Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 100
Описание файла
PDF-файл из архива "Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 100 страницы из PDF
Традиция приписывает Апулеюдве группы сочинений, которые были впервые объединеныв 14 в.: 1-я («О магии» («Апология»), «Флориды», «Метаморфозы, или Золотой осел»; 2-я — «Асклепий» (латинскийперевод недошедшего на греческом языке герметического трактата, не принадлежащий Апулею), «Περί ερμηνείας»(«Об истолковании» — руководство по риторике 3—4 вв.,содержащее ссылку на Апулея), речь «О божестве Сократа»,аутентичность которой теперь не оспаривается, «О мире»(свободный латинский перевод псевдо-аристотелевскоготрактата «Περί κόσμου») и «Платон и его учение». Аргументыв пользу аутентичности двух последних сочинений сведеныв издании Божо (р.
IX—XXIX).«Платон и его учение» — один из вариантов среднеплатонического учебника платоновской философии, принадлежащего к традиции, близкой Альбину, но не совпадающейс ней. Учебник открывает биография Платона. Отмечая, что Платон первый объединил три части философии,Апулей не дает изложения логики, 1-й частью философиисчитает физику, которая делится на теологию и космологию и антропологию.
Теология включает учение о началах(боге, материи, идеях) и двух сущностях (οϋσίαι, substantiaevel essentiae): умопостигаемой и чувственной. В изложениикосмологии (строение мира из четырех элементов, учениео душе мира, времени, небесных телах) Апулей в основном следует «Тимею». В отличие от учения Альбина о роке(ειμαρμένη) Апулей различает провидение, или божественную мысль (5βηΐβηΐΜ=λόγος), правящую всем тем, что происходит естественно и потому правильно; рок (fatum), илибожественный закон, в силу которого исполняется замыселбожий; и случай (fortuna); наряду с этим Апулей оставляетместо свободной воле (aliquid in nobis=xo έν ήμίν). Подчеркивая трансценденстность первого бога (ultramundanus,exsuperantissimus), Апулей говорит также о «вторичном провидении» младших богов и служебной роли демонов.
Трехчастное строение тела и души излагается в основном по «Тимею», но с учетом перипатетического представления о трех«сущностях» тела. Этика, определяемая как знание средствдостижения счастливой жизни (ср. Arist. Eth Mc 17, 1097 а34 sqq.), включает в себя классификацию благ, добродетелей, пороков, учение об обычном человеке и совершенноммудреце, о подражании богу и о государстве.
В этике Апулеяесть стоические (учение о первичной склонности=о1кБ1аютс,,о совершенном мудреце) и перипатетические (идеальноегосударство — результат смешения монархии, олигархиии демократии) моменты, отсутствующие у Альбина. О популярности философских сочинений Апулея в латинскойтрадиции свидетельствуют ссылки на него у Августина иСервия.Соч.: Opera, v. 3; De philosophia libri, ed. P.
Thomas. Lpz., 1908;Opuscules philosophiques et fragments, ed. J. Beaujeu. P., 1973; DePhilosophia libri tres, ed. A. Moreschini. Lpz., 1992; в рус. пер.:Платон и его учение. — В кн.: Учебники платоновской философии, сост. Ю. А. Шичалин. М.—Томск, 1995, с. 39—66; Апология. Метаморфозы. Флориды.
О божестве Сократа. М., 1988.154АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ Ф И Л О С О Ф И ЯЛит.: Regen F. Apuleius Philosophus platonicus. В.—N. Υ, 1971;Dillon J. The Middle Platonists. L., 1996, p. 306-340. См. также лит.к ст. Средний платонизм,Ю. А. ШичалинАПУРВА(санскр. Apurva- не-первое, возникающее после) одна из важнейших категорий щрва-мимансы, означающаяцель жертвоприношения. По мнению мимансаков, лишьнесведущие люди приписывают богам человеческие черты.Источником представлений о божествах как о могущественных персонажах способных влиять на судьбы людей,являются смрити и многочисленные местные традиции. Ихавторитет, однако, несопоставим с авторитетом ведийскоготекста.
Веды же, согласно учению мимансы, содержат лишьимена богов, но не призывы поверить в их реальное существование. Согласно мимансе, жертвоприношение производится не для того, чтобы добиться расположения божества,а ради достижения определенного результата. Этим результатом является апурва — таинственная чудесная сила, неприходящая к человеку извне, но «вырастающая» из глубинего существа. Эта сила появляется не по истечении каждогоотдельного обряда, но составляет итог всей жизни человека и результат всего содеянного им.
Учение об апурве сталоодним из вариантов брахманистского ритуалистическогорешения центрального вопроса индийской религиознойфилософии — как достичь освобождения от профанического земного бытия.А. В. ПименовАРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - традицияфилософской рефлексии, возникшая и развившаяся в эпохугосподства исламского мировоззрения в условиях преимущественно арабоязычной цивилизации и претерпевшая внаши дни значительную трансформацию под влияниемзападной цивилизации и философии. История арабо-мусульманской философии включает три основных этапа:классический, или средневековый (8—15 вв.); позднее средневековье (16—19 вв.); современность (2-я пол.
19—20 в.).В классический период возникают и получают развитиепять основных философских направлений и школ, дляпозднесредневекового этапа типичен эклектический подход,современность характеризуется поиском путей сохраненияцивилизационных основ классического общества в новыхусловиях.КЛАССИЧЕСКИЙ (СРЕДНЕВЕКОВЫЙ) ПЕРИОД.Несмотря на то что терминами «классический» и «средневековый» пользуются арабо-исламские, западные и отечественные историки философии, они вряд ли могут бытьпризнаны более чем маркерами определенной историкофилософской эпохи в силу принципиальной трудности раскрытия их содержания применительно к традиции, отличной от западной.
Классический период начинается спустяприблизительно сто лет после возникновения ислама, которые понадобились для того, чтобы новое мировоззрение,связанное с монотеистической религией, вполне овладелоумами. За это время исламское государство распространилось на обширных территориях Ближнего и СреднегоВостока и Северной Африки, включив в свою орбиту многочисленные народы, уже испытавшие значительное влияние философского наследия античности и исповедовавшиезороастризм, христианство, гностицизм. Хотя эти факторыоказали воздействие на зарождение теоретической рефлексии и, в частности, философской мысли в арабо-исламском мире, последняя никак не сводится к сумме внешнихвлияний и заимствований.
Она представляет собой самостоятельный историко-философский феномен, характеризующийся собственным способом задания проблемногополя и рациональными критериями оценки допустимостипостановки задач в его пределах и правильности их разрешения. На этой основе сформировался блок проблематики,общей для всех течений классической арабо-мусульманскойфилософии и послужившей в ней предметом дискуссий. Онвключает вопросы метафизики (первоначало и его отношение к множественному миру, модусы существования-несуществования и соотношение между ними, причинность),теории познания (истина, типология знания, интуитивноеи дискурсивное познание), учения о человеке (человек какнаделенный способностью действия и познания, практически-созерцательное отношение человека к миру и первоначалу).
Эта проблематика носит системообразующий характер для философских учений пяти основных течений ишкол, представленных в этот период: калама, арабоязычногоперипатетизма (фалсафа), исмаилизма, ишракизма (философия озарения) и суфизма. За исключением арабоязычного перипатетизма, ни один из этих терминов не обозначаеттолько философское течение. На первом, мутазилитскомэтапе развития калама (8—10 вв.) ставились и такие вопросы, которые, хотя и были имплицированы философскойпроблематикой, далеко выходили за ее пределы, а на втором, ашаритском этапе произошла догматизация учения,когда были введены существенные ограничения на свободурассуждения, лишившие теоретизирование философского характера.
Кроме того, мутазилиты активно занималисьвопросами фикха (религиозно-правовая мысль) и филологии в их связи с философской проблематикой. Исмаилизмпредставляет собой активное религиозно-политическоеучение, сохранившееся в наши дни; ишракизм впитал многие элементы традиционной иранской культуры, преждевсего зороастризма; суфизм, или исламский мистицизм, является мощным феноменом духовной жизни, влияющим ина современную мысль. Вместе с тем каждое из названныхтечений выработало тот тип рефлексии, который долженбыть отнесен к философскому. Он может быть определенкак попытка осмысления в конечных формах того, что выходит за пределы конечного, при проверке каждого шага такого осмысления на соответствие принципу разумной обоснованности.
Это рефлексия над основаниями универсума,выясняющая возможность и условия его охвата в мысли.Источники классической арабо-мусульманской философиираспадаются на две группы. Это, с одной стороны, основополагающие мировоззренческие тезисы, которые получилизакрепление в Коране.
Речь не идет о том, что философия каким бы то ни было образом сводится на каком-то этапе к экзегетической деятельности или теологии. Экзегеза получиласвое более чем достаточное развитие в традиции «толкований» (тафсйр, та'вйл), тогда как потребность доктринального оформления ислама удовлетворялась «вероучением»('акйда); и то и другое относится к числу высокоразвитыхдисциплин традиционной мысли. Значение кораническоготекста для философии заключается в парадигматическомзакреплении тезиса о едином первоначале множественного мира, стоящем к этой бесконечной множественности155АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ Ф И Л О С О Ф И Яв генетическом отношении и тем не менее совершенно отнее отличном, и о человеке как носителе разума и этического начала, поставленном выше всех существ и наделенном властью распоряжаться мирозданием к свой пользе. Сдругой стороны, это богатое наследие античной философской мысли, ставшее доступным благодаря активному переводческому движению первых веков ислама (Хунайн ИбнИсхак, ум.