Mironov_A.V._Filosofiya_nauki_tehniki_i_tehnologij (Mironov_A.V._Filosofiya_nauki_tehniki_i_tehnologij.pdf), страница 36
Описание файла
PDF-файл из архива "Mironov_A.V._Filosofiya_nauki_tehniki_i_tehnologij.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 36 страницы из PDF
«Техника вторгалась во все области жизни, включаябыт и жилище; она создавала новый уровень комфортности — процесс, который с 1860-х гг. стал приводить к качественным изменениям. Технизация быта не ограничивалась использованием новых устройств — водопровода, канализации, центрального отопления, газовых плит. Принципы организации производства стали проецировать наорганизацию быта» [51, c.
200]. С началом промышленнойреволюции техника (промышленное производство), а затем, с переходом в постиндустриальную стадию, «сумматехнологий» сделали мощь человечества сопоставимой сомногими геологическими процессами.Выяснение «первичности» социума с индивидуумамиили инструмента с наукой и технологиями уведет нас вдебри высокой степени абстракции, тем более обоснование первичности инструмента нуждается в допущенииинопланетян, а это для философии противопоказано.
Обращу внимание читателей на то, что несмотря на это возможны оба варианта описания, в которых антропный илитехнический фактор могут оказывать доминирующее воздействие. Но свободой воли обладает только человек. Емупринимать решения, с него и будет за них спрошено.В отсутствии инопланетян человеческая деятельностьпротекает не в безвоздушном пространстве. Преобразовательная деятельность осуществляется в географиче196ском ландшафте и соответствующих ему климатическихусловиях. Благодаря своим знаниям, технике и организации коллективного труда осуществляется преобразованиеландшафта, использование его свойств в создании подконтрольного человеку СТБГ-комплекса.Первоначально в философии ландшафт рассматривалсякак фактор влияния на социум [92; 110; 149].
Эта точка зрения подтверждена для древних обществ102, но с развитиемВеликой Триады ландшафт стал формироваться искусственно (в городских комплексах это особенно заметно).При технократическом мышлении возник идеал — ландшафт, полностью сформированный человеком. Ле Корбюзье и другие предлагали разнообразные концепции технотворного города-сада или «Лучезарного города».
В их представлениях, ландшафт был исключительно рукотворным:это была искусственная система, ничем не отличающаясяот садов Семирамиды, заменяющая природу ее имитацией, «идентичной» натуральной. Частным проявлениемэтого идеала стал дом с искусственным климатом и дажелишенный окон [216, p. 133]. Человек оказывался в полностью замкнутом пространстве, которое технократами выдается за подлинную природу и естественную среду обитания. Ле Корбюзье считал, что придуманная им системакондиционирования «точный воздух» полностью удовлетворит жителей.
Нет нужды упоминать, что эта система игнорировала такую характеристику воздуха, как влажностьи другие характеристики.102Воздействие ландшафта на социум проявляется в морфологических признаках, получивших наименование адаптивных типов. «Каждый из этих типов соответствует какому-либо ландшафтному илигеоморфологическому поясу […] и обнаруживает сумму генетическидетерминированных приспособлений к ландшафтно-географическим,биотическим и климатическим условиям этого пояса, выражающемусяв физиологических характеристиках, благоприятных в терморегулируемом отношении сочетаний размеров и т.д.» [5, c.
18 – 19].197Решение проблем виделось архитекторами в созданиирукотворного бытия и, как следствие этого, в преобразовании общественного сознания. «Архитектура или революция?» — вопрошал Ле Корбюзье, предлагая архитектурукак способ изменения жизни и поведения людей.«Техника стала и новым источником метафор архитектурной формы. Более того, влияя на мироощущение и видениемира, она стала продуцировать новые ценности и идеальныемодели» [51, c. 8], — писал об этом времени А.В. Иконников.В моду входил технократизм, не только предложенный Т. Вебленом как политическое движение, но и реально отражающий тенденцию общественного развития.В середине ушедшего столетия утвердилось представление архитектора Л. Миса ван дер Роэ: «Какие блага мы производим и какими орудиями мы пользуемся — это вопросы,не имеющие значения в духовном плане.
Как решается вопрос о сравнительных преимуществах небоскребов и низких домов, строить ли нам здания из стали и стекла — всеэто не важно с духовной точки зрения» [107, c. 374]. Сегодня пришло время опять считать актуальным вопрос о соотношении орудий, материалов, целей и духовной сферы.Развитие городского транспорта внесло ряд существенных изменений в поведение людей, изменило пространственные и временные представления. Первоначальнаядинамика радовала глаз: сокращалось время движения, доступными становились все большие расстояния для включения в повседневную и производственную деятельность.С течением времени ситуация в городах стала меняться.Время пути начало неумолимо увеличиваться.
При уровне автомобилизации 20 – 25 % населения наступает транспортный кризис, связанный с исчерпанием возможностейкоммуникаций, увеличением пропускной способности засчет строительства новых развязок, расширения дороги т.п., дающими краткосрочный эффект [163, c. 4]. Дальнейшее расширение транспортных артерий, помимо тех198нической составляющей (новые дороги, развязки и т.п.),нуждается в философии развития: в прогнозах, стратегииразвития, оптимизации существующего транспортногопотока, учете социологических данных и т.д. Важное место в решении этой проблемы занимает изучение мненияместного населения.В 50-е годы прошлого века в США была осуществленапрограмма строительства хайвэев — скоростных автомагистралей. Для удешевления строительства и в полном соответствии с принципами Ле Корбюзье о градостроительной хирургии [74] она была осуществлена на территорияхбедных кварталов и дешевых, малопригодных в хозяйственном отношении землях.
Теперь Америка пожинаетпоследствия этого решения как экологического, так и социального характера. Дороги прокладывались по болотам,ручьям, влияющим на биоценозы и водостоки окружающих территорий. Игнорирование сложившихся биогеоценозов привело к нарушению стока вод, дальнейшему заболачиванию территорий и другим негативным эффектам. Всоциальном плане транспортные артерии жестко отделилибедные районы от остальной части города, зафиксировавсоциальное расслоение. Закономерными, но непредвиденными последствиями стали усиление пространственнойсегрегации, рост количества заболеваний, увеличение числа суицидов, нарушений закона и широкое распространение наркомании [163, c.
11 – 13].Иллюстрацию воздействия элементов Великой Триадына социум можно приводить до бесконечности, но архитектура и градостроительство интегрируют в себе все социальные, культурные, научные и технико-технологические элементы, наиболее явно представляя все многообразие частных взаимодействий.1993.4. Воздействие обществана науку, технику и технологии«В моей комнате английский рукомойник, а дверь не запирается.Все-таки это поощрять надо — английский рукомойник,то есть прогресс!»И.С.
Тургенев «Отцы и дети»«Накупили английских рукомойников с короткими кранами,а пробки в раковину не вставили,ни руки помыть по-русски, ни умыться по-английски!»Размышление в общественном туалете, г. Москва, XXI векУ человечества был и остается единственный рычаг управления Великой Триадой — собственные цели и ценности.Любой способ перенесения ответственности за происходящее на «объективные законы общественного развития»или «техно-детерминизм» является завуалированной формой отказа нести ответственность за собственные действия.Использование маскировки еще больше подчеркивает истинный смысл предпринимаемых усилий.
Сокрытие истинных намерений оправдано во время военных действий.В остальных случаях это разные степени и формы обмана,прямой лжи, вовлечения добропорядочных граждан в аферу или инфантильная наивность, с которой недалекие людипытаются добиться своих неблаговидных целей.«Никакие, даже самые суперпрофессиональные специалисты, государственные или частные корпорации, государственные и межгосударственные органы не способныбез мощного воздействия гражданского общества выбирать и реализовывать программы и проекты, адекватноотражающие интересы людей. Особенно в такой стране,как Россия» [63, С.
270 – 271], — справедливо утверждает200С.В. Кричевский. Угнетает то, что развитие возможно осуществлять, удовлетворяя потребности корпораций, а ихинтересы представлять как интересы общества. Особенно в такой стране, как Россия, это происходит постоянно.Было бы верхом наивности утверждать, что общество способно верно оценивать стратегические задачи государстваили частные технические производственные решения. Нообщество имеет право законно отстаивать собственныеинтересы, корректируя найденные технические решения,обсуждать предлагаемые проекты, а также способы их реализации. Баланс между техническими решениями и потребностями общества должен учитывать не только интересы корпораций, но и граждан своей страны.Направление, в котором протекает развитие ВеликойТриады, определяется предъявляемыми к ней императивами.
Мы снова сталкивается с различием этих трех элементов. Общество только в ограниченном количестве случаев влияет на развитие науки. Генная инженерия, поисксредств борьбы со СПИДом, раком и другими болезнями увсех на слуху. Но подавляющее число научных исследований вообще не привлекает внимание публики. Технологииволнуют нас уже гораздо больше: это методы организации производства, экологические проблемы, травматизм ипрочие… Техника непосредственно вошла в соприкосновение с людьми: тут требований предъявляется намногобольше, и они разнообразнее.
Поэтому попытки выделитьединые для всех элементов Великой Триады принципы,по которым должно протекать ее развитие, есть утопия ифилософская чехарда. Для всех элементов эти условия разные, а попытки выделить общее либо тривиальны, либолишены конкретного содержания, например требование«экологичности».Все надуманные философские проблемы технологического (технического или научного) детерминизма являются либо частными случаями, которые необходимо решать201по мере их возникновения, либо фальшивой, лишеннойпрагматической ценности спекуляцией.