Реале Дж._ Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1_ 2 тома (Реале Дж._ Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1_ 2 тома.pdf), страница 17
Описание файла
PDF-файл из архива "Реале Дж._ Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1_ 2 тома.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 17 страницы из PDF
Океан и Тефию они считали генераторами всего, а то, чем клялисьбоги, говорили они, была вода, которую именовали Стиксом. В самом деле, наиболее почитаемое естьдревнее, а также то, что более достойно уважения. Однако такое понимание природной реальности,возможно, и не самое древнее, зато утверждают, что именно Фалес первым выразил эту теориюпервой причины.Аристотель, Метафизика, книга 3, 10 — 14фр. 12, Дильс-КранцНекоторые утверждают, что душа разлита во всем.
Возможно, исходя из этого, Фалес и выводил,что все полно богов.Аристотель, О душе, книга 1, 5, 10фр. 22, Дильс-КранцПо-видимому, Фалес считал, судя по рассказам, что душа есть нечто, что способно приводить вдвижение, говорил, что и у магнита есть душа, которая притягивает железо.Аристотель, О душе, кн 1, 2, 1922 Греческие истокиАнаксимандр из МилетаУченик Фалеса Анаксимандр родился в конце VII века до н. э. и умер в начале второй половины VI в.до н. э. Его трактат "О природе" можно считать первым философским трактатом в прозе.
Новая формалитературной композиции отвечала природе логоса, развивающегося свободно. Даже метрическая рифмане должна сковывать его развития. В политической жизни Анаксимандр был активнее Фалеса,рассказывают, что он руководил переселением колонии из Милета в Аполлонию.Проблематика первоначала углубляется положением, что вода, как и все прочее, производна отбесконечной природы — физиса.
Анаксимандр вводит термин "апейрон", что означает "лишенноеграниц", то, что количественно и пространственно неопределенно. Апейрон, будучи беспредельным, даетначало всем вещам. Он обнимает и окружает все, управляет и содержит окруженное путем наложенияграниц и давая определенность всему, что от него происходит, сосуществует с ним и внутри него.Божество Анаксимандра (как и Фалеса) становится первопринципом. Все другие боги —бесконечные, рождающиеся и умирающие миры. Только апейрон — архе — вечен, ибо никем несотворен.
Фалеса не интересовал вопрос, как и почему из первоначала рождается все прочее.Анаксимандр, отвечая на этот вопрос, говорит, что причина возникновения вещей — своего роданеправедность, а причина их распада — искупление такой неправедности. Возможно, он имел в виду, чтомир состоит из серии противоположностей, например холодного и горячего, сухого и влажного и т. п.Несправедливость состоит в их антагонизме, в том, что одна тщится устранить другую. Многие ученыеД. Антисери и Дж. Реале.
Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (12) — «Издательство Пневма», С-Петербург, 2003, 688 с , илЯнко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru29отмечают здесь влияние идей орфиков. Идея первоначальной вины и ее искупления, необходимостивосстановления справедливого равновесия несомненно присутствует у Анаксимандра.Бесконечно первоначало, бесконечны и миры в том смысле, что наш мир сосуществует одновременнос бесконечной серией других рождающихся и умирающих миров, что ему также предшествовали ивоспоследствуют множество других. Вечным космосом управляют два начала — холодное и горячее.Холодное — результат превращения горячего — огня, сформировавшего воздушную периферическуюсферу.
Огненная сфера разделена на три части: солнце, луну23Анаксимандр (барельеф, Национальный музей, Рим)и звезды. Жидкий элемент стекает в земные складки, так образуются моря и океаны.Земля, которую тогда представляли в цилиндрической форме, ничем не поддерживается: она держитравновесие в силу равноудаленности от всех концов, то есть благодаря равновесию сил. Под действиемсолнца из жидкого элемента возникли первые простейшие животные. Из них возникли более сложныеживые существа.
Поверхностный читатель назовет смешным такой взгляд на вещи — и напрасно.Вспомним, что земля Фалеса покоилась на воде. Поддерживающее Землю равновесие сил уАнаксимандра — весьма сложное и близкое нам представление. Идея возникновения жизни в воднойстихии и постепенной эволюции видов из морских обита24 Греческие истокителей была исключительно новаторской в ту эпоху. Это говорит о том, что Логос, соревнуясь смифом, делал все более решительные шаги.Анаксимен из МилетаОб ученике Анаксимандра Анаксимене мы знаем как об авторе прозаического сочинения "Оприроде". Сохранились три его фрагмента и несколько сюжетов в пересказе современников.
Бесконечноепервоначало, по Анаксимену, — это ничем не ограниченная воздушная субстанция. Как душа дает жизньнашему телу, так воздух обнимает, а дыхание одушевляет весь мир. Как Фалес и Анаксимандр,Анаксимен обожествляет воздух.Как же воздух мог стать первоначалом? Анаксимен чувствовал потребность логически вывести иобосновать идею изначальной реальности. Поскольку воздух — самая подвижная среда и лучше другихэлементов может способствовать превращениям других вещей, то именно на него пал выбор.Охлаждаясь, воздух становится водой, затем землей. Разряжаясь и расширяясь, он нагревается истановится огнем. Меняющееся давление воздушной субстанции дает начало всем вещам.
Мы видимлогическое завершение главной идеи милетских мудрецов. Взаимодействие динамических сил даетэффект конденсации и разряжения, однако в совершенную гармонию они приходят благодаря особымсвойствам первоначала. Душа воздушна, ее космическая роль — быть прародительницей сущего.Ионийская мысль становится первой ступенью, понявшей свои задачи философии, ее кульминационныймомент совпал с творчеством Анаксимена.Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (12) — «Издательство Пневма», С-Петербург, 2003, 688 с , илЯнко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru30Анакснмвн (тексты)С полным основанием бесконечное все рассматривают как первоначало, ведь невозможно, чтобыоно существовало напрасно, также трудно допустить, чтобы оно было чем-то иным, чем началом. Всесущее либо есть начало, либо исходит из начала, только у бесконечного нет никакого начала, ибо началобыло бы его концом.
Будучи началом, бесконечное не возникает и не уничтожается, ведь то, что развозникло, по необходимости получает завершение, и всякое уничтожение приводит к концу. Поэтомумы и говорили, что у бесконечного нет начала, оно самоПервые ионийцы о начале всех вещей 25есть начало всего прочего, оно все объемлет и всем управляет, как утверждают те, кто недопускает помимо бесконечного ничего другого, даже разума или любви. Это начало божественно, ибобессмертно и неразрушимо, так говорили Анаксимандр и большинство философов физиса.Аристотель, Физика, кн 3, 4.
203ЬНачало всех существ есть бесконечное... Из чего вещам рождение, в то же самое и гибельсовершается по роковой задолженности, в самом деле, взаимно они наказываются и выплачивают другдругу причиненный ущерб в назначенный срок времени.Анаксимандр, фр. 1, Дильс-КранцАнаксимандр полагал, что все [явления] вызываются пневмой; всякий раз, когда охваченная со всехсторон густым облаком пневма вырывается наружу благодаря тонкости своих частиц и легкости,разрыв [облака] вызывает грохот, а [образовавшаяся] брешь — просвет на фоне черноты облака.Мнения философов, III, 3, 1Как наша душа, будучи воздухом, скрепляет вместе каждого из нас, так дыхание и воздухсоединяют весь космос.Анаксимен, фр. 2, Дильс-КранцАнаксимен, тоже милетец, сын Эвристрата, полагал, что начало есть бесконечный воздух, изкоторого рождается все, что есть и что будет, а также боги и божественные существа, а все прочее— от его потомков.
Свойство воздуха таково, что, когда он однороден и усреднен, то невидим, аобнаруживает себя, когда становится холодным, горячим, влажным и подвижным. Движется онвсегда, ибо если б не двигался, то ничто не менялось бы. Сгущаясь и разрежаясь, [воздух] приобретаетвидимые различия. Так, растекшись до сильной разряженности, он становится огнем; в среднемсостоянии он возвращается к природе ветра; по мере сгущения воздух становится облаком;сгустившись еще больше, становится водой; еще больше — землей, а на предельной плотности —камнем.
Таким образом, горячее и холодное как противоположности предшествуют возникновениювсего. Земля плоская и ее несет воздух, так же Солнце, Луна и другие звезды, состоящие из огня,плавают по воздуху благодаря своей плоской форме. Светила родились от Земли вследствии испарений,когда испарина разрежается, рождается огонь, а из поднявшегося огня скручиваются звезды. Светила,полагал Анак26 Греческие истокисимен, движутся не под землей, как думают некоторые, а вокруг Земли, словно берет на нашейголове.
Солнце прячется не потому, что заходит под Землю, а потому, что скрывается за болеевысокими сторонами Земли. Зима происходит от того, что Солнце удаляется. Звезды не греют из-заудаленности на большое расстояние. Ветры дуют, когда чрезмерно сжатый воздух в результатеразрежения приходит в стремительное движение. Когда он скучится и загустеет, рождаются облака,которые затем превращаются в воду.
Когда падающая из облаков вода замерзнет, образуется град.Когда влажные облака замерзнут, возникает снег. Когда облака расщепляются силой воздушныхпотоков, рождается молния. Радуга возникает, когда солнечные лучи падают на загустевший воздух,землетрясение — результат изменений земли вследствии перегрева и охлаждения.