Реале Дж._ Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1_ 2 тома (Реале Дж._ Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1_ 2 тома.pdf), страница 19
Описание файла
PDF-файл из архива "Реале Дж._ Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1_ 2 тома.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 19 страницы из PDF
62, Дильс-КранцЛюдей после смерти ожидает то, чего они не чают и не воображаютфр. 27, Дильс-Кранц32 Греческие истокиВсе, что мы видим наяву,— смерть; все, что во сне,— сон; все, что по смерти,— жизньфр. 21, Дильс-КранцС сердцем бороться тяжело, ибо чего оно хочет, то покупает ценой души [= жизни]Фр. 85, Дильс-КранцСивилла же бесноватыми устами несмеянное вещает, и голос ее простирается на тысячу лет черезбога(фр.
92, Дильс-КранцСолнце не преступит положенных мер, а не то его разыщут Эринии, союзницы Правдыфр. 94, Дильс-КранцБудучи в Аиде [мудрым суждено] восставать [от сна смерти] и становиться наяву стражамиживых и мертвыхфр. 63, Дильс-КранцЧеловек, общество и правоЧьи только речи я не слыхал, но никто не доходит, чтобы понять, что Мудрое ото всех обособленнофр. 108, Дильс-КранцСухая душа — мудрейшая и наилучшаяфр.
118, Дильс-КранцНарод должен сражаться за попираемый закон как за стену городафр. 44, Дильс-КранцДикэ (справедливость) настигнет мастеров лжи и лжесвидетелейфр. 28, Дильс-КранцМоре есть вода чистейшая и вода грязнейшая: рыбам — питьевая и спасительная, людям —негодная для питья и губительнаяфр. 61, Дильс-КранцСвиньи грязью наслаждаются больше, чем чистой водойфр.
13, Дильс-КранцЧеловек — свет в ночи: вспыхивает утром, угаснув вечером. Он вспыхивает к жизни, умерев, словнокак вспыхивает к бодрствованию, уснувфр. 26, Дильс-КранцПифагор и пифагорейцы 33Вотще очищаются кровью <кровью> оскверненные, как если бы кто, войдя в грязь, грязьюотмывался: его сочли бы сумасшедшим, если бы кто из людей заметил, что он так делает. И изваяниямэтим они молятся, как если бы кто беседовал с домами, ни о богах не имея понятия, ни о герояхфр.
5, Дильс-КранцВек — дитя играющее, кости бросающее, дитя на престолефр. 52, Дильс-КранцД. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (12) — «Издательство Пневма», С-Петербург, 2003, 688 с , илЯнко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru34Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу — бренным вещам, а большинствообжирается, как скотыфр. 29, Дильс-КранцДуши, павшие в бою, чище тех, что умерли в болезняхфр. 25, Дильс-КранцОдин мне — тьма, если он наилучшийфр. 49, Дильс-КранцПроизвол (ubris) надо гасить пуще пожарафр.
102, Дильс-КранцЗакон именно в том, чтобы повиноваться воле одногофр. 33, Дильс-КранцЭфесцы заслуживают того, чтобы их перевешали всех поголовно за то, что изгнали они Гермодора,мужа из них наилучшего, сказавши: "Среди нас никто да не будет наилучшим! А не то быть ему начужбине и с другими!"фр. 121, Дильс-КранцПифагор и пифагорейцыС пифагорейцами понятие "первоначало" теряет связь с физическими элементами.
Теперь начало всехвещей — число. Феномен музыкальной гармонии, астрономические, климатические и биологическиефеномены обнаруживают некую соразмерность, в свою очередь регулярность выражается в числовыхпропорциях. Так число становится причиной любой вещи, оно выражает суть взаимосвязи всего сущего.Не только числа как таковые образуют основание реальности. Важнее даже элементы числа: пределкак принцип определения и беспредельное в качестве неопределенного принципа.
Каждое число есть34 Греческие истокисинтез двух элементов: в четных величинах преобладает неограниченное и неопределенное, а внечетных — предел. Если все есть число, порядок, то и весь космос представляется в виде численноупорядоченной гармонии, познаваемой во всех его частях.
Пифагорейцы использовали орфическоепредставление о переселении душ — метемпсихозе, а также идею искупления грехов. Все же орфикисвязывали процесс очищения (катарсис) с ритуальными обрядами. Пифагорейцы исповедывали идеалсозерцательной жизни в истинно греческом духе — через активный научный поиск.Пифагор родился на Самосе. Расцвет его жизни пришелся на 530 год до н. э., а умер в начале V века.Сначала он жил и работал в Кротоне, но вскоре пифагорейское учение завоевало Средиземноморье отСибари до Реджио, от Локр до Метапонте, от Агригента до Катании.
Влияние пифагорейцев на политикутакже нельзя не отметить. Форма аристократии, опиравшаяся преимущественно на слои торговцев,нашла развитие особенно в колониях. Рассказывают, что кротонцы в страхе, что Пифагор может статьтираном города, подожгли здание, в котором он собирался со своими друзьями. По одной версии,философ сгорел в этом здании, по другой — Пифагору удалось бежать и умер он в Метапонте.Множество из сочинений, приписываемых Пифагору, — фальсификации.
Не исключено, что свое учениефилософ излагал только или преимущественно устно.Большинству жизнеописаний Пифагора не стоит слишком доверять, ибо вскоре после смерти он сталлегендой, каждому его слову придавали значение пророчества. Отношение к его учению великолепноотражает фраза "Autos epha, ipse dixit" — "Так сказал он". Уже Аристотель не мог отделить слова самогоПифагора от высказываний учеников, поэтому говорил о так называемых пифагорейцах, жившихобщиной, где никого нельзя было выделить. И мы будем говорить о пифагорейцах в обобщенномсмысле.Число как первоначалоВ процессе перемещения ионийцев из восточных колоний в западные их философские представлениязаметно усложнялись.
Формирование нового климата отразил Аристотель в следующих словах:"Пифагорейцы первыми научились применять математические понятия... Элементы числа в ихпредставлении были элементами самих вещей, а весь универсум — числовой гармонией". Не будемудив35Пифагор (втор. пол. VI — нач.
V в. до н. э.), основатель греческой математики,теоретик и практик "созерцательной жизни" (фрагмент фрески Рафаэля "Афинскаяшкола")Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (12) — «Издательство Пневма», С-Петербург, 2003, 688 с , илЯнко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru3536 Греческие истокиляться такой постановке проблемы, ведь открытие математической регулярности всего сущего ивпрямь изменило стратегию познающего разума и ход развития всей западной культуры. Оказалось, чточисловым соотношением можно представить решительно все. Даже неземное сладкозвучие кантов,принцип работы музыкальных инструментов — все это объяснимо соотношением длин струн и весамолоточков, ударяющих по струнам.
Основу музыкальной грамоты заложили именно пифагорейцы,установившие гармонические соотношения октавы, квинты и кварты (1:2, 2:3, 3:4). Числовыезакономерности года, сезона, дней и месяцев, инкубационные периоды созревания зародышей, циклыбиологического развития, как оказалось, были ими также описаны. Иногда пифагорейцы, увлеченныечисловыми играми, теряли чувство меры.
Некоторые из них справедливость отождествляли с числом 4или 9, квадратом двух и квадратом трех, четного и нечетного. Науку и разум обозначали единицей, аизменчивое мнение — двойкой.Тем не менее можно понять числовой принцип всех вещей только при условии, если мы в состояниивосстановить архаичный смысл понятия числа. Вплоть до Аристотеля философы не отделяли число отреальности.
Для нас это извлекаемая умом абстракция, для пифагорейцев число было физисом всегосущего.Элементы числаВещи связаны с числом как с первоначалом. Однако сами числа обязаны своим происхождениемпервичным элементам. Числа составляют некое неопределенное множество, последнее определяетсяпутем установления ему предела — 2, 3, 4, 5, 6 и до бесконечности. Число состоит из двух элементов:неопределенное и неограниченное, с одной стороны, и определяющее и ограничивающее — с другой.Число, следовательно, рождается как гармония конечного и бесконечного, она дает жизнь всемупрочему.В числах всегда обнаружимо преобладание одного элемента над другим.
В четных доминируетнеопределенное — менее совершенное для пифагорейцев. Нечетные величины связаны с процедуройограничения. Если мы изобразим число комбинацией геометрических точек так, как это делали древниепри помощи камешков (отсюда термин "калькуляция"), то заметим, что в четной величине есть пустота,значит, для стрелы, пущенной между точками, нет никакоД. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (12) — «Издательство Пневма», С-Петербург, 2003, 688 с , илЯнко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru36Пифагор и пифагорейцы 37го ограничения.
Нечетное число сохраняет свою целостность, ибо есть точка самоограничения исамоопределения.Любопытно, что нечетные числа пифагорейцы называли мужскими, а четные — женскими. Четныечисла казались им прямоугольными, а нечетные — квадратными. Нечетные числа, расположенные в видемножества, дают квадрат, четные — прямоугольник (см.