Диссертация (Натуралистическая концепция языка в языкознании XIX века общее и специфическое), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Натуралистическая концепция языка в языкознании XIX века общее и специфическое". PDF-файл из архива "Натуралистическая концепция языка в языкознании XIX века общее и специфическое", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
183].При этом вероятность благоприятных изменений в небольших популяцияхнизкая: малые популяции с большей вероятностью вымирают, а крупныематериковые места обитания наиболее благоприятны для создания новых видов.Однако,пословамДарвина,частичнаяизоляциятакжепрепятствуетестественному отбору.Скрещивание под контролем естественного отбора приводит не только ктрансформации мутаций, но и к постепенному распространению новыхприспособленийнавсехособей,составляющихпопуляцию.Благодарянепрерывному действию отбора в эволюционном процессе накапливаются новыеадаптивные изменения тех признаков, по которым происходит отбор. Тем неменее, поскольку все части организма тесно связаны между собой, происходиткоррелятивная (соотносительная) изменчивость в процессе эволюции.Постепенное изменение строения организма в зависимости от факторовокружающей среды, в конечном итоге, приводит к образованию новых видов.Конкретное направление эволюции определяется, с одной стороны, эффектоместественного отбора и, с другой стороны, наличием спектра неопределенныхнаследственных отклонений в составляющих популяцию организмах, которыемогут подвергнуться отбору.
Следовательно, наследственная изменчивость –лишь материал для эволюции. Основным фактором эволюции являетсяестественный отбор.ВажнымотносительностиположениемтеорииорганическойДарвинаявляетсяцелесообразности,топредставлениеестьоб«целевойопределенности», целенаправленности (в противоположность каузальности –причинной определенности), когда «лежащую в основе цель характеризуют какконечную причину» (ФЭС, 1998, с. 505). Иными словами, представление о том,что приспособленность организмов к условиям внешней среды, целесообразностьих строения и функций несовершенна: «Не следует изумляться и тому, что все28приспособления в природе, насколько мы можем судить, не абсолютносовершенны… Согласно теории естественного отбора скорее представляетсяудивительным то, что не открыто еще большего числа подобных случаевотсутствия абсолютного совершенства» [Дарвин, 1939, с.
653] (пунктуацияпереводчика).Относительный характер приспособленности и обусловливает эволюцию,заставляет организмы непрерывно совершенствоваться в процессе отбора: «Таккак естественный отбор действует путем конкуренции, то он приспособляет исовершенствует обитателей каждой страны» [Дарвин, 1939, с. 653]. В результатеестественного отбора выживает сильнейший, произошедший от наиболееблагоприятной формы.В работе «Объективное знание. Эволюционный подход» (1972) К.
Попперговорит, что суть эволюционной теории Дарвина сводится к тому, что теживотные, которые плохо приспособлены к меняющейся окружающей среде,гибнут, а те, которые выживают, должны быть очень хорошо приспособленными[Поппер, 2002, с. 74]. В целом, К. Поппер называет теорию естественного отбораисторической, поскольку она рисует ситуацию, а затем показывает, что в данныхусловиях должны произойти именно те события, которые мы хотим объяснить.Иными словами, теория Дарвина представляет собой «обобщенное историческоеобъяснение» [Поппер, 2002, с. 260].Несмотря на жесткую критику, теория Чарлза Дарвина быстро получилапризнание, потому что концепция исторического развития живой природы лучше,нежели идея неизменности видов, объясняла наблюдаемые факты.
Также своейпопулярности она обязана пропаганде дарвинизма многими биологами ифилософами Великобритании, Германии, США, России. Некоторым из них(Томасу Гексли, Эрнсту Геккелю, И.И. Мечникову, П.А. Кропоткину, П.П.Сушкину, М. Мензбиру, А.А. Парамонову и др.) отведено место и в нашемдиссертационном исследовании.Заслуга Дарвина заключается в том, что он показал движущие силыорганической эволюции.
Дальнейшее развитие биологии углубило и дополнило29его представления, послужившие основой современного дарвинизма – «теориипроисхождения видов в той форме, которая была ей придана Дарвином» (ФЭС,1998, с. 124). Теория Дарвина, по мнению А.А. Парамонова, является до сих порактуальной: «Теория Ч. Дарвина во всех своих основных положениях сегоднястоль же убедительна, как и в 1859 г., и даже в большей мере» [Парамонов, 1978,с. 313] (выделение А.А. Парамонова). Это связано с тем, что она дала причинноеобъяснение эволюционному процессу и стала биологической необходимостью:«Такой эффект теории Дарвина связан с тем, что мы не можем предложитькакого-либо другого объяснения того факта, что органическая эволюцияосуществляется через эволюцию приспособлений и без теории отбора нельзяобъяснить, каким образом осуществляется этот приспособительный процесс»[Парамонов, 1978, с.
313].Развитие дарвинизма стимулировало прогресс многих областей биологии,дарвинизм послужил важнейшей теоретической основой сельскохозяйственной имедицинской практики. Дарвинизм имел и важное методологическое значение,так как дал материал для разработки философских и методологических проблеместествознания и языкознания.1.2 Лингвистические идеи Ч. Дарвина в работе «О происхождении видовпутем естественного отбора»В связи с нашим научным интересом к сфере лингвистики, мы рассмотримвлияние дарвиновской теории на эту область научного знания. Отметим, чтолингвистический натурализм, вобравший в себя эволюционные идеи ЧарлзаДарвина, называется В.М. Алпатовым «лингвистическим дарвинизмом» [Алпатов,2005б, с. 80].Сам Чарлз Дарвин в вышеупомянутом труде “On the origin of species byMeans of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle forLife” (1859) [Darwin, 1859] предлагает применить натуралистический подход кязыку на примере создания генеалогической классификации языков.
Сначала он30говорит о родословном древе, куда можно поместить всех существ, относящихсяк одному роду (виду): «Сродство всех существ, принадлежащих к одному классу,иногда изображают в форме большого дерева. Я думаю, что это сравнение оченьблизко соответствует истине. Зеленые ветви с распускающимися почкамипредставляют существующие виды, а ветви предшествующих лет соответствуютдлинному ряду вымерших видов. В каждый период роста все растущие ветвиобразуют побеги по всем направлениям, пытаясь обогнать и заглушить соседниепобеги и ветви, точно так же и виды, и группы видов во все времена одолевалидругие виды в великой борьбе за жизнь» [Дарвин, 1987, с.
95–96]. Таким образом,родословное древо не представляет собой замершую модель устройства природы,а демонстрирует, в том числе, и борьбу за выживание.Затем Дарвин применяет данный принцип к языкам мира: «Этот взгляд наклассификацию заслуживает того, чтобы быть поясненным на примере, взятом излингвистики» [Дарвин, 1987, с. 304]. Так, по его словам, на основании расовойклассификации и анализа всех ныне существующих и вымерших языков идиалектов, выявления праязыка, давшего жизнь другим языкам и диалектам, откоторых, в свою очередь, образовались новые языки и диалекты и т.д., можносоставить генеалогическую классификацию, которая будет включать как мертвые,так и живые языки, родственные между собой. Ученый пишет: “If we possessed aperfect pedigree of mankind, a genealogical arrangement of the races of man wouldafford the best classification of the various languages now spoken throughout the world;and if all extinct languages, and all intermediate and slowly changing dialects, had to beincluded, such an arrangement would, I think, be the only possible one” [Darwin, 1859,p.
422]; “Yet it might be that some very ancient language had altered little, and hadgiven rise to few new languages, whilst others (owing to the spreading and subsequentisolation and states of civilisation of the several races, descended from a common race)had altered much, and had given rise to many new languages and dialects. The variousdegrees of difference in the languages from the same stock, would have to be expressedby groups subordinate to groups; but the proper or even only possible arrangementwould still be genealogical; and this would be strictly natural, as it would connect31together all languages, extinct and modern, by the closest affinities, and would give thefiliation and origin of each tongue” [Darwin, 1859, p.
422].Немецкий лингвист Август Шлейхер, приверженец натуралистическихвзглядов наязык,воспользовалсятеориейДарвинавлингвистическихисследованиях. В своих трудах А. Шлейхер использует натуралистическуютерминологиюприописанииязыковыхявленийигенеалогическойклассификации языков («организм языка», «семейство языков», «виды языков»,«племя языков», «родословное древо языков» и т.п.). Недаром, Чарлз Дарвинписал: «Термины – “сродство, родство, семейства, приспособительные признаки ит.д.”, которыми натуралисты не могут не пользоваться хотя бы в переносномсмысле, перестают быть метафорами и приобретают свое подлинное значение»[Дарвин, 1939, с.
205].В своей работе «Теория Дарвина в применении к науке о языке» («DieDarwinische Theorie und die Sprachwissenschaft», 1863) А. Шлейхер говорит обэтом таким образом: «То, что естествоиспытатели назвали бы родом, у глоттиковименуется племенем; роды, более сродственные между собою, называются иногдасемействами одного племени языков <…> Виды одного рода у нас называютсяязыками какого-либо племени; подвиды – у нас диалекты или наречия известногоязыка; разновидностям соответствуют местные говоры или второстепенныенаречия, наконец, отдельным особям – образ выражения отдельных людей,говорящих на известных языках» [Шлейхер, 1864, с. 6]. Группу языков А.Шлейхер называет семьей, или «фамилией», в которой есть главный и прочиечлены: «Начиная с Европы, мы находим здесь прежде всего кельтическуюфамилию языков, которой главный представитель есть язык старо-ирландский»;«Потом выступает пред нами италийская фамилия, в которой главный член естьязык латинский» [Шлейхер, 1865, с.
23]. Составляя генеалогическое древоиндоевропейских языков, Август Шлейхер использует и понятие «ветви»:«Разделения славянского языка на его ветви можно представить в следующемвиде…» [Шлейхер, 1865, с. 61].32Рассмотрим,каквписалисьидругиеидеиЧарлзаДарвинавлингвистическую концепцию лингвистов натуралистического направления.Как мы указывали в статье «Натуралистичесская концепция языка И.И.Срезневского» [Стекольщикова, 2016в, с. 24], А.
Шлейхер по отношению кязыкам использует выражение «естественные организмы», называет язык живыморганизмом, эволюционирующим независимо от человека, проходящим все этапыразвития, которые присущи любому творению природы: «Языки представляютестественные организмы, которые происходили, возрастали и развивалисьнезависимо от воли человека по известным законам, потом точно так жестарелись и умирали, представляя собою весь тот ряд явлений, которыйобыкновенно подразумевается под названием “жизни”» [Шлейхер, 1864, с. 3].Подобным образом рассуждает и французский ученый А. Овелак в своей работе«Эволюция языка»: «…les langues naissent, se développent, entrent en decadence,s’éteignentcommetouslesêtresorganisés»[Hovelacque,1885, p. 8];ивышеупомянутый И.И. Срезневский, для которого язык – «естественноепроизведение» [Срезневский, 2007, с.