вещи, приня­тые в т. ч. и в философии. Ряд направлений разрабатывалсяклассическими науками арабо-исламского мира параллель­но философии (прежде всего это касается арабоязычных пе­рипатетиков) с опорой на собственные реалии культуры, ане на школьную традицию. Так, наряду с комментировани­ем арабоязычными перипатетиками аристотелевской «По­этики» развивалась собственная поэтика, строившаяся напонимании метафоры не как родового расширения поня­тия, а как разработки структуры «истинного» соотношениямежду «выговоренностью» и «смыслом».

Помимо умоз­рительной теории «добродетельного города», созданнойал-Фарабй в немалой степени под влиянием платоновскихидей, была разработана теория исламского государства иуправления («ал-Ахкам ас-султаниййа», «Регулятивы влас­ти», Абу ал-Хасана ал-Мйвардй, одноименное произведениеего современника Абу Йа'ла ал-Фарра').Принципы организации проблемного поля арабо-мусульманской философии были закреплены уже в каламе.

Здесьбыл высказан тезис об универсальном и первичном деле­нии на первоначало (Бог) и все прочее (гайр ал-лах, сиваал-лах — иное чем Бог), закрепившийся и не подвергав­шийся сомнению на протяжении развития классическойарабо-мусульманской философии. Ее эволюция может бытьпрослежена как разработка понятия первоначала и возмож­ности его связи с «иным», что потребовалр в конечном счетепереосмысления категорий «иное» и «инаковость».

Поста­новка этой проблемы предполагала и постоянное внима­ние к вопросу о возможности соотнесения единства началаи множественности порождаемого им мира. Определениеих связи опиралось на понимание того, что такое «вещь»и как она может быть представлена как таковая и в нашемпознании (см. Вещь). На этом пути был определен фунда­ментальный метафизический подход к пониманию вещикак утвержденной до и независимо от своего существованияи несуществования (см. Утвержденность), а в дальнейшемразвернулась дискуссия по поводу соотношения этих поня­тий. Понимание вещей как развернутых в своем несущес­твовании, предшествующем их существованию, либо какутвержденных, либо как возможных (см.

Возможность) кор­релировало с фундаментальным гештальтом^ядв, характер­ным для классической арабо-мусульманской философии ирегулировавшим понимание причинности. В значительноймере влиянием этого гештальта объясняется и пониманиесоотношения вечного и временного как равноразвернутыхрядов, характерное по меньшей мере для калама и суфизма(см. Вечность).В каламе вырабатывается понимание первоначала как со­вершенно простого и единого. Одной из главных здесь ока­зывается проблема самотождественности начала, рассмат­риваемого в его различных отношениях к «иному» — вещаммира.

Эта проблема формулируется как проблема божест­венных атрибутов, а ее решение предполагает указание на«самость» начала и его «иной» как «смысл» любого из отно­шений. Так, смыслом отношения начала к миру как «водя­щего» является «самость» начала и сами «водимые» вещимира. Уже здесь инаковость вещей мира диалектически пе­реходит в неинаковость аспектов отношения начала к мирумежду собой и обосновывает последнюю. Другим условиемэтого решения является фактическая бессодержательностьтак выработанного понятия «самость», которое сближает­ся в этом качестве с «оностью» (см. Сущность). Выдвину­тое в каламе решение вопроса об атрибутах как соотноси­тельных и негативных было воспринято в арабоязычномперипатетизме, ишракизме и суфизме.

Понимание вещейкак утвержденных до своего существования, предложенноемутазилитами, может рассматриваться как имплицирующееотрицание творения из ничего, хотя совечность мира творцуздесь не утверждается прямо и не понимается в смысле пос­тоянного наличия материального субстрата вещей. В арабо-156АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ Ф И Л О С О Ф И Яязычном перипатетизме решающим втрактовке первоначаластановится понимание его как источника «необходимости»(см. Необходимость), которую оно сообщает самому себеи далее — «возможным» вещам мира, которые, получая су­ществование, образуют причинно-следственный ряд.

Здесьинаковость первоначала и прочих вещей зиждется на раз­личии «самостной необходимости» и «самостной возмож­ности». Это учение, вытекающее из различения самости исуществования, было разработано ал-Фарабй и Ибн Сйной иподвергнуто критике Ибн Рушдом. Своего крайнего напря­жения понимание инаковости первоначала и мира достигаетв исмаилизме, где функция первоначала даже расщепляетсямежду Богом и Первым Разумом, поскольку тезис об утверж­денное™ божественной «оности» позволяет описать пос­леднюю как абсолютно отличную от всего иного, в т. ч.

и полинии обладания существованием (ал-Кирманй). В ишракизме первоначало концентрирует в себе всю действенностьи совершенство, что в силу номиналистического отрицанияпонятия «существование» в ранней редакции этого учения(ас-Сухравардй) означает абсолютизацию начала в его отно­шении к миру вещей, которые представляют собой совер­шенную пассивность и лишенность. Столь разные вариан­ты постановки и решения вопроса об инаковости начала имира тем не менее схожи в том, что выстраивают ряд вещейкак внеположенный началу и ни в каком смысле не тождес­твенный ему.

Особенность суфийской философии опреде­ляется кардинальной перестройкой этой стратегии, в связис чем переосмысливается и понятие «инаковость». Начало имир полагаются двумя сторонами «миропорядка» (ал-'амр),вечностной и временной, составляющими условие сущест­вования друг друга. Инаковость начала в отношении мираоказывается здесь возможной только как неинаковость каж­дой вещи в отношении самого начала и в отношении любойдругой вещи мира. Каждая вещь выступает в этих двух ипос­тасях, как самотождественная и как тождественная любойдругой, что предполагает и кардинальный пересмотр теориипричинности: линейное причинение, признаваемое всемитечениями арабо-мусульманской философии, преобразует­ся в двунаправленное взаимное отношение между вечност­ной и временной сторонами существования одной и той жевещи, что порождает парадоксы нерахтичимости причиныи следствия, самопричинения и т.

п. Так эволюция решенияпроблемы континуализации отношения начала к миру, про­деланная классической арабо-мусульманской философией,привела к пониманию их двуединства.К числу важнейших дискуссий в классической арабо-му­сульманской философии следует отнести вопрос о поня­тии «утвержденность» и возможности его отождествленияс понятием «существование», что предполагало и обсуж­дение связи каждого из них с «несуществованием»; в ходеэтой дискуссии были уточнены термины, описывающиесущность вещи. Другую линию дискуссии составил вопросо том, является ли пространство функцией вещей или ихусловием, а время — функцией следования и совпадениясобытий или условием возможности их фиксации; перваяточка зрения была высказана сторонниками атомистичес­ких, вторая — континуалистских концепций пространстваи времени. Вместе с тем проблема универсалий стояла нестоль остро и не вызвала фундаментальных расхождений всилу того, что решалась на основе модели «вещь-смысл».

Почастным философским проблемам дискуссия шла едва лине между всеми течениями арабо-мусульманской философии.Большую известность получила дискуссия между позднимкаламом и арабоязычным перипатетизмом, которую велиал-Газалй («Тахафут ал-фаласифа», «Шаткость философов»)и Ибн Рушд («Тахафут ат-тахафут», «Шаткость «Шаткос­ти»»), аш-Шахрастйнй («Мусара'ат ал-фаласифа», «Одо­ление философов») и Насйр ад-Дин ат-Тусй («Мусари' алмусари'», «Одолевающий "Одолевшего"») о вечности мира,телесном воскресении, наличии у Бога знания о единичноми другим вопросам.Теория познания, развитая в классической арабо-мусуль­манской философии, находит соприкосновение с метафи­зикой в понятии «истина» (хакйка), которое стоит в равномотношении к этим двум дисциплинам, выражая необходи­мость вещи или знания (см.

Истина). Как метафизическипонятая необходимость вещи может быть изначальной,а может быть полученной извне, так и знание может бытьнеобходимым благодаря себе самому, а может нуждатьсяв чем-то внешнем, что обеспечивает его необходимость.С этой интенцией в трактовке знания связано и характер­ное представление о его правильности как устойчивости,степень которой служит основанием для универсальнопризнававшейся классификации знания как уверенности,мнения и сомнения. Непосредственно-необходимое знаниераспадается, во-первых, на врожденное, под ним, начинаяс арабоязычных перипатетиков, понимались знания, кото­рыми душа не может не обладать, управляя телом, а такжеаксиоматические положения (типа «целое больше части»),признаваемые любым здравым разумом; и во-вторых, наполученное в результате акта познания. Такой акт познанияИбн Сйна именует «интуицией» (хадс), ас-Сухравардй «пог­руженностью в божественное» (та'аллух).

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее